«Система военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе (с учетом опыта проведения специальной военной операции)»

Военно-политическая работа (ВПР) является государственной формой политического руководства Вооруженными Силами и обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ее целевая функция состоит в достижении высокого уровня морально-­политического и психологического состояния войск (сил) в мирное и военное время. ВПР организуется при осуществлении всех видов деятельности войск (сил) с учетом их предназначения, особенностей комплектования, уровня подготовки, морально-политического и психологического состояния (МППС) личного состава, а также социально-политической обстановки в районе дислокации (базирования) воинской части. Особенности организации ВПР при выполнении боевых и учебно-боевых задач определяются соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководствами.

Система ВПР

ВПР в ВС РФ представляет собой не только эффективный инструмент управления войсками (силами), но и целостную функциональную систему по формированию духовно-нравственного потенциала армии, имеющую свою специфику и отличающуюся разнообразием форм и методов работы с военно­служащими. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, единство. Система обладает более высокими свойствами и возможностями по сравнению с элементами, из которых она состоит.
Для ВПР характерны все признаки сложной военно-социальной системы. Во-первых, она имеет иерархическую структуру, управляемую субъектами, которая придает ей организованный порядок и функциональное действие. Во-вторых, много­аспектные внутренние связи между компонентами придают ВПР характер социального механизма, способного оказывать духовно-нравственное и психологическое влияние на сознание и поведение военнослужащих. В-третьих, ВПР соединяет в себе идеальные (духовные ценности, идеалы, принципы) и материальные (аппарат, силы, средства, ресурсы, технологии) компоненты в единое целое и таким образом приобретает интегративное качество, которое состоит в способности формировать убеждения военнослужащих, мотивировать их службу в ВС, влиять на МППС подразделений, частей и соединений. В-четвертых, основные компоненты системы ВПР (военная пропаганда и агитация, военно-политическая подготовка, культурно-досуговая работа и др.), с одной стороны, обладают относительной устойчивостью и самостоятельностью, а с другой — меняются в соответствии с динамикой решаемых войсками (силами) задач. Как адаптивная система ВПР способна развиваться, решать проблемы военной службы и формировать МППС Вооруженных Сил государства.
Таким образом, система военно-политической работы — это совокупность ее компонентов, логически взаимосвязанных между собой и предназначенных для воздействия на сознание и поведение личного состава с целью формирования политического сознания, качеств воина-гражданина, поддержания и восстановления МППС подразделений и частей. Целостность и единство ВПР как системы состоит в том, что все ее компоненты и связи закономерно обусловлены, а ее функционирование объективно необходимо ВС государства для успешного выполнения своей миссии по обеспечению военной безопасности России.
Положения военно-социальных наук, руководящие документы и войсковая практика выделяют такие системные компоненты ВПР, как цели, задачи, функции, принципы, формы и методы. Они представляют содержательно-теоретическую сторону системы ВПР в войсках (силах). Ее другая, организационно-практическая, сторона представлена субъектами и объектами, военно-политическим аппаратом, техническими средствами и организационными формами ВПР.
Основными целями ВПР в ВС РФ являются обеспечение реализации и поддержки личным составом государственной политики в области обороны, решений Президента РФ — Верховного главнокомандующего ВС РФ и Министра обороны РФ, осознанного выполнения личным составом требований Военной присяги, законов, общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, формирования у военнослужащих патриотизма, высокого профессионализма, гордости за принадлежность к ВС РФ, боевой слаженности и сплоченности воинских коллективов.
Под морально-политическим и психологическим состоянием понимается интегрированная совокупность элементов массового сознания военнослужащих, в том числе идейно-политических установок, морально-нравственных ценностей, поведенческих мотивов и настроений, сложившихся под воздействием социальных, военно-политических и психологических факторов, влияющих на моральную готовность и психологическую способность военнослужащих и воинских формирований в целом выполнять поставленные задачи. Оно проявляется в готовности к боевым действиям (выполнению поставленных задач) и боевой (служебной) активности военнослужащих.
Достижение целей осуществляется поэтапно и по направлениям, для которых руководящими документами определены конкретные задачи ВПР в войсках (силах): поддержание высокого уровня МППС личного состава; формирование у него чувства патриотизма, военно-политического сознания и культуры, осознанного отношения к выполнению воинского долга, приказов командиров и начальников, трудовых (служебных) обязанностей, требований законодательных и иных правовых актов РФ; повышение мотивации и профессионального мастерства военнослужащих, формирование у них стремления к добросовестной высокоэффективной служебной и боевой деятельности; обеспечение правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях, формирование у личного состава правовой культуры; создание условий для удовлетворения военнослужащими, членами их семей и лицами гражданского персонала ВС культурных и духовных потребностей, реализации установленных законодательством РФ прав и социальных гарантий.

Главные элементы системы

Субъекты и объекты — главные взаимодействующие структурные элементы системы ВПР. Субъекты воздействуют на объекты с целью формирования у них определенных качеств и состояний. Им принадлежит руководящая и организаторская роль. Поскольку ВПР в ВС РФ — это социально-политический институт, она имеет иерархическую группу субъектов: общественные институты и организации, органы государственной власти и управления, государственные учреждения, общественно-политические и религиозные объединения, а также видные общественные деятели, работники науки и культуры. Но субъектами, непосредственно отвечающими за руководство, организацию и эффективность системы ВПР, являются командиры (начальники), штабы и военно-политические органы.
Согласно требованиям руководящих документов, ВПР в ВС РФ осуществляют органы военного управления и должностные лица всех уровней управления. При этом командующие, командиры и начальники осуществляют руководство военно-­политической работой при решении конкретных задач боевой, мобилизационной готовности и подготовки подчиненных воинских частей и подразделений, поддержание высокого уровня МППС, правопорядка и воинской дисциплины.
Кроме того, командующие и командиры (начальники) ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по организации и содержанию ВПР и лично участвуют в ее проведении, а также осуществляют контроль выполнения поставленных задач по ВПР и подводят итоги этой работы. В их обязанности входят доклады вышестоящему командованию о МППС подчиненного личного состава (его настроениях), состоянии правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных воинских частях и подразделениях.
Штабы (органы военного управления) также наделены определенными полномочиями в области ВПР. Они обеспечивают согласованность планирования повседневной деятельности, оперативной и боевой подготовки (учебного процесса) и мероприятий ВПР, организуют деятельность органов военного управления по поддержанию уставного порядка, комплектованию подразделений (экипажей, расчетов), дежурных смен и караулов с учетом результатов профессионального психологического отбора и рекомендаций военных психологов и других должностных лиц военно-политических органов. Кроме того, штабы на основе анализа МППС личного состава, состояния правопорядка и воинской дисциплины в воинских частях вносят предложения и участвуют в реализации мер по их укреплению.
Начальники родов войск, специальных войск и служб в свою очередь отвечают за МППС подчиненного личного состава, состояние правопорядка, воинской дисциплины, участвуют в организации и проведении мероприятий ВПР в подчиненных воинских частях и подразделениях. В их обязанности входит забота о качестве выполнения задач различных видов обеспечения, способствующих поддержанию высокого уровня МППС, правопорядка и воинской дисциплины личного состава.
Основным субъектом в системе ВПР в ВС РФ наряду с командирами (начальниками) являются военно-политические органы и должностные лица, призванные реализовывать ее цели и задачи, организовывать и проводить мероприятия в подразделениях и частях. Они, как и другие органы военного управления, обладают разветвленной иерархической структурой. Центральная должностная фигура среди них — заместитель командира по ВПР подразделения (части, соединения) как непосредственный организатор и проводник всех форм и методов ВПР в войсках (силах).
Руководящие документы требуют от военно-политических органов сосредоточить основные усилия на формировании и развитии у личного состава понимания и поддержки государственной политики в области обороны и военной безопасности РФ, решений Президента РФ — Верховного главнокомандующего ВС РФ, Министра обороны РФ по вопросам строительства и подготовки ВС; чувства любви к своему Отечеству, верности ему, его истории, национальным, культурным и духовным ценностям, традициям ВС, воинской чести и чувства достоинства, гордости за свою профессию и службу в ВС; чувства личной ответственности за выполнение воинского долга, требований законодательства РФ и общевоинских уставов ВС РФ, должностных и специальных обязанностей, за личную подготовку, боевую готовность и подготовку подчиненных воинских частей (подразделений), умелое управление ими, обучение и воспитание подчиненных; стремления к совершенствованию профессионального мастерства, компетентности, правильной эксплуатации, сбережению вооружения, военной и специальной техники, их эффективному применению, соблюдению требований безопасности военной службы; психологической устойчивости и готовности к выполнению боевых (учебно-боевых) задач; высокой дисциплинированности, бдительности, умения хранить государственную тайну, постоянной готовности к вооруженной защите РФ и выполнению приказов командиров (начальников).

Объекты системы ВПР

Следует подчеркнуть, что целевая функция системы всегда направлена на объекты системы ВПР, что предполагает их определение и характеристику. Войсковой опыт показывает, что наиболее целесообразно выделить пять групп объектов системы ВПР. Первая, наиболее массовая группа объектов — различные категории личного состава войск (сил) — офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты (старшины) и рядовой состав, проходящий службу по призыву и на контрактной основе, а также гражданский персонал. Всем им присущи определенные социально-политические и групповые морально-боевые, профессиональные и психологические особенности.
Вторая группа объектов — воинские коллективы, которые могут быть дифференцированы по решаемым задачам, роду войск, численности, предназначению, воинским специальностям, уровням подготовки, опытности и т. д. К третей группе объектов относятся решаемые боевые и специальные задачи, конкретные виды деятельности и формы применения войск (сил), например, боевое дежурство, несение караульной службы, тактические учения, боевая подготовка, контртеррористические и миротворческие операции и т. д.
Четвертую группу объектов составляют семьи военнослужащих, гражданского персонала и население в местах постоянной дислокации подразделений и частей или в районах выполнения поставленных задач по предназначению. Данная категория граждан чрезвычайно чувствительна к динамике военно-политической обстановки и существенно влияет на морально-психологический климат в местах проживания или нахождения военнослужащих, проходящих службу по контракту.
К пятой группе объектов специалисты относят войска и население противника в случае ведения боевых действий на его территории. Не только опыт прошедших войн и военных конфликтов, но и боевой опыт участия российской группировки войск в проведении операций в Сирии красноречиво убеждает в том, что ВПР в боевых условиях обязательно распространяется на эти социальные объекты и решает ряд специальных задач.
Системообразующим компонентом ВПР являются функции военно-политических органов в ВС РФ, сгруппированные по ее основным направлениям. В части организации военно-политической работы в ВС они осуществляют ВПР в ходе повседневной деятельности войск (сил), а также оперативной и боевой подготовки войск (сил), боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней (дежурной, вахтенной) служб, выполнения войсками (силами) боевых (учебно-боевых) задач и др.

В условиях специальной военной операции

Организацию и проведение военно-политической работы в ходе специальной военной операции (СВО) обеспечивают специалисты военно-политических органов всех уровней управления. Многие из них награждены государственными наградами, из них — восемь Героев Российской Федерации: полковник Бровко Е.А. (посмертно), подполковник Литвинов Д.С., подполковник Аксенов А.А. (посмертно), старший лейтенант Скакуновский Д.О., старший лейтенант Сорокин О.Г. (посмертно), майор Шалаев Р.Е. (посмертно), капитан Сайбель В.И., старший лейтенант Блинов В.И. (посмертно).
В рамках военно-политической пропаганды и агитации военно-политические органы организуют и проводят военно-политическую подготовку и военно-политическое информирование личного состава, а также осуществляют подготовку агитационно-пропагандистских материалов по разъяснению личному составу государственной внутренней и внешней политики, мероприятий строительства и подготовки ВС, организации военно-политической работы и др.
Военно-политическими органами в зоне проведения СВО обеспечено ежедневное централизованное военно-политическое информирование личного состава. Организован выпуск в группировках войск (сил) ежедневных информационных бюллетеней, газет военных округов, дивизий и бригад, еженедельной газеты ГВПУ ВС «На страже мира». Систематически изготовляются и направляются в группировки войск (сил) более 100 видов мотивирующих листовок-плакатов, брошюр, памяток и буклетов различных форматов.
С начала проведения специальной военной операции на постоянной основе в группировки войск (сил) личному составу доставляются газеты «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», а также региональные газеты из 83 субъектов РФ.
Для обеспечения военно-политической работы непосредственно в боевых порядках организовано приобретение и поставка в войска планшетных компьютеров, содержание которых систематически обновляется.
Министерством обороны РФ реализуется комплекс мер по пропаганде подвигов военнослужащих и сохранению памяти об участниках специальной военной операции, в средствах массовой информации систематически размещаются примеры мужества и героизма участников СВО.
С целью повышения мотивации военнослужащих, формирования общественной поддержки войск во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации в рамках акции «Мы вместе с нашей Армией!» обеспечена работа агитационно-пропагандистских бригад. В их состав включены известные политики (более 50 депутатов Государственной думы), представители общественности, спортсмены, деятели культуры и искусства (Николай Басков, Олег Газманов, Александр Маршал и др.).
В рамках военно-патриотической работы осуществляется деятельность по реализации государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, их подготовка к военной службе и военно-патриотическая работа с населением. На системной основе реализуется комплекс мер по совершенствованию допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи. Важное значение в этой работе принадлежит движению «Юнармия». Юнармейцы активно поддерживают участников специальной военной операции. В рамках акции «Письмо солдату» военнослужащими получено более 10 млн детских писем и посылок с поделками. В ходе занятий «Разговоры о важном» на постоянной основе проводятся уроки мужества с участием юнармейцев.
В период проведения специальной военной операции особую актуальность приобрела военно-­социальная работа. Министерством обороны РФ организована деятельность, позволяющая оперативно и эффективно решать широкий спектр вопросов социальной поддержки. С начала СВО приняты более 100 нормативных правовых актов, закрепивших меры социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Успешно реализуются утвержденные Министром обороны целевые программы, направленные на оказание помощи раненым военнослужащим и членам их семей.
В военных госпиталях оперативными группами Министерства обороны оказывается справочно-­консультационная поддержка, содействие в оформлении документов для назначения страховых и единовременных выплат, помощь в решении социально-бытовых проблем раненым военнослужащим и членам их семей.
Приоритетное внимание уделяется членам семей погибших военнослужащих, при этом обеспечивается своевременное назначение страховых и единовременных выплат, оказывается помощь в списании кредитных обязательств, в рамках накопительно-­ипотечной системы погашаются задолженности, назначаются дополнительные единовременные региональные выплаты семьям погибших.
Реализуются новые формы социальной поддержки семей погибших: дети со всех регионов России принимают участие в насыщенных экскурсионно-развлекательных программах в Москве и Московской области; члены семей стали участниками акции «Своих не бросаем», гостями парада Победы на Красной площади и других мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах; на безвозмездной основе организовывается оздоровительный отдых для детей, в том числе в детских центрах «Артек» и «Орленок».
Активно включились в социальную деятельность женсоветы, которые взяли на себя, связанных с проведением разъяснительной работы, оказанием семьям адресной помощи, содействием в подготовке документов, трудоустройством военнослужащих, обучением и отдыхом детей.
Созданы условия для общения родственников с военнослужащими. Например, в группировках войск (сил) развернуты переговорные пункты, проводятся телемосты, активное участие в них принимают главы регионов, общественные и политические деятели.
Во взаимодействии с администрациями субъектов РФ организовано оперативное разрешение проблем военнослужащих, членов их семей и обеспечение реализации в регионах социальных гарантий. В военных комиссариатах субъектов РФ развернуты нештатные центры по взаимодействию, организована круглосуточная работа горячих линий, ежедневно осуществляется прием членов семей военнослужащих военными комиссарами.
Адресная поддержка членов семей военно­служащих обеспечивает формирование благоприятного социально-психологического климата в семьях военнослужащих и является важным фактором поддержания боевой устойчивости личного состава.
В рамках культурно-досуговой работы военно-­политические органы организуют деятельность учреждений культуры в войсках (силах), культурно-­художественное обслуживание личного состава ВС, проводят мероприятия по организации отдыха и досуга, а также самодеятельного художественного творчества военнослужащих, членов их семей и лиц гражданского персонала ВС, организуют кино- и видеообслуживание личного состава.
Культурно-художественную поддержку личного состава в зоне проведения СВО обеспечивают фронтовые творческие бригады, культурно-художественные бригады военных учреждений культуры, а также известные деятели культуры.
Фронтовые творческие бригады были сформированы впервые в истории Вооруженных Сил РФ. В качестве примера для их создания послужили фронтовые коллективы времен Великой Отечественной войны. В них входят как мобилизованные, так и добровольно пришедшие артисты. В их составе исполнители разных жанров: музыканты, драматические актеры, профессиональные художники, артисты цирка и вокальные исполнители. Например, в бригадах есть артисты-профессионалы, которые до СВО работали в театрах «Новая опера» и «Современник».
В рамках духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими военно-политические органы координируют взаимодействие органов военного управления с традиционными религиозными объединениями Российской Федерации по реализации прав военнослужащих на свободу совести и вероисповедания с учетом особенностей военной службы; организуют работу с верующими военнослужащими в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, выполнения боевых задач.
Духовную поддержку военнослужащим в зоне проведения СВО обеспечивают штатные помощники командиров по работе с верующими военнослужащими. Ими проводятся литургии и обедни, молебны, групповые и индивидуальные беседы, обряды освящения и др.
В рамках работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины военно-политические органы организуют деятельность по всестороннему анализу причин, условий и обстоятельств совершенных правонарушений, по разработке, контролю и участию в реализации мер по их профилактике, а также принимают участие в реализации мер по сохранению жизни и здоровья военнослужащих, обеспечению соблюдения ими требований безопасности и др.
Системная военно-политическая работа обеспечивает поддержание боевого духа, формирование боевой устойчивости личного состава как одного из главных факторов успешного выполнения боевых задач, обеспечивает осознанное понимание каждым военнослужащим целей и задач операции, важности персонального вклада в успех действий всего подразделения и воинской части.

Принципы военно-политической работы

ВПР строится на некоторых исходных требованиях, положениях, которые в сжатом виде выражают главные требования к содержанию, организации, методике проведения мероприятий и управлению ею как социальной системой. Такие специальные требования выражены в принципах, которые представляют собой установленные органами военного управления, а также выработанные войсковым опытом общие руководящие положения и правила, на основе которых осуществляется ВПР в подразделениях (частях и соединениях). Они предписывают определенный порядок действий и условия, которые необходимо соблюдать субъектам и объектам ВПР.
Принципы военно-политической работы — руководящие положения, нормы и правила, предъявляемые к ее содержанию, организации и проведению — делятся на общие и частные. Общие принципы относятся ко всей системе ВПР, проводимой в ВС России, а частные затрагивают в большей мере ее основные сферы.
Принцип научности ориентирует на необходимость строить военно-политическую работу на фундаменте положений, выводов и рекомендаций ряда общественно-гуманитарных и военно-политических наук и внедрение в ее практику современных научно-технических достижений.
Принцип единства теории и практики проявляется в требовании строгого соответствия содержания и организации ВПР тем концептуальным и доктринальным положениям, а также требованиям руководящих документов и научно обоснованным рекомендациям, которые вытекают из научно-теоретических основ ВПР. Кроме того, принцип предполагает единство слова и дела в деятельности командиров (начальников) и органов ВПР, научного осмысления, обобщения и распространения положительного опыта ее проведения.
Принцип политической целесообразности нацеливает субъекты ВПР на то, чтобы она была эффективным проводником военной политики государства в ВС, инструментом формирования у личного состава политического сознания.
Принцип правомерности требует от командиров и военно-политических органов в деятельности по формированию духовно-нравственного потенциала ВС опираться на правопорядок и развитие правосознания у военнослужащих в свете требований федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, приказов и директив Министра обороны, уставов, положений и наставлений по вопросам организации ВПР.
Принцип активности направлен на придание ВПР энергичного, наступательного и эффективного характера, инициативного отношения военно-политических органов к делу формирования высоких морально-политических и боевых качеств у личного состава подразделений и частей, а также активной служебной позиции в деятельности заместителей командиров (начальников) по ВПР.
Принцип комплексности требует подходить к определению содержания, форм и методов проведения ВПР в войсках (силах) всесторонне, во взаимосвязи с текущей военно-политической обстановкой, решаемыми задачами, условиями жизнедеятельности, морально-психологическим климатом в воинских коллективах, возможностями сил и средств, национальными и религиозными особенностями военнослужащих.
Принцип массированного применения сил и средств указывает на необходимость интенсивного воздействия силами и средствами ВПР на сознание и поведение военнослужащих в мирное и военное время с целью достижения ее эффективности.
Среди частных принципов, характерных для управления, организации, методики обучения и воспитания военнослужащих, фундаментальную роль играют принципы оптимальности, оперативности, плановости, непрерывности, дифференцированного подхода, личного примера и др.
Принцип оптимальности состоит в том, чтобы правильно выбирать приоритеты ВПР, принимать взвешенные и продуманные решения, добиваться высоких ее результатов при минимальных затратах времени, ресурсов и средств. Для этого необходимо совершенствовать профессионально-должностную и методическую подготовку военно-политических работников и актива, обеспечивать необходимые условия для проведения с личным составом качественных военно-политических мероприятий.
Принцип оперативности выражает общий императив органов военного управления решать задачи быстро и эффективно в соответствии с нормативами боевой готовности. Другими словами, военно-политические органы и заместители командиров (начальников) по ВПР должны тесно взаимодействовать в режиме реального времени с командирами и штабами, обеспечивая тем самым военно-политическое сопровождение решаемых войсками (силами) тактических или оперативных задач.
Принцип плановости обязывает субъекты ВПР проводить ее в строгом соответствии с руководящими документами и принятыми решениями, заранее определяя цели и задачи, сроки, силы, средства и ресурсы, необходимые для подготовки и проведения военно-политических мероприятий с личным составом, а также круг лиц, ответственных за выполнение поставленных задач, и их полномочия.
Принцип непрерывности требует от организаторов ВПР проводить ее постоянно со всеми категориями личного состава, по всем видам повседневной и боевой деятельности войск (сил) и поставленным задачам, и тем более интенсивно, чем более сложная и напряженная складывается обстановка.
Принцип дифференцированного подхода проявляется в требовании учитывать в проведении ВПР специфику видов ВС и родов войск, особенности решаемых задач, личностные, профессиональные и этнические различия военнослужащих, их служебный статус, опыт службы, участие в боевых действиях и т. д.
Принцип интерактивности нацеливает субъекты и объекты ВПР в войсках (силах) на активное взаимодействие, на совместный поиск эффективных путей решения актуальных армейских проблем. Например, решение задач укрепления воинской дисциплины и правопорядка должно опираться на широкую инициативу снизу с тем, чтобы формировался здоровый морально-психологический климат в воинских коллективах.
Принцип личного примера особенно важен в деятельности заместителей командиров подразделений, частей и соединений по ВПР, ибо их должностной и личностный авторитеты должны совпадать, чтобы стать залогом эффективной организации ВПР среди военнослужащих.
Даже краткое рассмотрение некоторых общих и частных принципов показывает их важное практическое значение, выраженную регулятивную роль в функционировании всей системы ВПР в ВС РФ. Очевидно, что принципы регулируют деятельность, то есть реализацию функций военно-политических органов, которая, в свою очередь, имеет широкий спектр организационных форм. Из этого следует, что одним из системообразующих компонентов являются разнообразные формы ВПР в войсках (силах). Анализ показал, что их совокупность целесообразно группировать по основным направлениям ВПР.
Ключевой формой ВПР в войсках является военно-политическая подготовка (ВПП) личного состава. Это один из основных предметов подготовки личного состава ВС РФ и важнейшая форма военно-политического, государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.
Организационные формы ВПР, во-первых, упорядочивают взаимоотношения субъектов и объектов в процессе ее проведения с различными категориями военнослужащих и в различных условиях. Во-вторых, они устанавливают организационные рамки (права, время, условия) полномочий военно-политических органов и обязанностей групповых объектов их влияния. В-третьих, формы предусматривают не только определенный порядок действий, но и алгоритм применения методов, то есть методику проведения тех или иных мероприятий военно-политической работы. В-четвертых, четко определенные руководящими документами организационные формы позволяют проверять и оценивать ее состояние с точки зрения эффективности на основе стандартных требований и процедур.
Проверка и оценка состояния ВПР в воинских частях организуются и проводятся комиссиями (должностными лицами) Министерства обороны, Главного военно-политического управления, главных командований видов ВС, управлений военных округов и Северного флота, командований родов войск ВС, объединений и соединений в ходе плановых (в том числе контрольных, итоговых) и внезапных проверок, мероприятий по контролю и оказанию помощи в организации подготовки и повседневной деятельности войск (сил). Оценка состояния ВПР в воинской части осуществляется комплексно по следующим показателям: организация ВПР, ВПП, МППС личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины.
Организационные формы систематизируют ВПР, придают ей регулярность и устойчивость. Кроме того, они позволяют объединить цели, задачи и функции подсистем ВПР в единую целевую функцию, что значительно повышает ее эффективность.
Особое место в системе занимают методы ВПР, на основе которых формируются методология и методики различных мероприятий, составляющих ее научно-теоретический и прикладной базис. Под методом обычно понимают совокупность правил, приемов, способов и процедур познавательно-теоретической и практической деятельности, позволяющих достигать целей деятельности или решать ее частные задачи. В практике ВПР в войсках (силах) сложился достаточно большой круг эффективных методов, заточенных на решение конкретных задач или актуальных вопросов ее руководства, организации и проведения.

Глоссарий ВПР

Приказание — уставной метод отдачи распоряжения должностным лицом, являющимся по статусу начальником или старшим, в требовательной форме с указанием результатов и сроков его исполнения.
Пропаганда — способ распространения важной социальной и военно-политической информации, обращенной к познавательной сфере личности военнослужащего, с ярко выраженной функцией убеждения, отражающей интересы и потребности государства, его военной политики, тех или иных субъектов военно-политической работы.
Агитация — способ целенаправленного образного воздействия на эмоционально-волевую сферу личности (чувства, настроения, сознание, волю) с целью вызвать стремления и побуждения к определенным действиям или необходимому поведению.
Убеждение — способ воздействия на сознание, основанный на образно-чувственном изложении и доказательном обосновании суждений и умозаключений, с целью выработки у военнослужащих согласия или доверия к сообщаемым сведениям и готовности действовать в соответствии с ними.
Внушение — способ воздействия на психику военнослужащего с помощью эмоционально-волевой передачи сообщений или указаний в повелительной форме, в которых что-то утверждается или отрицается. При этом информация воспринимается адресатом некритически, то есть принимается на веру. Внушение направлено на формирование положительных установок, действующих на поведение военнослужащих на подсознательном уровне психики.
Дискуссия — форма публичного спора в целях выяснения разных точек зрения, а также нахождения правильного решения спорного вопроса.
Критика — способ психолого-педагогического воздействия на военнослужащих с помощью отрицательных оценочных суждений или разбора их поведения в целях указания на недостатки и необходимость исправления.
Инструктаж — устная форма наставления с четкими правилами деятельности или предостережениями, а также указанием на особенности поведения в той или иной обстановке или ситуации.
Демонстрация — способ наглядного, визуального, пространственного или предметного представления каких-либо объектов, сообщений и персонажей, рассчитанного на формирование их целостного образа с целью познания, доказательства, убеждения.
Тренировка — многократное методическое повторение определенных действий или алгоритма решения каких-либо задач, например, КШУ, направленное на выработку навыков, умений или других качеств у должностных лиц военно-политических органов и военнослужащих.
Прогноз — предсказание перспектив развития объектов, процессов, явлений в практике военно-политической работы на основе выявления их характеристик, динамики или тенденций.
Диагностика — выявление и описание качественного состояния объектов, процессов и явлений в сфере ВПР для их оценки или идентификации.
К эффективным методам влияния на подчиненных можно отнести личный пример командира.
Система ВПР в ВС РФ имеет многокомпонентную организационную структуру, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой и предназначены для выполнения определенных функций, предписанных руководящими документами.
Таким образом, эффективность ВПР обеспечивается скоординированными действиями должностных лиц органов военного управления и воинских частей по проведению ВПР, обучению и воспитанию личного состава с учетом его уровня образования, психологических, национальных особенностей и отношения к религии; четкой организацией боевой подготовки и повседневной деятельности, службы войск и безопасности военной службы, соблюдением служебной субординации, правил ношения военной формы одежды, воинских ритуалов; непрерывностью и комплексным подходом к ВПР с различными категориями личного состава, сочетанием мер коллективного и индивидуального воздействия; наличием профессионально подготовленных кадров военно-политических органов и надлежащим материально-техническим обеспечением ВПР.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что системный характер ВПР в ВС РФ придает ей интегральные свойства, а ее целевая функция позволяет обеспечить морально-политическое и психологическое превосходство над армиями потенциальных агрессоров. За счет этого государство приобретает дополнительные возможности для достижения военно-политических целей и обеспечения военной безопасности России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военно-политическая пропаганда и агитация в части (соединении) / Уч. пос. под ред. Сакуна С.А. — М.: ВУ, 2019. — 200 с.
2. Основы военно-политической работы: учебник. — М.: ВУ, 2020. — 551 с.
3. Приказ МО РФ от 28 декабря 2021 г. № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».
4. Научная школа военно-политической работы и ее вклад в обеспечение победы в специальной военной операции: история и современность (к 100-летию создания кафедры военно-политической работы Военного университета) / Сборник материалов международной научно-практической конференции / под общ. ред. С.А. Сакуна. — М.: ВУ, 2023. — 420 с.

К. Насонов, кандидат исторических наук, доцент,
Д. Исаев, кандидат психологических наук, доцент

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК 02 2024