Выступление начальника Военной академии Генштаба ВС РФ генерал-полковника Сергея Макарова на тему «Актуализация проблем мирного сосуществования в Европе в условиях формирования новой системы безопасности и направления их локализации»
В ходе конференции неоднократно уже звучала мысль о том, что после распада биполярного миропорядка, между государствами, в результате различных процессов, обострились противоречия и возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
Необходимо отметить, что основы фундамента европейской системы безопасности были выдвинуты Советским Союзом в ходе Второй мировой войны. Основной идеей этого мироустройства была ответственность мировых держав за судьбы мира.
Именно об этом в своей речи на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН говорил Президент России В.В.Путин, напомнивший об ответственности мировых держав за свои шаги.
Нельзя не сказать и том, что уже более сорока лет большинство государств Европы в своих отношениях руководствуются десятью принципами, которые были задекларированы в августе 1975 г. в Хельсинки высшими руководителями в заключительном Акте этого совещания.
К сожалению, в целом позитивная цель создания «общеевропейского дома» способствовала преодолению неопределенностей взаимоотношений в Европе, однако полной реализации не получила.
В дальнейшем события, произошедшие в конце ХХ начале ХХI веков показали, что существующая система безопасности находится в кризисе. Причин этому много, но сегодня основные проблемы мы видим в «двойных стандартах» при решении региональных конфликтов, а также невозможность организаций и государств воздействовать на рецидивы внешнеполитической деятельности США. Здесь необходимо всячески повышать роль ООН, как единственной легитимной международной организации, способной решать такого масштаба проблемы.
Следует заметить, что для Российской Федерации наибольшее значение имеет ситуация в сфере безопасности и на европейском и на азиатском направлениях. Вооруженный конфликт на Ближнем и Среднем Востоке обострил террористическую проблему в Европе, а расширение НАТО на Восток и рост террористической угрозы вдоль наших границ обострили проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации. Свидетелсьтвом тому — размещение систем ПРО, группировок войск НАТО в Восточной Европе, несмотря на официальные заявления военно-политического руководства НАТО. Замалчивание возрождения нацизма в Прибалтийских государствах и Украине.
К сожалению, не улучшают международных отношений и участившиеся попытки фальсификации истории.
Необходимо сказать, что риторика некоторых европейских политических лидеров в отношении России уже получила название «холодная война 2.0». И это не лучшая из их характеристик.
Неуместно говорить о безопасности Европы и отдельно говорить о безопасности России, как будто мы находимся на разных полюсах. Мы географически находимся на одном континенте, а экономически вообще находимся в «одной лодке». Между нами давно не существует идеологических барьеров, но существуют общие угрозы и опасности.
Отсюда, можно констатировать, что только совместные усилия всех наших государств по обеспечению безопасности позволят сформировать новую взаимовыгодную и удобную для всех систему европейской безопасности. Однако создание такой системы безопасности потребует участия мировых держав и, прежде всего: США и Китая, но без преувеличения лидерства США в Европе и мире.
Сегодня для многих ясно, что понятие «европейская безопасность» приобретает комплексный характер: возрастает значимость антитеррористической деятельности, экономической, и в особенности энергетической безопасности, безопасности продовольственной, экологической, информационной, демографической безопасности, а также безопасности, формируемой угрозой применения «мягкой силы».
На наш, взгляд, в этих условиях взаимодействие России с другими государствами Европы по вопросам обеспечения безопасности должно происходить, как в рамках многосторонних форматов, так и по линии двусторонних отношений. Именно поэтому альтернативу «силовым» геополитическим моделям может составить лишь концепция безопасности, основанная на конструктивном и взаимоуважительном сотрудничестве государственных и негосударственных участников международных отношений.
В Европе должна быть сформирована действенная правовая система (основа) для сотрудничества всех государств, в таких вопросах, как противодействие наркотрафику, терроризму, киберпреступности, обеспечению биобезопасности, коллективное предупреждение и реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и гуманитарные кризисы, природоохранное сотрудничество и экологические вызовы, включая изменение глобального климата.
К сожалению, в Европе все больше размываются духовные и моральные основы и ценности, которыми Европа вчера еще гордилась. Это не только права и свободы человека, но это и ценность самой жизни.
Считаем, что основной причиной тому является то, что взгляды на безопасность у нас сильно различаются. Поэтому, формируемые сегодня механизмы обеспечения безопасности, такие как Европейская политика безопасности и обороны, необходимо направить на сплочение и расширение возможностей, участвующих в этих объединеньях стран, а через это – на повышение уровня безопасности в целом Снижение активности по взаимодействию актуализировали новые угрозы.
Нельзя не отметить, что Европа впервые за всю свою историю не является центром системы международных отношений в глобальном масштабе. Прекращение системного противостояния между Западом и Востоком, выход на мировую политическую и экономическую арену новых государств, перемещение центра тяжести мировой экономики отодвигают в настоящее время европейский регион в относительно спокойную гавань международной жизни. Как следствие, состояние евроатлантической безопасности и ее архитектура сегодня не вполне удовлетворяют интересам государств.
Отдельную проблему для устойчивости европейской архитектуры безопасности представляет эволюция стратегических приоритетов России и государств Европы. Оставаясь важнейшими игроками в сфере международной безопасности, Россия и США все больше внимания обращают на перспективы и формы своего сотрудничества.
Выходом из сложившейся ситуации может быть решительный перевод значительной части уже существующих общеевропейских обязательств, закрепленных в таких документах, как Хартия для новой Европы (1990 г.), хельсинкский документ (1992 г.), Хартия европейской безопасности (1999 г.) и ряде других актов, из политической в юридическую плоскость.
Удивительно, но все до единого принципа, декларированных в данных документах, таких, например, как Хельсинские договоренности 1975 года, приведенные ранее, как никогда актуальны для сегодняшнего дня. Ничего не надо выдумывать, а только соблюдать на честной и открытой основе всеми государствами, при наличии единой шкалы ценностей единых понятий.
На наш взгляд, конечно, возможен путь разработки нового всеобъемлющего Договора о (коллективной) европейской безопасности, когда к участию будут приглашены все государства и основные международные организации, действующие на евроатлантическом пространстве.
Но создание и подписание нового договора процесс длительный и мучительный, не лучше ли исполнять уже существующие договоренности, в которых возможно расширение круга актуальных задач обеспечения безопасности и расширение круга участников. Потому-что, результаты нужны уже сегодня, завтра может быть поздно.
Оставьте первый комментарий