Основные направления исследования системы управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения
В настоящее время эффективность эксплуатации все усложняющихся комплексов и образцов вооружения во многом определяется обоснованностью и своевременностью планирования эксплуатационно-технических мероприятий в масштабе всей системы эксплуатации. Это предъявляет повышенные требования по обеспечению четкой согласованности показателей, с одной стороны, и разработки такой системы управления мероприятиями технического обслуживания и ремонта, которая обеспечивала бы заданный уровень боевой готовности ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) с минимальными материальными и трудовыми затратами — с другой.
Министерством обороны совместно с Министерством промышленности и торговли, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации организована и проводится работа по созданию единой системы управления (СУ) с полным жизненным циклом (ПЖЦ) вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Данная система предполагает оптимальное планирование и расходование различного рода ресурсов, выделяемых на реализацию каждого из этапов (создание, производство, эксплуатация, сервисное обслуживание, модернизация и утилизация) и всего жизненного цикла в целом, для достижения требуемых значений показателей эффективности использования ВВСТ (исправности, технической и боевой готовности, эффективности боевого применения) при минимизации затрат на материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил страны.
Эти обстоятельства обусловливают необходимость рассмотрения вопросов планирования и управления техническим обеспечением каждого из этапов жизненного цикла образцов ВВСТ: разработки и производства образцов ВВСТ, ремонта и их эксплуатации, рассмотренных в едином контуре управления жизненным циклом.
Система эксплуатации (СЭ) ракетно-артиллерийского вооружения, являющаяся этапом ПЖЦ, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образцов РАВ, сил и средств эксплуатации, а также документации, устанавливающей правила их взаимодействия. Это единая сложная организационно-техническая система, которую можно классифицировать как целенаправленную, адаптивную, многоуровневую, многофункциональную, производящую, развивающуюся, постоянную систему.
Как и любая сложная организационно-техническая система, она должна строиться на основе установленных функций управления, так как они первичны по отношению к ее структуре. Совокупность функций управления эксплуатацией образует концептуальную систему, а структура — реальную систему конкретных исполнительных органов вида. Каждая функция имеет отдельного исполнителя, а вид исполнителя зависит от трудоемкости функций. Это обусловливает приоритет функций над структурой. К сожалению, организационная структура СЭ РАВ в настоящий момент не соответствует концепции единой СУ ПЖЦ ВВСТ. Одновременно следует отметить, что в качестве подсистемы в СЭ РАВ входит система технического обслуживания и ремонта (СТОР), которая также не лишена подобных недостатков.
Сложившаяся в настоящее время СТОР РАВ содержит в себе подсистемы контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта.
Подсистема контроля технического состояния включает: виды контроля технического состояния, нормативно-техническую документацию, регламентирующую контроль технического состояния, а также силы и средства, предназначенные для проведения контроля технического состояния РАВ.
Подсистема технического обслуживания РАВ включает: виды технического обслуживания, эксплуатационные документы, а также силы и средства, предназначенные для технического обслуживания РАВ.
Отличительной особенностью профилактики отказов РАВ в воинских частях является проведение в режимах использования и хранения его сервисного обслуживания (силами предприятий и организаций промышленности). Содержание сервисного обслуживания включает мониторинг технического состояния (ТС); техническое диагностирование (ТД); техническое обслуживание (ТО) РАВ; замену агрегатов, выработавших ресурс (срок службы); доукомплектование РАВ; оперативное восстановление (текущий ремонт); гарантийный и технический надзор в процессе эксплуатации РАВ; освидетельствование изделий РАВ, подлежащих гостехнадзору; заводской (капитальный, средний) ремонт ВВСТ и агрегатов; формирование обменного фонда агрегатов; обучение личного состава воинских частей выполнению сложных профилактических работ и мелкого ремонта в соответствии с эксплуатационной документацией (ЭД).
Подсистема ремонта РАВ включает: виды ремонта, ремонтные документы, а также привлекаемые силы и средства.
Анализ документов, определяющих основные положения современной военной доктрины и путей ее практического обеспечения, показывает, что общую цель СЭ РАВ можно сформулировать в следующем виде: обеспечить успешное и своевременное применение РАВ по прямому предназначению войсковыми формированиями. Достижение этой цели осуществляется в рамках выделяемых ресурсов в системе высшего уровня.— системе материально-технического обеспечения войск. Несмотря на свою общность данная формулировка цели СЭ имеет вполне конкретный смысл. Понятие «своевременное» означает обеспечение условий применения РАВ по прямому назначению в любой момент времени в соответствии с установленным порядком развертывания и перевода войскового формирования в определенную степень боевой готовности. Под термином «успешное» понимается создание условий по безотказному функционированию образцов РАВ при выполнении типовой боевой задачи и восстановлению работоспособности образцов за время не более установленного, исходя из интересов системы высшего уровня.
В настоящее время указанная выше цель СЭ достигается комплексом целенаправленных воздействий органов управления и исполнителей на объекты эксплуатации с применением имеющихся средств в соответствии с нормативно-технической документацией. Признаками таких управляющих воздействий являются масштаб эксплуатационно-технических процессов, их специфика и формы организации, взаимосвязи структурных элементов СЭ, их количество и др.
Исходя из приведенных выше требований к трактовке функций управления эксплуатацией, можно выделить общие и специфические функции управления эксплуатацией комплексов РАВ. К общим функциям управления относятся: планирование эксплуатации, оперативное управление эксплуатационно-техническими процессами, контроль за выполнением мероприятий, учет показателей функционирования и их анализ, т.е. те функции, которые существуют объективно и характеризуют функционирование СЭ.
К специфическим функциям управления относятся функции по обеспечению: исправности и необходимого количества ОВ; установленного запаса технического ресурса каждого ОВ; определенного запаса ракет, боеприпасов, ЗИП и военно-технического имущества (ВТИ); требуемого уровня обученности исполнителей эксплуатации.
Можно обратить внимание на то, что данные функции управления не учитывают в достаточной мере (объективно) показатели выработки технического ресурса образцов РАВ, управляющие воздействия применяются на основе существующих методов прогнозирования технического ресурса, которые имеют некоторые неточности, вызванные существенными конструктивными различиями образцов РАВ и постоянным техническим совершенствованием вооружения, в том числе внедрением конструктивных технологий, основанных на новых физических принципах. Таким образом, наиболее актуальным является направление разработки управляемой СТОР РАВ «по состоянию».
Формирование управляемой СТОР РАВ по «состоянию», то есть персональной для каждого образца вооружения системы, позволяющей без участия человека принимать решения по проведению как видов технического обслуживания (сезонного обслуживания (СО), технического обслуживания №1(ТО-1), технического обслуживания № 2 (ТО-2) и т.д.), так и мероприятий по восстановлению технического ресурса (текущего ремонта (ТР), восстановительного (сервисного) ремонта (В(С)Р), среднего ремонта (СР), капитального ремонта (КР) невозможно без разработки системы управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения, функционирование которой будет происходить по «замкнутому циклу», то есть с присутствием отрицательной обратной связи.
Для создания эффективной СТОР РАВ необходимо проведение комплекса мероприятий:
1. Переработка нормативно-технической документации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) РАВ, формирование по каждой номенклатуре вооружения всего комплекта согласованных с разработчиками регламентирующих документов.
2. Логистическое обеспечение и организация функционирования комплексных центров послегарантийного ТОиР РАВ в районах, приближенных к местам дислокации воинских частей.
3. Формирование «замкнутой» системы управления техническим состоянием (СУ ТС) каждого образца вооружения для определения текущего значения коэффициента технической готовности образца РАВ и возможности поддержания его на уровне, определяемом технико-экономическими и оперативно-тактическими показателями, за счет регулирования по «отклонению» путем проведения мероприятий восстановления технического ресурса.
4. Формирование эффективной системы контроля объема и качества работ, проводимых в рамках как войскового, так и сервисного обслуживания и ремонта.
Перечисленные организационные мероприятия не могут быть успешно реализованы без приведения структуры СЭ в соответствие с функциями управления, определения параметров возмущающих (учитывающих выработку технического ресурса), управляющих (учитывающих комплексные технико-экономические показатели эксплуатации) и восстановительных мероприятий, введения в состав ОВ подразделений РВиА автоматизированных систем управления эксплуатацией и ремонтом, оснащенных современными средствами установления степени выработанного ресурса отдельных узлов и агрегатов РАВ, ликвидации образовавшегося разрыва между требуемыми и фактическими показателями коэффициента технической готовности вооружения и поддержание значения данного коэффициента на определенном уровне (установившийся режим).
В задачах управления всегда есть два объекта — управляемый и управляющий. Управляемый объект обычно называют объектом управления или просто объектом, а управляющий объект — регулятором. Под объектом управления будем понимать конкретный образец вооружения, то есть РАВ. В качестве регулятора необходимо рассматривать микропроцессорные устройства, компьютеры, которые способно формировать команды управления при помощи разработанных соответствующих пакетов прикладных программ.
Обычно регулятор действует на объект управления не прямо, а через исполнительные механизмы, которые могут усиливать и преобразовывать сигнал управления. В качестве исполнительных механизмов (так как образец вооружения, представляющий собой сложную техническую систему, не может самостоятельно восстановить свой технический ресурс), необходимо рассматривать действующие органы управления техническим состоянием воинской части. Функция вышеуказанных органов управления в условиях наличия действующей разработанной системы управления техническим состояние образца РАВ, существенно упрощается, так как с нее снимается задача оценки (технической диагностики) конкретного образца вооружения (которая решается регулятором, входящим в состав аппаратуры рассматриваемого образца вооружения). Органами управления техническим состоянием РАВ необходимо в конкретном случае принять организационно-техническое решение о способе и месте проведения мероприятий поддержания технического ресурса на соответствующем уровне (в виде проведения различных видов технических обслуживания или текущего ремонта силами и средствами воинской части) или мероприятий восстановления технического ресурса до заданного уровня в соответствии с теми рекомендациями, которые сформировал регулятор. Сроки проведения мероприятий как поддержания, так и восстановления технического ресурса в данном случае определются регулятором. Чтобы регулятор мог «видеть», что фактически происходит с объектом, нужны датчики (или иными словами встроенные в сложную техническую систему приборы учета норм выработанного технического ресурса). С помощью датчиков измеряются те характеристики образца РАВ, которыми нужно управлять. Кроме того, качество управления можно улучшить, если получать дополнительную информацию — измерять внутренние свойства объекта.
Итак, в типичную систему управления входят объект управления (то есть конкретный образец вооружения, имеющий в своем составе внедренную СУТС), регулятор, органы управления техническим состоянием ОВ (служба РАВ части) и датчики, синтезированные в состав измеряемых параметров разнородных узлов и механизмов конкретного образца РАВ. Однако набор этих элементов — еще не система. Для превращения в систему нужны каналы связи, через них идет обмен информацией между элементами.
Основным инструментом при решении задач системного анализа управления эксплуатацией является математическое моделирование. К настоящему моменту широко используется в этой области весьма значительное количество принципиально различных математических моделей. Но выбор конкретных подходов к формированию модели, выбор конкретного математического аппарата в большинстве случаев определяются, прежде всего, потребной степенью адекватности формального описания объекта, личным опытом исследователя, временными и материально-техническими ресурсами, выделяемыми для решения поставленных задач, а также возможностью наглядной и практичной интерпретации исследуемых результатов.
В соответствии с основными направлениями развития существующей системы технического обслуживания и ремонта РАВ имеются задачи по ее дальнейшему совершенствованию. Важнейшей и определяющей задачей по наиболее эффективному использованию средств, выделяемых на поддержание РАВ в постоянной готовности, является разработка методологических основ создания перспективной СТОР РАВ по состоянию, сочетающих проведение эксплуатационно-технических мероприятий, зависящих от технического состояния ОВ.
Одним из способов решения данной проблемы является разработка системы управления техническим состоянием РАВ по замкнутому циклу, возможности которой учитывают выработку фактического ресурса ОВ, условия и технико-экономические показатели эксплуатации. Данная система адаптивна как к единичному образцу вооружения, так и к комплексам и системам военного назначения, образующим формирования подразделений РВиА ВС РФ.
Одной из наиболее важных прикладных задач является задача обоснования показателей проведения основных эксплуатационно-технических мероприятий (ЭТМ), к которым, прежде всего, относятся мероприятия по восстановлению технического ресурса и мероприятия по поддержанию технического состояния ОВ на уровне не ниже заданного в течение межремонтного срока. Поэтому разработка методов решения задач обоснования основных показателей их проведения рассматривалась при выполнении данной работы как одна из узловых составляющих в объеме исследуемой проблемы.
Недостатком отсутствия модели СУ ТС по замкнутому циклу является сложность объективной оценки степени физического износа узлов и агрегатов образцов РАВ и, как следствие, назначения им обоснованных объемов и периодичности мероприятий восстановления технического ресурса на основе технико-экономических показателей эксплуатации с целью поддержания коэффициента технической готовности РАВ на заданном уровне.
Цель разработки модели — поддержание коэффициента технической готовности РАВ на заданном уровне путем оценки показателей выработки технического ресурса, проведения мероприятий восстановления технического ресурса соответствующих объемов и периодичности путем функционирования канала управления, принцип действия которого основан на объективной оценке технико-экономических показателей эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что предлагаемая модель СУ ТС по замкнутому циклу позволяет за счет определения показателей выработки технического ресурса узлов и агрегатов, входящих в состав образцов РАВ, установить объем и периодичность мероприятий восстановления технического ресурса. Это возможно, так как узлы и агрегаты модели СУ ТС представляют каналвозмущающие воздействия (выработку технического ресурса), а канал управления реализует закон управления, основанный на определении технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий в системе технических обслуживаний и ремонтов РАВ по состоянию. При этом определяются оптимальные сроки предупредительных замен элементов, обеспечивающих поддержание заданного уровня коэффициента технической готовности. Определение показателей восстановления технического ресурса РАВ представляет собой канал управляющих воздействий.
При составлении модели системы управления эксплуатацией и ремонтом образцов ракетно-артиллерийского вооружения по замкнутому циклу необходимо учитывать следующее.
Анализируя техническую долговечность в задачах управления техническим состоянием ракетно-артиллерийского вооружения, было установлено, что наиболее предпочтительно применять ведущую функцию потока отказов, представляющую собой математическое ожидание числа отказов восстанавливаемого объекта в течение заданной наработки (срока службы.
Следует заметить, что показателем, влияющим на процессы регулирования (канал управления) и процессы восстановления технического ресурса (также задаваемые своим каналом), является показатель коэффициента готовности ОВ (или коэффициента технической готовности). В соответствии с действующим коэффициентом готовности ОВ формируется показатель регулирования канала управления. Данный показатель описывается методом определения технико-экономических показателей целесообразности назначения эксплуатационно-технических мероприятий.
Разрабатывая показатели восстановления технического ресурса, необходимо получить практические значения по методу определения оптимальных сроков предупредительных мероприятий СТОР РАВ.
В настоящее время СТОР РАВ представляет собой систему управления, не имеющую отрицательной обратной связи. В этом случае регулятор (функции которого выполняются органами управления техническим состоянием в виде проведения организационно-технических мероприятий по технической диагностике образцов вооружения) не получает точной информации о реальном состоянии объекта. Представляется трудным заранее рассчитать, как образцом РАВ нужно управлять (построить нужную программу управления). При этом нельзя гарантировать, что в процессе эксплуатации образец вооружения будет находится в исправном состоянии, то есть будет готов к применению по назначению. Такие системы называют системами программного управления или разомкнутыми системами, поскольку информация передается не по замкнутому контуру, а только в одном направлении. В качестве основного недостатка такой разомкнутой системы управления техническим состоянием образца РАВ является невозможность учета неизвестных, скрытых факторов, влияющих на работоспособность вооружения. Одновременно следует отметить, что для разомкнутой системы процесс функционирования не зависит непосредственно от результата ее воздействия на управляемый объект. Отсюда главный недостаток разомкнутой системы — низкая точность работы.
Рассмотрим СУТС РАВ, позволяющая поддерживать коэффициент технической готовности РАВ на заданном уровне путем оценки показателей выработки технического ресурса, проведения мероприятий восстановления технического ресурса соответствующих объемов и периодичности за счет функционирования канала управления, принцип действия которого основан на объективной оценке технико-экономических показателей эксплуатации.В общем случае СУ ТС дает возможность реализовать следующие процедуры:
1. Предполагая проведение СР, В(С)Р и ТО по состоянию, задается определенный уровень коэффициента готовности и определяются путем решения оптимизационной задачи такие показатели проведения работ в каждом состоянии, которые обеспечивают наименьшие удельные затраты на эксплуатацию. Задача определения оптимальных показателей решается при предположении об изменении скорости нарастания параметра потока отказов в процессе эксплуатации.
2. Предполагая плановое проведение СР, В(С)Р и ТО для образцов РАВ, которые не представляют собой (с точки зрения наличия разнородных по выработке технического ресурса составляющих) сложную техническую систему, решается задача определения рациональной стратегии проведения ТО, В(С)Р и СР при предположении относительно скорости нарастания параметра потока отказов и выбирается рациональный вариант.
3. Сравниваются варианты, полученные на первом и втором этапах, и формируются результирующие рекомендации по рациональным объемам и срокам проведения и порядке назначения каждого вида ТО, В(С)Р и СР.
При реализации данных процедур автоматически решается вопрос о целесообразности отдельных видов В(С)Р и СР. Для этого, как для случая плановых работ по восстановлению технического ресурса, так и для случая восстановления технического ресурса по состоянию, в качестве одного из вариантов рассматривается вариант со сроком проведения, равным сроку проведения капитального ремонта. Если указанный вариант в результате решения задачи окажется оптимальным, то проведение В(С)Р и СР такого объема нецелесообразно.
В качестве выводов можно выделить следующее:
1. Развитие СУ ТС предоставляет возможность определить соотношения, которые позволяют выявить оценки показателей выработки технического ресурса образцов РАВ, формируемых для реализации функционирования канала возмущения (выработки технического ресурса) СУ ТС. Предлагаемая последовательность их использования представляет собой подход к постановке и решению задачи обоснования оптимальной совокупности показателей проведения основных ресурсов восстановительных мероприятий — В(С)Р, СР и КР.
2. Определение технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий образцов вооружения в составе системы технического обслуживания и ремонта по состоянию описывает формирование канала управления СУ ТС вооружения по замкнутому циклу. Реализация данного подхода позволяет осуществить управление мероприятиями восстановления технического ресурса вооружения, определяемое технико-экономическими показателями эксплуатации.
3. Распределение затрат на эксплуатацию выражает ограничительные значения канала управления замкнутой системы управления эксплуатацией и ремонтом вооружения в ремонтном цикле.
4. Определение технико-экономических показателей целесообразности эксплуатационно-технических мероприятий образцов вооружения в составе системы технического обслуживания и ремонта по состоянию определяет формирование канала управления СУ ТС вооружения по «замкнутому» циклу. Реализация этого метода предполагает управление мероприятиями восстановления технического ресурса вооружения, определяемое технико-экономическими показателями эксплуатации.
Изложенный подход позволяет назначать сроки проведения предупредительных мероприятий с учетом состояния объекта. Поэтому описанная система технического обслуживания и ремонта, в состав которой включается СУ ТС, в целом является не планово-предупредительной, а предупредительной по состоянию объектов эксплуатации. При реализации данного подхода с каждым конкретным образцом вооружения должны проводиться предупредительные мероприятия в разные сроки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буравлев А.И. Пьянков А.А. Управление техническим обеспечением жизненного цикла вооружения и военной техники. Монография..— М.: Граница, 2015..— 304 с.
2. Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения..— М.: МО РФ, 2009..— 261 с.
3. Приказ МО РФ от 27.12.2010 г. «Об утверждении временного положения об основах организации сервисного обслуживания…»
4. Приказ МО РФ от 06.04.2010 г. № 320 «О Концепции адаптации системы обслуживания и ремонта ВВТ к новому облику Вооруженных Сил РФ».
5. Алчинов В.И. Управление техническим обслуживанием и ремонтом ракетно-артиллерийского вооружения. Учебник, ПАИИ, 2000..— 222 с.
6. Алчинов В.И. Комплексное решение основных задач планирования в системе эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения: Методические рекомендации..— Пенза: Изд-во филиала ВАМТО, 2013..— с. 120.
7. Барзилович Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем..— М.: Высшая школа, 1982..— 231 с.
8. Турковский А.С. Модель управления эксплуатацией и ремонтом РАВ. Монография..— СПб.: МВАА, 2017..— 177 с
В. ЗАРИЦКИЙ, доктор военных наук, генерал-полковник,
А. ТУРКОВСКИЙ, кандидат технических наук, доцент, полковник