ПОЛЯРНЫЙ МНОГОУГОЛЬНИК

«Арктику ожидает судьба Сирии и Ирака: за эту часть планеты обязательно будет спор»,— таковы прогнозы зарубежных и российских экспертов. Причина в том, что Арктика— последняя нетронутая кладовая полезных ископаемых. Вот как сказал об этой части Земли Президент России Владимир Путин: «По оценкам Российской академии наук, в Арктической зоне сконцентрирована подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота— 40 %, нефти— 60 %, газа— от 60 до 90 %, хрома и марганца— 90 %, платиновых металлов— 47 %, коренных алмазов— 100 % и так далее и так далее… Стоимость минерального сырья в регионе оценивается в 30 триллионов долларов».

Добавим: более 20 % российской суши находится за Полярным кругом. Но даже не имея и доли процента такой суши, желающих осваивать Арктику становится все больше. Полярный круг превращается в полярный многоугольник. В начале нынешнего века заговорили о международном статусе Сибири. Утверждается, что все на нее имеют право. А совсем недавно США предложили дать Северному морскому пути (СМП) статус международного. То ли еще будет… Однако Россия не намерена никому отдавать богатства, которые принадлежат ей по праву. Потому для защиты богатств Арктики создается мощный военный кулак.

Развивающийся театр военного противостояния

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сказал: «Мы сюда, в Арктику, пришли не на год и не на два, а надолго — на века». И для российских военных, охраняющих северные рубежи державы, создаются все новые высокотехнологичные образцы оружия и специальной техники.

Наши «партнеры» тоже активизируются. ВМС США возобновляют работу Второго флота. Он был расформирован в 2011 году, чтобы высвободить средства для строительства новых кораблей. Зоной ответственности реанимированного флота будет Атлантический океан, и особенно Северная Атлантика. Она, по американским понятиям, будет «развивающимся театром военного противостояния».

Посмотрим на карту. От Санкт-Петербурга до Владивостока около 14 500 километров. Если плыть через Суэцкий канал — все 23 тысячи километров. Расстояние из порта Мурманска до Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал 12 840–13 400 морских миль, а по СМП — не более 5770–6400.

Овладеть СМП стремились Антанта и фашистская Германия. Великобритания планировала в 1918–1919 годах взять под контроль весь европейский «перегон» и большую часть азиатского. В 1920 году долгосрочную концессию США на СМП и Камчатку предлагал Вашингтон. Отказали. В 1942 году США и Канада предлагали СССР трансформировать СМП в кондоминиум под совместным управлением союзников. Москва отвергла проект. Нечто схожее предлагалось западными державами в 1990–1992 годах. Американские планы с конца Второй мировой войны до середины 1980-х предусматривали военный захват всей трассы и прилегающего советского побережья. 10 апреля 2018 года командующий береговой охраной США пооткровенничал: Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества. Традиции у них стойкие.

В марте этого года российские противолодочные самолеты Ту-142 обнаружили в море Бофорта три атомных субмарины НАТО. Они в ходе американо-британо-канадско-норвежских учений ICEX-2018 отрабатывали подо льдом нанесение массированного ракетного удара. Задачами АПЛ, по заявлению официальных лиц Североатлантического альянса, были проверки боевых систем, комплексов навигации, гидроакустических станций и другого оборудования в условиях Арктики. В маневрах приняли участие военнослужащие Сухопутных войск и морской пехоты, подразделений специального назначения — «зеленые береты». С воздуха их поддерживали самолеты и вертолеты.

В районе всплытия подводных лодок была разбита полярная станция «Скейт». Жизнедеятельность палаточного лагеря с собственной электростанцией, вертолетной площадкой и ледовой ВПП обеспечивали 50 человек. Персонал лагеря обслуживал подлодки и их вооружение, обеспечивал торпедные стрельбы, поиск, подъем, обслуживание и перезарядку торпед.

Лодки вели поиск удобных мест для всплытия и отрабатывали само всплытие через лед, надводную и подводную навигацию в высоких широтах, уклонение от айсбергов, радиосвязь в заполярных условиях, поиск подводных лодок и торпедные стрельбы. Члены экипажей лодок с водолазной подготовкой погружались под лед и обследовали корпуса и оборудование субмарин. Фактически ВМС США проводят полноценные учения с подготовкой к боевому применению субмарин в высоких широтах. Атомные подлодки ВМС США, действующие в полярных морях, могут атаковать крылатыми ракетами экономические и военные объекты в регионе и в глубине страны.

Естественно, Россия реагирует на эти планы. Обширная сеть баз, крупнейший в мире флот ледоколов, включая атомные, сильнейшая в Арктике военная группировка (Объединенное стратегическое командование) обеспечивают контроль над собственными заполярными водами и противодействие силам противника, снижая вероятность скрытного проникновения и внезапного удара из прибрежных арктических вод.

Северный флот России имеет сегодня 35 атомных подлодок. Среди них гигантская ПЛ класса «Тайфун». На Севмаше строятся новые АПЛ: пять «Ясеней» и пять «Бореев». Планы создания морских судов на ядерных реакторах включают в себя и новый класс эсминцев, и новый авианосец. А на стадии конструирования в Северном регионе России — по меньшей мере 18 атомных судов и объектов. Проектно-конструкторские бюро «Айсберг» и «Рубин» начали для Росатома новые арктические проекты. Оба КБ сотрудничают с государственной Объединенной судостроительной корпорацией.

На Северном флоте создана глубоководная дивизия из субмарин-носителей атомных глубоководных станций (АГС, по сути, специализированные атомные подводные лодки), роботизированных подводных комплексов и малогабаритных атомных глубоководных станций. Последние могут работать на глубинах до шести тысяч метров. Дивизия сформирована на базе 29-й отдельной бригады подводных лодок (Гаджиево, Мурманская область). Здесь есть специалисты и оборудование, способные обеспечить испытания новых систем подводного оружия, о которых говорил президент.

Будет развиваться и подводная инфраструктура. Глубоководная дивизия, предположительно, будет решать и гражданские задачи: геологоразведка на арктическом шельфе, поиск затонувших предметов, мониторинг подводных коммуникаций — трубопроводов, линий связи.

Специальные кабельные суда ледового класса «Волга» и «Вятка» будут использоваться для прокладки большой трансарктической линии связи для нужд российских ВМФ и береговых войск. Волоконно-оптический кабель проложат в Арктике и на Дальнем Востоке. «Волга» и «Вятка» достраиваются на керченском заводе «Залив», их планируется сдать в 2019–2020 годах. Суда оснастят специальным плугом для заглубления кабеля и подводным аппаратом для ремонта и обслуживания линии связи. Ее проложат на глубине до трех тысяч метров со скоростью 3,7 километра в час.

Расширяет географию своих действий Дальняя авиация. В прошлом году бомбардировщики Ту-22М3 впервые выполнили посадку в Анадыре и Воркуте. С аэродрома Анадырь взлетали самолеты-топливозаправщики Ил-78 и ракетоносцы Ту-95МС, а с аэродрома Оленегорск — топливозаправщики Ил-78 и самолеты морской авиации Ту-142. Экипажи Ту-95 совместно с экипажами Ту-142 успешно выполнили поставленную перед ними задачу. Российские стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 в этом году выполнили перелет до Анадыря.

В рамках программы развития космической спутниковой группировки для обеспечения связи в Арктической зоне до 2022 года Россия запустит пять космических аппаратов. Они придут на замену КА, выработавшим ресурс.

Очевидно, что растущая из-за потепления доступность Арктики приведет к росту экономической активности в регионе и инцидентам. Их вероятность повышается и с возобновившейся холодной войной между Россией и НАТО. Это требует от России постоянно действующих сил безопасности, способных предотвращать саботаж, нападения, диверсии и теракты на гражданские объекты и инфраструктуру региона. Спусковым крючком конфликта могут послужить события даже за много тысяч километров от Полярного круга.

Вблизи магнитного полюса Земли

Мощная группировка сил на Севере не просто создана — она действует, учится воевать. Окинем взором некоторые последние события боевой учебы арктических стрелков и обеспечивающих подразделений.

Специалисты морской инженерной службы Северного флота отработали новый способ разминирования прибрежной полосы для высадки морского десанта в условиях Арктики. Флотские саперы оборудовали плавающий транспортер ПТС-2 установками разминирования УР-83П для проходов в минных полях. Они пустили заряд разминирования на плаву при подходе к берегу, заодно отработав подрыв льда. Такую методику планируется применять при проведении тактических учений по высадке морского десанта на необорудованное побережье.

Экипаж ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Карелия» отработал маневрирование в прибрежных полигонах Северного флота. Подводники погружались на различные глубины, отработали дифферентовку, плавание под перископом, экстренное всплытие и другие элементы движения в надводном и подводном положениях. Под водой экипаж провел учебную торпедную атаку и имитировал нанесение ракетного удара. В ходе учений была проверена слаженность действий личного состава на боевых постах, выполнен ряд контрольных нормативов.

РПК СН проекта 667 БДРМ, к которым относится «Карелия», оснащены межконтинентальными баллистическими ракетами «Синева». Подводные лодки имеют большой модернизационный потенциал и успешно эксплуатируются. На смену им поступают подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей». Головной корабль «Юрий Долгорукий» базируется на Северном флоте.

Корабельная поисково-ударная группа (большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков») провела учения по поиску и уничтожению подводной лодки условного противника. Учения проходили в несколько этапов в полигонах в Баренцевом море. Экипажи отработали взаимодействие друг с другом, с подводными лодками и с противолодочной авиацией, освоили новые тактические приемы поиска ПЛ, борьбу за живучесть, провели тренировки по радиационной, химической и биологической защите. Кораблями были отработаны задачи по уничтожению условного подводного противника и проведены торпедные стрельбы практическим боезапасом.

Тренируется и морская авиация. Экипажи противолодочных самолетов Ил-38 авиабазы объединения ВВС и ПВО Северного флота выполнили плановый полет для получения информации о ледовой обстановке в Северном Ледовитом океане. Летчики пролетели в районе архипелага Земля Франца-Иосифа. Полученные данные существенно облегчат прокладку маршрутов и навигацию в Арктической зоне.

Полеты в арктических районах проходят в плановом режиме в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства. Экипажи совершенствуют навыки полетов над безориентирной местностью при отсутствии наземных радиотехнических средств аэронавигации. Особенности полетов в высоких широтах Арктики — близость магнитного полюса Земли, большая величина магнитного склонения, магнитные бури, во время которых распространение радиоволн становится неустойчивым. Это ухудшает радиосвязь и ограничивает применение бортовых радиотехнических средств.

Полеты над Арктикой усложняет и нестабильная метеорологическая обстановка, однообразие местности с малым количеством визуальных и радиотехнических ориентиров. Во время таких полетов летчики существенно повышают уровень своей летной подготовки. В Анадыре, в 800 километрах от Аляски, в октябре прошлого года были проведены авиационные учения с дальними бомбардировщиками Ту-22М3. Они прилетели туда впервые. Всего в учениях задействовали более 20 самолетов, включая заправщики Ил-78, пять аэродромов и два полигона.

Перелеты через Арктику — составная часть усилий России по восстановлению своего военного присутствия в регионе. В планах строительство военной базы площадью 14 квадратных километров на удаленной и покрытой льдами Земле Франца-Иосифа.

Надводные, подводные силы и авиация Северного флота ежегодно проводят практические занятия со слушателями Военной академии Генерального штаба «Кумжа». Задействуют корабли и подводные лодки различных рангов и классов, ракетный крейсер и базовые тральщики, противолодочные самолеты и вертолеты, истребительную и бомбардировочную авиацию. Офицеры, обучающиеся в Военной академии Генерального штаба, знакомятся с развитием военной инфраструктуры в Арктике, с организационно-штатной структурой Северного флота, его боевыми возможностями и решаемыми им задачами, с формами и способами применения сил флота.

«Илья Муромец» ледового класса

Что в первую очередь нужно в арктических льдах? Конечно, ледоколы. «Илья Муромец», новейший ледокол Северного флота, совершил первую проводку атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий». Толщина льда в Белом море около 40 см, и самостоятельное плавание судов не ледового класса становится невозможным. Переход крейсера обеспечивали ледокол «Руслан» Беломорской военно-морской базы и морской буксир.

Дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» — представитель нового поколения многофункциональных судов для проводки кораблей в сплошном ледовом поле толщиной до 0,9 метра. Он может перевозить грузы в трюме и контейнерах, проводить гидрографические исследования, участвовать в спасательных операциях, тушить пожары на объектах, ликвидировать аварийные разливы нефти, перевозить пассажиров или десант. У «Ильи Муромца» мощный энергетический комплекс в 12 мегаватт, современная гребная электроустановка — все российского производства.

Ледопроходимость «богатыря» — метр со скоростью хода в два узла и полтора метра, если брать лед «набегом». Для предотвращения наростов льда на палубе придуманы обогреваемые панели. Швартовочная палуба — с крышей, что помогает бороться с обледенением. Внутри корпуса расположены клинкетные двери, которые защищают соседние отсеки от проникновения воды или огня в чрезвычайных ситуациях. Двери закрываются герметично. Имеется собственная баня с бассейном, каюты для личного состава оборудованы мебелью, санузлами, в каждом помещении собственный микроклимат.

Корпус этого уникального ледокола был заложен на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2015 года, он спущен на воду в июне 2016 года. Длина — 85 метров, ширина — около 20, водоизмещение — около 6 тыс. тонн. У судна высокие мореходность и автономность плавания, имеются вертолетная площадка и кран грузоподъемностью 26 тонн. Лебедка усилием 100 тонн может вытянуть даже авианосец. Носовая часть судна оснащена вертолетной площадкой для Ка-32 или Ка-27 — ледокол способен вести ледовую разведку с воздуха.

Это первый за последние четыре с половиной десятка лет военный ледокол. Подобных судов у России порадка 40 единиц, у США — три. Ледоколов для военного флота в России до этого не было. Боевое вооружение на борту судна отсутствует — ледокол относится к вспомогательным судам. Соответствуя всем международным правилам и конвенциям, «Илья Муромец» может заходить в любой гражданский порт, тогда как военные корабли — нет.

«Илья Муромец» уже участвовал в обеспечении боевой работы флота при проходе через льды атомного подводного крейсера «Юрий Долгорукий». Судно разворачивалось, обкалывало лед вокруг лодки, давало ей возможность спокойно продвигаться в надводном положении.

На флоте не скрывают: основное предназначение ледокола — обеспечение деятельности Арктической группировки российского ВМФ, патрулирование территории наших северных морских районов, прокладка путей через льды кораблям неледового класса, cнабжение береговых, островных баз и аэродромов. С появлением этого ледокола корабли Северного флота получили возможность выходить из своих баз на Кольском полуострове в любое время года и в любую погоду. Ледокол может широко применяться для выполнения научно-исследовательских, транспортных, спасательных и других задач в Арктике.

«Илья Муромец» — не единственная новинка. На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) проходит швартовые испытания атомный ледокол «Арктика». Сдача — в следующем году. На очереди три ледокола ЛК-60 (мощностью 60 мегаватт) серия 22220. Этой тройки, считают специалисты, для Арктики недостаточно. Серия продолжится. Серийные «Сибирь» и «Урал» планируется передать заказчику в 2021 и 2022 годах. Словом, Россия строит высокоширотный флот нового поколения. Объединенная судостроительная корпорация сможет через семь-восемь лет практически полностью обеспечить Северный морской путь проводками судов с помощью 60-мегаваттных и 120-мегаваттных ледоколов.

В НАТО скрупулезно изучают нашу «ледокольную» политику. В США планируют заложить первый ледокол высокой мощности в конце 2019 года. У американцев есть планы строительства в 2019-2021 годах минимум трех тяжелых и трех средних ледоколов, однако документы еще не утверждены.

«Другая» техника: подводные истребители и «Подсолнух»

Вице-премьер правительства России Юрий Борисов, отвечающий за оборонно-промышленный комплекс, задался вопросом: что такое арктический вариант? И сам ответил: «Это когда техника приспосабливается к экстремальным условиям эксплуатации, ведь в Арктике все другое. Резина должна быть другая, двигатель должен заводиться при экстремальных температурах, система управления, радиоэлектроника все должно выдерживать — эти температуры. Поэтому, конечно, это техника, которая создается немного по другим принципам».

Этим принципом руководствуются многие создатели самой разнообразной военной техники. В состав Северного флота скоро войдут новейшие, уникальные по малошумности подводные лодки: две дизель-
электрические проекта 677 «Лада» — «Санкт-Петербург» и «Кронштадт». Лодки продемонстрировали способность первыми засечь противника. Прозвище этих субмарин — «подводные истребители». На Северном флоте они могут скрытно минировать вблизи баз противника, забрасывать в его тыл диверсионно-разведывательные группы.

«Лады» отличает высокая автоматизация  — экипаж уменьшен до 36 человек, у лодок чувствительная гидроакустическая система «Лира», уникальная скорострельностью — 18 торпед за несколько минут. Проект 677 создавался как первая отечественная дизель-электрическая лодка с анаэробной (воздухонезависимой) энергетической установкой — нет необходимости периодически всплывать для подзарядки аккумуляторов. Полноценную анаэробную энергетическую установку поставят и на достраиваемый «Кронштадт».

Подразделения ПВО 80-й отдельной мотострелковой бригады, входящей в береговые силы Северного флота, получают арктические зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2ДТ». Они способны в 70-градусный мороз поражать все виды летательных аппаратов и управляемых авиационных боеприпасов. На полигоне Капустин Яр арктические «Торы» уже успешно отстрелялись. У этого ЗРК шасси — двухзвенный вездеход ДТ-30ПМ — способен преодолеть глубокий снег, передвигаться по болоту и плавать.

Боекомплект «Тор-М2» — 16 зенитных управляемых ракет (ЗРК) — способен отслеживать до 48 целей и одновременно обстреливать до четырех разнотипных целей на высотах до 10 км, бороться с крылатыми ракетами. «Тор» полностью автоматизирован, решает боевые задачи без вмешательства расчета. ЗРК обладает искусственным интеллектом.

Создана и новая модификация загоризонтной радиолокационной станции «Подсолнух». У нее большие возможности контроля прибрежной зоны (200 миль) и большая защита от помех. РЛС может работать в условиях Арктики, позволяет в автоматическом режиме за пределами радиогоризонта одновременно обнаруживать, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов, определять их координаты и выдавать по ним целеуказания комплексам и системам вооружения кораблей и средств противовоздушной обороны.

Сегодня на боевом дежурстве такие станции стоят на берегах Охотского, Японского и Каспийского морей. В Арктике планируется развернуть несколько «Подсолнухов».

Атомное будущее

Управление Северным морским путем отдано не Минтрансу, как ожидалось, а госкорпорации «Росатом». Она обладает атомным флотом, она же разработчик плавучих атомных электростанций для энергоснабжения портов и приморских городов Арктики. Все проекты и закупки, касающиеся Арктики, проходят под контролем и кураторством Росатома. Остановимся на некоторых.

В конце апреля этого года компанией «Адмиралтейские верфи» и Росгидрометом подписано соглашение о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Она предназначена для изучения Северного Ледовитого океана, проведения там круглогодичных геологических, акустических, геофизических и океанографических наблюдений. Платформа в состоянии двигаться во льдах без ледокола, принимать на палубу тяжелые вертолеты. Корпус сооружения выполнят из сверхпрочных материалов. Запас топлива рассчитан на два года постоянной службы. На ее борту смогут одновременно находиться до 14 человек. Сдача платформы намечена в 2020 году.

Еще одна своего рода платформа — не имеющая аналогов плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» — поступит в распоряжение Севморпути. ПАТЭС включает в себя два реактора по 35 мегаватт. Ее задача — обеспечить доступной электроэнергией районы, прилегающие к Севморпути, для полноценного их освоения. Для этой благородной цели потребуется около десяти аналогичных плавучих электростанций. Заводы-изготовители без заказов не останутся.

В Арктике уже есть первая плавучая атомная станция» «Академик Ломоносов». В течение 20 ближайших лет наша страна сможет иметь в этом регионе минимум вдвое больше морских реакторов, чем сегодня. У Российской Арктики атомное будущее.

Робототехническое будущее — тоже. Разработчики робототехники различных направлений направляют свои усилия в направлении Арктики: 60–80 % процентов инцидентов с плавсредствами происходят по вине экипажа. И Росатом заказал создание цифровой модели безэкипажных транспортных судов для работы в арктических широтах. А «Вертолеты России» уже испытывают беспилотный вертолет с радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки. КБ «Рубин» разработало проекты подводного и подледного освоения недр Арктики с помощью роботов. Им не нужны системы жизнеобеспечения, они способны работать при неблагоприятных погодных условиях, делают работу безопасной.

Холдинг «Технодинамика», который специализируется главным образом на авиационном оборудовании, сосредоточился на водолазном аппарате АВМ-21 «Морж». Он может применяться службами МЧС и исследователями во время экспедиций в зонах арктического шельфа. Погружение в холодные воды сопряжено с риском. При низких температурах выдыхаемый водолазом воздух имеет 100-процентную влажность. Это может стать причиной обмерзания легочного аппарата и перекрытия подачи дыхательной смеси. «Морж» успешно справляется с проблемой. Для повышения надежности аппарат снабжен двумя дыхательными трактами, которые могут подключаться к баллонам аппарата независимо друг от друга.

Максимальная глубина, на которую позволяет погрузиться аппарат — 60 метров. «Морж» может использоваться для работы на арктическом шельфе, в том числе для оснащения ледокольного флота и платформ. Редуктор водолазного аппарата уже использовался в арктических и антарктических экспедициях Русского географического общества. С его помощью были поставлены мировые рекорды погружения на глубину.

Российское НПО «Сплав» (входит в концерн «Техмаш» госкорпорации «Ростех») изготовит арктическую версию мобильного лечебно-диагностического комплекса «Ангел» для Минобороны, МЧС и погранвойск ФСБ России. Комплекс строится по инициативе военных медиков.

Идет передача Северному флоту шести трассовых радиолокационных комплексов «Сопка-2». Это автоматизированный твердотельный трехкоординатный комплекс. «Сопка-2» — источник радиолокационной информации для систем управления воздушным движением и контроля воздушного пространства. РЛК способен распознавать отдельные воздушные цели в составе группы. Комплекс оборудован защитным антенным куполом и способен работать при ветре до 40 метров в секунду и температурах до минус 40 градусов.

Компания «Гражданские самолеты Сухого» получила одобрение изменения к сертификату типа на самолет SSJ100. Теперь он сможет выполнять полеты до 78,25 градусов северной широты. «Борт» прошел испытания в самом северном гражданском аэропорте мира Свальбарде архипелага Шпицберген. Это было обусловлено особенностями полетов в Арктическом регионе, где воздушное судно эксплуатируется вблизи ограничений, установленных поставщиками оборудования.

«Отметились» и автомобилисты, причем работающие на ракетчиков. Брянский автомобильный завод (входит в концерн ВКО «Алмаз-Антей») выпустил образец шасси БАЗ-69092 (колесная формула 6х6) для работы в условиях вечной мерзлоты. Шасси с грузовой платформой послужат при выполнении аварийно-спасательных работ, эвакуационных и гуманитарных операциях, при обеспечении жизнедеятельности в регионах. Машина окрашена в белый цвет с нанесением символики МЧС, логотипов завода и концерна ВКО.

Возвращением «кукурузника» называют появление легкомоторного цельнокомпозитного самолета ТВС-2ДТС — модернизированной версии Ан-2. Самолет усовершенствуется для работы в арктических условиях. Рекомендации дадут специалисты авиакомпании «Полярные авиалинии», которая станет эксплуатантом такого воздушного судна. В Магаданском производственном комплексе проходит демонстрация летных и технических характеристик первого опытного образца. Соглашение на строительство 200 машин для «Полярных авиалиний» подписано. Выпуск самолетов будет налажен к 2019 году.

Как в мороз накормить батальон

Без тыла нет победы. В том числе и особенно на Крайнем Севере. Испытания тыловой техники для Арктики завершены. Военные получают на снабжение первые серийные арктические кухни, хлебопекарни, цистерны, хозяйственно-складские модули, гусеничные топливомаслозаправщики, мультиварки и склады. Техника — на базе вездеходов, специально приспособленных к условиям Севера. Кухонная техника способна работать при температуре около
–60 оС и может обеспечить трехразовым горячим питанием мотострелковый батальон.

Вся техника создана на базе двухзвенного гусеничного плавающего транспортера. В комплект входит дизель-электростанция мощностью до 100 кВт. В экипаже два водителя, два повара, за сутки они могут накормить 250 солдат и офицеров. В хлебопекарне два пекаря за сутки могут испечь около 700 кг хлеба. Хозяйственно-складской модуль перевозит продовольствие весом десять тонн.

Гусеничный топливомаслозаправщик перевозит 14 тыс. литров горюче-смазочных материалов. Одновременно заправляет четыре машины. Арктическая цистерна объемом 10 тыс. литров не позволит питьевой воде замерзнуть и в самый сильный мороз.

И неожиданное и воодушевляющее известие: у СМП появится трансрегиональный сухопутный дублер — это проект «Заполярный Транссиб». Он состыкует Севморпуть с железными дорогами к портам Балтийского, Черного и Каспийского морей.

Арктическая экспедиция «Барнео»

Такое глобальное мероприятие, как освоение Арктики не обходится без науки, в том числе фундаментальной. Фонд перспективных исследований (ФПИ) провел испытания технологических образцов с использованием беспилотных летательных аппаратов. Произошло это в ходе 10-й арктической снегоходной экспедиции «Северный десант» в условиях Арктики. Участники экспедиции готовили военных специалистов к автономным действиям, испытали новые образцы экипировки и снаряжения, отработали перемещение мобильных автономных групп, проверили корректность и точность работы системы ГЛОНАСС. Результаты испытаний и рекомендации легли в основу требований к экипировке и техническому оснащению военнослужащих, научного и технического персонала.

Заняться исследованием инфраструктуры и климата Арктики в рамках различных проектов намерена группа компаний «Беспилотные системы». В частности, мониторингом инфраструктуры, изменения климата, нефтегазопроводов, ледовой разведкой. С помощью беспилотников будут отслеживать экологическую безопасность портов, терминалов, нефтедобывающих платформ. БЛА — это долголет, он может проводить в воздухе до пяти часов и летать на большие расстояния.

Специалисты группы компаний уже участвовали в эксперименте на дрейфующей ледовой базе арктической экспедиции «Барнео», ежегодно организуемой Экспедиционным центром Русского географического общества. Цель испытаний — оценка возможности применения беспилотных технологий для обследования ледовой обстановки. Например, один только БЛА обследовал более 500 км льдин. С помощью беспилотных авиационных систем можно вести поиск аэродромных площадок и обнаруживать опасное движение айсбергов в сторону буровых платформ.

Испытало Минобороны России на Крайнем Севере и колесную технику Брянского автомобильного завода, двухзвенные гусеничные тягачи Горьковского и Избербашского заводов. Все они выдержали испытания и подтвердили свои эксплуатационные характеристики, способность обеспечивать автономность и поддерживать микроклимат в обитаемых отделениях, передвижения по глубокому снегу.

К работе «на Арктику» привлечены не только столичные научные центры. В Магнитогорском государственном техническом университете им. Носова успешно опробованы новые технологии выплавки уникальных высокопрочных и хладостойких сталей, коррозионностойкого наноструктурированного листового проката для использования в условиях Крайнего Севера. Они могут применяться при строительстве ледоколов.

Ученые Санкт-Петербурга обещают спроектировать и построить ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Это плавучая обсерватория для исследований и мониторинга природной среды. Строить платформу будут в рамках государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны России. Платформа нужна для комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Предположительно ее введут в эксплуатацию в 2020 году.

Сейчас исследования ученые проводят со льда дрейфующих станций. Но с потеплением в Арктике все труднее найти подходящую территорию под дрейфующую станцию вблизи Северного полюса — все меньше льдов толщиной от 2 до 3 метров. Появляется опасность их разлома. Поэтому и возникла идея сделать ледостойкую самодвижущуюся платформу. Она сможет передвигаться без ледокола, будет иметь автономность по запасам топлива два-три года, встроенное оборудование, вертолетную площадку. Срок службы — 25 лет.

Предполагается иметь хотя бы одну обитаемую наблюдательную платформу и несколько автономных роботизированных дрейфующих измерителей рядом: платформа — инородное тело в природной среде, а сам лед можно изучать только со льда. Хотя геологические, ионосферные, аэрологические наблюдения с платформы проводить удобнее и легче, лебедки и тяжелую технику использовать на льдине невозможно. Поэтому для наблюдения и исследования специалистам придется уходить от основной платформы на несколько сот километров в северных условиях. На дрейфующих же станциях все наблюдательные посты расположены рядом.

Исполнитель работ — «Адмиралтейские верфи», базовое предприятие российского судостроения. Здесь построено более трех тысяч кораблей: научно-исследовательские суда, ледоколы, танкеры, океанские спасатели, подводные аппараты.

Цель создания платформы — социально-экономическое развитие Арктической зоны, улучшение качества жизни и защищенности населения на этой территории, создание условий для Севморпути как национальной транспортной магистрали России в Арктике, развитие системы гидрометеорологического обеспечения мореплавания в его акватории, эффективное использование ресурсной базы Арктической зоны и континентального шельфа России.

Подлодка-грузовик

В 1950–1960 годы СССР планировал построить грузовую подводную лодку для Северного морского пути. Она предназначалась для перевозки подо льдом наливных и сыпучих грузов. Это был смелый арктический проект, как и многие другие, не реализованные: получение энергии из холода, летающая ветроэнергетическая станция, управление климатом, строительство плотины в Беринговом проливе и Ямальского канала, ледокола-авианосца, гидроледореза…

Судно для перевозки грузов должно было развивать «подледную скорость» не менее 20 узлов, иметь дальность хода в подледном положении 3000–4000 миль. Можно предположить, что подводно-подледное транспортное судно задумывалось как атомное.

Еще в мае 1941 года полярные ученые обосновали возможность перевозки подводными лодками грузов по трассе Севморпути. Работы отодвинула война. К идее вернулись в 1943 году. Она выглядела как «подводный транспорт-танкер» водоизмещением 6000 тонн. Он имел два прочных корпуса внутри одного легкого. Прочные корпуса располагались один над другим. Верхний, более крупный, использовался для груза, а в нижнем размещались механизмы и экипаж. Проект не получил одобрения.

С 1943 по 1972 год в СССР было разработано девять проектов подводных лодок, способных перевозить боевую технику, военные грузы. Все идеи были доведены до эскизного проекта, по отдельным изготовили технические чертежи, по одному проекту было начато строительство. Работы прекращались из-за финансовых и технических проблем. Приоритет был отдан боевому подводному судостроению.

Грузовая подводная лодка не появилась в Арктике по экономическим соображениям. Суда подводно-подледного плавания были признаны менее рентабельными, чем ледокольно-транспортные.

В некоторых странах грузовые подводные лодки строились очень активно. В кайзеровской и фашистской Германии было разработано шесть проектов. Они были доведены до серийного строительства и активно использовались в ходе боевых действий на всех морских театрах — обеспечивали боеприпасами, топливом, ГСМ, провизией и пресной водой боевые субмарины во Второй Мировой войне. Грузовики работали на коммуникациях, по которым проходили транспортные конвои флотов этих стран. Перегрузка велась прямо в море, очень быстро, часто под носом у противника. За годы Второй мировой войны Германия по приблизительным подсчетам потеряла 15 подводных транспортных средств.

Япония с 1942 по 1945 год разработала и вывела в серийное производство пять проектов грузовых подлодок. Они принимали активное участие в боевых действиях. Помимо традиционного для войны груза, доставляли в районы боевого применения человекоторпед (камикадзе). Самую большую транспортную подлодку построила именно Япония: субмарина перевозила до 1200 тонн различных грузов. Всего Япония построила 43 транспортных лодки, девять из них погибли.

В США с 1942 по 1970 год разработали шесть проектов, включая подводный танкер, транспортно-десантные, минные заградители. Были среди них и атомные. Некоторые из них вплоть до 1993 года проходили модернизации и до сих пор остаются в строю. ВМС США для перевозки грузов использовали боевые ПЛ. Позднее многие подводные транспортники были созданы путем перепроектирования многоцелевых атомных подводных лодок. Россия «демократического выбора» резала свои АПЛ «на иголки».

Есть надежда, что замечательные новаторские идеи прошлого будут воплощены в жизнь сегодня, в пору беспрецедентно широкого и долговременного освоения Арктики.

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на недавнем заседании Коллегии Минобороны сказал: «…Одним из приоритетных для нас остается арктическое направление. Так, в прошлом году на Северный флот поступило 1090 современных образцов вооружения и военной техники, в том числе 5 боевых катеров, 7 судов обеспечения, 9 единиц авиационной техники и 10 радиолокационных комплексов ПВО».

В продолжение речи главы военного ведомства: в этом году завершается передача флоту судна тылового обеспечения «Эльбрус», завершаются госиспытания фрегата «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», большого десантного корабля «Иван Грен» и морского танкера «Академик Пашин».

Продолжается освоение новейших подводных крейсеров с крылатыми и баллистическими ракетами «Ясень» и «Борей». В ходе учений подразделения арктической бригады отработали высадку с десантных кораблей на необорудованное побережье и ведение рейдовых действий на островах арктических архипелагов. Впервые с советских времен осуществлены полеты противолодочной авиации через Северный полюс к Северо-Американскому континенту.

Освоение «кладовой мира» и строительство ее защиты успешно продолжается.

Н. ПОРОСКОВ