«ПОИСКОВАЯ РАБОТА В РОССИИ ПОСТАВЛЕНА НА ЛЕГАЛЬНЫЕ РЕЛЬСЫ…»

Сохранение исторической памяти является основополагающим идеологическим фундаментом каждого суверенного государства, в особенности такой богатой славными воинскими традициями страны, как Россия. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», ­ писал выдающийся русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов. Министерством обороны РФ в тесном контакте с гражданскими ведомствами и общественными организациями проводится масштабная работа по поиску и установлению имен героев, отдавших свою жизнь во благо Отчизны. Об организации этой важной политической и человеческой миссии рассказал начальник Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества генерал­майор запаса, кандидат военных наук Владимир ПОПОВ.

 

­ Владимир Васильевич, в начале беседы просьба ознакомить наших читателей с историей создания вашего управления, его организационным порядком, нормативно­правовой базой проводимой работы.

­ В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества» Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Обязанности и права уполномоченного органа установлены Федеральным законом Российской Федерации № 4292­1 от 14 января 1993 г.  «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Приказами министра обороны Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. и от 10 апреля 2015 г. № 190 управление предназначено для реализации задач, возложенных на Минобороны РФ, в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества и совершенствования нормативно­правовой базы в данной сфере деятельности.

Управление в части своих полномочий установленным порядком взаимодействует с органами военного управления МО России, государственными и общественными структурами.

Для реализации полномочий в Минобороны создана система органов военного управления и подразделений, выполняющих задачи в этой сфере:

­ Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества;

­ военно­мемориальные службы военных округов и флотов;

­ представительства Минобороны России (по ведению военно­мемориальной работы за рубежом) в 8 государствах;

­ 90­й отдельный специальный поисковый батальон Западного военного округа;

­ Федеральное военное мемориальное кладбище.

­ Какие конкретные задачи решает вверенная вам структура военного ведомства?

­ Наше управление принимает непосредственное участие в разработке правовых актов и других документов, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Организует централизованный учет воинских захоронений на территории Российской Федерации и за ее пределами. Координирует выполнение мероприятий по поисковой работе на территории Российской Федерации и за рубежом. Сопровождает обслуживание общедоступных банков данных, содержащих сведения о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, на наших специалистов возложена работа в рамках Российского организационного комитета «Победа».

­ За последние годы законодательными органами страны был принят, казалось бы, максимальный перечень нормативных актов по вопросам увековечения памяти павших героев…

­ Хотя имеющаяся нормативная правовая база и позволяет эффективно и в полном объеме проводить работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в настоящее время Министерством обороны проводится постоянная работа по совершенствованию законодательных актов, касающихся данного вопроса.

При активном участии управления подготовлены и внесены необходимые поправки как в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», так и в другие федеральные законы; подготовлены и выпущены ряд указов Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства обороны РФ.

В процессе инициирования законодательных инициатив мы постоянно взаимодействуем с общероссийскими общественно­государственными, общественными организациями и  движениями. Такими, как «Русское географическое общество»,  «Поисковое движение России», «Российское военно­историческое общество», ДОСААФ России, что обеспечивает непрерывную работу системы увековечения памяти погибших при защите Отечества в Российской Федерации.

­ Как на сегодняшний день законодательно регламентирована поисковая работа на федеральном и региональном уровнях?

­ В целом завершено формирование основной нормативной правовой базы на федеральном уровне в области организации и проведения поисковой работы в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Имеет законную силу приказ министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно­государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти».

Учитывая, что на федеральном уровне основополагающие документы в этой области уже изданы, была организована работа по уточнению (разработке) нормативных правовых актов, регламентирующих проведение поисковой работы на территории субъектов Российской Федерации.

К настоящему времени из 85 регионов фактически в 80 установлены (уточнены) или определены такие нормативные документы.

В дальнейшем мы планируем рассмотреть возможность проведения юридической экспертизы изданных нормативных актов и выявленные замечания и предложения направить для учета в соответствующие субъекты Российской Федерации.

Основой руководства и координации поисковой работы являются:

  1. Ежегодное составление (уточнение) перечня поисковых организаций.
  2. Разработка плана проведения поисковых работ на территории России и государств ­ участников СНГ, в том числе с участием подразделений Минобороны России.
  3. Создание системы качественного учета результатов поисковых работ и представления поисковыми организациями отчетных документов в Минобороны России для последующего внесения дополнений и изменений в банк данных «Память народа».
  4. Планирование призыва наиболее достойных членов поисковых организаций для прохождения военной службы в 90­й отдельный специальный поисковый батальон и награждение их ведомственными наградами Минобороны России.
  5. Качественное проведение всероссийских Вахт памяти.

­ Вами был затронут вопрос взаимодействия управления с общественными поисковыми и военно­патриотическими организациями. Однако существуют проблемы, связанные с противоправной деятельностью непрофессиональных поисковиков и «черных копателей». Как производится практическая координация поискового движения по стране в целом?

­ Проделанная в этом направлении работа дала возможность организовать и поставить на легальные рельсы организацию поисковой работы в России. Позволила контролировать эту деятельность правоохранительным органам и, что самое важное, предотвращать «чернокопательство». Какой это огромный пласт работы, можно понять, зная количество поисковых отрядов, их в этом году зафиксировано 1577, которые объединяют более 35000 энтузиастов­поисковиков.

В целях совершенствования системы организации поисковой работы создан Координационный совет по поисковой деятельности в Российской Федерации при Министерстве обороны РФ,  разработано и согласовано с заинтересованными организациями положение о нем, подписано соглашение о совместной деятельности Минобороны России с ООД ПДР, ДОСААФ России и РВИО.

­ Не могли бы вы привести несколько наиболее значимых результатов деятельности поисковых экспедиций?

­ Минобороны России, выполняя решения министра обороны Российской Федерации, в порядке реализации различных замыслов и планов в 2014­2016 возглавило и провело целый ряд уникальных по своему характеру поисковых экспедиций и совместных проектов в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.

В 2015­2016 гг. состоялись две поисковые экспедиции на острова Финского залива (Большой Тютерс, Гогланд, Соммерс, Сескар и Малый). В результате найдены и вывезены на материк 192 уникальных образца вооружения и военной техники времен Великой Отечественной войны советского, немецкого и финского производства, а также в рамках выполнения межправительственных соглашений эксгумированы останки 30 военнослужащих немецкой армии, которые были переданы представителям Народного союза Германии по уходу за воинскими могилами (ФРГ).

В акватории Черного моря прошли 4 экспедиции по поиску морских объектов, затонувших в период Великой Отечественной войны, а также уже четвертый год подряд были исследованы Аджимушкайские каменоломни. В ходе экспедиций обнаружены и идентифицированы множество подводных объектов (советские тральщик Т­504, транспорт «Каменец­Подольск», советский торпедный катер ТК­101, крейсер «Красный Кавказ», самолет Ил­2, а также немецкие ­ быстроходная десантная баржа F­336А, торпедный катер S­102, катамаран «Зильбер»). В Аджимушкайских каменоломнях совместно с экспедицией ООД ПДР найдены останки нескольких защитников подземного гарнизона, полевая кухня, трактор «Сталинец». Трем советским погибшим с экипажами кораблям придан статус воинских захоронений с оформлением паспортов и постановкой на государственный учет.

Продолжено проведение поисковых экспедиций специальным штатным горным подразделением Минобороны России в высокогорном районе Эльбруса (на высоте более 3500 м). Там были найдены останки 31 погибшего советского воина.

Проведены две совместные поисковые экспедиция на острове Шумшу (Курильская гряда). В их результате найдены незахороненные останки 23 советских военнослужащих. Останки 18 японских военнослужащих переданы японской стороне. Доставлены на материк с целью дальнейшего экспонирования в Военно­патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» фрагменты военной техники (японские танки «Чиха» и «Хаго», японский бомбардировщик Ки­84, два американских самолета «Кинг Кобра», японский миномет, авиационный двигатель от японского самолета Ки­43).

Большая часть доставленных экспедициями экспонатов размещена в павильоне «Эхо войны» в парке «Патриот» в постояннодействующей экспозиции.

Проведена первая совместная российско­китайская поисковая экспедиция по увековечению памяти советских военнослужащих, погибших в годы войны на территории Китая (уезд Мулин, округ Муданьдзянь). В ходе экспедиции обнаружены останки 7 военнослужащих 112­го стрелкового полка, погибших в бою за высоту Хошао 15 августа 1945 года. По архивным документам удалось установить личности четырех из них.

­ Какая роль в поисковых операциях отводится штатному армейскому подразделению?

­ Практически во всех экспедициях принимает участие личный состав 90 оспб, предназначенного для проведения поисковых работ в труднодоступных местах, в расположении закрытых, режимных территорий и в приграничной зоне.

В 2015­2016 годах силами 90 оспб проведены поисковые работы в районе н.п. Мясной Бор (Новгородская область), совместно с РВИО и ООД ПДР ­ в районе д. Зайцева Гора (Калужская область), на Синявинских высотах, Невском пятачке Кировского района Ленинградской области, в Федеративной Республике Германия и в Белоруссии.

С 2006 года силами и средствами батальона обнаружено и перезахоронено 8024 останка погибших советских воинов, в том числе в 2016 году ­ 228 человек.

Обнаружено 243 медальона, установлено 497 имен погибших, из них у 9 найдены родственники. Обнаружено и уничтожено 8663 взрывоопасных предмета, найдено 305 ед. стрелкового оружия.

­ Согласно действующему законодательству на Минобороны РФ возложена функция централизованного учета воинских захоронений на территории Российской Федерации. Как ваше управление справляется с данной задачей?

­ В течение 2013­2015 годов Минобороны России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проведена работа по паспортизации (обновлению существующих паспортов) воинских захоронений.

Паспортизацией были охвачены воинские захоронения в 85 субъектах Российской Федерации, временной диапазон их образования составляет более 100 лет.

В результате по состоянию на 1 февраля 2016 г. числится 37074 воинских захоронения (захоронено всего 7 625 171 погибших воина, в том числе известных 2 859 392, неизвестных 4 765 779), в том числе на территории Российской Федерации ­ 25 192 (захоронено всего 3 597 094 погибших воина, в том числе известных 2 064 419, неизвестных 1 532 675), на территории иностранных государств ­ 11 882 (захоронено всего 4 028 077 погибших воинов, в том числе известных 794 973, неизвестных 3 233 104).

По итогам проведенной работы (в сравнении с данными на 1 января 2015 г.) количество воинских захоронений на территории Российской Федерации увеличилось на 5362, а захороненных в них воинов ­ на 391391 человека. При этом известных погибших воинов стало на 218 601 человека больше.

Ежегодно выявляется и документально оформляется до 350 новых воинских захоронений и до 20 тыс. чел., ранее считавшихся пропавшими без вести.

Итогом работы стала обновленная картотека воинских захоронений, находящихся во всех регионах России и вне зависимости от времени их создания. Оба «поколения» паспортов размещены в ОБД «Мемориал» портала «Память народа».

Отдельно хочу остановиться на вопросе создания единого для всех воинских захоронений мемориального знака. Несмотря на большое количество предложений, ярко выраженного графического символа солдатской могилы пока так и не создано.

В системе увековечения памяти погибших при защите Отечества поисковая работа является первичным этапом, за которым следует документальное оформление результатов, представление отчетных документов в Минобороны России для подготовки сведений о вновь выявленных местах захоронений, фамилиях и именах погибших и пропавших без вести ­ к вводу в обобщенный банк данных интерактивного сайта «Подвиг народа».

­ Созданные управлением общедоступные банки данных, содержащие сведения о погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, имеют огромную аудиторию. Несколько слов об этих электронных ресурсах и перспективах их развития.

­ Министерство обороны России реализует беспрецедентный по масштабам проект создания в сети Интернет интерактивного сервиса «Память народа», который соединил в себе действующие общедоступные банки данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне  1941­1945 годов».

В рамках данного проекта оцифрованы миллионы страниц военных архивов по погибшим и пропавшим без вести военнослужащим, карты времен Великой Отечественной войны, документы о подготовке и ведении боевых действий, передвижениях объединений, соединений и воинских частей. Все это позволяет проследить боевой путь солдат и офицеров Красной армии с момента призыва, их участие в военных действиях, ранения, награждения вплоть до возвращения домой или увидеть первичное место захоронения на картах того времени и в современном графическом формате.

В год проведения мероприятий, посвященных 100­летию начала Первой мировой войны, Минобороны России запущен пилотный проект, цель которого ­ предоставление пользователям сети Интернет возможности доступа к архивным данным. Развитие пилотной версии включает оцифровку архивной картотеки Бюро учета потерь на фронтах Первой мировой войны (7,7 млн карточек), архивных документов с описаниями действий войск (свыше 100,0 тыс. архивных дел), паспортизацию воинских захоронений того периода в Польше, Германии, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и России. Итогом работы станет создание геоинформационного портала и 3D­моделей воинских захоронений. Подготовлено соглашение с Федеральным архивным агентством о предоставлении нам для сканирования документов того периода истории Отечества.

Деятельность Минобороны по созданию интерактивного сайта «Память народа» высоко оценена Президентом России В.В. Путиным, который на заседании Российского организационного комитета «Победа» поставил задачу по продолжению этой работы.

­ Многочисленные воинские захоронения наших соотечественников находятся не только на территории России, но и за ее пределами. Как организована работа зарубежных представительств Минобороны РФ по вопросам сохранения мемориальных мест?

­ По учету Министерства обороны Российской Федерации за рубежами нашей страны находятся 11882 воинских захоронения периода Великой Отечественной войны: на территории государств СНГ ­ 6433, стран дальнего зарубежья ­ 5449. В них захоронено свыше 4 млн погибших воинов, из которых известно пофамильно всего около 1 млн человек.

Российские (советские) воинские захоронения находятся в 53 зарубежных странах (в управлении отсутствуют данные по Грузии).

Международное сотрудничество в области сохранности воинских захоронений регламентируется заключенными Российской Федерацией межправительственными и межгосударственным соглашениями.

На сегодняшний день заключено 16 таких соглашений: с Италией, Германией, Финляндией, Польшей, Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Монголией, Японией, Китаем, Латвией, Турцией, Словенией, Сербией и странами СНГ.

Целью межправительственных соглашений о воинских захоронениях является обеспечение сохранности и достойного содержания российских (советских) воинских захоронений за рубежом; благоустройство мест захоронения и уход за ними; строительство кладбищ погибших защитников Отечества; установка памятных знаков; установление судеб погибших и мест их захоронений, восстановление персональных данных солдат, захороненных в качестве неизвестных.

В целях реализации ряда соглашений (с Чехией, Словакией, Венгрией, Румынией, Латвией, Турцией, Словенией, Сербией) созданы смешанные межправительственные комиссии, которые проводят свои заседания не реже одного раза в год.

С момента подписания соглашений проведено 54 заседания комиссий:

­ российско­венгерской ­ 13 (с 1995 г.);

­ российско­чешской ­ 14 (с 1999 г.);

­ российско­словацкой ­ 15 (с 1995 г.);

­ российско­латвийской ­ 4 (с 2007 г.);

­ российско­румынской ­ 8 (с 2005 г.).

С  Турцией, Словенией и Сербией подписаны соответствующие предварительные соглашения.

На территориях, на которых находится большое количество российских (советских) воинских захоронений, открыты представительства Министерства обороны по организации и ведению военно­мемориальной работы за рубежом (Германия, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Румыния, Китай). На эти структуры возложены задачи по координации и контролю исполнения межправительственных соглашений о сохранности российских воинских захоронений в странах пребывания.

С августа 2015 года в Вашингтоне открыто и приступило к работе Представительство Минобороны России по организации и ведению военно­мемориальной работы в Соединенных Штатах Америки. Особенность данного представительства в том, что на него возложена задача по реализации ноты о статусе российско­американской Комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести, в частности, работа с трофейными немецкими архивными документами, вывезенными их оккупационной зоны.

В условиях наличия политических разногласий, Россия и США реально демонстрируют повышенную заинтересованность в сохранении, продолжении и расширении гуманитарного сотрудничества в сфере установления судеб и увековечения памяти военнослужащих, пропавших без вести и погибших в войнах и вооруженных конфликтах. И необходимо отметить, что именно представительство США активизировало работу осенью 2015 г., получив полный допуск к документам Второй мировой войны в Национальном архиве США. И мы рассчитываем получить данные на наших граждан ­ военнопленных и пропавших без вести. В количестве от одного миллиона и более.

­ Каков общий статистический итог работы подведомственных вам зарубежных представительств с момента их создания?

­ За весь период деятельности наших представительств было паспортизировано 1516 воинских захоронений; установлено 119597 ранее неизвестных имен захороненных; 83956 имен внесено в списки захороненных; 97209 погибших увековечены на мемориальных плитах; выявлено 104 ранее неучтенных воинских захоронения; установлены судьбы 256 погибших, ранее считавшихся пропавшими без вести; обследовано 4995 мест захоронения; обеспечено проведение реставрационных работ на 1558 объектах.

Данные приведены без учета воинских захоронений Первой мировой войны и других войн и вооруженных конфликтов, в которых принимали участие наши военнослужащие. В настоящее время проводятся обследование и паспортизация подобных объектов.

С августа 2007 года осуществляются визиты военнослужащих бундесвера в Российскую Федерацию и личного состава 90 оспб Вооруженных Сил Российской Федерации в Германию для проведения совместных поисковых работ, а также мероприятий по уходу за военными мемориалами. Аналогичные мероприятия проводятся с 2010 года совместно и с 52­м отдельным специализированным поисковым батальоном Вооруженных Сил Республики Беларусь.

В странах ближнего зарубежья паспортизировано 6433 воинских захоронения, в которых захоронено 1 368 769 воинов, известны 264 934 имени.

­ В странах СНГ данная работа, наверное, имеет свою специфику. Какая роль отводится Военно­мемориальному комитету при Совете министров обороны государств ­ участников Содружества?

­ Главная особенность военно­мемориальной работы в странах СНГ заключается в том, что это наши общие захоронения, мы не можем разделить на российские и те же украинские или белорусские могилы. Поэтому специфика работы в странах ближнего зарубежья заключается в ее активизации по линии созданного в 2008 году Военно­мемориального комитета при Совете министров обороны государств ­ участников СНГ, дипломатических представительств и консульских учреждений в рамках решения глав государств «Об увековечении празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг.» и Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств ­ участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг. В соответствии с подписанными документами сами государства ­ участники СНГ должны способствовать выявлению, обустройству, содержанию воинских захоронений и воинских памятников, находящихся на их территории, и нести расходы по проведению указанных мероприятий.

В настоящее время данное соглашение ратифицировано Беларусью, Таджикистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Украиной, Арменией, Молдавией и Россией. Пока не поставили свои подписи руководители Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана. В 2016 году Минобороны совместно с МИДом России приступили к разработке  двустороннего соглашения с Узбекистаном.

Заседания ВМК проводятся не реже одного раза в год.

В истекшем году заседание было проведено в Армении. В ходе встречи председателем комитета был избран Александр Валентинович Кирилин, референт заместителя министра обороны Российской Федерации.

На заседании были рассмотрены вопросы организации совместных поисковых работ по установлению судеб погибших на местах сражений Великой Отечественной война 1941­1945 годов на территориях государств ­ участников Содружества Независимых Государств и проведения семинара по обмену опытом в области военно­мемориальной работы, обсуждены другие вопросы многостороннего взаимодействия.

На заседании было предложено вынести на рассмотрение Совета министров обороны государств ­ участников СНГ вопрос об увеличении количества членов комитета. Следующее заседание комитета планируется провести во втором полугодии 2017 года в Республике Казахстан.

­ Как организованы работы по поиску погибших военнослужащих и их дактилоскопической регистрации в зонах постсоветских конфликтов?

­ Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 г. № 1052 «О мерах по обеспечению работ по эксгумации и идентификации тел погибших в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики», в целях организации взаимодействия органов военного управления, повышения эффективности работ, связанных с эксгумацией, идентификацией и перезахоронением тел военнослужащих, приказом министра обороны Российской Федерации № 95 от 5 февраля 2013 г.
«Об организации поиска, эксгумации, идентификации и перезахоронения останков тел военнослужащих, погибших в период вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики» на Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества возложены планирование и организация в установленном порядке мероприятий, связанных с поиском, эксгумацией и перезахоронением останков.

Для решения поставленных задач организовано взаимодействие с ФГКУ «111­й Главный государственный центр судебно­медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны РФ и 522­м Центром приема, обработки и отправки погибших Южного военного округа, военными комиссариатами субъектов Российской Федерации, воинскими частями и учреждениями, правительством Чеченской Республики, Международным Комитетом Красного Креста, Комитетом солдатских матерей и другими общественными организациями.

Опыт, накопленный в ходе контртеррористической операции в Северо­Кавказском регионе в девяностые годы, позволил разработать ряд практических пособий для применения в войсках. Так, например, Памятка командиру подразделения по сбору, выносу, опознанию и эвакуации тел погибших (умерших) с поля боя нашла свое применение в воинских частях и подразделениях в ходе контртеррористической операции в Чеченской Республике и принуждения властей Грузии к миру в военном конфликте   2008 г. в Южной Осетии.

В декабре 2014 года разработано и утверждено заместителем министра обороны Российской Федерации методическое пособие «Мероприятия по поиску, выносу, сбору, опознанию, эвакуации тел (останков) военнослужащих, погибших (умерших) в ходе боевых действий, и отправки их к местам захоронения».

Создана и ведется база данных пропавших без вести военнослужащих на территории Чеченской Республики.

В целях обеспечения проведения идентификационных исследований неопознанных тел погибших военнослужащих управлением проводятся организационная работа и оказание помощи филиалу № 2 ФГКУ «111­й Главный государственный центр судебно­медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны РФ по сбору, накоплению и систематизации сравнительного материала медико­криминалистического характера от родственников военнослужащих ВС РФ, пропавших без вести.

Интервью подготовил

Андрей ПЕТРОЧИНИН

 

Редакция выражает признательность сотрудникам Управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества и, в частности, заместителю начальника управления Андрею Леонидовичу Таранову за помощь в подготовке данного материала.