На протяжении двух недель на полигоне Дубровичи Рязанской области проходили соревнования «Авиадартс».
Экипажи военных летчиков из России, Белоруссии, Казахстана и Китая демонстрировали свое мастерство на Су-27, Су-30, МиГ-29, Су-25, Су-24, Су-34, Ка-52, Ми-24 (Ми-35), Ми-28Н, Ми-8 и Ил-76, а китайские летчики на своих самолетах JH7А (бомбардировочная авиация). Общекомандное первое место осталось за россиянами. Во всех четырех номинациях равных им не было. Победителями в соревнованиях среди летчиков штурмовой авиации стала пара штурмового авиационного полка на самолетах Су-25СМ капитана Сергея Сапилина и старшего лейтенанта Антона Кислова. Лучшими среди летчиков бомбардировочной авиации стали экипажи Су34 отдельного бомбардировочного авиаполка капитана Алексея Белонога и старшего лейтенанта Станислава Корецкого. В номинации «Боевые вертолеты» второе место завоевала пара вертолетного полка на вертолетах Ка-52 капитана Андрея Кузнецова и старшего лейтенанта Максима Ефимова. На одном из военных аэродромов Юга России пару триумфаторов в категории «Транспортнобоевые вертолеты» на Ми-8АМТШ, завоевавших первое место, капитанов Романа Романютенко, Александра Шевцова со своими экипажами, встречали родные, сослуживцы, представители средств массовой информации.
Журналистский десант провезли мимо стройных рядов грузных Ми-26. Неподалеку от них ждали своего часа воинственные Ми-28. На их фоне Ми-8 выглядели элегантными и почти ангельского вида, если бы не вооружение, размещенное на балочных держателях по бокам фюзеляжей.
Мираж на взлетке создавал некую футуристическую картину. Лишь рев вертолетных двигателей придавал сурового реализма. То и дело винтокрылые машины с красными звездами и символикой ВВС России проносились почти над нами.
На военном аэродроме шел обычный полетный день. Каждый из находившихся здесь занимался своим делом: наземные службы обеспечивали полеты, инженерно-технический состав проводил регламентные работы, экипажи отрабатывали полетные задания. Ежедневно повышать уровень подготовки личного состава авиационной бригады одна из основных целей, которую перед собой ставит командование, и результаты говорят сами за себя.
Кивая в сторону пролетавшего невдалеке Ми-8, сопровождающий гостей заместитель командира бригады майор Василий Кравченко замечает:
Это он на внешней подвеске тренируется доставлять негабаритные грузы. Например, пушку или какое-либо другое вооружение. Приходиться и пожары тушить. Периодически подобные задачи возникают. Экипажи должны быть готовы ко всему.
А где же командир части? поинтересовались журналисты. Мы с ним сможем пообщаться?
Да. Наберитесь терпения, сейчас он вернется с полета, ответил В. Кравченко.
Через несколько минут из приземлившегося Ми-8 вышел среднего роста, крепкого телосложения офицер. Направляясь к нашей группе, на ходу отдавал какие-то указания подчиненным. После небольшой паузы в вертолет сел новый экипаж и взмыл в небо.
Здравствуйте! Несмотря на то что встречаем наших победителей, никто службу и боевую подготовку не отменял, как бы извиняясь, твердо произнес врио командира авиа-бригады подполковник Олег Авраменко. Подлетное время два часа, пока предлагаю осмотреть технику, пообщаться с личным составом.
Авиабригада молода, ей будет только год. Но сколько за это время сделано! Например, успели в прошлом году завоевать первое место на «Авиадартсе», с гордостью рассказывает Олег Авраменко. Прежде чем попасть на международный этап «Авиадартс», лучших определили в частях, потом в соединениях, объединениях и наконец на всероссийских соревнованиях. Отбор ребята прошли серьезный. Не подвели. Конкурс лучших из лучших. Награды сродни олимпийским.
Пятьдесят экипажей за несколько этапов соревнований показали свое мастерство как на земле, так и в воздухе. Призовые места во всех, без исключения, номинациях заняли российские летчики и специалисты инженерноавиационной службы. В общекомандном зачете вторыми стали представители Беларуси, третьими летчики из Казахстана, замыкают квартет асы из Китая.
Борьба оказалась настолько упорной, что опытные судьи до последнего не решались предугадать лидерство тех или иных участников. Так, например, в номинации «Армейская авиация (транспортно-боевые вертолеты)» разрыв между победителями и серебряными призерами оказался минимальным.
Когда в донском небе появились несколько мерцающих точек и послышался гул приближающихся вертолетов, последовала команда: «Становись!» Командование, личный состав, главы муниципальных образований, летчикиветераны встречали победителей хлебом-солью и троекратным «ура!».
После торжественного церемониала удалось пообщаться с некоторыми из участников. По словам судьи международных игр полковника Вячеслава Никитина, начальника отдела боевой подготовки армейской авиации 4й армии ВВС и ПВО, «Авиадартс» это целый набор зачетных дисциплин от физической подготовки до боевого применения воздушного судна. Оценка выставлялась по трем номинациям: «Техника пилотирования» (выполнение полетов строем и выполнение фигур пилотажа), «Разведка» (поиск определенных объектов), «Боевое применение». Наши экипажи вернулись с победой заняли 1е место! В качестве приза кубок и автомобиль «УАЗ-Патриот».
А вот как вспоминает о пережитом капитан Сергей Старухин, летчик-штурман ведомого (второго) экипажа Ми8АМТШ:
Для меня нынешний год удачный: получил очередное воинское звание «капитан», сдал на первый разряд по нырянию в длину, опять же победа на «Авиадартсе». Здорово. Моя семья следила за конкурсом и переживала. Сейчас жена Олеся и десятимесячная дочурка Алиса у родителей. Скучаю по ним, скоро увидимся. Рассказали, как смотрели телесюжет одного из региональных телеканалов, где у меня брали интервью. Радовались, плакали и гордились.
Подобные чувства испытал и руководитель местной ветеранской организации полковник запаса Юрий Чолохян, встречавший ребят:
Я хорошо знаю цену такой победы. Сам неоднократно участвовал в подобных соревнованиях, готовил экипажи. Большая радость для всех нас. Возрождается все то, что еще несколько десятков лет назад казалось утраченным. У молодежи горят глаза, они стремятся постигать вершины летной профессии, добиваться серьезных результатов. 27 августа 2016 года 75 лет 31му гвардейскому Никопольскому Краснознаменному ордена Суворова III степени истребительному авиационному полку имени Героя Советского Союза Н. Е. Глазова, к сожалению, расформированному в ходе реформ в 2009 году. Восемь с половиной лет я командовал этой частью. Нынешняя авиационная бригада дислоцируется на месте моего полка. Ветераны инициировали обращение к командованию объединения, его проект уже готов. Предварительная работа проводится. Инициативу поддерживают многие. Если в двух словах, хотим восстановить историческую справедливость. Авиационная бригада заслужила честь присвоения ей почетного наименования. Надеюсь, так и будет. Они этого достойны.
Действительно, за неполный год личный состав авиационной бригады успел побывать в Сирии, поучаствовать в контр-террористической операции на Северном Кавказе, надежно обеспечить воздушное прикрытие российско-украинской государственной границы на таганрогском направлении, принять участие в тушении пожаров.
Один из победителей, Рома Романютенко, родился и вырос в глухом шахтерском хуторе на севере Ростовской области. Кругом бескрайние степи да терриконы. Казалось бы, сама судьба предопределила его будущий жизненный путь. Отец Николай Васильевич шахтер, старший брат Андрей тоже пошел в забой. Вот только Роман, взрослея, все чаще посматривал в небо. Оно манило. Увлекся парашютным спортом. Большим авторитетом для парня стал родной дядя Александр Владимирович. Майор, борттехник, повидал и пережил на своем веку многое: Афганистан, боевые вылеты, тяжелую службу. Частенько они общались на разные темы. Вопросов в то время было много. На изломе оказалось все: развалился Советский Союз, в стране сменился общественный строй, один за одним по России прокатились экономические кризисы, а следом «горячие точки» и две чеченские кампании.
До поры до времени мама Наталья Владимировна не противилась увлечению летным делом младшенького, все лучше, чем после занятий в школе шататься по улицам. В Ейскую специальную школу-интернат с первоначальной летной подготовкой отдала с легким сердцем. Парень окреп не только физически, но и морально. Серьезно стал готовиться к поступлению в военное училище. Родственники к такому решению оказались не готовы. Шутка ли, по собственной инициативе да в армейский строй с его тяготами и лишениями. Но Роман решил подать документы в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Среди выпускников прославленного училища более пятидесяти Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, звание «генерал» присвоено свыше шестидесяти его выпускникам, более ста семидесяти удостоены звания «Заслуженный военный летчик». Курсант Романютенко впитывал военные науки и специальные дисциплины старательно. Продолжал прыгать с парашютом. К слову сказать, на его счету двести пятьдесят прыжков.
На крыло меня ставили такие опытные летчики, как полковники А. Белов, А. Диденко, подполковники С. Мощенко и С. Иванов. Столько в меня вложили души и знаний, что век помнить буду, поделился воспоминаниями капитан Роман Романютенко.
С первых дней службы и по сей день Роман летает на Ми8. «Моя восьмерочка», называет свой вертолет Роман Николаевич.
Вертолет Ми-8АМТШ появился на базе многоцелевого вертолета Ми-8АМТ. «Терминатор» неофициальная кличка, под которой прототип этой машины демонстрировался в 1999 году на авиасалоне в британском Фарнборо. Принят на вооружение ВВС России в 2009 году.
Первым моим командиром экипажа был майор Оболдин. С Сергеем Владимировичем прошло мое офицерское и профессиональное становление. Всегда ощущал на себе контроль и заботу своего командира эскадрильи подполковника А. Халимендика. С такими старшими товарищами хоть в огонь, хоть в воду, откровенничает летчик.
При подготовке к «Авиадартсу» большую методическую помощь экипажам оказали прошлогодние победители международных игр, вертолетчики-однополчане капитаны А. Сильванский и Э. Лукманов.
С таким багажом мог ли быть другой результат? Возможно. Но, как и почти пятнадцать лет назад, Роман свой шанс упускать не собирался.
Мы как одна единица работали. Заслуга не только моя, это работа экипажей и пары в целом. Без помощи ребят, без полной единой работы победа не была бы возможна, признался старший летчик звена на Ми-8АМТШ капитан Роман Романютенко. Солидарен со своим боевым товарищем и командир второго экипажа-победителя «Авиадартс» капитан Юрий Шевцов.
P.S.
В Положении «О порядке организации и проведения конкурса по воздушной выучке летных экипажей Воздушнокосмических сил «Авиадартс», утвержденном главнокомандующим Воздушнокосмическими силами генералполковником В. Бондаревым, говорится о том, что победитель и призеры конкурса награждаются ценными (именными) подарками и могут представляться к досрочному присвоению очередного воинского звания, квалификационного разряда (при соответствии уровня подготовки требованиям, указанным в приказе министра обороны Российской Федерации №055 от 2012 года), назначению на вышестоящие должности, внеконкурсному зачислению для обучения в ВУНЦ ВВС «ВВА».
Уверен, командование воспользуется такой возможностью и поощрит отличившихся. Ведь как иначе? По заслугам и честь.
Сергей ЛИВАНЦОВ,
Южный военный округ
Оставьте первый комментарий