ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Этот материал передал в редакцию полковник запаса Михаил Мазур, в прошлом офицер Ракетных войск стратегического назначения.

Он рассказывает об опыте профессионального отбора и подготовки младших командиров в 32-­й ракетной дивизии РВСН. В начале 70-­х годов соединение стало первопроходцем в этой сложной и ответственной работе.

Сегодня многое изменилось. На помощь офицерам пришли современные разработки, новые методики, однако мы решили опубликовать материал. Не только потому, что всегда интересно знать, как это было, кто стоял у истоков подобной работы. Но, как нам кажется, многое из того, что открыли и опробовали наши предшественники, актуально и ныне.

Анализ практики подготовки младших командиров показывает, что эффективность их обучения и воспитания во многом зависит от уровня боеготовности частей и подразделений, нравственной обстановки и педагогического мастерства командного состава. Для этого необходимы теоретические знания и их умелое применение в повседневной деятельности частей и подразделений.

В данной статье автор на основе личного опыта воинской службы в должности преподавателя ­ командира учебного взвода военной школы младших специалистов (ВШМС) рассказывает о работе по профессиональному отбору, ведению психопрофилактики и подготовке младших специалистов (стартовиков, наводчиков, двигателистов, электроогневиков, заправщиков и т.д.) для частей и стартовых подразделений 32­й Херсонской Краснознаменной ракетной дивизии имени Маршала Советского Союза Д.Ф. Устинова.

В соединении зарождались основы разработки и внедрения в повседневную жизнь новых форм и методов профессионального отбора призывников для укомплектования учебных подразделений РВСН.

Чтобы не быть голословным, приведу некоторые официальные документы. Один из разработчиков методики профессионального психологического отбора, который начинал эту работу на базе ракетной дивизии, в 80­е годы обращался по этому поводу в ЦК КПСС и лично к М.С. Горбачеву.

Вот какой ответ он получил: «Ваше письмо на имя Михаила Сергеевича Горбачева рассмотрено в Главном политическом управлении СА и ВМФ. Факты изложенные в нем подтвердились.

В ходе состоявшейся с вами беседы даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы. Ряд из них будет учтен при практической организации профессионального психологического отбора в военные училища».

Подписал это письмо начальник Главного политического управления Советской армии и Военно­морского флота генерал армии А.Д. Лизичев.

Таким образом, можно констатировать, что методика профотбора была признана на самом высоком уровне. Однако на ее разработку и апробирование ушел не один год. И вот как все начиналось.

В подборе призывников необходимо отметить предварительную работу штаба дивизии, а также офицеров соединения, которые занимались приемом молодого пополнения. Ежегодно, иногда несколько раз в год, осуществлялся выезд за молодым пополнением в военкоматы городов Москвы, Смоленска, Курска, Винницы. Закладывались основы сотрудничества руководства дивизии с военкоматами.

С порога военкомата начинается отсчет времени подбора и комплектования учебных взводов по специальностям. Проводились индивидуальные беседы с призывниками, изучение их анкетных данных, полученных в результате тестирования по соответствующим методикам, разработанным специалистами дивизии Евгением Сенопальниковым, старшим врачом полка, Юрием Денисенко, начальником учебной части, Гурамом Хуцураули, начальником госпиталя, Юрием Кучеренко, начальником медицинского пункта полка.

На всех этапах отбора врачи изучали нервно­психологическую устойчивость (НПУ) молодого пополнения, представляли командирам учебных подразделений сведения о призывниках. Одновременно проводились занятия по изучению нервно­психической устойчивости.

Для этой цели Е. Сенопальников и Ю. Денисенко разработали анкету для ускоренного изучения призывников в военкомате, а также методику наблюдения для изучения военнослужащих младшими командирами.

В дополнение к методике Ю. Денисенко была составлена карта наблюдения за курсантами.

Кстати говоря, эти научно­методические материалы были опубликованы в 1979 году издательством МО СССР под названием «Основы общевоенной подготовки. Отбор и подготовка младших командиров».

В дальнейшем авторским коллективом в составе Е. Сенопальникова, С. Шестакова и др. была издана книга «Психодиагностическая беседа с элементами физиогномики», рассчитанная прежде всего на командиров стартовых батарей, рот, начальников курсов.

Офицеры вместе с младшими командирами, направляемые для приема молодого пополнения, в условиях дефицита времени не всегда могли разобраться в особенностях призывников.

Опыт профессионального отбора показывает, что решение этих задач в значительной степени могло осуществляться с применением метода стандартизированного сбора социологических и анамнестических данных с последующим их анализом.

В качестве вспомогательного инструмента для этой цели служила анкета  ускоренного изучения призывников в военкомате. С помощью этой анкеты выявлялись призывники с нервно-­психическими расстройствами, с соматическими заболеваниями, с низкими моральными качествами; наиболее пригодные для учебы в военной школе младших специалистов.

По прибытии в часть анкеты с соответствующими рекомендациями сдавались в штаб дивизии для их дальнейшего использования в работе по всестороннему изучению личности.

Штаб организовывал работу по изучению призывников, где помимо оценки нервно-­психической устойчивости давались рекомендации по отбору в военную школу младших специалистов, а также по другим специальностям в боевые подразделения дивизии.

При распределении молодого пополнения по конкретным учебным взводам использовались данные, полученные при профотборе медицинскими работниками, повторно рассматривалась анкета  ускоренного изучения призывников в военкомате, учитывались (по возможности) личные пожелания служить вместе со своими друзьями, родственниками, земляками.

На документах тех призывников, кто не подходил для учебы в военной школе младших специалистов, делались соответствующие пометки, и они направлялись для дальнейшего прохождения воинской службы в стартовые подразделения. Например, для молодого пополнения полков делалась пометки: «рота электро-заграждения и минирования», и, например, «призывники, требующие более пристального наблюдения», т.е. потенциальные источники ЧП.

Принятие окончательного решения о пригодности призывников по морально-­деловым качествам для службы в частях и подразделениях дивизии, учебе в военной школе младших специалистов осуществлялось после соответствующих консультаций с представителями военкоматов, местных органов власти.

В дальнейшем наработанные методические материалы по поведению профотбора были представлены для ознакомления  в лабораторию психопрофилактики РВСН. После ознакомления и их положительной оценки многие методы работы были рекомендованы для использования в деятельности других частей и подразделений РВСН, а позднее внедрены в военные вузы РВСН и учебные заведения других видов и родов войск.

Успешная работа офицеров дивизии не осталась незамеченной.

В 1976 году состоялось совещание руководящего состава, начальников медицинских служб дивизий и старших врачей полков двух ракетных армий РВСН (Винница, Смоленск) по обмену опытом ведения психологической профилактики в войсках. Выступающим был старший врач 249­го ракетного полка майор Е. Сенопальников.

Со временем в ходе практической работы методики совершенствовались, вырабатывались единые требования к оценке личностных качеств конкретных специалистов-­ракетчиков. Например, очень жесткие требования предъявлялись к подбору и подготовке специалистов по прицеливанию ракет (наводчиков). Эти специалисты должны были обладать целым рядом специфических личностных качеств, например, умением работать на высоте, иметь отличное зрение, оперативно производить математические расчеты и т.д.

Не скрою, некоторые офицеры ­ командиры учебных взводов ­ встретили эти методики с прохладцей, не веря в положительные результаты. Они ожидали сиюминутных результатов вместо целенаправленной и кропотливой работы с каждым военнослужащим в отдельности.

Однако большинство командиров учебных взводов, батарей с пониманием и высокой ответственностью отнеслись к решению данных задач. Так, в лучшую сторону отличалась индивидуальная работа с каждым военнослужащим командира взвода стартовиков капитана Блинникова.

Николай Семенович прибыл в школу по подготовке младших специалистов, имея богатейший опыт практической работы в стартовых подразделениях, в то время как многие учебные взводы возглавляли молодые лейтенанты, выпускники военных вузов.

Учитывая важность решаемых задач стартовым отделением в ходе подготовки к запуску и самого запуска ракеты, заключительных операций по приведению стартового оборудования в исходное состояние, при подготовке стартовиков, в этом учебном взводе основное внимание уделяли умению работать каждого номера расчета в составе коллектива, слаженности в работе, готовности заменить своего товарища.

С учетом полученного опыта, имеющихся наработок офицерским составом военной школы младших специалистов под руководством майоров Сенопальникова и Денисенко впервые в Вооруженных Силах СССР был выработан целый ряд мероприятий по изучению личностных качеств военнослужащих.

Специалисты дивизии разработали алгоритм индивидуальной воспитательной работы, включающий пять этапов.

Первым этапом выступало определение тех профессионально значимых (важных) качеств личности подчиненного, которые могут положительно влиять на результативность его военно­профессиональной деятельности.

Специалисты­психологи в то время еще отсутствовали, хотя в системе подготовки младших специалистов уже  использовался термин «военная психология».

Начиналась работа с проведения психологической профилактики, предупреждения развития признаков ЧП у военнослужащих с неустойчивой нервно­психической устойчивостью.

Второй этап ­ диагностика (изучение) самостных свойств и навыков  военнослужащих с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей.

Для решения этой задачи использовались соответствующие методы диагностики. Здесь же определялось соответствие их уровня профессиограммным требованиям и формировались цели воспитания, в которых находили отражение ответы на три вопроса: какие качества личности необходимо сформировать у подчиненного? Какие из них развивать до нужного уровня? Какие, наоборот, следует изжить или снизить до допустимого значения?

Третий этап предполагал выбор наиболее целесообразных (действенных) форм, методов, средств и приемов воспитательного воздействия для конкретного военнослужащего.

В ходе решения задач четвертого этапа осуществлялось индивидуальное воспитательное взаимодействие.

И заключительный, пятый, этап предусматривал анализ результативности проводимой индивидуально­воспитательной работы.

Для закрепления знаний и умений, приобретенных военнослужащими на различных плановых учебных занятиях,  весьма эффективен был метод самостоятельной работы. Несмотря на индивидуальный характер, самостоятельная работа каждого специалиста-­ракетчика требовала четкой организации и контроля результатов. Основными видами самостоятельной работы являлись изучение тематической литературы, тренировки в учебных классах и на тренажерах.

Для этих целей в учебных классах были разработаны тренажеры, макеты, наглядные пособия, позволявшие в самые короткие сроки освоить вверенное вооружение и боевую технику. В отдельном  корпусе был оборудован учебный стартовый комплекс, позволявший выполнять  целый ряд операций по подготовке ракеты к запуску. Отрабатывались вопросы слаженности и взаимодействия как между отдельными номерами в расчетах, так и целыми расчетами.

Учебные стрельбы и пуски ракет ­ специфические для РВСН формы обучения. Ими, как правило, завершались определенные этапы учебного процесса, они как бы подводили итог предшествующей подготовки военнослужащих к боевой работе.

Результативной формой воспитательной работы сержантского состава  зарекомендовала себя индивидуальная помощь подчиненному.

Признавая достаточную воспитательную эффективность индивидуальной беседы, нельзя преувеличивать ее значение в педагогической практике младших командиров. Каждая такая беседа требовала серьезной предварительной подготовки: знания индивидуальных навыков практической готовности к боевой работе, а также качеств личности; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана, вопросов и методики (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие вопросы и т.д.).

Отмечу очень важный момент ­ факт регистрации (учета) результатов индивидуальных бесед. В каждом учебном подразделении были заведены тетради учета. В этих тетрадях отмечались результаты проведения бесед: их тематика, обсуждаемые вопросы, имеющиеся проблемы и другие вопросы.

Исключительно значимым в индивидуальной воспитательной работе выступал метод личного примера. Непререкаемым авторитетом всегда пользовался тот командир, который мог сказать: «Делай, как я!»

По собственному опыту могу заявить, что не бывало унылых настроений, когда командир взвода бежит кросс вместе со своим взводом, с закрытыми глазами может определить неисправность любого прибора прицеливания, практически готов заменить любой номер расчета.

Таким образом, систематическое и целенаправленное изучение качеств, душевных свойств военнослужащих являлось важной педагогической задачей младших командиров. Ее успешное решение выступало важным условием эффективности индивидуально­воспитательной работы, проводимой в отделении, расчете,  взводе.

Затрагивая особенности обучения в военной школе младших специалистов, важно отметить тот факт, что около 50 процентов выпускников школы получали воинское звание младших командиров, остальные выпускники поступали в войска младшими специалистами. В данной ситуации при определении военнослужащих­-выпускников, кому конкретно быть младшим командиром или младшим специалистом, командиры структурных подразделений руководствовались достигнутыми успехами в учебе, морально­деловыми качествами выпускников, их умением работать и строить свою работу с подчиненными.

Подводя итог вышеизложенного, хочу отметить, что ракетная дивизия ­ одна из немногих в Вооруженных Силах СССР, где в течение 8 лет не было ЧП, где реально проводился профотбор для укомплектования учебных подразделений военной школы младших специалистов.

Под руководством комдива генерала Анатолия Лапшина впервые была организована психопрофилактика во всех полках и дивизионах дивизии. Собственно, Лапшин практически и создал службу психопрофилактики.

Конечно, на этом сложном пути бывало всякое. В 1972 году санинструктор 249­го ракетного полка Тамара Минова заподозрила одного солдата в наркомании. Сообщили старшему врачу полка. Были приняты меры. Фактически санинструктор предупредила развитие в полку наркомании, встречавшейся в ту пору в СССР крайне редко. Старший врач полка, будучи в отпуске в Ленинграде, зашел на кафедру психиатрии, где ему дали образец анкеты, с вопросами, направленными на выявление наркоманов. Майор Сенопальников использовал часть этих вопросов в анкете призывника дивизии. Оказалось, среди тысяч призывников лишь двое знали значение наркоманических терминов.

В 1977 году Евгений Сенопальников был переведен для дальнейшего прохождения службы в ВИКИ им. А.Ф.Можайского, а вскоре произошло событие в лаборатории: подполковника Сенопальникова дежурный по институту вызывает к телефону ЗАС. На проводе генерал­майор Викентий Пухов с вопросом: «Слушай, что такое баш, приход, волокуша?..» ­ «А что случилось?» ­ «Облвоенком возмутился твоей анкетой, отправил ее в Главное политуправление СА и ВМФ. Анкета попала к генералу Д.А. Волкогонову. Он возмутился вульгарщиной, порочащей советский строй. Вызвал начальника Политуправления РВСН, тот меня. Я тоже ничего не пойму». Сенопальников сказал: «Викентий Александрович! Поздравьте генерала Волкогонова с тем, что в РВСН практически нет наркоманов, и генералы, и полковники не знакомы с наркоманскими терминами». На что Пухов ответил: «Тебе смех, а командиру дивизии могут объявить выговор, начальника строевого отдела дивизии лишают полковничьей должности. К тебе поехал начальник медицинской службы РВСН. Берегись!»

Когда Сенопальников рассказал об этом разговоре своему непосредственному начальнику, тот согласился с подчиненным.

Таким образом, военная школа младших специалистов дивизии стала центром профилактики нервно­психической неустойчивости среди военнослужащих.

В 1977 году генерал Лапшин был выдвинут на должность заместителя командующего 50­й Краснознаменной ракетной армии по боевой подготовке. Изучив на месте положение дел с ходом профессионального отбора, подготовки младших командиров, ведения работ по психологической профилактике в других дивизиях армии, он организовал работу таким образом, что в самые короткие сроки имеющиеся методики и наработки 32­го ракетного соединения были переданы в другие части армии.

Полученный опыт ведения психологической профилактики среди личного состава мне довелось в дальнейшем применять в своей повседневной деятельности, исполняя обязанности командира роты в одной из структур Военно­космических сил.

В дальнейшем в работе начальником поисково­спасательного отряда № 7 в составе Главного управления МЧС России по г. Москве мне очень пригодились знания и практический опыт при формировании дежурных смен отряда спасателей, отработке вопросов взаимодействия и слаженности в их работе при выполнении целевых задач по предназначению ­ ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В конечном итоге в течение пяти лет руководимый мною коллектив спасателей дважды признавался лучшим в Москве.

К сожалению, следует сказать, наш опыт работы по проведению профотбора, по подготовке младших специалистов, психологической профилактике среди подчиненных ныне частично забыт.  А я глубоко убежден, что наши методики и наработки не потеряли важности и значимости и в настоящее время.

Михаил МАЗУР,

полковник запаса, спасатель 1­го класса МЧС России