Гостем редакции «Красной звезды» на этой неделе стал начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег КОСЕНКОВ.
Мы беседовали об участии воинов-железнодорожников в манёврах «Восток-2018» и предшествовавшем им учении частей и соединений материально-технического обеспечения, о ходе выполнения плана деятельности до 2020 года, поступлении новой техники, комплектовании войск военнослужащими по призыву и по контракту, а также об оказании помощи населению при ликвидации последствий стихийных бедствий.
– Во исполнение указов Президента РФ, определяющих основные направления развития государства (в том числе Вооружённых Сил страны), в Железнодорожных войсках разработан и реализуется план деятельности на период до 2020 года. Олег Иванович, какими должны стать Железнодорожные войска к 2020 году и что уже сделано на пути к этому?
– Мероприятия плана деятельности Железнодорожных войск до 2020 года определяются их предназначением. Оно состоит в техническом прикрытии, восстановлении, заграждении и разминировании железных дорог. Также войска привлекаются для строительства новых железнодорожных линий – как сети общего пользования, так и железнодорожных путей необщего пользования Министерства обороны России.
На каждый объект, который мы технически прикрываем, у нас заблаговременно разработано два-три проекта его восстановления
Сеть 17 российских железных дорог очень сильно развита – их общая протяжённость составляет более 86 тыс. км. Для технического прикрытия и – если понадобится – восстановления все эти дороги распределены по соединениям и управлениям Железнодорожных войск, которые отвечают за вопросы технического прикрытия на железных дорогах. Под эти задачи разработана и организационно-штатная структура Железнодорожных войск, которая обеспечивает их мобильность. К примеру, они могут выполнить одну задачу по восстановлению, скажем, железнодорожного направления, после чего сразу быть переброшенными на другой объект или с одной железной дороги на другую, из одного военного округа в другой.
Выполнение плана деятельности войск до 2020 года, кроме формирования оптимальной организационно-штатной структуры, предполагает ещё один важный момент – минимизацию ручного труда через создание техники, которая позволит механизировать практически все работы, и оснащение ею войск. Много такой техники уже изготовлено и поставлено в
войска. Её поставка продолжится до 2020 года, а если при этом какие-то вопросы окончательно не решатся, поставки продолжатся в рамках реализации новой Государственной программы вооружений, рассчитанной на период до 2027 года. При этом, вне всякого сомнения, майские указы Президента РФ Владимира Владимировича Путина мы обязаны выполнить, и доля современных образцов техники в Железнодорожных войсках к 2020 году должна быть не ниже 70 процентов. Эту задачу мы решим.
– Вы уже затронули тему организационно-штатной структуры Железнодорожных войск, и хотелось бы в этой связи кое-что уточнить. В видах и родах войск Вооружённых Сил оргштатная структура, состав и численность определяется рядом факторов. В их числе не только задачи, решаемые войсками, но и формы и способы ведения боевых действий, а также ТТХ средств вооружённой борьбы. Олег Иванович, а какие факторы определяют оргштатную структуру Железнодорожных войск? И какова сейчас эта структура?
– Как я уже сказал, наша основная задача – техническое прикрытие и восстановление железных дорог. И здесь самое главное – чтобы в случае разрушения какого-то железнодорожного объекта, например большого железнодорожного моста (а железнодорожные мосты делятся на малые, средние и большие) длиною 4 км через реку Енисей у города Красноярска, в кратчайшие сроки его восстановить и возобновить движение. В зависимости от степени разрушения будет принято решение восстановить мост либо по старой оси, или на ближнем обходе, или на дальнем. Для выполнения этой задачи рассчитана структура отдельного мостового железнодорожного батальона. Или отдельного понтонно-мостового батальона, который предназначен для наведения наплавных железнодорожных мостов из имущества НЖМ-56 или имущества МЛЖ-ВФ-ВТ.
Такие же требования к отдельным путевым железнодорожным батальонам, которые будут восстанавливать железнодорожные пути.
Наши части должны быть мобильными, вооружёнными современными образцами техники, причём не той, которая у нас применяется при строительстве железных дорог ОАО «Российские железные дороги». В ОАО «РЖД» вся техника очень громоздкая, на железнодорожном ходу, она выходит только со станции, но если станция будет разрушена, техника на перегон не пройдёт. У нас же в Железнодорожных войсках техника на пневмоходу, мобильная, может передвигаться как по рельсам, так и по грунту. И выполнять задачи там, где железнодорожное полотно разрушено.
Перевооружаются на современные образцы техники не только батальоны, предназначенные для восстановления мостов и путей, но и земляного полотна. Например, отдельные железнодорожные батальоны механизации, которые выполняют задачи по восстановлению земляного полотна, сейчас практически полностью перевооружены на современные образцы дорожно-строительной техники: землеройные машины, автосамо-свалы. Мы проверили эффективность организационно-штатной структуры батальона, выполнявшего задачи при строительстве железнодорожной линии Журавка – Миллерово по указанию Президента Российской Федерации, когда батальон разрабатывал выемку, грунт из которой укладывал рядом в насыпь. И пришли к выводу, что те самосвалы, которые у нас есть, хоть и отвечают современным требованиям, но производительность их маловата. Нужны более мощные самосвалы по грузоподъёмности, по проходимости. Мы выработали проект решения, доложили заместителю министра обороны РФ Герою Российской Федерации генералу армии Дмитрию Витальевичу Булгакову. Соответственно он доложил министру, и министр обороны РФ Герой России генерал армии Сергей Кужугетович Шойгу распорядился о закупке 45-тонных самосвалов отечественного производства. Эти сочленённые машины не могут передвигаться по дорогам общего пользования, но при решении вышеуказанных задач на объекте они наиболее подходящие. По штату у нас в батальоне всего 42 самосвала, и теперь 10 из них – 45-тонные сочленённые, благодаря чему мы в два раза увеличили производительность батальона механизации. Такой батальон у нас есть в каждой железнодорожной бригаде.
Железнодорожные войска в 2018 году отремонтировали 60 км подъездных путей необщего пользования на 47 объектах Министерства обороны
– А сколько современной техники в Железнодорожных войсках в настоящее время?
– Сейчас мы выходим по этому показателю на 50 процентов.
– Олег Иванович, не выявило ли участие Железнодорожных войск в манёврах «Восток-2018» необходимости усовершенствования их организационно-штатной структуры, изменения состава и численности? Или вы получили подтверждение, что ничего менять не нужно?
– Манёвры «Восток-2018», а перед их началом – специальные учения с соединениями и воинскими частями материально-технического обеспечения под руководством заместителя министра обороны РФ Героя России генерала армии Дмитрия Витальевича Булгакова показали, что нынешняя организационно-штатная структура
войск на современном этапе не требует изменений. Мы убедились и в том, что перевооружение войск идёт в правильном направлении и образцы, которые недавно приняты на снабжение, проявили себя с лучшей стороны не только на манёврах «Восток-2018», на предшествовавшем ему специальном учении, но и при строительстве железнодорожных объектов. Эта техника позволяет выполнить задачи в кратчайшие сроки с высоким качеством. И теперь нужно наполнять войска этой техникой и необходимыми конструкциями, которые используются для восстановления железных дорог.
– А какие задачи выполнили ваши подчинённые на «Востоке-2018» и на предшествовавшем ему учении с соединениями и частями МТО?
– Ежегодно под руководством замминистра с частями и соединениями МТО проводится специальное учение в том или ином военном округе. В этом году такое учение проводилось в Восточном военном округе, в котором были задействованы две отдельные железнодорожные бригады – 7-я и 50-я. Условно был разрушен железнодорожный мост длиною 1 км через реку Зея около города Свободного, то есть существующий объект технического прикрытия 50-й отдельной железнодорожной бригады. В результате было нарушено движение воинских эшелонов, когда шла масштабная перегруппировка войск.
Основной вид доставки материальных средств и личного состава у нас в стране всё-таки железнодорожный транспорт. Военно-транспортная авиация такое количество войск и грузов, как по железной дороге, за те же сжатые сроки не поставит. Задачи быстрого реагирования она решит, но в основном передислокация войск у нас производится по железной дороге.
Так вот, была поставлена задача восстановить железнодорожный мост.
На каждый объект, который мы технически прикрываем, у нас заблаговременно разработано два-три проекта его восстановления. В данном случае было принято решение восстановить мост на ближнем обходе путём наведения наплавного железнодорожного моста из имущества НЖМ-56.
Соответственно комплекты моста были переброшены в район его наведения, отдельные понтонно-мостовые железнодорожные батальоны 7-й и 50-й железнодорожной бригады приступили к наведению этого моста. Задачу они выполнили в течение трёх суток. Мост навели из двух комплектов по 500 метров каждый. В островной части – на месте наводки находился небольшой остров – было принято решение собрать 250-метровый участок металлической сборно-разборной эстакады РЭМ-500.
Естественно, сделаны были подходы к мосту. Путевые батальоны с левого и правого берегов построили в общей сложности 15 км железнодорожного пути. На левом берегу возвели станцию, её так и назвали – «Левобережная», где проложили приёмоотправочные пути и главный путь.То есть, чтобы не допускать заторов, было сделано путевое развитие – проложены дополнительные группы путей на станции, помимо главных, предназначенные для приёма и отправления поездов. Соответственно скорость движения по мосту должна была составлять не более 20–25 км/ч.
Пока шло строительство моста, войска не должны были останавливаться. Поэтому была организована железнодорожная паромная переправа из имущества НЖМ-56. Она состояла из трёх паромов, на паром заходило по три вагона, платформы либо цистерны. Кроме того, из комплекта ПМ-70 были организованы переправы автомобилей и гусеничной техники, которая после переправы далее шла своим ходом. Использовались также по договорённости ОАО «РЖД» пассажирские составы, которые мы переправляли по этому мосту. Ну и с речным флотом имелась договорённость о привлечении судов, барж для переправы автомобильной и гусеничной техники.
На этих мероприятиях присутствовал начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ Герой России генерал армии Валерий Васильевич Герасимов, который дал высокую оценку действиям Железнодорожных войск. Задача была решена в кратчайшие сроки с высоким качеством.
Затем в ходе манёвров «Восток-2018» эта задача была выполнена ещё раз.
– Олег Иванович, с какими результатами завершают 2018 учебный год Железнодорожные войска?
– Что касается, как мы говорим, учебно-практических работ, то войска их завершили до 1 сентября. За исключением той задачи, которая была в феврале поставлена министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Кужугетовичем Шойгу по строительству автодорожного моста через Енисей у города Кызыл для сокращения расстояния и времени в пути подразделений 55-й отдельной мотострелковой бригады при выдвижении их на полигон. Капитального моста прежде там не было – лишь паромная переправа. На строительство этого моста нам отводился срок до 29 сентября. Эта задача была выполнена, и 12 октября в торжественной обстановке мост открыли и сдали в эксплуатацию.
Железнодорожные войска в 2018 году отремонтировали 60 км подъездных путей необщего пользования на 47 объектах Министерства обороны. Ремонт проводился разный – подъёмочный, усиленный. Заменено 60 комплектов стрелочных переводов, которые выработали свой ресурс.
Заместителем министра обороны генералом армии Дмитрием Витальевичем Булгаковым была поставлена задача по реконструкции подъездных путей на космодроме Плесецк. Там очень сильно развита сеть железнодорожных путей, уложен ещё старый тип рельсов Р-50. А если мы делаем капитальный ремонт, мы должны укладывать только новый тип рельсов Р-65…
– Чем же новый рельс лучше старого?
– Он рассчитан и способен принять большую нагрузку, что позволяет увеличить массу проходящего по нему подвижного состава… Так вот, было заменено 5 км путей в Плесецке – старую рельсошпальную решётку демонтировали, старый балласт убрали, уложена новая рельсошпальная решётка, забалластирована, произведена выправка. Плюс к этому на космодроме заменено 16 комплектов стрелочных переводов.
– Разве это много – 5 км?
– Это много, потому что работа производилась в «окна». Мы не могли полностью остановить движение составов при выполнении задач космодрома. И когда нам давали «окно» часа на три, не более, мы старую решётку убирали, клали новую, быстро её балластировали, но не выправляли. Сразу после этого пропускались поезда в рамках выполнения специальных задач Космическими войсками. Затем мы ждали следующего «окна», и так отремонтировали весь участок. А потом, также в «окнах», привели весь новый путь в порядок.
– Вы рассказали о строительстве моста возле города Кызыл. Как известно, вводу в строй этого моста рады и местные жители. Олег Иванович, а как часто Железнодорожные войска приходят на помощь населению, в том числе в чрезвычайных ситуациях?
– Можно вспомнить недавнее событие, когда в городе Свободном путепровод обрушился на железнодорожные пути, из-за чего был парализован Транссиб. Кроме того, оказался отрезанным район, где находились городская больница, скорая помощь, школа, детские сады… Было принято решение по ходатайству администрации города Свободный во взаимодействии с ОАО «РЖД» привлечь части 50-й отдельной железнодорожной бригады, которые дислоцируются в Свободном, для расчистки завалов. Но прежде всего к нам обратились с ходатайством о том, чтобы мы сделали объездную дорогу длиною 3 км.
Войска были задействованы в ночь, привлечена техника батальона механизации: самосвалы, экскаваторы, катки, погрузчики. Песчано-гравийную смесь получали из речного порта, и буквально за сутки эта грунтовая дорога была сделана. Она используется до сих пор. Затем совместно с ОАО «РЖД» приступили к разборке обрушившихся пролётов. Через 4–5 часов два пути были освобождены, и по Транссибу пошли поезда.
В 2013 году Железнодорожные войска помогали населению во время наводнений на Алтае и на Дальнем Востоке, принимая активное участие в отсыпке дамб, восстановлении автомобильных мостов.
В июне этого года из-за сильных дождей на Забайкальской железной дороге был разрушен железнодорожный мост – подмыло опору, и пролётное строение упало. ОАО «РЖД» обратилось с просьбой о помощи. Министр обороны принял решение оказать содействие, и Железнодорожные войска приступили к выполнению задачи. Пришлось демонтировать упавшую опору, заменить пролётное строение другим, большей длины и опереть его на две береговые опоры, миновав промежуточную. Это было сделано в кратчайшие сроки. ОАО «РЖД» оценило нашу помощь, поблагодарив воинов-железнодорожников.
Так что Железнодорожные войска всегда готовы быстро прийти на помощь в чрезвычайных ситуациях и в кратчайшие сроки с высоким качеством выполнить необходимые работы. Это, кстати сказать, говорит и о высокой подготовленности личного состава, и о его моральном настрое.
– Хотелось бы продолжить тему подготовки личного состава, коль уж вы её затронули. Олег Иванович, скажите, Железнодорожные войска сегодня не испытывают кадрового голода? Достаточно ли в войсках офицеров, много ли желающих стать воинами-железнодорожниками по контракту?
– Комплектуются Железнодорожные войска по смешанному принципу, и сейчас у нас порядка 60% военнослужащих по призыву и 40% – по контракту.
Те должности, которые в соответствии с установкой Генерального штаба должны быть заняты контрактниками (командиры отделений, заместители командиров взводов, водители категорий D, E, С, специалисты по работе со сложными механизмами, на технике, которая предназначена для восстановления верхнего строения путей), у нас на 100 процентов укомплектованы военнослужащими по контракту. Текучки кадров среди контрактников нет. Даже те, кто по тем или иным причинам решает уйти, найдя более высокооплачиваемую работу, как правило, не разрывают контракт с Минобороны, а дослуживают до окончания его срока. Желающих поступить к нам на контрактную службу достаточно, и мы не испытываем никакого кадрового голода.
Показатель укомплектованности военнослужащими по призыву соединений Железнодорожных
войск – не ниже 95%. При этом некоторые соединения имеют стопроцентную укомплектованность.
Хотел бы отметить, что престиж Железнодорожных войск ничуть не ниже, чем других родов войск. Правда, он зиждется не столько на романтике, сколько на практичности, на возможности получить востребованную на «гражданке», зачастую редкую специальность, с которой легко можно устроиться на работу, например в ОАО «РЖД».
Плюс к этому – осознание той конкретной, видимой пользы, которую приносят войска людям и стране в целом, укладывая железнодорожные пути или возводя другие железнодорожные объекты. Например, участок железной дороги Журавка – Миллерово в обход Украины, который войска сдали на 2 года(!) раньше запланированного срока. Напомню, что общая длина всех станционных и главных путей на том двухпутном участке составляет 214 км. Из них Железнодорожные войска проложили 177 км!
– Где готовят офицеров Железнодорожных войск?
– В Военном институте железнодорожных войск и военных сообщений, который дислоцируется в пригороде Санкт-Петербурга Петродворце. Это одно из старейших учебных заведений, в марте этого года ему исполнилось 100 лет.
– Какой сейчас конкурс в этот военный вуз?
– Он в два раза выше, чем в гражданские институты инженеров железнодорожного транспорта, и составляет 6–7 человек на место в зависимости от специальности.
Так что люди – профессионалы высокого класса – у нас есть, техника есть, и ничто не мешает Железнодорожным войскам выполнить все задачи в соответствии с предназначением.
Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда»