В рамках программы празднования 110-летия со дня создания Подводных сил России, которое будет широко отмечаться 19 марта 2016 года, Главное командование ВМФ РФ и старейшее кораблестроительное предприятие АО «Адмиралтейские верфи» провели памятную церемонию у копии первой отечественной подводной лодки, «потаённого судна» Ефима Никонова находящейся в духовно-архитектурном комплексе Храма Святых апостолов Петра и Павла в Сестрорецке.
В торжественном мероприятии приняли участие начальник Главного штаба Военно-Морского Флота России – первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Андрей Воложинский, представители администрации и муниципального образования города Сестрорецк, ветераны-подводники и члены совета молодежи «Адмиралтейских верфей». Мероприятие прошло у копии первой отечественной подводной лодки – «потаенного судна» Ефима Никонова.
В ходе торжественной церемонии вице-адмирал Андрей Воложинский отметил, что 19 марта, в России будет отмечаться 110 лет создания Подводных сил России. За эти годы мы прошли путь от «потаенного судна» Ефима Никонова, которое стало точкой отсчета в истории создания отечественного подводного флота современных атомных и дизель-электрических подводных лодок, способных решать самые сложные задачи по обеспечению безопасности государства и выполнять задачи во всех районах Мирового океана. Этот путь пройден военными моряками рука об руку с кораблестроителями и конструкторами, которые создавали и продолжают создавать не имеющие аналогов подводные лодки, обладающие совершенными характеристиками.
Вице-адмирал Андрей Воложинский также передал слова признательности от исполняющего обязанности главкома ВМФ адмирала Владимира Королева создателям и строителям российских подводных лодок.
В свою очередь, ветеран-подводник, заслуженный работник «Адмиралтейских верфей» Николай Суздальцев сказал: «Не случайно то, что сегодня мы собрались именно здесь, в Сестрорецке, на том самом месте, где в 1724 году проходили испытания «потаенного судна», построенного работником Главного Адмиралтейства Ефимом Никоновым. Это событие занимает особое место не только в истории наших верфей, но и в истории военно-морской техники. Именно тогда впервые в мировой практике был изготовлен и испытан автономный обитаемый аппарат со шлюзовым отсеком, который имел на вооружении зажигательные ракеты. Это было «потаенное» судно Ефима Никонова».
По окончании митинга участники мероприятия возложили цветы к «Стене памяти», на которой установлены доски с названиями 180 затонувших подводных лодок.
Копия «потаенного судна» Ефима Никонова, установленная в Сестрорецке, была воссоздана петербургскими авторами на бондарном производстве. Поскольку оригинальных чертежей этой первой подводной лодки и её подробных описаний не осталось, при постройке копии решено было взять за основу реконструкцию известного российского флотского историка, подводника контр-адмирала Виктора Ананьевича Дыгало. На бондарном производстве, которому поручили изготовление памятника, сделали подводную лодку из сосны. Пропорции сохранили такие же, как у обычной бочки: они идеальны для баланса наружного и внутреннего давления.
Памятник «потаенному судну» крестьянина Ефима Никонова («Бочка Никонова») был установлен в 2009 году около новопостроенной Петропавловской церкви на берегу Сестрорецкого разлива.
Справочно:
Отечественное подводное кораблестроение берет свое начало с петровских времен, когда в 1718 году работник Главного Адмиралтейства плотник Ефим Никонов подал царю челобитную с предложением построить «огненное потаенное судно». Строительство производилось в мастерской на Галерном острове. На испытаниях, которые проходили в Сестрорецке, «потаенное судно» трижды спускалось под воду, но во время погружений было повреждено.
Историю поводного кораблестроения принято вести от попытки Ефимом Никоновым построить первое потаенное судно.
Родился Ефим Никонов в селе Покровское в Подмосковье в семье крепостного крестьянина.
В 1718 году подал царю челобитную, в которой утверждал, что может построить судно, способное из-под воды пробивать днища вражеских кораблей.
В 1721 году было проведено первое испытание пока построенной модели потаенного судна. И надо сказать, что прошло оно успешно. Модель свободно погружалась на заданную глубину и подчинялась управлению. И Петр I принял решение о строительстве полноразмерного судна.
При его строительстве использовались доски, железные полосы, медные листы, кожа и другие материалы.
Никонов являлся командиром экипажа из четырёх человек и под его руководством осуществлялись пробные погружения.
Первые испытания потаенного судна проходили осенью 1724 года и закончились аварией. Затем после ремонта весной 1725 года судно было спущено на воду, но обнаруженная течь не позволила провести погружение.
После смерти Петра I впал в опалу. В 1728 году был разжалован из мастеров в рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.
Копия того самого судна, изготовленного по реконструкции флотского историка контр-адмирала Виктора Дыгало, сейчас находится в Сестрорецке на Петровской набережной.
Оставьте первый комментарий