Аннотация: в статье анализируются технологии и методика формирования профессиональной компетентности при обучении студентов военного учебного центра.
Ключевые слова: технология, компетенция, практическая подготовка, практико-ориентированное обучение.
Актуальность военно-профессиональной подготовки обусловлена ежедневным возрастанием прямых угроз для нашей страны и в связи с этим необходимостью увеличением численности, структуры и функций Вооруженных сил России, состоянием и издержками реформирования военно-профессионального образования.
Российская Федерация выйдет из Болонской системы высшего образования. Об этом заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Валерий Фальков анонсировал три ступени в новой системе высшего образования РФ. Согласно материалам, базовый (основной) уровень будет соответствовать бакалавриату или специалитету. Он должен «обеспечить междисциплинарный, практико-ориентированный подход к подготовке кадров. Обсуждается создание новой собственной системы образования, которая по идее должна вобрать в себя всё лучшее от советской и болонской. Любая деятельность и в том числе, в образовательном процессе предполагает наличие цели. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка специалистов к производственной деятельности.
Прежде чем начинать что-то делать, мы должны ответить на вопрос «Зачем мы это делаем?».
Это в равной мере относится как к преподавателям, так и к студентам.
При наличии цели появляется желание добиться и виден путь получения результата.
Результативность профессионального обучения зависит от того, какую позицию (активную или пассивную) в процессе овладения специальностью, профессией занимает студент и преподаватель, так как знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения при применении их на практике, при решении конкретных служебных задач. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками требует организации деятельности формы обучения учащихся. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата-достижение цели.
Поддержание на высоком уровне системы подготовки военных кадров является одной из приоритетных задач высшего военного образования. [2]. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности профессионального образования. Современный уровень развития науки и практики предъявляет повышенные требования к выпускникам по степени освоения практических навыков и умений, способности быстро ориентироваться в сложных ситуациях. [3]. Профессиональное образование – это важная составляющая жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход — очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.
Компетенции — ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования. [4].
Для формирования профессиональных компетенций необходимо использовать такие технологии обучения, которые требуют самостоятельности студентов и изменения характера взаимодействия преподавателя и студентов, где студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.[1]. Социальный заказ общества на подготовку военных специалистов в современных условиях требует от военного образования активной интеллектуальной, творческой, с широким научным кругозором, высокопрофессиональной личности командира-руководителя, способного продуктивно и грамотно решать разнообразные задачи повседневной деятельности. И главными характеристиками современного командира-руководителя являются его компетентность и мобильность.
Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий. Образовательные технологии должны быть ориентированы на формирование общих и профессиональных компетенций обучаемых.
С 22 сентября 2020 г. вступил в силу совместный приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 885/390. «О практической подготовке обучающихся», в соответствии с которым термин «практика» заменен понятием «практическая подготовка». Она может проходить на базе не только образовательных организаций, но и предприятий (учреждений) и определяется как «форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы».
Министерство образования и науки РФ совместно с Минобороны России разработало для российских вузов образовательный модуль по основам военной подготовки, который уже направлен в вузы для включения в программы бакалавриата и специалитета.
В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе в военных учебных центрах практико-ориентированных технологий при изучении военно-специальных и общевоенных модулей, дисциплин, разделов. В образовательном процессе надо менять технологию обучения и переходить от технологии передачи знаний к технологии обучения с приобретением навыка и опыта. Основная цель практико-ориентированного обучения – это процесс поиска, получение и накопление новых знаний, умений и навыков для формирования у обучаемых определенных компетенций.
Результат практико-ориентированного обучения – это выпускник центра, способный применять полученные знания в своей служебной деятельности. Сущность практико-ориентированного обучения содержит в себе приобретение знаний и формирование навыка и использование данного навыка при решении задач и ситуаций в рамках традиционной дидактической
триады ―ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ путем формирования у обучающихся военного учебного центра практических умений и навыков. При организации деятельности необходимо обратить внимание на принципы практико-ориентированности, что позволит сформировать у обучающихся личностные, межпредметные результаты: принимать решения в стандартных
___________________________________________________________________________________
1. Положение о практической подготовке обучающихся, утвержденное приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5.08.2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся». п.2. – URL: https://docs.cntd.ru/document/565697405/.
и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, работать в воинском коллективе, команде и эффективно общаться с сослуживцами.
Для осуществления сущности практико-ориентированного обучения
должны выполняться следующие рекомендации:
• планирование в образовательный процесс и решение максимально-реальных практических задач;
•моделирование профессиональной деятельности через индивидуальную работу, работу в отделениях и взводах;
• интеграция знаний других учебных дисциплин изучаемых в центре.
Выполнение всех этих задач будет способствовать созданию в учебном процессе практико-ориентированной образовательной среды.
Практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Практическая подготовка оказывает особое влияние на углубленность и прочность знаний обучающихся, на формирование познавательных способностей, самостоятельности и соответственно, на темп усвоения нового материала. Считаем, что при правильной организации практических занятий обучающиеся получают более глубокие и прочные знания по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении преподавателем готовых знаний;
— практические занятия способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности;
___________________________________________________________________________________
1. Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962).
— практические занятия способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности;
— при тщательно продуманной методике проведения практических работ у обучающихся происходит формирование умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на получение познавательных умений и навыков. Данный образовательный процесс поможет увеличить темп изучения учебного материала, время на решение задач, выполнение практических задач и других работ, направленных чтобы приобрести необходимый уровень практических умений и навыков, опыт организаторской работы, теоретические знания, которые закрепляются практической деятельностью, мобильность и компетентность.
Как и где? Инструментарий прост.
- Постоянное методическое совершенствование учебных занятий, самостоятельной подготовки студента под руководством преподавателя и учебно-материальной базы центра под проведение практических занятий;
- Обмен опытом и педагогическим мастерством;
- Организация взаимодействия с органами военного и иного управления;
- Проведение практических занятий на полевой учебной базе воинских частей, военно-учебных заведений, учебных центров и полигонов Министерства обороны;
- Проведение практических занятий на учебных сборах (стажировки).
- Системная положительная практика задействования учащихся ВУЦ в проведении занятий в военных учебных центре с студентами младших курсов университета в ходе проведения мероприятий патриотического плана.
- Контроль полученных знаний.
Это повысит уровень компетенций выпускников военных учебных центров как руководителей и как организаторов. Необходимо повышать уровень профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава и стимулировать их организующую функцию в преподавании/
Таким образом возрастет и качество самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Все это позволит считать, что направление профессионального развития выпускника военного учебного центра в рамках образовательной среды должно быть попутным c направлением личностно-ориентированного образования. А перспективы (служебные, личностные) должны совпадать с его полезной деятельностью в обществе – служению Отечеству.
Ильин Геннадий Анатольевич-доцент Военного учебного центра РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина» г. Москва, ilinin@list.ru
Список литературы
1. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КноРус, 2011. – 432 с.
2. Герасимов B.И. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск). Автореф. дис. д-ра пед. наук / В.Н. Герасимов. — М.: Изд-во BУMO PФ, 1996.
3. Нагузе С.К., Гайворонская Т. В. Современные технологии для формирования базисных профессиональных компетенций у студентов КубГМУ [Электронный ресурс] http:movn.ru›…formirovaniya…kompetentsij-u-studentov
4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 55-61.
_____________________________________________________________________________________
1. Приказ Министра обороны РФ от 26 августа 2020 г. N 400 «Об определении Порядка приема и обучения граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» ст.84. Для практической реализации программы военной подготовки военные учебные центры по согласованию с руководителями центральных органов военного управления, ответственных за организацию военной подготовки по военно-учетной специальности, используют полевую учебную базу воинских частей, военно-учебных заведений, учебных центров и полигонов Министерства обороны.