В воздушном пространстве над Владивостоком — гул авиационных турбин. На старейшем в Приморье аэродроме «Центральная — Угловая» в гвардейской истребительной авиагруппе дальневосточного командования ВВС и ПВО полным ходом идет боевая учеба. Препятствий тому никаких нет, благо на сегодняшний день уже почти забыты былые проблемы с топливом, да и с техникой все в порядке. В небо взлетают и бывалые асы авиагруппы, и молодые летчики, пришедшие недавно и осваивающие истребители Су- 27 СМ.
Истребительная авиагруппа обеспечивает спокойствие всего Приморья. Задача летчиков — контролировать воздушное пространство в радиусе 1200 километров и не позволять ни одной цели вторгнуться на территорию России.
На вооружении этого подразделения находятся 3 вида самолетов: истребители Су-27СМ, Су-30 и высотные перехватчики МиГ-31. Таким образом, боевые возможности авиагруппы позволяют полностью контролировать приграничье и «заглядывать» в любые, даже самые отдаленные его уголки. Летчики-истребители несут круглосуточное боевое дежурство.
Прежде чем подняться в небо на истребителе, у летчиков есть возможность с максимальной эффективностью отработать навыки пилотирования на тренажере. «Очень реалистичный, с современной эргономикой, — рассказывает о нем гвардии майор Станислав Косауров, начальник огневой, воздушной и тактической подготовки авиагруппы. — На тренажере установлено оборудование, абсолютно не отличающееся от того, которое имеется на боевом самолете. Он позволяет отрабатывать навыки ведения воздушного боя как ближнего, так и дальнего, визуальных полетов парой и другие сложные элементы пилотажной техники».
В кабине тренажера, ничем не отличающейся от кабины реального истребителя, работает каждая кнопка и каждый рычаг. И все, как в воздухе. Абсолютно реалистичная картинка на проекционном экране уже через несколько минут виртуального полета дает полное впечатление того, что этот полет настоящий. Можно устроить воздушный бой с любым количеством целей, противников и союзников, а можно отработать самые сложные фигуры высшего пилотажа. Такие интерактивные комплексы экономят топливо и ресурс боевых машин, в то же время с высокой эффективностью позволяя обучаться летчикам.
Работа на авиатренажере является обязательной для всех без исключения летчиков — как малоопытных, так и бывалых. Разница лишь в том, кто какие элементы отрабатывает. После тренажера — полчаса на постановку задач на сегодняшний день. Весь летный состав собирается вместе с обслуживающим: обсуждаются готовность техники, погодные условия, порядок разлетов и т.д.
В тот день, когда мы присутствовали на полетах, летчики летали на Су-27СМ. Самолеты этой серии появились под Владивостоком несколько лет назад. С нами поделился впечатлениями гвардии старший лейтенант Алексей Евтушенко, который начал свой полетный день с наставником. Он объясняет суть учебы очень просто, так, чтобы было понятно всем:
— Вот вы на машине ездите и при этом даже не задумываетесь, какие ошибки совершаете каждый день, но когда проезжаете с инструктором, то все они — как на ладони. Так и на истребителе. Инструктор после полета объясняет ошибки, потом в последующем работаем над устранением сначала на тренажере, потом в воздухе…
Пообщались мы и с летчиком, можно сказать, в здешних местах легендарным — старшим штурманом авиагруппы гвардии майором Дмитрием Казариновым. Уже более десяти лет прошло, а его пролет на бреющем в составе четверки истребителей прямо над американским авианосцем «Китти Хок» друзья и сослуживцы не устают вспоминать. Тогда американская система воздушной обороны не смогла противостоять мастерству пилотов и совершенству отечественной авиатехники. В результате Министерство обороны России получило много детальных снимков авианосца США, а летчики были представлены к государственным наградам.
— Это было в те времена, когда наши позиции в Тихом океане значительно утратились, летчики мало летали, были сложности, — вспоминает Дмитрий. — Все в мире считали, что авиация на Дальнем Востоке прикована к земле. Тот полет имел целью показать ,что у нас все в порядке, мы летаем, все можем и готовы выполнить любые, даже самые сложные задачи…
Да, сегодня времена другие, и полеты идут полным ходом, гул турбин не смолкает целыми днями. Как реагирует на такое шумное соседство местное население, поинтересовались мы у командира отдельной гвардейской истребительной авиагруппы гвардии полковника Александра Одуева.
— Конечно, такой темп боевой учебы не может не причинять некоторые неудобства для населения южной части Приморского края и в частности города Владивостока, — ответил он. — Мы понимаем это и нашли оптимальный выход из ситуации. Ничуть не уменьшая интенсивности полетов, предусмотрели изменения в маршрутах глиссады взлета и посадки боевых машин. Так что, надеюсь, жители Приморской столицы и ее окрестностей на нас не в обиде…
Хочется добавить к словам командира, что жители Приморья могут быть уверены: эти мужественные и умелые боевые летчики прикрывают их со стопроцентной надежностью, и это главное.
Ильдус ГИЛЯЗУТДИНОВ.
Фото Виталия АНЬКОВА