Все когдато происходит впервые, в том числе и морские плавания. Учебный корабль «Перекоп» дорог многим бывалым морякам, начинавшим службу на Балтике. На нем когдато многие впервые вышли в открытое море. Им на смену продолжают выходить сегодня уже другие романтики морской службы.
Главной задачей экипажа этого корабля является обеспечение морской практики будущих офицеров. Здесь, образно говоря, дается «путевка в большое плавание», причем не только курсантам высших военноморских учебных заведений. Были на борту также студенты, в вузах которых есть военные кафедры, почти два месяца постигали азы корабельной жизни нахимовцы. А не так давно на практике побывали курсанты факультета средней специальной подготовки Военноморского инженерного института (об этом еще речь впереди).
Часть практик проводилась при стоянке в базе. Но настоящей учебой, конечно же, были выходы в море. Например, нелегким испытанием для будущих офицеров стал поход, который совершил «Перекоп» с курсантами Морского корпуса Петра Великого СанктПетербургского высшего военноморского института и Балтийского военноморского института из Калининграда.
За три недели морской практики курсанты практически прошли по всему Балтийскому морю: от Кронштадта до балтийской проливной зоны. Они изучали устройство корабля и учились нести вахты. Офицеры корабля активно принимали участие в работе с курсантами.
Кстати, за более трех десятков лет службы корабль прошел около 400 тысяч миль и совершил более 200 заходов в порты стран Европы, Северной Африки, Латинской Америки.
…За кормой учебного корабля «Перекоп» постепенно исчезал силуэт Кронштадта. Разрезая упругую балтийскую волну, он шел заданным курсом, в очередной морской поход. На борту на этот раз находились курсанты факультета средней специальной подготовки Высшего военноморского инженерного института, вышедшие на морскую практику. Перед походом мы пообщались с начальником этого факультета, капитаном 2 ранга Алексеем Цебренко. Бывалый моряк, он успел обрести многолетний опыт службы: после окончания в 1999 году высшего военноморского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского долгое время служил на подводных лодках Северного флота.
Признаться, категория военнослужащих довольно сложная, откровенно поделился своими мыслями начальник факультета. Все курсанты уже имеют возраст от 22 лет и выше, в них уже все заложено. Таким образом, мы имеем дело с уже состоявшимися личностями, а подавляющее большинство из них, к сожалению, с морской службой до поступления в наш институт не были знакомы. Обучить их будущим морским специальностям за 2 года и 10 месяцев довольно сложно, но вполне возможно, если не терять времени зря. Своего рода точкой опоры для нас, наставников, является то, что наши питомцы имеют хорошую мотивацию, то есть они полностью заинтересованы в получении нужного объема знаний и в дальнейшей службе по избранной специальности. Ведь основная масса курсантов поступила в институт из деревень, так сказать, из глубинки, поэтому осуществление их мечты о службе на кораблях ВМФ, карьерный рост все в их руках, и они это очень хорошо понимают. Соответственно, стараются в учебе. А мы со своей стороны делаем все возможное для того, чтобы из них со временем получились настоящие профессионалы морской службы. И вот такая морская практика, которую они получат на учебном судне, имеет просто неоценимое значение. Здесь курсанты постигают все тернии морской службы, можно сказать, пробуют море на вкус…
Сразу видно, что курсанты уже успели пройти подготовку к плаванию, они знают свои обязанности и выполняют их. Но опытный глаз сразу может отличить вышедших в море впервые от тех, кто уже хорошо знаком с ним. Так, среди курсантов заметно выделяется своей подготовленностью Юрий Узких. Он занимается в группе будущих штурманов факультета средней специальной подготовки ВМИИ и является единственным выходцем из матросской среды. К тому же успевшим, как выяснилось, побывать в дальнем плавании. В разговоре с ним предстает еще одна истинно «морская» судьба, еще один убежденный романтик моря и будущий профессионал…
…Те, кто служил во Владивостоке, хорошо знают 33й причал. Именно от него, как правило, отходят большие корабли в дальние морские походы. Не был исключением и большой противолодочный корабль (БПК) «Маршал Шапошников», который в прошлом году, когда Юрий Узких еще служил на нем, покинул родную гавань и взял курс в Аденский залив, к берегам далекого Сомали.
Юрий родился вдали от моря, в Екатеринбурге. Никогда не думал, что станет моряком, и до службы поступил в автомобильный колледж. Однако вскоре его призвали служить на флот, и с этого времени мировоззрение юноши стало меняться…
Прибыл непосредственно на корабль, а через некоторое время был распределен в боевую часть, рассказывает Юрий. Я попал служить в БЧ7, в группу по контролю за надводной и воздушной обстановкой, являлся радиометристом. Специальность сложная, но очень интересная…
На момент отхода от 33го причала БПК «Маршал Шапошников» ему оставалось немногим более 4 месяцев до увольнения в запас. Но, уходя за тридевять земель от родной базы в дальний поход, Юрий был рад этому, хотелось побывать в настоящем походе, повидать мир, испытать себя. В общем, всего того, чего так жаждет юношеская душа, всегда желающая романтики и неизведанного! И плавание получилось действительно интереснейшим и насыщенным боевой работой. А однажды на корабль, когда он нес боевую службу в Аденском заливе, поступил сигнал, что на российский танкер «Московский университет» напали сомалийские пираты.
Ближайшим кораблем к танкеру был наш «Маршал Шапошников», вспоминает Узких. Мы устремились ему на помощь.
В районе трех часов ночи БПК вышел в район нахождения танкера, и командование в течение некоторого времени оценивало ситуацию, ведя наблюдение техническими средствами. После чего было принято решение о проведении операции. Пришлось применять оружие.
Мы, члены экипажа, находились каждый на своем боевом посту. Непосредственную боевую работу по освобождению судна и экипажа проделали морские пехотинцы, находившиеся у нас на борту. Никто из россиян при этом не пострадал. Десять пиратов оказались задержанными, еще один убит…
Но это был лишь один эпизод из нескольких месяцев, проведенных в море. Было трудно, но, опять же, бесконечно интересно! Именно этот поход и решил для Юрия окончательно дальнейшую судьбу. После него он и поступил в ВМИИ, чтобы в дальнейшем стать штурманом боевого корабля. В добрый путь, Юрий!
Впрочем, такое пожелание нужно высказать всем, кто проходит морскую практику. Всех их связала судьба стать профессиональными военными моряками, но путь на учебный корабль у каждого был свой.
…Курсант Дмитрий Хмельников один из тех, для кого эта встреча с морем стала первой в судьбе. Впечатления от пребывания на корабле у него, как сам признается, сильные и несколько непривычные. Здесь нет времени любоваться окружающими просторами, у каждого свое место, распорядок дня строгий и расписан буквально по минутам. Таковы законы морской жизни. В походе курсанты изучают свои обязанности, Корабельный устав ВМФ, а вместо привычных ранее нарядов несут вахты. Всем им еще накануне выхода в море объяснили, что вахта это особый вид дежурства на кораблях Военноморского флота, она устанавливается в тех случаях, когда требуется высокая бдительность и непрерывное пребывание на посту. В первом плавании к самостоятельному несению вахт курсанты пока не были допущены (все еще впереди!), но выполняли обязанности дублеров.
Стоит особо сказать, что эти новички на флоте не новички в военной службе. Каждый из них отдал свой долг Родине, отслужил по призыву и после увольнения в запас решил стать профессиональными военным.
Старшина 2й статьи Невоженский, представился стройный молодой человек. До учебы в ВМИИ Александр работал водителем в Брянске, но перевесило желание вернуться на службу. С одной стороны, как откровенно сказал он, никаких заманчивых перспектив «на гражданке» не было. С другой стороны, на выбор военной судьбы, признал Александр, повлияла тяга к армейской жизни. Родственники служили на флоте, отецпрапорщик выполнял интернациональный долг в Афганистане, воевал в Чечне. Да и самому ему служба в армии дала много полезного. Словом, вот он здесь, в море, и он счастлив, это видно по его лицу…
А вот Артем Косячкин мечтал именно о морской службе, однако судьба забросила его в войска связи в Подмосковье. Но спустя некоторое время флот вновь позвал к себе. Так он оказался в Военноморском инженерном институте на факультете средней специальной подготовки. Учится с охотой, будущая флотская профессия ему интересна.
Командиром танка закончил срочную службу Владимир Финк. Служил в суровых условиях под Читой. Однако все это время его не покидала мечта о службе на флоте. Во время призыва не получилось надеть тельняшку, но не в характере Владимира изменять мечте: выход нашел, стал курсантом ВМИИ.
Сейчас главное пройти «оморячивание», сказал мне, улыбаясь, Владимир.
Командир учебной группы у штурманских специалистов Николай Козлов коренной мурманчанин, всю жизнь прожил на Севере. Отец и мать служили на Северном флоте. А вот сын носил погоны Внутренних войск както несправедливо обошел его флот. «Пробовал поступить учиться в гражданский вуз, однако в концеконцов военноморские гены победили, и вот я здесь!» смеется Николай. И он тоже счастлив, как человек, который нашел свое призвание…
Интересуюсь у командира учебной группы, сколько человек у него в подчинении?
В настоящее время двадцать человек. Четверо ушли. Причины разные, у когото реальность не совпала с мечтами, ктото не захотел вернуться в рамки воинской дисциплины, пояснил Николай Козлов.
Рассказывая о распорядке дня, он отметил, что после 19 часов у курсантов свободный выход в город. «Вообще, учиться очень интересно, у нас хорошие преподаватели, у которых, как правило, за плечами флотская служба, развитая учебноматериальная база, делился он впечатлениями об учебе (правда, очень коротко, времени на разговоры в тот момент просто не было). Этот морской поход на учебном судне является для нас серьезной практикой, потому что только в море можно испытать себя понастоящему и понять, что нужно уметь, к чему надо готовиться…
Что ж, как говорится, семь футов под килем всем вам, выбравшим морскую судьбу!
Геннадий ЮРЬЕВ.
Фото автора и из корабельного архива
Оставьте первый комментарий