Дорожная служба и Дорожные войска. История и современность. К 210-летию со дня образования Дорожных войск Вооруженных Сил Российской Федерации

МТО ВС РФ № 09 2022Г.

 

Александр Валентинович ЯРОШЕВИЧ

руководитель Департамента транспортного обеспечения МО РФ,

генерал-лейтенант

 

 

К 210-летию со дня образования Дорожных войск

 

Зарождение и развитие дорожных войск в русской армии происходило еще в древних походах, когда для продвижения необходимо было выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы.

При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.

В начале XVII века были предприняты попытки документально оформить полученный боевой опыт русских войск, в том числе и по устройству дорог и мостов. С этой целью в 1607 году дьяком Посольского приказа Онисимом Михайловым был составлен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». В нем наряду со статьями об организации и вооружении артиллерии, пехоты, кавалерии, действиях войск в походе, в полевой войне давались наставления, как готовить пути для движения войск.

В 1647 году была издана первая русская печатная военная книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», которая являлась официальным руководством для обучения полков «нового строя». Помимо прочих вопросов, она содержала также указания о порядке следования войск в походе и об организации специальных отрядов, которые обязаны были заботиться о расчистке дорог и проходов для войска и об исправлении дорог для прохода обоза [1].

Создатель регулярной армии России Пётр I придавал большое значение сухопутным коммуникациям при ведении боевых действий. В Уставе воинском 1716 года имелся ряд положений, где оговаривались отдельные вопросы, связанные с устройством путей для движения войск и обоза. Так, в обязанностях генерал-квартирмейстера было указано, что «…ежели в пути многие ямы, болоты или непроходимыя воды найдутся, то надлежит ему генерал-квартирмейстеру мастера мостового, подкопщиков и плотников с собою взять, и оным показать, где они злую дорогу вычинить или по обстоятельству дел некоторые мосты построить имеют». Одной из обязанностей уже другого должностного лица – генерал-вагенмейстера – было, «чтобы он дороги и мосты в походе, ежели оные непроходимы, починить, дабы обоз без препятствия путь свой продолжать мог».

Необходимость создания специальных войск для устройства и содержания военных дорог показали последующие войны XVIII века.

В августе 1739 года в ходе Русско-турецкой войны распоряжением генерал-фельдмаршала Б.К. Миниха для устройства дорог был создан специальный отряд в составе шести гренадерских рот, 2 тыс. казаков и «с ними довольное число пионер».

Во время Семилетней войны (1756–1763), при осаде города Кольберга в 1761 году, командир корпуса П.А. Румянцев для обеспечения своих войск создал военную дорогу (этапную линию), которая обслуживалась специально выделенным отрядом.

27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 года император Александр I утвердил «Учреждение для управления большой действующей армии». Часть третья данного закона содержала специальный раздел «Общие правила о военных дорогах». В нем давались определение военной дороги, классификация военных дорог, требования к месту, порядок их учреждения, устанавливались обязанности должностных лиц по оборудованию и обслуживанию и другие вопросы [1]. Таким образом, можно считать, что 27 января 1812 года был введен в действие акт, который регламентировал функции дорожных войск. Однако как таковые сами войска еще созданы не были.

Возросший пространственный размах боевых действий в ходе Отечественной войны 1812 года вызвал необходимость создания специальных частей по оборудованию и содержанию военных дорог в интересах всей действующей армии.

11 сентября (23 сентября по новому стилю) 1812 года приказом главнокомандующего всеми армиями генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова были сформированы пять пионерных рот и конная команда для выполнения военно-дорожных работ в интересах всей действующей армии. Эти воинские формирования объединялись под командованием генерал-майора корпуса инженеров путей сообщения Петра Никифоровича Ивашева, который непосредственно подчинялся генерал-фельдмаршалу Кутузову. В последующем в процессе контрнаступления русской армии этими силами было исправлено и проложено более 1,4 тыс. верст дорог и построено 180 накидных и наплавных мостов.

Таким образом, созданные в ходе Отечественной войны 1812 года специальные подразделения для выполнения военно-дорожных работ стали прообразом дорожных войск.

В Первой мировой войне в русской армии численность дорожных войск уже составляла 240 тыс. человек.

Для дорожников Первая мировая война явилась суровым испытанием. Во время боевых действий дорожные части и учреждения совместно с инженерными войсками осуществляли эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие действующих автомобильных дорог и вели строительство новых на всех направлениях действий войск.

В середине 1930-х годов поступление в Красную Армию большого количества новых образцов вооружения и техники, изменение взглядов на формы и способы ведения боевых действий выявили необходимость выделения автотранспортной и дорожной службы из состава военных сообщений и создания в 1938 году единого органа управления автомобильными и дорожными войсками – 6-го отдела автотранспортной и дорожной службы Генерального штаба.

В этот период началось интенсивное формирование дорожных войск по новым штатам. Были развернуты дорожные, машинно-дорожные и мостостроительные батальоны, дорожно-комендантские полки.

В 1939 году дорожной службой была проделана большая работа по обеспечению боевых действий войск Красной Армии в Монгольской Народной Республике на реке Халхин-Гол, где были организованы три грунтовых участка дорог общей протяженностью около 3 тыс. км.

Особой страницей в истории дорожных войск стала Советско-финляндская война (1939–1940). Проводить дорожные работы приходилось в сложных условиях северо-западного театра военных действий и суровой зимы.

Новым в этот период стало создание военно-автомобильной дороги на Петрозаводском направлении. Это была первая в Красной Армии военно-автомобильная дорога центра (ВАДЦ № 1), управление которой подчинялось непосредственно начальнику 6-го отдела Генерального штаба. Именно тогда было сформировано значительное количество автомобильных и дорожно-эксплуатационных частей, а в стрелковых корпусах введены должности начальников дорожной службы. ВАДЦ № 1 связывала войска с железнодорожными станциями и госпитальными базами [1].

Великая Отечественная война 1941–1945 годов оставила особый вклад в развитие дорожных войск. Сложная обстановка, сложившаяся с транспортным обеспечением боевых действий в начальный период войны, потребовала принятия экстренных мер. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны № 163 «Об организации автодорожной службы на дорогах и формировании автотранспортных батальонов», было создано большое количество автомобильных и дорожных частей, а также развернуты 10 военно-автомобильных дорог Ставки Верховного главнокомандования (ВАД ВГК). Для управления автотранспортным и дорожным обеспечением было образовано автомобильно-дорожное управление Красной Армии, которое перешло из состава Генерального штаба в состав Тыла Красной Армии.

Дальнейшее возрастание значения автотранспортного и дорожного обеспечения в наступательных операциях Красной Армии определило необходимость проведения реорганизации Главного управления автотранспортной и дорожной службы. Постановлением ГКО № 3544 от 9 июня 1943 года было создано Главное дорожное управление Красной Армии, а автотранспортное управление вошло в созданное Главное автомобильное управление Тыла Красной Армии с соответствующими структурами во фронтах, армиях и военных округах. Дорожное управление Красной Армии возглавил генерал-лейтенант З.И. Кондратьев, его заместителем был назначен генерал-майор В.Т. Фёдоров. С этого момента дорожные войска приобрели статус одного из родов специальных войск. С небольшими изменениями такая структура дорожных служб сохранилась до конца войны.

Ни одна операция Великой Отечественной войны не готовилась и не проводилась без участия специалистов дорожной службы, воинов дорожных соединений и частей (фото 1).

 

Фото 1. Переправа войск через реку Днепр

 

К середине 1943 года в дорожных войсках состояло 294 отдельных дорожных батальона, 22 управления военно-автомобильных дорог (УВАД) с 110 дорожно-комендантскими участками (ДКУ), 7 военно-дорожных управлений (ВДУ) с 40 дорожными отрядами (ДО), 194 гужетранспортные роты, ремонтные базы, базы по производству мостовых и дорожных конструкций, учебные и другие учреждения.

Всего за военные годы дорожными войсками было построено и восстановлено 100 тыс. км дорог, более 1 тыс. км мостов, на пунктах обслуживания отремонтировано 800 тыс. машин. Такого опыта не имеет ни одна армия мира.

За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск были награждены орденами, 27 из них получили почетные наименования, свыше 21 тыс. воинов были награждены орденами и медалями [2].

Вот что говорил о военных дорожниках Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский: «Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами и огнем строил мосты и дороги для наступления. Я счастлив, что был вместе с ними, и если что и сделал, то только благодаря им».

В послевоенный период личный состав дорожных войск активно участвовал в восстановлении и наращивании транспортной инфраструктуры страны, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, принимал участие в восстановлении искусственных сооружений в локальных войнах и вооруженных конфликтах, выполнял поставленные задачи, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

В современных условиях для решения задач дорожного обеспечения созданы необходимые группировки дорожных войск на стратегических направлениях, которые организационно входят в состав сил и средств материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. В состав бригад материально-технического обеспечения включены отдельные дорожно-комендантские и мостовые батальоны постоянной готовности. В штате центров материально-технического обеспечения флотов имеются дорожно-комендантские батальоны, дорожно-комендантские и мостовые роты.

На военное время центрами обеспечения мобилизационного развертывания формируется достаточное количество дорожно-комендантских и мостовых бригад, являющихся соединениями дорожных войск.

Ежегодно с органами военного управления, соединениями и воинскими частями материально-технического обеспечения проводятся специальные учения, на которых создаются районы мостовых переправ, возводятся различные типы мостов с использованием табельных конструкций и местных материалов, организуется эксплуатация сети военно-автомобильных дорог. 

Так, в ходе учений «Восток-2018» впервые в истории военного мостостроения был возведен комбинированный мост через реку Зея в Амурской области длиной более 1 тыс. м с использованием табельных комплектов автодорожных разборных мостов. А в процессе учений «Запад-2021» сооружен комбинированный мост с подводной частью, чем достигнуты высокие показатели его живучести (фото 2).

 

Фото 2. СУ «Запад-2021». Район мостовых переправ. На первом плане – комбинированный подводный мост. На втором плане – высоководный деревянный мост из дощато-гвоздевых ферм

 

Дорожные войска постоянно выполняют задачи по оказанию помощи субъектам Российской Федерации в ликвидации последствий аварий и катастроф, в обеспечении транспортного сообщения между социально значимыми объектами и населенными пунктами в различных регионах страны.

Всего в период 2012–2020 годов подразделениями и воинскими частями дорожных войск с использованием конструкций автодорожных разборных мостов и местных материалов возведено 111 временных мостов общей протяженностью более 13,6 тыс. пог. м (фото 3).

 

Фото 3. Заместитель Министра обороны РФ генерал армии Д.В. Булгаков и губернатор Тульской области А.Г. Дюмин на открытии моста через реку Шиворонь

 

Для обеспечения мероприятий по реконструкции железнодорожного участка Байкало-Амурской магистрали силами мостовых подразделений дорожных войск Восточного военного округа в сложных природно-климатических условиях наведены четыре переправы на водных преградах в Амурской области (фото 4). По ним было перевезено более 40 тыс. ед. строительной техники.

 

Фото 4. Паромная переправа через реку Зея

 

Но наиболее серьезную проверку на прочность и профессионализм дорожные войска проходят при выполнении боевых задач, в том числе за пределами Российской Федерации.

Действия дорожных войск в Афганистане, Чечне, Ливане, Сирии, а сейчас и на Украине доказывают верность воинскому долгу, профессионализм военного инженера-дорожника, самоотверженность и непреклонность в достижении поставленной цели.

В Сирийской Арабской Республике силами сводного мостового подразделения под командованием полковника Алексея Зайцева и руководством полковника Владимира Буравцева, в сложных условиях реки Евфрат, под непрекращающимся огнем противника в короткие сроки был возведен мостовой переход с использованием табельных конструкций, доставленных самолетами военно-транспортной авиации, чем было обеспечено продвижение наступающих войск сирийской армии (фото 5).

 

Фото 5. Мост МАРМ через реку Евфрат (САР)

 

Командиры подразделений и воинских частей при выполнении задач в боевой обстановке зачастую демонстрируют личное мужество и героизм. В ходе проведения специальной военной операции по защите жителей Донбасса подполковник Андрей Гаранин вместе с вверенным ему мостовым батальоном выполнял задачу по восстановлению стратегически важного мостового перехода, разрушенного неонацистами при отступлении (фото 6).

 

Фото 6. Разрушенный мост через реку Северский Донец

 

Под непрекращающимся обстрелом противника подполковник Гаранин лично возглавил группу мостовой разведки, в ходе которой были обнаружены и обезврежены две фугасные мины, установленные на путях подхода к разрушенной переправе.

Воины-дорожники приступили к ремонту моста, невзирая на продолжающийся обстрел. Один из военнослужащих получил осколочное ранение. Действуя решительно, проявляя отвагу и мужество, комбат вынес подчиненного из-под огня противника, после чего, оказав ему первую помощь, вернулся на возводимую переправу. Под минометным огнем подполковник Гаранин продолжал руководить личным составом и не покинул место наведения переправы до полной готовности моста (фото 7). Благодаря умелым действиям военных дорожников удалось обеспечить дальнейшее продвижение российских войск.

 

Фото 7. Восстановленный мост через реку Северский Донец

 

Отдельно отметим, что случаи, когда воины-дорожники проявляют героизм и отвагу, не единичны.

Отмечая 210-ю годовщину образования Дорожных войск, мы можем с уверенностью сказать, что весь личный состав – офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые, гражданский персонал подразделений, воинских частей современных дорожных войск – достойно продолжает дело, начатое предками, и вносит весомый вклад в совершенствование транспортного обеспечения войск (сил) и укрепление оборонного потенциала нашей великой Родины – России.

Движение войск невозможно без продвижения техники, без обеспечения воинских частей всем необходимым для ведения боевых действий. А для этого нужны дороги, мосты и переправы. И все это делают скромные труженики дорог – военные дорожники.

 

Список используемых источников

 

1. История дорожных войск. М.: Военное издательство, 1995. 428 с.

2. Коробьин В.М. Дорожное обеспечение важнейших операций Великой Отечественной войны. СПБ.: ВАТТ, 1994.

Материально-техническое обеспечение ВС РФ