В нашей истории не должно быть ни пробелов, ни провалов
М. ЕЛИСЕЕВА,
ведущий корреспондент
11 февраля 1918 года Совнарком РСФСР под председательством В.И. Ленина принял декрет о создании РабочеКрестьянского Красного флота. Уже на следующий день был разослан подписанный народным комиссаром по морским делам П.Е. Дыбенко приказ, в котором отмечалось: «флот, существующий на основании всеобщей воинской повинности царских законов, объявляется распущенным и организуется Социалистический РабочеКрестьянский Красный Флот…». В документе указывалось, что новый флот комплектуется на принципах добровольности.
Если в Красную армию влилось 43 % царских армейских офицеров, то в Красном флоте число офицеров Императорского флота составило 82,2 %. Высококлассные специалисты из военного сословия «белой косточки» присоединялись к большевикам целыми экипажами и штабами.
В числе изъявивших желание продолжить службу в Красном флоте был и участник обороны Порт-Артура, герой Первой мировой войны контр-адмирал Петр Киткин. Имя этого человека сейчас мало кому известно. Удивительно, но выяснилось, что даже в большинстве энциклопедий о нем нет никаких сведений. А ведь в начале прошлого века Петр Павлович считался крупным ученым, был изобретателем, ведущим специалистом по морскому минированию. Судьба этого заслуженного человека поистине уникальна. Дважды ему присваивали звание контр-адмирала. Первый раз — в июле 1917-го и вторично, спустя годы — Указом Президиума СССР. Таких случаев в истории, наверное, немного.
Петр Павлович из семьи потомственных военных. Его дед Алексей Ювенальевич служил в лейб-гвардии гренадерском полку, был участником Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода. Затем он обосновался в Петербурге, где в 1832 году его назначили смотрителем зданий Главного Адмиралтейства. Несомненно, его жизненный путь, да и сама атмосфера города морской славы повлияли на выбор профессии последующих поколений Киткиных. Все четверо сыновей Алексея Ювенальевича окончили в Петербурге Морской кадетский корпус, из них двое — Павел и Алексей — во время Крымской войны служили на Балтике. Павел Алексеевич дослужился до контр-адмирала. Из десяти детей Павла Алексеевича два сына — Александр и Петр — продолжили морскую военную династию и тоже стали контр-адмиралами. Третий сын — Павел — служил офицером пограничной стражи, а младший, Алексей, пошел по стезе военного инженера.
Из всех представителей рода Киткиных наиболее значимые военные заслуги имел, пожалуй, Петр Павлович. В 13 лет он изъявил желание поступить в Морской кадетский корпус, который окончил с отличием в 1896 году. Получив первый офицерский чин мичмана, Петр был назначен на Черноморский флот. Служил вахтенным начальником на броненосцах «Чесма» и «Георгий Победоносец», крейсере «Память Меркурия», тральщике «Ингуш» и учебном судне «Березань», состоял флаг-офицером при младшем флагмане Практической эскадры Черного моря.
Уже тогда мичман Киткин проявлял склонность к изобретательству в области минного вооружения, поэтому в 1899 году его направили на год в Кронштадт слушателем Минного офицерского класса. В то время это было блестящее учебное заведение. Достаточно напомнить, что в течение многих лет здесь преподавал выдающийся русский ученый, изобретатель радио А.С. Попов. Лекции по электричеству и оптике читал основатель отечественной школы электромагнетизма, профессор Петербургского электротехнического института Ф.Ф. Петрушевский, занятия по химии и взрывчатым веществам вел Н.И. Чельцов — ученик Д.И. Менделеева.
По окончании обучения Петр вновь попал на Черноморский флот, но вскоре его перевели на Дальний Восток. Он выходил в дальнее плавание, побывал в Японии. Служил минным офицером на крейсерах «Громобой», «Рюрик». Его непосредственным начальником по специальности был выдающийся минер, изобретатель первого отечественного трала, названного в его честь, флагманский минер Тихоокеанского флота К.Ф. Шульц.
В период русско-японской войны лейтенант Киткин был назначен старшим минным офицером крейсера «Аскольд». В то время российский флот получил первый опыт организации системы траления. Ранее основные боевые задачи решались только в ходе боевых столкновений (боев, сражений) флотов, эскадр или отдельных кораблей. Теперь же минное оружие обеспечивало возможность боевого воздействия на корабли противника при любом их передвижении, даже на внутренних рейдах пунктов базирования.
Петр Павлович не раз, рискуя жизнью, лично разоружал японские мины, за что был удостоен своей первой боевой награды — ордена Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом.
28 июля 1904 года он участвовал в знаменитом бою в Желтом море и был ранен осколком снаряда в голову, в результате чего на всю жизнь почти потерял слух.
Во время рейдов молодой офицер скрупулезно изучал конструкции мин неприятеля и обдумывал способы их обезвреживания. Его мысли занимал и такой вопрос: несовершенство тралов каждый раз задерживало выход порт-артурской эскадры в море. Однажды защитники Порт-Артура стали свидетелями удивительного зрелища: лейтенант Киткин запускал в небо воздушных змеев. Позже выяснилось, что это было не развлечение, а оригинальная экспериментальная отработка идеи нового трала, который впоследствии так и назвали — «змейковый». Он был принят на вооружение в годы Первой мировой войны и использовался даже в послевоенном тралении в конце 1940-х.
После Тихоокеанской эскадры дальнейшую службу Киткин проходил на Балтике — сначала офицером, а потом командиром миноносца. И здесь он не утратил интереса к минной специальности. Петр Павлович создал первый в мире автономный минный защитник, состоявший из буйрепа с подрывным патроном, буйка и якоря. Он доказал возможность установки минного оборудования на верхней палубе миноносцев: кроме главного торпедного вооружения отныне те могли нести на установленных на верхней палубе рельсах до 40—60 мин. П.П. Киткин также принимал активное участие и в разработке технологии снаряжения мин толом, предложив оригинальный способ зарядки детонаторов подрывных патронов, который был признан лучшим и внедрен в практику. Фактически он руководил всеми испытаниями минного оружия и учебными минными постановками на Балтике.
В 1912 году капитана 2 ранга Киткина назначили начальником только что сформированной на Балтике партии траления, которую в годы Первой мировой войны преобразовали в отряд, а потом — в дивизию. В тот период он создал первый в мире минный защитник однократного действия, сконструировал тип отводящего аппарата для охранения кораблей на ходу от якорных мин, названный параваном-охранителем, внес предложение о постройке специальных кораблей-тральщиков для проводки эскадры.
27 августа 1914 года первая партия траления Балтийского флота под командованием капитана 2 ранга Киткина в составе тральщиков «Проводник», «Запал», «Минреп», «Взрыв», «Искра», «Пламя», «Патрон», «Якорь» в условиях активного противодействия германских кораблей провела траление мин к югу от мыса Гангэ в Финском заливе. Постоянно подвергаясь артиллерийскому обстрелу немецких крейсеров, тральщики, используя катерные тралы, тралы Шульца, выполнили поставленную задачу, проявив при этом стойкость. Это было первое боевое применение минно-тральных сил российского флота с участием кораблей-тральщиков специальной постройки со штатным тральным вооружением.
В сентябре 1914-го Петр Павлович получил звание капитана 1-го ранга. Его дивизия действовала успешно и полностью обеспечивала боевые операции флота. «За мужество и храбрость, проявленные в делах против противника», он был награжден Георгиевским оружием — кортиком с надписью «За храбрость», орденом Св. Владимира III степени с мечами, французским орденом Почетного легиона и в июле 1917-го произведен в контр-адмиралы.
Последней операцией в войне с кайзеровской Германией, в которой Петр Павлович успешно руководил минно-тральными силами Балтфлота, стало героическое Моонзундское сражение осенью 1917 года.
Революцию адмирал встретил настороженно, но посчитал своим долгом продолжать служить Отечеству и народу. Первая его должность в большевистском флоте — заведующий делами мин заграждения и траления Балтморя. После участия в знаменитом Ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт его назначили начальником минной обороны Балтийского моря. Он руководил постановкой мин на подступах к Кронштадту в период его блокады флотом Антанты.
Но все-таки революционная чистка не обошла стороной бывшего царского адмирала. В августе 1921 года его арестовал Особый отдел Петроградского военного округа, однако ввиду крайней необходимости в таком специалисте за Киткина поручился начальник Главного управления Мореплавания. Петра Павловича назначают главным специалистом по делам траления Штаба Морских Сил РККА.
В 1923 году, после принятия «красной присяги», Киткин занимал должности председателя Научно-технической комиссии минно-тральных опытов, начальника минного полигона под Ленинградом. Одновременно Петр Павлович преподавал в Военно-морской академии, ряде учебных и научно-исследовательских институтов. Им воспитана целая плеяда первоклассных минеров, которые оказались чрезвычайно востребованы на всех флотах в период Великой Отечественной войны. В 1928 году он был награжден золотыми часами с гравировкой «Стойкому защитнику пролетарской революции от РВС СССР». В 1931—1942 годах Петр Павлович работал в Научно-исследовательском (научно-испытательном) минно-торпедном институте Военно-морских сил. В эти годы он сконструировал глубоководный минный защитник, поверхностно-сетевой трал и ряд других образцов принятого в советском флоте минного вооружения.
В Красном флоте Петр Киткин дослужился до звания капитана 1-го ранга. В 1931 году он был зачислен в резерв РККФ, а в 1936-м — уволен в запас.
С началом Великой Отечественной войны Петр Павлович, проживая в Ленинграде, стремился внести посильный вклад в борьбу с врагом. Отказавшись покинуть блокадный город, находясь в крайней степени истощения, Киткин продолжал работать. Он занимался усовершенствованием минно-трального оружия, методов его боевого использования, изучал и составлял описания разоруженных немецких мин. В мае 1942 года 65-летнего дореволюционного адмирала вновь зачисляют в кадры ВМФ капитаном 1-го ранга и назначают в Минно-торпедное управление ВМФ СССР.
Заслуги Петра Павловича в годы войны были по достоинству оценены государством. 5 ноября 1944 года он был вторично произведен в контр-адмиралы. Более того, приказом наркома ВМФ служба Киткина в 1936—1942 гг. по вольному найму была засчитана как действительная служба в Военно-Морском Флоте.
В 1946 году «за крупные изобретения в области минно-трального оружия» контр-адмиралу Киткину без защиты диссертации присвоена ученая степень доктора технических наук и ученое звание профессора. В целом ему принадлежит более двух десятков изобретений в области минно-трального дела, получивших широкое применение на флоте, а некоторые его идеи не потеряли своей актуальности и сейчас.
Петр Павлович был удостоен ордена Ленина, ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и медали «За оборону Ленинграда». Эти награды, полученные за столь короткий срок, безусловно, свидетельствуют о признании его заслуг советской властью.
Скончался контр-адмирал Киткин в 1954 году в Ленинграде, был похоронен с воинскими почестями на Волковском кладбище.
К сожалению, память этого высококлассного специалиста военно-морского дела никак не увековечена. Но его имя не должно кануть в лету, ведь вся жизнь и деятельность Петра Павловича стали высочайшим примером и нравственным идеалом, на которые должны равняться наши соотечественники. Отечество не должно забывать своих героев.