Выполнение боевых задач без них немыслимо

Выполнение боевых задач без них немыслимо
Фото филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске

Через полгода филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в Челябинске отметит 85-летие своего создания.

5-я военная школа лётчиков-наблюдателей, военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей, Челябинское военное авиационное Краснознамённое училище штурманов и стрелков-радистов, Челябинское высшее военное Краснознамённое училище штурманов, наконец, нынешнее название учебного заведения – как бы оно ни именовалось, одно всегда оставалось неизменным: из его стен выпускались профессионалы своего дела, истинные патриоты Отечества, которые самоотверженно защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, а в последние 30–40 лет – и в локальных вооружённых конфликтах. Без штурманов лётных экипажей и офицеров боевого управления, получающих образование в челябинском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА», нельзя представить современные Воздушно-космические силы. О подготовке этих специалистов и сегодняшнем дне уникального авиационного вуза нашему корреспонденту рассказывает его начальник – генерал-майор Игорь ШВЕДОВ.

Генерал-майор Игорь ШВЕДОВ.
Генерал-майор Игорь ШВЕДОВ.

– Игорь Валерьевич, расскажите об особенностях образовательного процесса в вверенном вам учебном заведении.
– Наш филиал Военно-воздушной академии – единственный вуз в Российской Федерации, осуществляющий подготовку военных штурманов и офицеров боевого управления для всех родов авиации Минобороны России, других министерств и ведомств, а также для авиации стран ближнего и дальнего зарубежья.
С 1936 года на челябинской земле – здесь, на аэродроме Шагол, встают на крыло военные штурманы, специалисты в составе лётного экипажа, основная задача которого провести самолёт по заданному маршруту и в строго установленное время найти и метко поразить заданную цель. Осмысление роли этой трудной, но интересной профессии, её влияния на решение боевых задач приходило опытным путём, кропотливым трудом выдающихся представителей штурманской службы. В наши дни, как никогда, важно понимать, что, какими бы совершенными ни были современные авиационные комплексы, их правильное и точное функционирование напрямую зависит от умений и навыков штурмана.
С развитием высокоточного оружия, современных средств воздушной навигации, автоматизированных систем управления коллективными действиями экипажей в воздухе роль штурмана неизмеримо возрастает. Он стал уникальным специалистом, владеющим методологией и инструментарием выбора оптимальных способов достижения максимальной эффективности авиационных ударов, успешного ведения воздушного боя, точного десантирования, ведения воздушной разведки и качественного выполнения других специальных задач.
Офицер боевого управления, в свою очередь, – это наземный специалист, управляющий воздушным движением. Вплоть до 2011 года факультет управления авиацией и управления воздушным движением входил в состав Ейского высшего военного авиационного училища (военного института) имени дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова, впоследствии филиала ВУНЦ ВВС «ВВА». С сентября 2013 года будущие офицеры боевого управления обучаются в наших стенах.

С развитием высокоточного оружия, современных средств воздушной навигации, автоматизированных систем управления коллективными действиями экипажей в воздухе роль штурмана неизмеримо возрастает

Функции по непосредственному управлению экипажами воздушных судов выполняют офицеры командных пунктов авиационных частей – специалисты по боевому управлению авиацией и управлению воздушным движением. Их профессиональная выучка и боевое мастерство во многом определяют полноту и качество осуществления замыслов и решений авиационных командиров, степень реализации боевых возможностей авиационных частей и подразделений при выполнении боевых задач и обеспечении безопасности полётов.
На фоне возрастания роли и значения авиации в вооружённых конфликтах сегодняшних дней, расширения и усложнения задач авиационных пунктов управления, постоянно повышающегося уровня их технической оснащённости остро встаёт вопрос о необходимости подготовки высокообразованных и профессионально подготовленных специалистов в области боевого управления авиацией и управления воздушным движением, способных в условиях сложной быстро меняющейся воздушной и наземной обстановки, с применением новейших технических средств, эффективно управлять экипажами современных авиационных комплексов вне зависимости от их типа и ведомственной принадлежности.
Для успешного выполнения задач офицеры командных пунктов должны отлично знать боевое управление авиацией, теорию и методику наведения на воздушные цели, способы вывода самолётов на наземные цели и иметь твёрдые практические навыки в управлении экипажами. Именно этому наших курсантов обучают в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА».
– Как модернизируется учебно-материальная база учебного заведения?
– Современная техника, поступающая на вооружение, сама, конечно, не воюет. Боевое применение по-прежнему находится в руках военнослужащих, а это означает, что требования к знаниям и умениям курсантов существенно меняются. За время обучения они должны стать, по сути, военно-техническими специалистами, умеющими эксплуатировать и поддерживать в боеготовом состоянии технику и вооружение. У этой непростой задачи есть тем не менее эффективное решение – использование в процессе подготовки учебно-технических средств, или, иначе говоря, тренажёров. И филиал в этом плане идёт в ногу со временем.
За последние три года получены и уже используются в учебном процессе самые современные образцы учебно-тренировочных средств: это и автоматизированные обучающие системы, и процедурные тренажёры для различных типов авиационных комплексов. Тренажёры имеют реальный интерьер кабины с реальным приборным окружением и органами управления, они позволяют формировать навыки работы с бортовым радиоэлектронным оборудованием и системами самолёта на всех этапах полёта, включая боевое применение, возможность отработки действий при возникновении особых ситуаций, а также отработки процедур взаимодействия с экипажем при выполнении боевых задач.

За последние годы в филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске были поставлены и введены в эксплуатацию восемь современных тренажёров и компьютерных классов. Среди них – учебный компьютерный класс для подготовки и переучивания лётных экипажей вертолёта Ми-28Н; специализированные комплексы, имитирующие рабочее место боевого применения самолётов Су-34, Су-30СМ, МиГ-31БМ; виртуальный комплекс «Тренажёр рабочего места штурмана самолёта Ил-76МД»; тренажёрный комплекс, полностью имитирующий кабину самолёта Су-34.
– Эти тренажёры включены в программу обучения курсантов факультета подготовки штурманов?
– Да, и она выстроена следующим образом. Первый этап: освоение того или иного типа авиационной техники курсанты начинают в компьютерных классах, где изучают устройство и тактико-технические характеристики самолёта (вертолёта). Следующий этап: изучение авиационной техники на специализированных комплексах, имитирующих рабочее место боевого применения (Су-34, Су-30СМ, МиГ-31БМ). На этом этапе курсанты имеют возможность полностью отработать полётное задание, управляя виртуальным летательным аппаратом, от взлёта до посадки. Заключительный этап: освоение летательного аппарата с помощью тренажёрного комплекса, полностью воссоздающего кабину самолёта с возможностью имитации любой нештатной ситуации в полёте (пока только кабина Су-34, в будущем появятся и другие).

Офицеры командных пунктов должны отлично знать боевое управление авиацией, теорию и методику наведения на воздушные цели, способы вывода самолётов на наземные цели

Таким образом, учебно-тренажёрный комплекс филиала позволяет курсантам максимально наглядно и доступно овладеть азами управления сложными современными авиационными комплексами, стоящими на вооружении Воздушно-космических сил России. Благодаря обучению на профильных тренажёрах выпускники филиала получают высокий уровень базовых знаний с военной специализацией, овладевают практическими навыками при выполнении полётов по маршруту, боевого применения и действий в особых случаях в полёте. Это в конечном итоге позволяет сократить время переучивания лётного состава после выпуска из училища и даёт возможность молодым лейтенантам-штурманам максимально быстро приступить к полётам в составе штатных экипажей.
– А что касается подготовки офицеров боевого управления?
– Вуз имеет первоклассный тренажёр «Марка», тренажно-моделирующий комплекс «Репитер», позволяющие осваивать практическую составляющую исполнения обязанностей при управлении летательными аппаратами в воздухе. В нашем распоряжении есть и передовой комплекс «Постскриптум», чьи возможности используются при учебном наведении наших истребителей на самолёты условного противника. Кроме того, курсанты осваивают комплекс средств руководства полётами, комплексный системный тренажёр (для управления воздушным движением) и ряд другой современной аппаратуры.
Замечу, что наша учебная база в полной мере отвечает современным требованиям системы подготовки специалистов высшей квалификации.
– Игорь Валерьевич, не могу не спросить о лётной подготовке…
– Безусловно, в учебных аудиториях курсанты получают большой объём теоретических знаний: основные законы и принципы воздушной навигации, аэродинамики, эксплуатации воздушных судов, применения средств связи радиотехнического обеспечения и многое другое. Однако всё это необходимо методично и качественно закрепить практическими умениями и навыками, чтобы уже затем успешно применять их по предназначению в войсках.
Для этого в состав филиала входит учебная авиационная база, предназначенная для обучения курсантов-штурманов практическому применению полётов на самолётах Ту-134Ш и Ан-26Ш, обучения воздушной навигации и боевого применения. Курсанты, обучающиеся на факультете подготовки офицеров боевого управления, также проходят на нашей базе практику и стажировки в группе руководства полётов. Кроме того, здесь же обучаются курсанты-лётчики Краснодарского ВВАУЛ имени Героя Советского Союза А.К. Серова, проходящие на вышеуказанных типах самолётов войсковые стажировки.
– Как же это всё проходит на практике?
– Начинается всё от простого к сложному. Курсанты второго и третьего курсов выполняют полёты в составе экипажа, но не на рабочих местах, а в салоне. В этот период инструкторы закладывают им основной фундамент практических знаний по воздушной навигации. На четвёртом курсе обучаемые пересаживаются на рабочие места штурманов. Отрабатывается точность полётов по заданным маршрутам. И наконец, на пятом, выпускном курсе приходит время для боевых применений в зависимости от того рода авиации, по профилю которой обучается курсант. Речь идёт о бомбометании, выполнении воздушной разведки, полётах с лётно-тактическими упражнениями и приёмами с привязкой на тактическом фоне.
В результате выпускник по окончании обучения получает весь спектр знаний, необходимых для службы в Воздушно-космических силах.
– Каков научный потенциал филиала? На чём сосредоточена исследовательская деятельность?
– Научные исследования в филиале преимущественно направлены на совершенствование подготовки будущих офицеров-штурманов и офицеров боевого управления авиацией и управления воздушным движением.
В настоящее время проводятся научные исследования по 27 темам научно-исследовательских работ, из которых три работы выполняются по заданию и в интересах Главного командования ВКС МО РФ. Результаты всех проведённых научных исследований внедрены в образовательную и методическую деятельность филиала, а также в практику войск (сил).

За последние три года в филиале разработано и внедрено в образовательную деятельность более 40 рационализаторских предложений, получено пять патентов на изобретения (полезные модели).
Так, на протяжении последних трёх лет делегация филиала стала постоянным участником таких мероприятий, как международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед» (Москва, КВЦ «Сокольники»); международный форум интеллектуальной собственности «Экспоприорити» (Москва, Экспоцентр); международная выставка средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех» (Москва, ВДНХ); дни инноваций Минобороны России РФ и Центрального военного округа (Москва и Екатеринбург) и другие.
Демонстрируя свои разработки, филиал получает высокую оценку организаторов мероприятий и должностных лиц военного ведомства. Бесспорно, проведение конференций – это важнейшее направление научной деятельности, позволяющее не только совершенствовать навыки курсантов и научно-педагогических кадров в ораторском мастерстве, но и обмениваться накопленным опытом с ведущими вузами России. Ряд конференций стали носить ежегодный характер: так, Всероссийская конференция «Война и право», проводимая под эгидой кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ежегодно собирает в филиале представителей порядка 10 вузов региона и страны.

Какими бы совершенными ни были современные авиационные комплексы, их правильное и точное функционирование напрямую зависит от умений и навыков штурмана

– Прошлый год стал испытанием для всех военных вузов. Ограничительные меры, новый формат набора первокурсников. К счастью, ситуация с коронавирусной инфекцией нормализуется. Каким был набор здесь
в Челябинске и что ожидаете от предстоящего лета?

– Вопреки обстоятельствам сложная эпидемиологическая ситуация лета 2020 года не отразилась на конкурсе кандидатов. Наша выездная группа работала в трёх регионах – в Челябинской и Свердловской областях, а также Республике Бурятия. География поступающих абитуриентов весьма обширна (65 регионов), начинается с Дальнего Востока и заканчивается Калининградской областью. Основу, конечно, составляет гражданская молодёжь Уральского региона. Всё это свидетельствует о восстребованности и популярности наших специальностей. Не могу не заметить, что с учётом повышенных требований, предъявляемых к состоянию здоровья обучаемых по лётной специальности, немало кандидатов отсеивается на этой стадии профессионального отбора. Однако у таких молодых людей есть возможность поступить на второй факультет. При этом каждый год во время набора происходят и обратные переводы.
Сейчас идёт активная подготовка к набору абитуриентов 2021 года. В условиях ограничительных мер активно стали использоваться формы дистанционной агитационной и профориентационной работы (видеоконференции, дни открытых дверей, ярмарки профессий и другие).
Ожидания от набора абитуриентов 2021 года оптимистичные, так как ежедневно в приёмную комиссию филиала поступает много звонков, вуз активно сотрудничает с военными комиссариатами, управлениями образования, воинскими частями, образовательными учреждениями с первоначальной лётной подготовкой, суворовскими и кадетскими училищами.
По окончании вуза мы вручаем не только диплом и лейтенантские погоны, но и ключи от неба, позволяющие проявить настоящие мужские качества офицера, авиатора, способного управлять сложной военной техникой, быть примером тем, кто только выбирает свой жизненный путь.
– И в завершение… Каким будет празднование 85-летнего юбилея учебного заведения?
– Прежде чем коснуться знаменательной даты – 1 октября 2021 года, скажу, что наша беседа проходит сразу после 105-летия штурманской службы ВВС Воздушно-космических сил России. Уверен, что этот символизм не случаен. Без этой службы не было бы и нашего прославленного вуза, подготовившего за эти восемь с половиной десятилетий тысячи штурманов лётных экипажей, а с недавнего времени и офицеров боевого управления, которых можно смело назвать наземными штурманами. Наш осенний юбилей, не сомневаюсь, станет большим событием и для сегодняшних курсантов, и офицеров-наставников, и преподавателей. И безусловно, для ветеранов, которых мы всегда ждём в наших стенах и на аэродроме Шагол, где пройдёт традиционный по такому случаю авиационный праздник.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда» 

Фото филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в Челябинске
Челябинск