ВМЗ: КУРСОМ МОДЕРНИЗАЦИИ

Один из лучших операторов ВМЗ Сергей Апалихин.

Воронежский механический завод (ВМЗ) ­ производственный комплекс с полным технологическим циклом создания и серийного производства жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), оборудования для различных отраслей промышленности. С 2008 года входит в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» ­ базового предприятия ракетно­космической промышленности, обеспечивающего создание, серийное производство и эксплуатацию ракет­носителей легкого и тяжелого классов, разработку и создание космических аппаратов и систем дистанционного зондирования Земли и связи, модулей пилотируемых станций.

ОТ СТАБИЛЬНОСТИ ­К РАЗВИТИЮ 

 

Несколько лет подряд Воронежский механический завод показывает отличные результаты по разделу «Спецтехника». К 2011 году товарный выпуск достиг 3,5 млрд рублей, из которых 2,4 млрд ­ ракетные двигатели (55 ракетных двигателей ­ одиннадцать комплектов ­ для «Протона­М», 12 двигателей третьей ступени ­ для ЦСКБ «Прогресс», 3 двигателя ­ для РКК «Энергия»). Прогноз на три года вперед аналогичный. В 2011 году завершены два модернизационных проекта, которые действовали с 2006 и 2007 годов. До 2017 года Воронежский механический завод рассчитывает получить из федерального бюджета около 2,5 млрд рублей, которые также будут направлены на обновление производства «Спецтехника». Средства выделены из федерального бюджета в соответствии с программами Роскосмоса и Минобороны РФ.

Приоритет остается прежним ­ жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Экономическая ситуация на предприятии стабильна прежде всего потому, что двигатели ВМЗ востребованы. Активно эксплуатируются ракеты­носители «Протон», «Союз» и «Прогресс». Американские «челноки» сошли с дистанции, поэтому среди важнейших приоритетов ­ обязательства России по линии международного сотрудничества в космосе. Так, по программе «Союз» пилотируемые и обеспечивающие МКС старты потребуют от 12 до 14 комплектов двигателей в год, в зависимости от коммерческих договоров ЦСКБ «Прогресс» (город Самара).

Кроме серийных двигателей, которые ВМЗ изготавливает не один десяток лет, появляются новые изделия. Продолжается освоение двигателей для ракет­носителей «Ангара» и «Русь». ВМЗ несколько лет занимается изготовлением камеры сгорания для двигателей «Ангары». Первая камера сгорания на двигателе РД­191 производства Химкинского НПО «Энергомаш» успешно прошла  квалификационные испытания. Недавно ВМЗ поставил вторую камеру сгорания для продолжения испытаний. В 2012 году камера ВМЗ аттестована для использования на РД­191. И это не все. Относительно проекта «Ангара» ВМЗ имеет задачу выйти на изготовление отдельных деталей двигателя РД­0124, чтобы в 2013 ­ 2014 годах перейти к серийному изготовлению этого нового двигателя разработки конструкторского бюро Химавтоматики (КБХА). Начало положено.

Иначе обстоят дела с изготовлением двигателя для разгонного блока знаменитой корпорации РКК «Энергия». Минувшие 10 лет корпорация занималась коммерческим направлением по темам морского и наземного стартов (и ВМЗ прежде имел заказ на 7 ­ 8 двигателей ежегодно). Пуски осуществлялись совместным предприятием, в котором соучредителями состояли РКК «Энергия», предприятия Украины и США. С учетом экономического кризиса количество пусков по этому направлению уменьшилось. РКК «Энергия» активно ведет переговоры с партнерами относительно дальнейших пусков ракет­носителей «Зенит» и «Днепр» (украинского завода «Южмаш», город Днепропетровск). И у руководства ВМЗ остается надежда на дальнейшее развитие темы.

День сегодняшний в сравнении с 90­ми годами прошлого века ­ небо и земля, объемы выросли в несколько раз. Ведь были годы, когда на ВМЗ делали всего три комплекта двигателей для «Протона» и один­два двигателя для «Союза». Если раньше стоял вопрос о выживании завода, теперь здесь задумываются о повышении производительности труда и зарплаты сотрудников.

На оптимистичном фоне увеличения объемов работ по тематике ЖРД возникают определенные проблемы. Девяносто процентов оборудования ВМЗ перешагнуло рубеж 20­летия. Старое оборудование в основном не имеет ЧПУ, требует особого внимания и кадров (по одному специалисту на каждый станок). Рост потребности в ракетно­космической технике, безусловно, требует вливания в отрасль значительных денежных средств. И главная задача ВМЗ на перспективу ­ обновление оборудования, переход на энергосберегающие технологии.

В рамках программ модернизации оборонно­промышленного комплекса страны за минувшие четыре года завод получил из бюджета 700 млн рублей на закупку оборудования для производства ЖРД. Это позволило создать отдельный цех, в котором сегодня по­новому решается проблема производительности и качества продукции. Приобретено более 30 современных высокоточных станков для производства «Спецтехника». Внедрение нового оборудования позволило увеличить производительность труда в три раза. Благодаря тому что сейчас ВМЗ является частью большого научного центра, процесс модернизации производства ускоряется. Новое оборудование отчасти решает проблему нехватки высококвалифицированных рабочих. Современные станки позволяют ликвидировать «межоперационное пролеживание» деталей ­ с одной установки детали они позволяют делать несколько операций в автоматическом режиме.

Кроме двигателя 11Д58М конструктора РКК «Энергия», все двигатели ВМЗ традиционно разрабатывались в КБХА. В тесном сотрудничестве с КБХА Воронежский механический завод более двух лет занимается изготовлением двигателя РД­0110Р для перспективной ракеты­носителя ЦСКБ «Прогресс». И это наиболее масштабная работа за минувшие 25 лет.

Успех во многом зависит от специалистов предприятия. Несмотря на трудности двух минувших десятилетий, ВМЗ сохранил высокий инженерно­технический потенциал, профессионалов высочайшей пробы. Таких, как начальник производства Геннадий Шишко, начальники цехов Сергей Горшков, Игорь Парамонов, старший мастер Дмитрий Харин, начальник технологического бюро Надежда Рубцова, слесарь­сборщик новых двигателей Сергей Литвинов, токарь Константин Кочан.

И все же проблема кадров остается острой. Воронежские технические вузы не всегда могут предложить хорошо подготовленных и мотивированных молодых инженеров. Проблему инженерно­технических кадров ВМЗ решает в сотрудничестве с Воронежским государственным техническим университетом. Агитационная работа с подающими  надежды студентами начинается с четвертого курса. Некоторые начинают подрабатывать на ВМЗ на полставки мастерами, технологами, конструкторами еще в ходе учебы. Это помогает совместить теорию с практикой, адаптироваться к требованиям и условиям предприятия. На совместной производственной территории ВМЗ и КБХА находятся две кафедры упомянутого вуза ­ «Технология машиностроения» (курирует ВМЗ) и «Ракетные двигатели» (кафедрой руководит генеральный конструктор КБХА Владимир Рачук).

Сложнее всего заинтересовать сотрудников материально (а иначе теперь нельзя). Да, речь идет не столько об изъянах программ подготовки кадров, сколько об отношении государства, оплате  труда дипломированных инженерно­технических специалистов. Сегодня молодому инженеру предлагают зарплату 10 тысяч рублей в месяц. Идеологическая мотивация «пыльными тропинками далеких планет» уже не действует. Отсутствие собственного жилья или наличие семьи просто не позволяет специалисту свести концы с концами. Даже при ежегодной индексации в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева средняя зарплата по заводу сегодня ­ 20 тысяч рублей в месяц. Жилье для своих сотрудников ВМЗ больше не строит. Для федеральных государственных предприятий этот важнейший прежде стимул теперь не существует. Отсюда текучесть кадров. Очень сложно закрепить ценного сотрудника на заводе.

Технологическую цепочку лихорадит по всей длине. Сегодня в Воронеже нет специализированного профессионально­технического училища, которое прежде готовило для мехзавода квалифицированных рабочих­станочников и слесарей. И лишь недавно появилась идея создания ресурсного центра, которая воплощается с участием губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и правительства Воронежской области.

На базе колледжа профессиональных технологий и сервиса, где в постперестроечные годы готовили в основном специалистов автосервиса и поваров­кондитеров, возрождается базовое учебное заведение для рабочих кадров ВМЗ и КБХА. Создается учебный участок современных станков, внедряются новые технологии подготовки специалистов в интересах конкретного производства. И многим воронежским «левшам» пришла пора подумать о возвращении из шиномонтажек в цеха ВМЗ.

Вектор государственной идеологии ­ параллельное развитие собственных космических программ и коммерческой космонавтики, расширение участия Российской Федерации в освоении космоса ­ обнадеживает. Сегодня конкретизированы основные направления развития ракетно­технической промышленности. В международном сотрудничестве взят курс на переход от космического «извоза» к широкому спектру высокотехнологических услуг в космосе ­ на орбите Земли и далее. Кстати, начиненный электронным оборудованием небольшой спутник по цене зачастую сопоставим с 500­тонной ракетой­носителем.

Создание нового космодрома на востоке России ­ закономерный выход из вялотекущей конфликтной ситуации, связанной с арендой казахского ныне космодрома Байконур. Над этим проектом сегодня упорно работают и в Воронеже.

ВМЗ может предложить стране и миру серийную, высококачественную, высокотехнологичную эксклюзивную продукцию с превосходным коэффициентом полезного действия. И в ходе диверсификации российской экономики Воронежский мехзавод просто обречен на успех. От «нефтяной иглы» к космосу ­ только один шаг. Слава Богу, сегодня это ясно всем. И сырьевые отрасли должны работать на Космос, а не наоборот. Задача модернизации страны значительно шире космической отрасли… ВМЗ первым из филиалов ГКНПЦ им. М.В. Хруничева внедрил в производство автоматизированную систему управления MES.

ОТ «ВОСТОКА» ДО «ПРОТОНА»

­ Иван Тихонович, чем коллективу вашего предприятия запомнится 2012 год? Каковы достижения и стратегические цели ВМЗ?

­ Экономическая ситуация стабильна. Активно эксплуатируются ракетоносители «Протон», «Союз» и «Прогресс». Кроме того, делаем двигатели для разгонного блока РКК «Энергия». Пусть это лишь треть достигнутого в 80­е годы ХХ века производственного максимума, с учетом существующей численности работников завод полностью загружен. А это означает не только выход конечной продукции, но и сохранение технологического уровня, и рост зарплаты.

Еще в 2009 году мы изготовили первые товарные камеры сгорания для перспективного жидкостного ракетного двигателя РД­191, разработанного ОАО «Энергомаш». Это перспективная универсальная модель для всех классов двигателей ракет «Ангара» и «Зенит» (последняя ­ совместный российско­украинский проект). Реализуется решение Роскосмоса о кооперации в изготовлении функциональных агрегатов двигателей 11Д451М, 14Д23 для ракетоносителя «Союз­21Б» и РД­0124А для 3­й ступени перспективного ракетоносителя «Ангара» (ОАО «КБХА»). Итоговые цифры говорят о многом. Главная задача на перспективу ­ обновить оборудование. Нам необходимо переходить на энергосберегающее производство. Кстати, система управления качеством Воронежского механического завода сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001.

Отрадно, что разговоры о строительстве космодрома Восточный переходят в стадию практической реализации идей. Надеемся поучаствовать в изготовлении нового ракетоносителя. Кроме нашего завода, по­настоящему в теме только «Энергомаш» и пермский «Протон­ПМ», впрочем, работы в Центре Хруничева хватит всем.

­ Известно, что ВМЗ многое сделал для обороны страны. В частности, на вашем заводе собирались двигатели МБР «Сатана» и многие другие изделия для РВСН. Сегодня космос в большей степени мирный?

­ В последние годы государство стало больше внимания уделять «оборонке», в том числе отраслям ракетно­космического комплекса. 15 лет до этого практически ничего не вкладывалось.

Сегодня ВМЗ не выпускает двигатели военной тематики, однако наши технологии двойного применения. Так было всегда. Вспомним, с чего начиналась космическая биография предприятия. В 1933 году здесь производили дизели для малой энергетики и речного флота. В 1940 году форсированными темпами начали создавать авиационные двигатели М­11 для самолетов По­2. Великая Отечественная война внесла коррективы, и производство эвакуировали в Андижан. За военный период было выпущено более 30 тыс. авиадвигателей для легких самолетов. В Воронеже в 1957 году завод стал сверхсекретным и начал выпускать «спецтехнику» ­ ракетные двигатели. Вначале для истребителей­перехватчиков, С­155, РУ­13 главного конструктора А.С. Душкова. Затем двигатели на жидком топливе конструкции А.М. Исаева для ракеты Р­11 «земля ­ воздух», «земля ­ земля». В конце 50­х годов прошлого века было освоено производство жидкостного ракетного двигателя РО­1. И начался серийный выпуск двигателей С2­253А для ракет с ядерным боезарядом, в том числе запускаемых с подводных лодок. А Сергей Павлович Королев и его соратники уже мечтали о полетах в космос. И прозорливый главный конструктор Семен Ариевич Косберг договорился с Королевым о создании в Воронеже двигателя для ракетоносителя «Восток» и организации его производства на нашем заводе. В истории ВМЗ ­ участие в космических программах «Восток», «Космос», «Салют», «Мир», «Энергия­Буран». И в международных проектах «Союз ­ Аполлон», «Вега», «Гермес», «Колумбус», «Темпо», «Иридиум», «Астра», «Панам­сат», «Инмарсат», «Экостар», «Хьюз», «Морской старт», МКС. В последние десятилетия завод изготавливал двигатели на жидком топливе для космических ракет­носителей «Союз», «Союз­ТМ», «Прогресс», «Протон», долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» и уникального комплекса «Энергия­Буран». Мы производили двигатели для «Сатаны» и других ракет­носителей ядерного оружия. При этом конверсия 1990­х годов на ВМЗ не носила необратимого характера. Высокотехнологичное и гибкое космическое производство можно в короткие сроки перенастроить с мирного на военный лад, и наоборот. Наряду с традиционными технологическими процессами освоены новые уникальные технологии, которые успешно внедряются в производство.

­ И все­таки не бросают ли тень на репутацию ВМЗ несколько неудачных запусков в  2011 году?

­ Отмечу, к ВМЗ имеет отношение только одна авария. И она, конечно, бросает тень. Впрочем, однозначного заключения о вине нашего завода нет. Двигатель третьей ступени ­ самый надежный из тех, что мы делаем. Материальную часть в Алтайском крае не нашли, а без нее выводы о «слабом звене» носят предположительный характер. Именно так: «Предположительно результатом аварийного выключения двигателя стало попадание постороннего предмета в тракт подачи горючего». Согласно рекомендациям межведомственной комиссии по расследованию причин аварии мы усилили контроль за изготовлением деталей и сборкой двигателей, в том числе с привлечением для сборки двигателей специалистов КБ «Химавтоматика». Кроме двигателя есть еще баки и трубопроводы, которые не имеют отношения к нашему производству…

­ Иван Тихонович, на ВМЗ развиваются три дополнительных направления ­ авиационное, Газпром и РЖД. Каковы объемы и тенденции? И нет ли в этом развитии непрофильного производства внутреннего противоречия?

­ В сложные 1990­е годы у нас наблюдалось серьезное падение производства (в 5 раз по отношению к 1980­м годам). Однако ВМЗ вовремя сориентировался и показал пример успешной конверсии. За полтора десятилетия завод стал известным производителем нефтегазового оборудования и узлов для железнодорожного транспорта. Непрофильная продукция занимает треть общего объема производства. Основные заказчики ­ Газпром и РЖД. Выпускаем свыше 200 видов нефтегазового оборудования различной комплектации. Все установлено и успешно действует на месторождениях Севера, Сибири, Юга России, в странах СНГ. Нефтегазовое оборудование производства Воронежского механического завода поставляется также в США, Венгрию, Францию, в страны Юго­Восточной Азии. Работать приходится в условиях жесткой конкуренции, однако технологический уровень нашей продукции позволяет вести борьбу на рыночном поле в годовом объеме около 600 млн рублей.

Накопленный опыт и возросшие научно­технические возможности завода позволили освоить производство сложных агрегатов для тепловозных дизелей и другой техники (объем ­ около 300 млн рублей в год).

Авиационная тематика значительно уступает и уходит в прошлое. А жаль, ВМЗ ­ единственное в России и странах СНГ предприятие, выпускающее поршневые авиационные двигатели для самолетов Як­18, Як­52, Як­54, Як­55, СМ­92, Су­26, Су­29, Су­31 и для вертолетов Ка­26, Ми­34. До 90­х годов прошлого века мы производили не менее 350 авиадвигателей в год. Около 10 лет назад в заводской структуре ­ научно­производственном комплексе «Авиатехника» ­ был разработан уникальный карбюраторный звездообразный девятицилиндровый двигатель М9Ф, на 30 процентов превосходящий по мощности свои отечественные и зарубежные аналоги. Такие двигатели не находят широкого применения. Старые еще работают в России и СНГ. К сожалению, новых программ развития  малой авиации нет. Загрузка по авиационному направлению снижается, выпускаем не более 5 двигателей в год плюс редукторы вертолетных двигателей (Ка­26), компрессоры и прочие запасные части в объеме 200 млн рублей. Из тысячи «авиационных» специалистов на заводе осталось три десятка.

Внутреннего противоречия нет. Основной вид продукции ­ ракетные двигатели. Как филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ВМЗ реализует их по себестоимости, и все же это львиная доля всех денежных поступлений. Доход предприятия от непрофильного сектора финансово несопоставим с поступлениями от ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Так что в угоду рынку к сеялкам мы не вернемся.

Космическое производство Воронежского механического завода (ВМЗ) расположено на территории в 60 гектаров, почти в самом сердце древнего Воронежа. Весь завод и за день не обойдешь. А чтобы ощутить рабочий ритм ВМЗ, достаточно побывать в 52­м цехе высокоточной механической обработки. Экскурсия становится содержательнее с заместителем главного инженера по производству жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) Виктором Биркиным. Виктор Иванович отличается от многих ведущих специалистов «Роскосмоса» умением просто и поэтично рассказывать о сложном, инженерном процессе. Наверное, потому, что ЖРД ­ не только профессия, а смысл и страсть всей его жизни.

Первое впечатление ­ на космическом предприятии тоже есть медная стружка! И это роднит ВМЗ с прочими «земными» заводами. Однако климат­контроль, полное отсутствие пыли, изысканно сложные изделия, напоминающие многократно увеличенные ювелирные, убеждают: здесь начинается дорога в космос. Замершие на столах изделия когда­нибудь на огромной скорости отправятся на орбиту Земли, а то и дальше… Поэтому хочется потрогать их руками. Турбонасосные агрегаты весомы, рассчитаны на запредельные нагрузки.

Цикл работы жидкостного ракетного двигателя ­ несколько сотен секунд, за которые преодолевается сила земного тяготения и огромное пространство. Контрольные стендовые огневые испытания ЖРД проходят с превышением максимальных нагрузок. Интересно, что каждый серийный ЖРД все­таки индивидуален, у каждого ­ своя судьба.

К примеру, каждый разгонный двигатель проходит 300­секундные огневые стендовые испытания. И далее, при соответствии параметров и состояния материальной части требованиям норм, поставляется для комплектации ракетоносителей ­ без переборки. Подтверждение работоспособности других ЖРД проходит по иной схеме: из партии в шесть двигателей два проходят огневые стендовые испытания на полуторный ресурс, в широком диапазоне изменения основных параметров, а четыре двигателя отправляются заказчику.

В этих изделиях заложен невообразимый объем трудов и знаний человеческих. К примеру, сопло Лаваля схематически создано в XIX веке. Чертеж сопла камеры сгорания прост и сегодня. А чертежей оснастки для изготовления сопла в металле ­ в тысячу раз больше! И каждый чертеж ­ результат глубоких инженерных знаний. Таковы технологии ВМЗ, в которых используются фундаментальные научные разработки отраслевых институтов. Не менее сложны и процессы механической обработки деталей, узлов из высокопрочных, термостойких сталей и сплавов ­ со множеством заданных на чертеже пространственных размеров. Качественная и быстрая механическая обработка возможна только на современном оборудовании. И каждый новый станок в 52­м цехе стоит около 1 млн. евро, автоматически выполняет десятки операций, заменяет до пяти старых станков. Гибкое программирование и высокая точность позволяют совершать технологические чудеса. А еще на заводе есть отличный литейный цех, прекрасная кузница, и много чего штучного ­ в одном экземпляре. Здесь делают почти все необходимые высокотехнологичные инструменты (продукция для «Газпрома» и «РЖД» ­ отдельная тема). Свежим научным идеям и принципиально новым космическим кораблям не придется ждать десятилетиями. Дело за малым.

За три года в 52­м цехе создано более 25 новых рабочих мест. Внешне современный станок, а точнее ­ многооперационный обрабатывающий центр, напоминает большой аквариум с компьютерным пультом управления. Сложнейшие технологические операции ­ как на ладони. Оператор­программист редко вмешивается в процесс легкими прикосновениями пальцев к клавиатуре. Новое оборудование значительно сокращает циклы производства.

Одного из лучших специалистов ВМЗ Сергея Апалихина характеризуют емко и лаконично: «Пример для молодежи, воплощение знаний, опыта, инициативы и ответственности». Турбонасосные агрегаты для ЖРД и высокосложные узлы авиационных двигателей Сергей Александрович делает уже более 30 лет. В свое время приложил руки к созданию турбонасосов двигателей системы «Энергия ­ Буран» (тягой 200 тонн каждый). Такие люди ­ живая душа ВМЗ. Кто придет на смену?

В 52­м цехе много молодежи. Работают легко и увлеченно, хотя при этом на каждом операторе лежит огромная ответственность… И все­таки молодежи на предприятии не хватает.

Как и в любом деле, в космическом производстве основой основ остается человек. Перспективна отрасль, которая подпитывается свежими силами, в которую идет молодежь. Можно создать прекрасные производственные площадки, однако они останутся полупустыми и недостаточно эффективными, если не думать о проблемах людей. В том же 52­м цехе сегодня по разным «организационно­штатным» причинам невозможно наладить нормальную двухсменку. А ведь новое оборудование должно работать в три смены, без выходных. К этому ВМЗ пока не готов, нет даже служебных автобусов для работников ночной смены… Поэтому план модернизации ВМЗ включает и значительный кадровый раздел ­ от создания более комфортных условий труда до существенного повышения зарплаты, медицинского обеспечения и оздоровления сотрудников.

Укреплению преемственности поколений способствует возрождение Воронежского механического техникума. Высокая культура производства, новое оборудование, компьютеризированная работа оператора с зарплатой до 60 тысяч рублей в месяц  привлекательны и для специалистов с высшим образованием. Кстати, инженерные кадры ­ тоже большая проблема. В экзаменационную пору заводчане часто наведываются и в политехнический университет, ищут перспективных ребят, приглашают поработать в ходе учебы. Таким образом создана молодежная группа из шести человек в отделе главного технолога. В Воронеже и в стране вузов много, а хорошо подготовленных и мотивированных специалистов мало. Уровень образования падает. А космическое производство ­ это постоянная учеба и самосовершенствование. В прежние времена ВМЗ питался кадрами из всех вузов страны. Только Харьковский авиационный институт ежегодно отправлял сюда от 30 до 50 процентов своих выпускников. Сегодня мобильность молодых специалистов крайне низка. Как уже отмечалось, строить жилые дома предприятиям с федеральной формой собственности запрещено, даже за счет собственных доходов. Зарплата оператора нового оборудования позволяет взять ипотечный кредит, однако здесь ­ подобие замкнутого круга, ведь способные иногородние ребята уже не приедут, нет даже общежития… Это ограничивает кадровый маневр. Наверное, государство должно активнее участвовать в решении жилищной проблемы предприятий космической отрасли.

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР О ГЛАВНОМ

В разговоре с еще одним человеком, для которого космос ­ состояние души и основное жизненное предназначение, главным конструктором ­ начальником отдела Юрием Шаровым мы затронули тему взаимосвязи государственной политики, фундаментальных научных исследований и производства.

­ Юрий Владимирович, к производству ЖРД вы ближе других конструкторов. И, наверное, имеете свой взгляд на движение конструкторской мысли, тенденции в отрасли и будущее России в космосе?

­ Многолетняя неопределенность после 1991 года в прошлом. Сегодня ощущается государственная воля, имеются конкретные задачи. Есть перспективные двигатели, динамика развития и уверенность в завтрашнем дне. Разрабатываются долгосрочные государственные программы.

Отечественные ракетные двигатели и сегодня ­ лучшие в мире по энергетическим и массовым характеристикам, по надежности и технологичности. Чего стоит только двигатель НК­33, который после 30­летнего хранения на складе показал надежную работу. На его базе создана новая ракета…

Ранее в производстве ВМЗ преобладал военный акцент, этот характер несут в себе нынешние «Союз» и «Протон». Приоритеты будущего ­ семейства ракетоносителей «Ангара» и «Русь» ­ создаются для вывода на орбиту Земли, прежде всего, полезной коммерческой нагрузки, для освоения космического пространства.

Техника совершенствуется постоянно, и в целом нас ожидает модернизация ракетно­космической отрасли. Созданные 50 лет назад двигатели ­  надежные, экономически приемлемые. У конкурентов таких пока нет (хотя динамика развития приличная). Вывод полезной нагрузки на околоземную или геостационарную орбиту американскими или французскими ракетоносителями ­ значительно дороже. Экономические преимущества важны как никогда.

Однако мы делаем ЖРД мирового уровня старыми инструментами. Прорывных научных открытий, новых материалов и технологий пока нет. Темпы развития компьютерной техники значительно выше, потому что задачи уменьшения физического объема, увеличения памяти и производительности процессора ­ технологически проще, чем повышение эффективности и надежности ЖРД. Надежность ­ «краеугольный камень» космической техники.

Созданное на базе унифицированных ракетных модулей уникальное семейство «Ангара» идет на смену «Протону». На базе унифицированных модулей будут строиться ракеты от легкого до тяжелого классов. Первая ступень «Ангары» ­ двигатель РД­191, разработанный НПО «Энергомаш». И сегодня мы осваиваем универсальную камеру сгорания для этого двигателя (она же используется для российско­украинского «Зенита» и американского «Атласа»). Проведены семь успешных огневых испытаний.

Вторая ступень «Ангары» ­ двигатель РД­0124А разработки КБХА. Последовательно осваиваем агрегаты, чтобы в двухлетней перспективе перейти к серийному изготовлению всего двигателя. Кстати, «Ангара» экологически безопаснее токсичного «Протона», поскольку используется топливная пара ­ кислород и керосин. Это снимает массу проблем производства, хранения, транспортировки, утилизации после испытаний, что особенно важно при запусках с территории другого государства.

­ Вы отметили, что в прошлом преобладала и содействовала развитию отрасли военная продукция. ВМЗ выпускал серийно свыше сорока наименований жидкостных реактивных двигателей, в том числе оборонных. А сегодня, в случае необходимости, уровень технологий и степень унификации позволят заводу быстро перестроиться для выпуска оборонных изделий?

­ На предприятии возможно возобновление прежних серий и выпуск новых ЖРД, потому что, несмотря на ветры перемен, здесь бережно сохранили и приумножили все космические технологии.

Повторюсь, решаемые сегодня задачи в основном имеют иную направленность ­ освоение природных ресурсов, связь, наука. И все же технологии и продукция ВМЗ ­ двойного назначения, служат укреплению обороноспособности страны.

ПЕРЕСТРОЙКА ИЛИ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ?

Кто владеет космосом, тот владеет миром. Сегодня на орбите Земли ­ более 720 космических аппаратов США. Россия отстает. Размещение ПРО США в Европе ­ еще один «тревожный звонок» и для нашей космической отрасли. А для специалистов ВМЗ совершенно очевидно: ПРО ­ высокоточное оружие первого удара, и ответить на возможную агрессию Россия сможет только из космоса. Технологии ВМЗ ­ будущее страны. Для фундаментального скачка в развитии ракетно­космической отрасли необходимы государственная воля, наличие лидеров масштаба Королева и новые технологии. ВМЗ располагает колоссальным потенциалом.

В 2011 году в рамках ФЦП «Развитие оборонно­промышленного комплекса РФ до 2020 года» разработан проект модернизации завода до 2017 года (в объеме ранее упомянутых 2,5 млрд. рублей). Это означает создание на ВМЗ около 300 качественно новых рабочих мест (без увеличения общего количества сотрудников предприятия). В 2012 ­ 2013 годах запланировано освоение 130 млн. рублей, а в 2014­м ­ 800 млн., в 2015­м ­ 865 млн.!

Надо менять почти все. Сложные оборудование и система управления непрерывным, замкнутым производством позволяют выпускать широкую номенклатуру изделий, сохранять устойчивость и адаптироваться в любых экономических условиях. И вместе с тем исключают всеобщее революционное перевооружение, которое может нарушить устойчивый ритм производства. В основе модернизации ­ постепенное и последовательное обновление отдельных цехов и участков, дело архисложное.

Заместитель главного инженера по техническому перевооружению ВМЗ Владимир Кольцов в беседе отметил:

­ Основная задача ­ подготовить предприятие к серийному изготовлению двигателя РД­191 для семейства «Ангара» в заданных объемах. 40 процентов средств пойдет на реконструкцию производственных корпусов и объектов инженерной инфраструктуры завода, 60 процентов ­ на приобретение нового высокопроизводительного оборудования. Опыт перевооружения 52­го цеха показал, что стратегия выбрана правильно. Замена оборудования и впредь будет проводиться не «точечно», а созданием принципиально новых производственных подразделений. При этом планируем изменение всей производственной структуры завода и внедрение энергосберегающих технологий. Для полной загрузки нового высокопроизводительного оборудования перейдем на предметно­технологический принцип. Будут цехи гальванических покрытий (с новыми очистными сооружениями), термообработки, проведения испытаний и так далее. Мы на 30 процентов сократим водопотребление. Надо понимать, что созданный в 60­х ­ 80­х годах прошлого века ВМЗ ­ «монстр», предназначение которого ­ программа «Энергия ­ Буран», огромное количество пусков ракетоносителей «Союз» (в четыре раза больше, чем сегодня) и огромный объем «военной тематики», то есть ЖРД боевых ракет. Прежних объемов нет, и площадь предприятия стала избыточной. Для оптимальной экономической отдачи оборудования и снижения себестоимости продукции необходимы 30 гектаров.

В рамках ФЦП на перспективу до 2020 года принципиальные решения приняты. Продолжается интенсивное взаимодействие с Роскосмосом относительно более отдаленных проектов. Стараемся «заглянуть» за 2020 год. Не секрет, что порой сложно «влить молодое вино в старые мехи», и на фоне модернизации у руководства ВМЗ появились грандиозные задумки о строительстве принципиально нового завода на более компактной площадке за городом. Идея пока обсуждается на самом высоком уровне ­ в Центре имени Хруничева и в Роскосмосе. Решение ­ за Правительством РФ.

Еще один нюанс, КБХА ­ завод внутри завода, который находится на одной территории с ВМЗ, и позиционирует себя как разработчик и производитель ЖРД одновременно. Насколько это целесообразно с государственной и экономической точек зрения? Больше степеней свободы обеспечивает традиционная схема: разработчик ­ разрабатывает, завод ­ производит.

ВМЗ уже приступил к внутреннему перемещению своих подразделений. Согласно проекту, расположенные в устаревших корпусах цехи производств «Гражданская продукция», «Спецтехника» и другие заводские службы будут переведены в другие помещения. Утверждены планировки занимаемых площадей и разработаны планы мероприятий по организации перемещаемых производственных участков.

Главные причины производственного «переселения» ­ нерациональное использование занимаемых площадей, большие эксплуатационные расходы, а также постоянный рост тарифов на энергоресурсы. По подсчетам экономистов, на содержание устаревших корпусов ежегодно тратится около 33 млн. рублей. Однако теперь, с переводом производств в другие помещения завод сможет экономить на эксплуатационных расходах более 25 млн. рублей в год. В целом на реализацию проекта завод направит более 50 миллионов рублей.

Впереди ­ великие дела. А пока ­ освоено производство рулевого двигателя РД­0110Р для ракетоносителя «Союз­2­1В». Этот двигатель управления ракетой в полете будет устанавливаться на первую ступень ракетоносителя «Союз2­1В», совместно с разработанным ранее для «лунной программы» двигателем НК­33. На освоение ушло два года и 350 млн. рублей. Поэтапно отработаны и внедрены в производство более 550 различных технологий. За последнее десятилетие это первый серьезный совместный проект Воронежского мехзавода и КБ Химавтоматики. При этом КБХА выступает разработчиком конструкторской документации, а ВМЗ ­ серийным изготовителем (классическая схема).

После экономических передряг на рубеже веков состояние стабильности, ясная перспектива технологического перевооружения и дальнейшего развития ВМЗ ­ отрадны. Так сложилось исторически, все сделанное в Воронеже долго живет, хорошо движется и летает ­ корабли под парусами, корабли воздушные и космические…

 

 

Александр ХРОЛЕНКО

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий