15 ноября Президент России — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Владимир Путин посетил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф.Маргелова.
Во время пребывания в элитном военном вузе главу государства сопровождали и давали необходимые пояснения Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу и командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов.
Президент осмотрел монумент «Звезда Героя» мемориального комплекса «Аллея Героев», возложил венок к памятнику выпускникам училища, погибшим при выполнении боевых задач.
Обелиск представляет собой увенчанную фигурой орла гранитную стелу, которая установлена на фоне стены с сюжетами боевой подготовки ВДВ и изречением генерала армии Василия Маргелова: «Тот, кто носит или когда-нибудь носил голубые погоны с десантными эмблемами, всю жизнь будет с гордостью произносить слова «Я – десантник!».
Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов, Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Александр Беглов и губернатор Рязанской области Олег Ковалев возложили к монументу красные розы.
Все присутствующие почтили память погибших защитников Отечества минутой молчания.
Владимир Путин возложил также цветы к памятнику генералу армии Василию Маргелову.
Затем состоялась церемония вручения Рязанскому высшему воздушно-десантному командному училищу ордена Суворова.
Приводим стенограмму выступления Верховного Главнокомандующего перед личным составом прославленного училища, ветеранами, гостями торжественного мероприятия.
– Товарищи офицеры! Товарищи курсанты! Товарищи сержанты и солдаты! Уважаемые ветераны! Поздравляю вас с 95-летием училища и вручением ордена Суворова.
Для каждого российского офицера военная школа всегда была святым понятием. Именно здесь воспитывают профессионалов военного дела, учат беречь честь мундира, хранить верность присяге и неписаным законам боевого товарищества.
Ваш вуз полностью соответствует этой высокой миссии. За годы работы из его стен вышло более 48 тысяч офицеров. Они доблестно сражались на полях Великой Отечественной войны и были на самых тяжёлых, самых сложных участках фронта, на острие главных ударов.
И в послевоенный период офицеры-десантники безукоризненно решали поставленные задачи, с честью выполняли воинский долг в миротворческих операциях в Афганистане, Югославии и других горячих точках. Особо отмечу, что среди выпускников вуза — 53 Героя Советского Союза и 74 Героя Российской Федерации. Каждый из них — гордость вашего вуза, гордость Вооружённых Сил России и всей нашей страны.
Сегодня ваше училище продолжает готовить офицерские кадры, предоставляет все возможности для получения качественного образования, прежде всего благодаря крепкому преподавательскому составу. Выпускники вашего вуза востребованы в силовых и правоохранительных структурах. Здесь также успешно проходят подготовку и иностранные военнослужащие.
Мы продолжим системную работу по модернизации Вооружённых Сил. Развитие военного образования — один из безусловных приоритетов этой работы. Мы должны по максимуму использовать потенциал высшей военной школы. Поэтому с учётом изменившихся потребностей Вооружённых Сил будут обновляться программы и инфраструктура военных вузов, улучшится их материально-техническое обеспечение.
Наша главная цель – создать современные, хорошо оснащённые, эффективные Вооружённые Силы, поднять престиж офицерской профессии, обеспечить достойные условия для службы и жизни защитников Отечества. Мы решим все эти задачи.
Уважаемые товарищи! Вы работаете и служите в одной из самых легендарных военных школ России. Уверен, всегда высоко будете держать её марку, продолжать славные традиции офицерского корпуса России.
Ещё раз поздравляю вас с юбилеем училища и с высокой наградой.
Желаю успехов в работе и службе. Доброго вам здоровья, всего доброго вам и вашим близким. Поздравляю вас.
Верховный Главнокомандующий ознакомился также с учебно-материальной базой училища, осмотрел уникальный тренажерный класс с новейшими компьютерными методиками подготовки будущих офицеров-десантников.
Тренажеры отечественного производства были разработаны с учетом рекомендаций специалистов Воздушно-десантных войск и в целом более чем на треть повышают выучку курсантов.
Установленная компьютерная программа позволяет смоделировать любые климатические условия и любое время суток, а также рельеф местности. Объемное изображение выводится на экраны и мониторы. Здесь также размещены тренажеры боевых машин десанта, что приближает процесс обучения к реальным боевым условиям.
В ходе посещения училища Владимир Путин провёл также совещание по вопросам развития системы военного образования.
Выступая перед его участниками, Верховный Главнокомандующий поручил Минобороны в марте 2014 года представить предложения по дальнейшему совершенствованию системы военного образования до 2020 года.
«Надо планировать развитие системы высшего военного образования на долгосрочную перспективу. Поэтому прошу Минобороны совместно с заинтересованными ведомствами представить в марте будущего года предложения по дальнейшему совершенствованию системы военного образования на период до 2020 года», — поставил задачу Владимир Путин.
Глава государства также обратил внимание на необходимость повышения качества подготовки офицерских кадров. При этом он напомнил, что новый закон «Об образовании» предоставил военным вузам и силовым ведомствам достаточно широкие полномочия в образовательном процессе и «ими нужно умело распорядиться».
«Я имею в виду, например, право устанавливать квалификационные требования к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников, определять перечень информации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, устанавливать особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной деятельности», — пояснил Президент России.
Владимир Путин призвал постоянно анализировать, как выпускники военных вузов служат в войсках, какие знания они применяют, а какие остаются невостребованными. На этой основе, отметил он, нужно оперативно корректировать учебные программы и совершенствовать обучающие технологии, внедряя в учебный процесс все самое новое и лучшее из отечественного и зарубежного опыта.
«Такой анализ поможет определить, какие образцы вооружения военной техники и тренажеров нам нужны на будущее. Ведь слушатели и курсанты должны осваивать не только сегодняшнее вооружение и технику, но и перспективные, которые поступят в войска в ближайшие годы», — подчеркнул глава государства.
Он также заявил о важности сохранения ряда военных вузов в качестве самостоятельных учреждений.
«Что касается подготовки офицеров по новым специальностям, вести ее целесообразно на базе уже имеющихся вузов, где есть необходимая база. Создавать для этого дополнительные вузы с «чистого листа» вряд ли целесообразно, тем более, что в военном образовании особенно важны традиции», — пояснил свою позицию по данному вопросу Владимир Путин.
При этом он подчеркнул, что принципиально важно сохранять ряд военных академий в качестве самостоятельных образовательных учреждений: Михайловская артиллерийская академия, Военная академия войсковой и противовоздушной обороны, Академия воздушно-космической обороны, Академия радиационной, химической и биологической защиты. При этом Верховный Главнокомандующий добавил, что соответствующие решения по сути уже приняты.
Также Владимир Путин поручил в 2014 году завершить оптимизацию сети военных вузов и привести ее в соответствие с параметрами кадрового заказа Вооруженных сил и других силовых ведомств. Такая сеть, отметил он, военным ведомством уже утверждена.
С профильным докладом на совещании выступил Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Вот основные тезисы из выступления главы военного ведомства.
Система военного образования — важнейший инструмент формирования кадрового потенциала Вооружённых Сил, поэтому её развитие было и остаётся приоритетным в работе Министерства обороны.
Масштабное переоснащение армии и флота ставит перед системой военного образования задачу подготовки специалистов, способных умело применять новое вооружение и военную технику.
За последнее время в этом направлении достигнуты определенные позитивные результаты.
Воссоздана система управления военным образованием.
Военно-учебные заведения возвращены в подчинение главнокомандующих видами, командующих родами войск, руководителей центральных органов военного управления.
Это, в свою очередь, позволило обеспечить непосредственное участие заказчиков подготовки офицерских кадров в решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием офицеров, совершенствованием учебно-матери-альной базы, а также повысить их ответственность за качество подготовки специалистов.
Сеть высших военно-учебных заведений приведена в соответствие с параметрами кадрового заказа.
Сохранены Михайловская военная артиллерийская академия, Военная академия войсковой ПВО, Военная академия воздушно-космической обороны, восстановлены как самостоятельные вузы Рязанское высшее воздушно-десантное и Тюменское высшее военно-инженерное командные училища, воссоздан филиал Военно-воздушной академии — Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.
В настоящее время функционирует 18 вузов и 15 филиалов. Они обеспечивают текущие и перспективные потребности армии и флота в подготовке военных кадров.
Возобновлён набор слушателей и курсантов с учётом поставки в войска вооружения и военной техники, а также формирования новых соединений и воинских частей.
В связи с этим в интересах Минобороны в этом году на первые курсы вузов набрано около 15 тысяч курсантов.
Обучение спланировано по всем необходимым военным специальностям. По наукоемким инженерным специальностям, связанным с эксплуатацией робото-технических комплексов и других высокоинтеллектуальных систем, организована подготовка кадровых офицеров в ведущих гражданских вузах страны. В этом году набрано 2,5 тысячи человек.
Приняты меры по повышению уровня подготовки военных кадров.
Определён главный критерий оценки качества обучения — умение профессионально действовать в реальных условиях боевой обстановки.
В военных академиях и университетах для офицеров вновь введены двухлетние учебные программы.
Важно отметить, что они основаны на новых федеральных государст-венных образовательных стандартах, в разработке которых Минобороны оказало помощь Минобрнауки.
Немало сделано для сохранения научного потенциала военно-учебных заведений.
Сегодня свыше 66% преподавателей и научных работников военных вузов — это доктора и кандидаты наук.
В настоящий момент более 70% учёных Министерства обороны проходят службу и работают в военно-учебных заведениях.
Для подготовки научно-педагогических кадров разработаны 16 федеральных госстандартов.
Утверждена перспективная тематика кандидатских и докторских диссертаций.
Её основу составляют приоритетные аспекты развития форм и способов вооружённой борьбы, совершенствования вооружения и военной техники, создания и боевого применения робототехнических комплексов и беспилотных аппаратов.
В целом можно говорить о том, что сегодня система военного образования обеспечивает потребности армии и флота в военных кадрах.
Дальнейшее её развитие будет осуществляться одновременно со строительством и техническим переоснащением Вооружённых Сил.
Сегодня Министерством обороны реализуются следующие ключевые направления работы.
Во-первых, продолжается совершенствование качества подготовки офицеров.
Основой для корректировки программ обучения слушателей и курсантов становятся результаты служебной деятельности выпускников, а также учений и тренировок войск.
Значительную часть учебного времени все они будут проводить на войсковых стажировках и полевых выходах, в учебных центрах и на полигонах.
Возрастёт доля учебных занятий с использованием компьютерного моделирования.
Это позволит формировать у обучающихся устойчивые навыки планирования, организации и ведения боевых действий, а также их всестороннего обеспечения.
Существенное влияние на повышение качества подготовки офицеров будет оказывать проведение конкурсов и состязаний по военным специальностям, которые уже предусмотрены планами Минобороны.
Во-вторых, особое внимание уделяется повышению уровня подготовки преподавательского состава.
Уже сегодня военные педагоги в обязательном порядке привлекаются к участию в мероприятиях повседневной, боевой и оперативной подготовки.
Стажировки в войсках и на предприятиях ОПК стали одним из основных направлений работы по повышению мастерства военных педагогов.
Совершенствованию их практических навыков также будет способствовать чередование службы в вузе со службой в органах военного управления, воинских частях и научных организациях.
Кроме того, существенно расширяется взаимодействие с ведущими гражданскими вузами. Передовые достижения педагогической науки будут активно внедряться в деятельность высшей военной школы.
В-третьих, активно совершенствуется учебно-материальная база военно-учебных заведений.
Новые образцы вооружения и военной техники, современное тренажёрное оборудование в первую очередь поставляются в вузы. В настоящее время этот вопрос взят под жёсткий контроль.
Всесторонний анализ системы военного образования показывает, что её эффективность можно повысить при выполнении ещё ряда условий.
В первую очередь, необходимо проработать вопрос возвращения военно-учебным заведениям статуса самостоятельных образовательных организаций.
Опыт показал, что при филиальной системе снижается оперативность управления, текущие вопросы решаются через головной вуз, который, как правило, находится в тысячах километров.
Особенно остро этот вопрос встанет в угрожаемый период, когда каждый филиал должен будет перейти на штаты военного времени и развернуть подготовку военнослужащих, в разы превышающую потребности мирного времени.
Филиальная система на это не рассчитана.
Предлагается исправить сложившуюся ситуацию. Сегодня для этого есть всё необходимое.
В филиалах возросла численность переменного состава. Сформированы учебные центры по подготовке младших специалистов.
Расширяется номенклатура специальностей. Организована подготовка военнослужащих по программам среднего профессионального образования.
В этой связи было бы целесообразным возвратить филиалам статус самостоятельных образовательных организаций, воссоздать исторически сложившуюся типологию военных вузов: академии, университеты и училища, а также вернуть им государственные награды и почётные наименования.
Есть еще один вопрос, от решения которого напрямую зависит качество подготовки курсантов.
Сегодня стали регулярными внезапные проверки войск, войсковые и флотские учения различного масштаба и уровня.
Это не только проверка готовности и способности войск к выполнению боевых задач, но и инструмент выработки оптимальных способов ведения боевых действий, эффективного использования вооружения и военной техники, поиска новых управленческих решений.
Только так можно подготовить военного специалиста, способного действовать в любых условиях обстановки.
В то же время рамки федеральных госстандартов не позволяют военно-учебным заведениям оперативно внедрять в образовательный процесс перспективные наработки в военном деле, технике и технологиях.
Внесение в стандарты необходимых изменений требует времени, с течением которого новые знания теряют свою актуальность.
В этой связи предлагается предоставить военным вузам право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты самостоятельно.
Сегодня такое право есть у Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, а также у вузов, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.
Предоставление аналогичного права ведущим военным вузам расширит их возможности в формировании содержания обучения, позволит обеспечить требуемый уровень профессиональной подготовки офицеров, усилить практическую составляющую образовательного процесса.
Одновременно возрастёт и ответственность вузов за качество подготовки специалистов, их способность в кратчайшие сроки приступить к выполнению обязанностей в войсках.
Опыт приёма курсантов в вузы показывает, что дополнительные вступительные испытания позволяют более качественно отбирать кандидатов.
Так, для будущих инженеров предлагается ввести экзамен по физике, для специалистов РХБЗ — по химии, для военных медиков — по биологии.
Это позволит уже на начальной стадии выявить у абитуриентов не только способности к освоению сложной и дорогостоящей военной техники, но и мотивацию к получению конкретной военной специальности.
Особое внимание стоит уделить развитию учебно-материальной базы вузов.
В рамках деятельности программы Минобороны России до 2020 г. принята программа развития вузов.
Их реализация позволит привести в порядок инфраструктуру и фонды вузов, целенаправленно осуществлять наращивание полевой, полигонной, учебно-лабораторной и тренажёрной базы военно-учебных заведений.
Система военного образования находится в едином образовательном поле государства. Она имеет богатую, более чем трёхвековую историю.
Многое за это время изменилось, но осталась неизменной главная задача — подготовка военных профессионалов, готовых защитить Родину и свой народ.
Все предложенные инициативы направлены на дальнейшее развитие системы военного образования и наращивание её потенциала.
Оставьте первый комментарий