Современная военная доктрина нашей страны отражает приверженность Российской Федерации использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов Российской Федерации и интересов ее союзников.
В военно-политической практике среди средств невоенного характера, которые позволяют достигать цели обеспечения военной безопасности, наиболее широко представлены институты оказания частных военных услуг. В международную практику вошло понятие «частные военные компании», которое отражает не только актуальную правоприменительную практику в сфере военно-политического противоборства, но и потенциальные направления развития международного права.
В последние два десятилетия государства по всему миру все более и более активно прибегают к использованию услуг частных военных и охранных компаний (ЧВОК).
Анализ опыта современных международных конфликтов свидетельствует, что с начала 90-х годов прошлого века использование частных военных компаний (ЧВК) стало неотъемлемым элементом планирования и осуществления практически любой военной операции и вооруженного конфликта, а также постконфликтного урегулирования. Согласно современным оценкам, если в начале 1990-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один сотрудник ЧВК, то в текущий период это соотношение уменьшилось до 10:1 и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Эффективность ЧВК как средства достижения ведущими мировыми державами широкого спектра геополитических целей в условиях изменившегося характера политического противостояния подтверждается участием ЧВК во всех значимых вооруженных конфликтах за последние четверть века – на Балканах, в Ираке, Афганистане, на Африканском континенте, на Ближнем востоке и др. Активно используются ЧВК и в текущих вооруженных конфликтах в Украине и Сирии.
В качестве основополагающего фактора, влияющего на формирование рынка частных военных услуг следует также рассматривать глобализацию и трансформацию мировой экономической системы. Современные транснациональные корпорации (ТНК), тесно связанные с политическими элитами и располагающие достаточными финансовыми средствами, нуждаются в защите своих интересов, которые практически всегда совпадают с государственными интересами. В связи с этим формируется такая функция ЧВК, как защита интересов ТНК.
Существующий подход к правовому регулированию деятельности ЧВОК является по своей сути многослойным, в нем переплетаются международные и национальные инструменты правотворчества, обязательные и необязательные правовые нормы. В силу такого положения сложно установить, какие нормы применяются при каких обстоятельствах. Выходящая в свет монография доктора юридических наук, профессора В.Н. Старцуна «Частные военные компании: международный опыт правового регулирования и перспективы легализации в Российской Федерации» написана во многом в целях прояснения международной правовой основы деятельности ЧВК с акцентом на актуальность необязательных норм права, задачи и эффективность которых вызывают многочисленные споры среди ученых и экспертов. Несмотря на существующие разногласия, в международной практике необязательные правовые нормы используются довольно часто, а их исключение из международного права нанесло бы непоправимый удар по всей международной правовой системе. Необязательные нормы права проявляются в различных формах для решения широкого круга вопросов, таких как охрана окружающей среды, регулирование финансовой и хозяйственной деятельности, защита прав человека. Трудно проанализировать и оценить их характер и назначение в общем, на при этом возможно провести исследования, дающие дополнительную информацию о функциях и необходимости необязательных норм в той или иной области. Таким образом, данное исследование в основном сосредоточено на анализе Документа Монтре и Международном кодексе поведения частных охранных компаний (МКПЧОК).
Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии и Международный комитета красного креста (МККК) пытались найти общие черты в рамках правовых систем государств, пострадавших от использования и прибегавших к использованию ЧВК в контексте вооруженного конфликта. Результатом их работы стало создание Документа Монтре, не имеющего обязательной силы и направленного на уточнение и подтверждение обязательств различных категорий государств по международному праву, связанных с использованием частных военных и охранных компаний. В Документе перечислены передовые практики, направленные на правовое регулирование деятельности ЧВОК. Вскоре после принятия Документа Монтре 58 частных военных компаний в ноябре 2010 г. ратифицировали Международный кодекс поведения частных военных и охранных компаний (МКПЧВОК), который на 1 сентября 2013 г. подписали уже 708 компаний. Данный кодекс обобщает существующие стандарты в области защиты прав человека и указывает процедуры их применения в деятельности ЧВОК и их сотрудников, а также прописывает принципы, которыми должны руководствоваться компании для улучшения контроля за работой их сотрудников в условиях вооруженного конфликта. На основании Кодекса специальным координационным комитетом были разработаны и представлены на обсуждение два проекта независимого механизма управления и контроля за работой ЧВК. Приняв во внимание замечания, высказанные на этапе общественного обсуждения, на специальной конференции в феврале 2013 г. данный механизм контроля был одобрен в качестве Устава, призванного обеспечить соблюдение стандартов и принципов МКПЧОК.
Документ Монтрё и МКПЧОК действуют в более широком контексте необязательных правовых норм, пытающихся регулировать как работу ЧВК, так и вопросы соблюдения ими прав человека. При этом к необязательным правовым нормам, регулирующим деятельность ЧВК, следует также отнести: Рамочное соглашение по соблюдению и обеспечению соблюдения прав человека, разработанное рабочей группой специального уполномоченного ООН Джона Рагги; Добровольные принципы обеспечения безопасности и соблюдения прав человека; отдельные региональные кодексы и соглашения, такие как Сараевский Кодекс поведения ЧВОК или Кодекса поведения Международной ассоциации частных военных компаний (ISOA). Рамочное соглашение ООН (Соглашение Рагги) содержит в себе существующие международно-правовые принципы соблюдения интересов бизнеса и защиты прав человека. Таким образом, Соглашение Рагги следует считать основой, которая может быть использована в качестве ориентира для определения эффективности Документа Монтре и МКПЧОК. Кроме того, следует рассмотреть насколько МКПЧВОК отражает в себе положения существующих региональных или отраслевых кодексов поведения ЧВК, а также выяснить, насколько они повлияли на содержание МКПЧОК.
Хотя существует целый ряд необязательных документов, связанных с использованием частных военных и охранных компаний, вряд ли когда-либо проводились какие-либо исследования на предмет их различий и сходств, равно как и на предмет того, насколько данные нормы могут содействовать решению проблем правового регулирования деятельности ЧВК.
В Российской Федерации вопрос о создании ЧВК трансформировался из законопроектной в практическую плоскость: количество Российских ЧВК неуклонно растет, их формы и методы постоянно совершенствуются, присутствие «русских добровольцев» во всех текущих вооруженных конфликтах получает огласку СМИ и не опровергается властями.
Если несколько лет назад в Российской Федерации можно было наблюдать лишь единичные проекты ЧВК (например – ЧВК «РСБ групп»), то сегодня по запросу в сети internet поиск выдаст более 10 конкретных результатов (самые известные: ЧВК Вагнера, ENOT Corp и др. (без учета специфических применительно к отечественной ситуации историй о казаках, добровольцах и отпускниках). Особое внимание общественности сегодня вызывают публикации в СМИ о якобы использовании Российской Федерацией частных военных компаний в Сирии.
Показательными с точки зрения характеристики Российского рынка услуг ЧВК является факт привлечения к обеспечению безопасности при проведении XXII зимних Олимпийских игр в г. Сочи израильской ЧВК Global Law Enforcement & Security Ltd (GLS), которая также получила контракты на участие в обеспечении безопасности Чемпионата мира по футболу (2018), «Сколково», и ряда других российских государственных стратегических объектов. Такую ситуацию вряд ли можно признать удовлетворительной и в качестве причин ее возникновения в первую очередь можно отметить отсутствие надлежащей правовой базы для создания и деятельности ЧВК в Российской Федерации.
История создания и деятельности ЧВК прошла этап становления и находится в стадии устойчивого и поступательного развития. Это означает, что при рассмотрении перспектив правового регулирования ЧВК в России, в качестве одного из факторов, предопределяющих содержание и форму его правовой модели, следует учитывать рыночные тенденции последовательного расширения сфер деятельности ЧВК и постоянного усложнения характера решаемых ими задач.
Целью издания монографии является поиск путей решения данных вопросов, для чего необходимо понять основные способы взаимодействии между международными и немеждународными правовыми режимами, которые так или иначе применимы к использованию ЧВК, уделив при этом особое внимание Документу Монтре и МКПЧОК – а конкретно тому, как эти правовые инструменты позволяют устранить существующие пробелы и серые зоны в вопросах правового регулирования и контроля за работой ЧВОК.
Книга В. Н. Старцуна частично восполняет пробел, связанный с отсутствием в отечественной научной литературе современных переводных исследований по данной тематике. Монография ориентирована, в первую очередь, на ученых и специалистов в области военного и международного права, а также будет представлять интерес для всех профессионалов, чья деятельность и научные интересы связаны с областью правового обеспечения национальной безопасности.
Оставьте первый комментарий