В настоящее время главным командованием ВМФ совместно с ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» разработана Концепция развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ, которую утвердил Министр обороны. Данный документ определяет основные направления строительства новых спасательных судов, перспективных средств оказания помощи аварийным кораблям, обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, а также развитие системы подготовки спасателей и водолазов ВМФ.
Как отмечает начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России капитан 1 ранга Дамир Шайхутдинов, «российский флот сегодня по развитию спасательных технологий находится на уровне мировых стандартов, а в отдельных вопросах вышел вперед».
В частности, обитаемые подводные аппараты отечественных разработок не отстают, а по некоторым параметрам и опережают зарубежные аналоги. В настоящее время завершаются испытания уникального новейшего спасательного подводного аппарата «Бестер-1» (конструкторское бюро-проектант ОАО «ЦКБ «Лазурит», завод-строитель ОАО «Адмиралтейские верфи»), по своим характеристикам превосходящего зарубежные образцы и обладающего способностью работать с водолазами при выполнении широкого спектра спасательных задач.
Проходит заводские швартовые испытания спасательное судно «Игорь Белоусов», уникальное по своим возможностям.
Помимо спасательного судна «Игорь Белоусов», служба поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ примет в свой состав более 10 спасательных судов различного класса. Например, до конца года будет построено 2 спасательных судна на заводе «Пелла», флот получит 6 новейших спасательных судов (катеров) комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и перспективных катеров аварийно-спасательного обеспечения 23370 с верфей завода «Нижегородский теплоход» и подмосковного завода «КАМПО».
Для Каспийской флотилии на Астраханском судостроительном заводе построено спасательное буксирное судно СБ-45 проекта 22870.
В соответствии с графиком продолжается модернизация спасательных подводных аппаратов типа «Приз» (конструкторское бюро-проектант ОАО «ЦКБ «Лазурит»). В настоящее время закончена модернизация подводного аппарата (автономного снаряда) АС-30. Он успешно прошел испытания на глубине 1000 метров и находится в составе службы поисковых и аварийно-спасательных работ Тихоокеанского флота. Завершена модернизация спасательного подводного аппарата (автономного снаряда) «АС-26». Начата модернизация подводного аппарата АС-34 для Северного флота. Параллельно с модернизацией этих аппаратов совершенствуются их суда-носители.
Сегодня на больших глубинах работают только роботы. Основные направления развития в этой области — создание так называемых привязных подводных роботов в роли водолазной поддержки, роботизированных систем для управления обитаемыми аппаратами. Появление на флоте судов с системой динамического позиционирования обеспечит прорыв в использовании робототехники в спасательном деле.
В этом году в соответствии с решением Министра обороны РФ сформирован Учебный центр подготовки военных спасателей и водолазных специалистов, который будет развиваться на базе водолазной школы Черноморского флота в Севастополе. Этот центр структурно вошел в Объединенный учебный центр Военно-Морского Флота. Сохранена и развивается система подготовки водолазов в Военном учебно-научном Центре (ВУНЦ) ВМФ, открыто направление водолазных специалистов при Черноморском высшем военно-морском училище им. П.С. Нахимова.
Снабжение частей Черноморского флота современными образцами водолазной техники является сегодня приоритетным. Например, севастопольцы в День ВМФ могли увидеть на рейде Севастопольской бухты уникальный модульный спасательный катер проекта 23370, который открывает новые возможности перед поисково-спасательными силами ВМФ. В ближайшей перспективе на вооружение морских спасателей поступит 12 таких катеров.
Оставьте первый комментарий