Начальник инженерных войск ЗВО генерал-майор Валентин Марценюк, подводя итоги боевой подготовки, в числе лучших подразделений, которые внесли наибольший вклад в дело выполнения поставленных ответственных задач по предназначению, отметил подчиненных капитана Александра Маврина и старшего лейтенанта Романа Палия. За достигнутые успехи оба офицера поощрены командованием округа.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОСОБОГО РОДА
Инженерно-техническая рота капитана Александра Маврина большую часть времени проводит вдали от родного гарнизона, выполняя поставленные задачи. Вот и в этот раз командир полка подполковник Александр Баринов приказал подчиненным выехать в один из районов на Финском заливе, высадиться на острове и обеспечить нормальные условия жизнедеятельности полевого лагеря специальной экспедиции.
Капитан Александр Маврин, получив приказ, отправился готовиться к очередной командировке. Вместе с командиром взвода старшим лейтенантом Вячеславом Бескровным они проверили технику, загрузили в машины необходимое имущество, проинструктировали подчиненных, определили маршрут движения колонны и на рассвете двинулись в путь. Марш совершили без задержек, на берегу их ждали и без заминки переправили на остров в заливе. К вечеру раскинули полевой лагерь, выставили караул, и ротный дал команду на отдых. После трудного дня военнослужащим спалось в палатках сладко, безмятежно. Так бывает только в молодости, когда лишь прикоснулся к подушке и сразу проваливаешься в сладкие сновидения.
Инженерно-техническая рота подразделение особого рода. Военные инженеры первыми прибывают в заданный район и сразу приступают к сложной и многогранной деятельности: разворачиваются полевые электростанции, загорается свет в штабных и жилых палатках, наполняются питьевой водой резервуары. Надо заметить, что обеспечить подразделения питьевой водой в поле дело трудоемкое и сложное в техническом исполнении. Здесь нужны точные расчеты, смелые инженерные решения.
Военные инженеры из полка подполковника Баринова привыкли работать в карельской тайге. Они хорошо знают особенности местности, точно определяют глубину грунтовых вод и так далее. Вот и на недавнем тактическом учении водоснабженцы решили обеспечить подразделения питьевой водой из…болота.
Решение было продумано до мелочей, имело четкое техническое и санитарное обоснование. В роте мощная современная водоочистная станция, способная за короткое время дать чистую живительную влагу ротам, батальонам, штабам. Болотная вода прошла через фильтры, стала чистой, словно из лесного родника, побежала по трубам, наполнила канистры, заплескалась в солдатских флягах. И была удивительно вкусной.
Уверенно решили на том учении и проблемы энергоснабжения. Заместитель командира взвода младший сержант контрактной службы Виктор Милешкин хорошо освоил передвижные электростанции. Это мобильные и мощные системы, способные обеспечить энергией солидный поселок. Во взводе большинство солдат имеют среднее техническое образование, знакомы с теоретическими основами электротехники могут быстро, качественно провести линии электропередачи на объекты, грамотно эксплуатировать сложные изделия в поле. Специалисты работали с перекрытием нормативов, все задачи выполнили с высоким качеством. И в этом несомненная заслуга командира роты, который грамотно обучает личный состав в классе, на различных тренировках, полевых выходах.
У капитана Маврина отличная профессиональная хватка. Он умеет сосредоточить внимание на главных вопросах, определить, каким образом быстро и эффективно решить поставленную задачу, максимально используя возможности инженерной техники. Он вырос в селе, где ценился труд, в чести были умельцы, которые и дом срубят, и технику отремонтируют, говорит заместитель командира полка по работе с личным составом подполковник Андрей Журавлев.
Действительно, на «гражданке» Маврин удивлял друзей тем, что на слух определял «недуг» двигателя, а еще любил колдовать над неисправными электроприборами. Увлечение техникой привело его в Нижний Новгород в высшее военное командное училище инженерных войск. И он сразу понял, что это именно его профессия, дорога воина, который всегда на передовой.
Капитан Маврин одинаково уверенно решает задачи инженерного обеспечения пунктов управления и профессионально, смело работает при обезвреживании взрывоопасных предметов. Военный инженер дока во многих сферах, но прежде всего он сапер, готовый всегда вступить в схватку со смертью. Маврин награжден медалью «За разминирование», на его счету сотни обезвреженных мин, гранат, снарядов… Саперы не работают в одиночку, рядом всегда ктото находится на страховке. С капитаном Мавриным сослуживцы смело идут на самые опасные задания.
…Остров в море не равнина, здесь иной климат, грунт каменистый, сложный. А ветер злой, колючий, сырой. Все это учитывали военные инженеры, когда проводили разведку местности, определяли наиболее удобные и оптимальные участки развертывания полевых электростанций, искали источники воды. На острове нет ручьев, озер, даже болот не сыщешь. И очень обрадовались разведчики, когда обнаружили заброшенный колодец.
Они осмотрели, исследовали дно и пришли к выводу, что источник воды можно восстановить. Взвод водообеспечения старшего лейтенанта Вячеслава Бескровного приступил к работе. Другие специалисты роты тем временем занялись не менее важным делом к исходу дня обеспечили полевой лагерь экспедиции электроэнергией, и загорелись на территории веселые огоньки. Капитаны судов, путь которых пролегал мимо острова, с удовольствием отмечали, что ожил участок суши в море, расцвел огнями…
После выполнения специального задания инженерно-техническая рота капитана Маврина вернулась в полк хотя и усталой, но в приподнятом настроении. Через несколько дней военные инженеры получили новую задачу. Никто в роте не сетовал на усталость, ибо они привыкли к трудностям и всегда готовы выйти в поле. Бойцы этого подразделения, как добрые волшебники способны, даже «живую» воду добывать даже из мертвого болота.
КОМАНДИР ПЕРЕДОВОГО ВЗВОДА
Командиру понтонного взвода старшему лейтенанту Роману Палию из инженерно-саперного полка подполковника Александра Баринова запомнился эпизод одной телепередачи. На побережье Балтики безнадежно застряли в песчаном грунте несколько натовских танков. По словам комментатора, боевые машины прибыли издалека, чтобы «защитить» балтийское побережье от «злой» и «коварной» России, но вот не дошли они до места дислокации, остановили их песчаные наносы.
Как профессионалу Роману Палию было неловко за просчеты натовских вояк. Он прекрасно понимал, почему произошла остановка на марше. Вероятно, инженерная разведка поверхностно оценила особенности местности, ставшие естественной ловушкой для танкового подразделения.
Старший лейтенант Палий не раз проводил инженерную разведку маршрутов и к этой работе относился ответственно, да и спрашивали старшие начальники за достоверность данных с офицеров очень строго. Любая заминка на марше влияла на конечный результат, успех боя. Победа ведь складывается из многих составляющих: без четкого взаимодействия представителей разных воинских специальностей невозможно выиграть ни учебное, ни реальное сражение. Эту простую истину офицеры усваивают, как говорят, с младых ногтей.
Командир понтонного взвода принимал участие во многих маневрах, не раз обеспечивал переправу танков и другой тяжелой техники через водные преграды. Есть десятки наставлений, инструкций, где от «а» до «я» расписаны требования, которые обязаны выполнять военные инженеры, чтобы на берегу любого водоема техника могла быстро и уверенно выйти к переправочным средствам, не увязла, не сползла с откосов, не застряла в глиноземе…
В Тюмени в высшем военном командном училище инженерных войск, которое окончил Роман Палий, курсантов обучали тонкостям инженерного обеспечения боя. Это только на телеэкранах проходят лихие атаки, только там стремительно выходят на берег тяжелые машины, сбрасывают понтоны в речную гладь, и через мгновения по ним летят танки, всматривается вдаль на пароме военачальник и отдает приказы войскам на разгром противника. А на деле все куда сложнее и будничнее.
Старший лейтенант Палий старается еще до выхода к рубежу все действия «прокрутить» на карте, определить маршрут движения, на каком участке провести переправу. Он учитывает и погоду, и характер реки. Ведь бывает, что речка тихая, спокойная, но задуют ветры, разверзнутся хляби небесные и разольется река, поток станет мощным, неукротимым. Офицер не стесняется обращаться за советом к своим наставникам командиру батальона майору Сергею Ставицкому, ротному старшему лейтенанту Александру Руденко. Они вместе проигрывают все действия до выхода на водный рубеж: в классе, на макетах, карте.
Взвод старшего лейтенанта Палия паромный, а это значит, что он часто организует переправу передовых отрядов под огнем противоборствующей стороны, когда неприятель всеми силами и средствами стремится сорвать действия инженеров, остановить выполнение учебнобоевой задачи. Понтонеры выходят на берег, и сразу начинается сложная работа. Определяются подходы к водной преграде, скорость течения, глубина реки, а уже потом сбрасываются на воду тяжелые переправочные средства, юрко скользят по реке катера.
Во взводе у него хорошо подготовленные специалисты. Командиры катеров сержанты Владимир Сидоров и Алексей Рзаев, понтонеры два Богдана Байтимиров и Водкин, водители младшие сержанты Антон Подрядов, Альберт Асфандияров и другие стремятся осваивать свою непростую специальность. Помогает им в этом и среднее техническое образование. Потому что понтонер это прежде всего технарь, знакомый с основами инженерной науки. А еще он мастер на все руки, ибо мост, паром сложные во всех отношениях конструкции.
Каждый специалист, зная свое место при выполнении общей задачи, действует слаженно, понимая друг друга с полуслова. А командир взвода старший лейтенант Палий на пароме сравним с дирижером слаженного ансамбля. Взмах флажками и взревел мощным двигателем катер, фраза по рации и подъехал к срезу воды внедорожник. И вот уже на паром легко, грациозно вкатывается танк или артиллерийская установка. Далее вперед, быстрее к противоположному берегу.
Напряжение боя, азарт охватывают каждого бойца, подразделения рвутся к новому рубежу, чтобы на другом берегу развернуться в боевую линию и смести все на своем пути. Это настоящее вдохновение, которое бывает в любом бою учебном, реальном. Например, в прошлом году взвод старшего лейтенанта Палия участвовал в соревнованиях «Открытая вода» в старинном русском городе Муроме. Там, на берегу полноводной Оки, в условиях, приближенных к боевым, понтонеры Вооруженных Сил России боролись за первенство в состязаниях, проявляя настоящее мужество и волю к победе. Сводная команда полка заняла призовое место. И первым тогда поздравил Романа с высоким результатом отец, полковник запаса Виктор Палий.
Виктор Аркадьевич после окончания Каменец-Подольского высшего военного командного училища инженерных войск проходил службу в Афганистане. Там он получил профессиональную закалку в боевых действиях. На его счету сотни обезвреженных боевых зарядов. Он снимал и устанавливал минные поля, рискуя жизнью. Удостоен боевых наград. Когда его сын вырос, он посоветовал ему пойти по армейской стезе, стать профессиональным военным. Пожелания отца совпали с мечтой Романа посвятить свою жизнь служению Родине.
Сегодня Палий-младший достойно продолжает семейную традицию. Он командовал взводом разминирования, очищал поля Ленинградской области от мин и снарядов времен Великой Отечественной войны, утилизировал старые боеприпасы. На груди молодого офицера ведомственная медаль «За инженерное обеспечение».
Взвод старшего лейтенанта Романа Палия по праву называют передовым в инженерном полку. В этом году офицер и его подчиненные вновь примут участие во Всеармейском конкурсе «Открытая вода» и надеются быть среди первых.
Валерий ЮРЬЕВ.
Низамидин КАИНБЕКОВ, специальный корреспондент журнала «Ориентир»