«Армия вовсе не есть место для свалки нечистот. Армия есть величайшая драгоценность народа, необходимейший орган, обеспечивающий государству жизнь… Армию надлежит оберегать как святыню, заботясь всемерно о сохранении ее духа…».
Эти слова, сказанные более 100 лет назад известным русским публицистом М.О. Меньшиковым, в последнее время приобрели особую значимость. В первую очередь это связано с той сложной международной обстановкой, которая складывается вокруг нашей страны.
Поставив своей задачей изолировать Россию от мирового сообщества и тем самым значительно ее ослабить, а если удастся, то и уничтожить, Соединенные Штаты и их ближайшие союзники с маниакальным упорством пытаются реализовать её. На достижение этой цели направлены и военные меры, которые выражаются в продвижении к российским границам инфраструктуры НАТО и американских вооруженных сил, отработка на многочисленных учениях и маневрах близ наших границ боевых действий против Российской армии, создание и принятие на вооружение самых современных видов оружия и боевой техники.
Естественно, на открытое военное противоборство с нашей страной сегодня вряд ли кто решиться, понимая, что получит серьезный ответный удар. Обмен же ударами неминуемо приведет к третьей мировой войне и может положить конец существованию человеческой цивилизации. Поэтому наши противники, а иначе их в сегодняшней ситуации не назовешь, будут выжидать того момента, когда получат подавляющее военное преимущество над нашей страной и когда будут уверены, что ее Вооруженные Силы не смогут нанести ответный удар. Из этого следует вывод: мы должны постоянно повышать боевые возможности нашей армии, чтобы она смогла обеспечить людям мир и спокойствие.
И далеко не последнюю роль в этом должны играть средства массовой информации.
Кто-то образно сказал, что пресса является для общества зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению общества. Применительно к нашей теме, можно сказать, что средства массовой информации, а под прессой я понимаю не только газеты и телевидение, но и другие органы массовой коммуникации, должны стать тем зеркалом, которое отражало бы истинное состояние российских Вооруженных Сил и показывало бы возможные пути их совершенствования.
В этой связи следует отметить, что, c одной стороны, особенностью нашей действительности после распада СССР стало бурное обсуждение СМИ армейских проблем. Сегодня почти нет периодических изданий, теле- и радиоканалов, где бы ни нашлось места для обсуждения военной политики государства. Однако, с другой стороны, нельзя не видеть, что, воспользовавшись благоприятной возможностью открыто говорить и писать, определенные круги используют средства массовой информации для публикации материалов, которые, по сути, ведут к развалу армии, а государство – к гибели.
Сейчас в массовом сознании россиян нет единого, четкого, реалистичного представления о Российской армии. Имидж ее выглядит размытым, фрагментарным.
Справедливости ради надо сказать, что в последнее время разнузданно критический тон СМИ по отношению к нашим Вооруженным Силам несколько поубавился, особенно после отставки бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, о котором ходили сотни анекдотов, и замены его авторитетным управленцем Сергеем Шойгу.
Запад, США в буквальном смысле слова шокировал военный парад в Москве, посвященный 70-летию Победы, Международный форум в Кубинке «Армия- 2015». Представитель Минобороны РФ рассказал, что организаторы форума не ожидали, что на нем будет такое количество иностранных посетителей. «Армию-2015» посетили представители 75 иностранных государств, 39 государств были представлены в качестве наблюдателей. Впрочем, читаем немецкую газету Süddeutsche Zeitung. Заголовок гласит: «Западу уже не смешно при виде российской армии». Военная реформа в России принесла плоды, пишет газета. Благодаря большим инвестициям армия РФ перестала быть предметом всеобщих насмешек. Теперь она заставляет трепетать весь мир и наполняет сердца россиян чувством гордости за свою страну, отмечает Süddeutsche Zeitung.
Командующий войсками НАТО в Европе Филипп Бридлав отмечает высокую подготовку российских солдат. Он говорит, что за три-пять дней они могут добраться до любой точки Украины. О прекрасном оснащении российских подразделений, принимавших участие в операции в Крыму, написал и журналист The New York Times. По его словам, амуниция военнослужащих включала в себя надежные приборы связи, новые шлемы, устройства ночного видения, наколенники и прочее. В общем, выглядели они совсем иначе, чем те, кто участвовал в войне с Грузией. Как напоминает немецкая газета, тогда, в августе 2008 года, армия РФ одержала победу над Грузией. Но весь мир увидел, в каком плачевном состоянии она находится. «Старые танки, которые ломались, не добравшись до поля боя. Истребители, которые падали. Солдаты, которые из-за плохой техники не могли обмениваться друг с другом данными. Бомбардировщики дальнего действия, которые использовались, поскольку у РФ не было современных крылатых ракет», — отмечается в статье.
В результате нее, продолжает Süddeutsche Zeitung, российские ВС «скинули лишний вес» и перевооружились. Теперь ставка не на количество, а на качество — на гибкую, хорошо оснащенную армию, основу которой составляют контрактники, а не призывники. Большой акцент делается также на усилении ядерных стратегических возможностей страны.
Все эти изменения, пишет газета, стоят больших денег. Россия вышла на третье место в мире по военным расходам после США и Китая. В 2015 году она намерена потратить на ВС порядка 70 миллиардов долларов. До 2020 года на вооружение российских войск поступят беспилотники, новые истребители, корабли и подводные лодки. Более того, если после распада Советского Союза корабли стояли в портах, самолеты хранились в ангарах, а солдаты не покидали свои казармы, то теперь Россия постоянно устраивает учения и демонстрирует свои силы.
Конечно же, в нашей армии еще не все так, как должно быть, проблем выше крыши, реформирование по-настоящему только началось. Но главное — лед тронулся!
Тут впору сказать, что Министерство обороны перестроило свою работу с гражданскими СМИ, журналисты все чаще приглашаются в воинские части и на военные объекты. Приобрели систематический характер пресс-конференции и брифинги по самому широкому спектру вопросов с участием руководства военного ведомства и представителей высшего командного состава Вооруженных Сил. Активно действует пресс-клуб военных обозревателей при Управлении пресс-службы и информации Министерства обороны.
В ходе его заседаний журналисты имеют возможность в неформальной обстановке встретиться с представителями руководства оборонного ведомства, начальниками различных служб и управлений. Такая работа активно ведется также и в военных округах и на флотах. Изыскиваются новые формы и методы работы с журналистами. Так, в частности, наибольший положительный эффект при этом имеют хорошо спланированные, всесторонне подготовленные коллективные выезды журналистов в войска. Они позволяют решительным образом улучшить содержательную сторону журналистских материалов.
Здесь нет необходимости особо подчеркивать ту важную роль, которые в этом деле должны сыграть военные СМИ. Кстати, об этом недавно прекрасно сказал министр обороны Сергей Шойгу, отметивший, что средства массовой информации стали оружием, которое можно применять «и по-хорошему, и по-плохому». «Настал тот день, когда мы все признали, что слово, камера, фотография, Интернет и вообще информация стали еще одним видом оружия, еще одним видом вооруженных сил. Это оружие может быть применено и по-хорошему, и по-плохому», — сказал министр, отметив, что это оружие «в разные годы участвовало как в поражениях, так и в победах» России.
Как считает Шойгу, пришло время, когда СМИ стали «объединять в себе очень и очень многое». При этом средства массовой информации, по его словам, способны «очень и очень больно ранить». «Сегодня это то, что при желании в плохих руках становится одновременно и следствием, и прокурором, и судьей, и палачом. Я бы не хотел, чтобы мы постепенно превратились в тех, кто применяет это оружие в самом негативном ключе», — заметил глава Минобороны.
Однако у подчиненных Шойгу, очевидно, другое мнение. Они почему-то считают, что нет необходимости иметь военные СМИ, — ведь есть гражданские, которые ныне широко и всесторонне отражают вопросы военной политики и внутренней жизни в вооруженных силах.
Представители иностранных военных ведомств не раз высказывались о том, что затраты на оплату многочисленных публикаций «на стороне» таковы, что на них вполне можно содержать собственные печатные органы. В частности, управление национальной обороны Японии сообщало, что на эти цели у них тратится порядка 12 млрд. иен, при том, что далеко не всегда военное ведомство удовлетворено содержанием публикаций на армейскую тематику, в которых в силу непрофессионализма и предвзятости допускаются грубые ошибки, присутствуют отсебятина и искажение фактов. При этом «альтернатива» (то есть военные СМИ) представляет собой средство обратной связи армии с обществом. Предметно, с хорошим знанием деталей службы военная газета способна рассказать гражданскому человеку о том, чего он не услышит и не прочитает нигде. Осуществляя, таким образом, посредническую функцию, военные СМИ выступают в качестве мощного идеологического стабилизатора в странах, которые по разным причинам вынуждены прибегать и к силовым решениям возникающих проблем.
Именно поэтому в настоящее время Вооруженные Силы США располагает арсеналом в более чем 1400 периодических военных изданий.
Разовый тираж почти 400 журналов и более 1000 газет составляет 12 млн. экземпляров. Из 22 журналов, издаваемых Минобороны США, наиболее известным является издание управления по связям с общественностью МО США «Commander’s Digest». Профилированные журналы издаются министерствами всех видов вооруженных сил. В сухопутных войсках издается 13 журналов, ведущим из которых является журнал «Soldiers». 27 журналов издается ВМС. Особой популярностью среди моряков пользуется журнал «All hands». В военно-воздушных силах выпускается 38 журналов. Признанным лидером среди них считается журнал «Airman». Тираж каждого из названных выше журналов превышает 100 тыс. экземпляров. Объединенные штабы ВС США в зонах ответственности, соединения и отдельные части вплоть до бригады обладают правом издания собственных печатных органов.
Право на выпуск одного печатного издания предоставлено авианосцам и всем военным базам в США и за рубежом. «Полевая печать» (печатные органы объединений, соединений, частей и кораблей) появляется несколько раз в неделю, обеспечивая военнослужащих необходимой информацией.
Крупнейшим печатным органом, распространяемым в вооруженных силах США, является ежедневная газета «Stars & Stripes», предназначенная для информирования военнослужащих Европейской и Тихоокеанской зон.
Руководство Службы PR МО США заявляет, что изданием этой газеты военнослужащим контингентов американских войск за пределами США предоставляется «возможность получать непредвзятую, объективную информацию» и тем самым реализовывать «их права как американских граждан».
Армия США обладает также крупнейшими в мире по мощи и охвату аудитории радио- и телевизионной системами. Служба радио- и телевидения ВС США AFRTS контролирует почти 300 наземных радио- и телестанций, расположенных в США и странах дислокации американских войск. Более 70 радио- и телевизионных систем установлено на бортах кораблей ВМС США. Радиовещание ведется в основном в СВ, КВ и УКВ диапазонах. Использование возможностей трех спутников связи позволяет вести круглосуточные передачи, ориентированные на военную аудиторию в США и за границей.
Что касается российской армии, то она, по сути, осталась без военной печати, потому что одна «Красная звезда», да и та превращенная из ежедневной газеты в таблоид, который выходит три раза в неделю, и несколько сохранившихся пока журналов, едва ли это то, о чем говорил министр обороны.
Мне могут возразить, мол, у Вооруженных Сил Российской Федерации есть телекомпания «Звезда», в состав которой входят телеканал, радиостанция и интернет-сайты. «Звезда» начала свое вещание в 2005 году. За это время она обрела своих зрителей и слушателей, которые отдают предпочтение новостям, передачам, песням, документальным фильмам, кинофильмам и сериалам, прославляющим храбрость русского солдата и силу русского оружия. Но она еще не стала мощным информационным оружием. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на обеспечение как можно большего охвата различных категорий населения, и, в первую очередь – военнослужащих и членов их семей.
Литература:
- Усвяцов Б.М.. Душой болея за Россию. Тверь, 2013.
- Усвяцов Б.М.. Как и зачем убивают военную печать. Журнал «Армия и общество», №5 2014.
- Мухин Ю. Победила бы нынешняя Россия в Великой Отечественной? Уроки войны. М., 2014.
- Шурыгин В. Большая реформа или большая ложь? Электронный ресурс. Сайт газеты «Завтра».
- Новая армия России. Сб. статей. М., Центр. Аст.2015.
- Сравнение военной мощи США и России в цифрах (Электронный ресурс: http://mixednews/ru)
- Фото: http://mil.ru/index.htm
Оставьте первый комментарий