Широкие горизонты профессионального становления

Факультет авиационного оборудования – динамично развивающаяся структура ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Его современная учебно-материальная база обеспечивает интеграцию научно-исследовательской, инженерной и учебной деятельности. Специалисты по авиационному оборудованию входят в состав инженерно-авиационной службы, а это значит, что вместе с коллегами, чья сфера деятельности включает техническую эксплуатацию двигателей, планёра и его систем, радиоэлектронное оборудование и авиационное вооружение, они выполняют задачи по поддержанию самолётов, вертолётов и беспилотных летательных аппаратов ВКС России в исправном, боеготовом состоянии. О подготовке инженерных кадров по профилю авиационного оборудования в ВУНЦ ВВС «ВВА» нашему корреспонденту рассказал его начальник генерал-полковник Геннадий ЗИБРОВ.

– Геннадий Васильевич, каковы исторические предпосылки создания факультета авиационного оборудования в стенах Военного учебно-научного центра в Воронеже? Какова его структура?
– В связи со стремительным развитием авиации в период 70-х годов прошлого века возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров – специалистов по авиационному оборудованию для Военно-воздушных сил страны. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 641-203 в 1975 году было решено сформировать факультеты авиационного оборудования на базе Даугавпилсского и Иркутского военных авиационных училищ.
В ходе реформы системы военного образования в январе–августе 2009 года Иркутское ВВАИУ и Ставропольское ВВАИУ имени маршала авиации В.А. Судца, ставшее правопреемником Даугавпилсского училища, были перебазированы в Воронеж в состав Военного авиационного инженерного университета, ныне это Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
При сохранении традиций и преемственности поколений был создан современный факультет авиационного оборудования в ВУНЦ ВВС «ВВА». Он осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов для Военно-воздушных сил России.
Сегодня на факультете авиационного оборудования ведётся подготовка по специальности «Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов». Если раньше специалистов по авиационному оборудованию, или как их часто называют в ВВС – «аошников», готовили несколько учебных заведений среднего профессионального и высшего образования, то в последние 12 лет подготовка сосредоточена на одной площадке – в Воронеже. Таким образом, это стало важным шагом к консолидации высшего военного образования в России.
В состав факультета входят: управление факультета, курсантские подразделения, кафедры электрооборудования (и оптико-электронных систем), автоматизации управления летательными аппаратами (и вычислительных систем), эксплуатации авиационного оборудования, а также учебно-тренировочный комплекс (УТК), включающий комплексные тренажёры воздушных судов, находящихся на вооружении ВВС.

Сохранение традиций и преемственности поколений факультетов перебазированных училищ позволило создать современный факультет авиационного оборудования в ВУНЦ ВВС «ВВА»


– Каково профильное предназначение выпускников? Куда они распределяются по окончании обучения?
– Молодые лейтенанты, завершившие обучение на факультете авиационного оборудования, весьма востребованы в войсках для службы в подразделениях и частях ВВС в первичных офицерских должностях. В частности, речь идёт о начальнике группы; инженере авиационно-технического отряда; инженере (старшем инженере) отделения (лаборатории), младшем научном сотруднике (инженере-испытателе) научно-исследовательского (испытательного) учреждения (военного учебного заведения); инженере военного представительства; старшем инженере (инженере) по специальности.
Выпускники факультета авиационного оборудования также реализуют свои знания на лётных должностях борттехника (инженера).
Замечу, что учёба и служба на факультете авиационного оборудования открывает широкие горизонты для развития курсанта в сферах профессионального становления, научной и изобретательской работы, спортивной и культурно-досуговой деятельности факультета и академии.
– Факультет – один из самых крупных в академии. Накладывает ли это дополнительную ответственность на его командование? Кто его возглавляет?
– С учётом того, что в своё время в Воронеж перебазировалось несколько училищ, готовивших в том числе специалистов по авиационному оборудованию, сегодняшняя численность факультета в полной мере соответствует потребностям Военно-воздушных сил. Не стоит забывать и о том, что авиационная техника постоянно совершенствуется, модернизируется, усложняется, а технический прогресс не остановить. Столь значительное количество курсантов, которых мы набираем, и молодых лейтенантов, выпускаемых после пяти лет обучения, обусловлено современными тенденциями развития военной авиации.
С 2010 года факультет возглавляет полковник Валерий Анатольевич Демчук, кандидат технических наук, доцент. Сам он обучался в Даугавпилсском высшем военном авиационном инженерном училище противовоздушной обороны имени Яна Фабрициуса по специальности «Авиационное оборудование». Окончил его в 1989 году.
Имеет большой опыт работы как в строевых частях ВВС, так и в военном высшем учебном заведении, что позволяет ему умело руководить подчинёнными в процессе обучения и воспитания курсантов. Грамотно организует учёт и анализ успеваемости обучаемых. Как следствие, на факультете неуклонно улучшаются показатели образовательного процесса. Воспитательную работу направляет на развитие у курсантов патриотизма, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства. Неоднократно поощрялся командованием академии, Главным командованием ВКС, Министерством обороны Российской Федерации.
Под руководством Валерия Анатольевича, прибывшего в Воронеж из Ставропольского ВВАИУ, восстановлена и постоянно совершенствуется учебно-материальная база, созданная в результате перебазирования Ставропольского и Иркутского училищ и присоединения ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. На кафедрах факультета созданы и регулярно обновляются рабочие места по изучению бортового, приборного и электрооборудования, средств объективного контроля и других систем авиационного оборудования летательных аппаратов, стоящих на вооружении в боевых полках. Кроме того, постоянно ведётся работа по благоустройству жилищно-бытовых условий курсантов в казармах и курсантских общежитиях.

Подготовка кадров для инженерно-авиационной службы на одной площадке в Воронеже стало важным шагом к консолидации высшего военного образования в России


– Чем представлена учебно-материальная база факультета? Как она модернизируется и обновляется?
– С первых же дней нахождения факультета в составе Воронежского авиационного инженерного университета были подготовлены необходимые учебно-методические комплексы дисциплин и практик, аудитории наполнены необходимым дидактическим материалом и другими составляющими учебно-материальной базы. Были развёрнуты аудитории эксплуатации авиационного оборудования, приборного оборудования, систем объективного контроля, автоматического управления и навигационно-пилотажных комплексов и другие. Внимание преподавательского состава факультета с самого начала было постоянно сосредоточено на вопросах организации условий, при которых обучение протекало бы наиболее успешно, а также формирования стойкой положительной мотивации к обучению, создания условий для их личностного роста и развития познавательных интересов.
На текущий момент факультет оснащён образцами современного и перспективного вооружения и военной техники, на которых проводятся групповые и практические занятия, развёрнуто комплексное пневматическое сооружение.
Постоянно модернизируется и обновляется тренажёрный парк. Специалисты УТК совместно с предприятиями промышленности принимают и вводят в эксплуатацию новые образцы вооружений и военной техники. Комплекс оснащён новыми авиационными тренажёрами. Например ПТЭ-34 – тренажёр экипажа самолёта Су-34 или ТКС-25 – тренажёр экипажа самолёта МиГ-31 БМ.
– Каков научный потенциал факультета? Участвует ли факультет в научных конкурсах, конференциях, форумах, в том числе в форуме «Армия»?
– Факультет располагает высококвалифицированным научным и педагогическим составом. Здесь трудятся 4 доктора наук и профессора, 40 кандидатов наук, 14 доцентов и старших научных сотрудников.
В настоящее время на факультете создана и функционирует единая система повышения педагогического мастерства преподавательского состава, которая начинается с организации и проведения на кафедрах факультета педагогической практики адъюнктов, закрепления за каждым начинающим преподавателем наставника, проведения пробного занятия. Дальнейшее совершенствование педагогического мастерства подразумевает действенный контроль качества проведения занятий, получение оценки от коллег после проведения открытых и показных занятий. Каждый преподаватель совершенствует в дальнейшем своё мастерство путём проведения научно-методических семинаров, методических совещаний, инструкторско-методических занятий, написания статей, докладов и научно-исследовательских работ по проблемам организации учебного процесса, обучения на курсах повышения квалификации, прохождения стажировок в частях и образовательных учреждениях.
Преподаватели факультета активно занимаются научными исследованиями, результаты которых реализованы в 25 отчётах о НИР, по результатам научной работы получено 12 патентов РФ на изобретения и патент на промышленный образец, более 10 свидетельств на государственную регистрацию программ для ЭВМ.
Коллектив факультета с 2009 по 2020 год за демонстрацию разработанных инновационных проектов получил медали и дипломы к ним на следующих международных выставках и форумах: Международный форум по интеллектуальной собственности EXPOPRIORITY-2012; международная выставка «Интерполитех»; Международная выставка изобретений и инноваций «Архимед», Кубок и диплом за лучший инновационный проект Международной выставки «День инноваций МО РФ-2015»; кубок и диплом за лучший инновационный проект Международного форума «Армия-2016».
Кроме учебных занятий активно проводится военно-научная работа с курсантами. На каждой кафедре действует секция военно-научной работы, в которой с каждым полугодием принимает участие всё большее количество обучающихся.

В настоящий момент на факультете обучаются семеро выпускников кадетского корпуса (инженерной школы) ВУНЦ ВВС «ВВА», причём пятеро из них поступили в 2020 году


– Каким был набор на факультет в 2020 году? Каким оказался конкурс? Много ли среди поступающих выпускников кадетского корпуса (инженерной школы) ВУНЦ? Пользуется ли он у них популярностью?
– Сложная эпидемиологическая обстановка, к сожалению, отразилась на наборе в прошлом году. Часть испытаний кандидаты проходили непосредственно в регионах проживания. Поэтому, естественно, общий конкурс на факультет несколько снизился по сравнению с предыдущими годами, но тем не менее после конкурсного отбора необходимое количество достойных молодых людей пополнили ряды факультета.
В настоящий момент здесь обучаются семеро выпускников кадетского корпуса (инженерной школы) ВУНЦ ВВС «ВВА», причём пятеро из них поступили в 2020 году. Рост интереса к специальности у этой категории кандидатов весьма важен, потому что они уже имеют более широкое представление об академии и о военной службе в целом, нежели гражданская молодёжь, а значит, сделали уже наиболее взвешенный выбор.
– Как в нынешних неординарных условиях факультет готовится к приёму абитуриентов 2021 года?
– С целью повышения престижа специальности и качества подготовки к приёму кандидатов на поступление в 2021 году командование факультета спланировало и уже проводит ряд мероприятий. Например, организовано взаимодействие с подшефными школами Воронежа, в которых систематически проводится работа по повышению престижа военной службы и агитации в выборе специальности факультета. Кроме того, колоссальную роль в этом вопросе сыграли курсанты факультета во время войсковой стажировки. В каждом из 38 гарнизонов по всей стране, где она проходила осенью, курсанты сумели охватить по несколько школ, а также провели агитационную работу с военнослужащими по призыву.
Не могу не отметить и совсем недавний факт. В конце января закончился каникулярный отпуск. В течение месяца курсанты проводили беседы по военно-профессиональной ориентации в учебных заведениях по месту нахождения в отпуске. Беседы проходили как в дистанционном режиме, так и в очном, в зависимости от ситуации в конкретной области или крае. Так вот в 68 регионах страны такие беседы с курсантами факультета авиационного оборудования охватили без малого 37 тысяч человек, из которых около пяти тысяч изъявили желание поступать в нашу академию. Очевидно, что часть из них отсеется во время отбора, но уверен, что плоды этой кропотливой работы курсантов факультета мы обязательно ощутим уже предстоящим летом, когда в Воронеж приедут высокомотивированные кандидаты, мечтающие получить квалификацию не только инженера по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов, но и многих других специальностей, представленных в нашем вузе.
– Каковы достижения обучающихся в спортивной, культурной и других сферах деятельности?
– Факультет традиционно занимает призовые места в рамках спартакиады академии по многим видам спорта. Среди переменного состава это мини-футбол, армейский рукопашный бой, волейбол, самбо. Курсанты отбираются в состав сборных команд академии для участия в различных турнирах, в том числе Спартакиады вузов Минобороны России, которая, кстати говоря, пройдёт во второй половине апреля на нашей спортивной базе и объектах города Воронежа.
Но и постоянному составу не стыдно перед курсантами в вопросах спорта. Помимо того, что каждый офицер факультета совершенствует своё физическое мастерство и в настоящий момент 80 процентов офицеров имеют высший квалификационный уровень по физической подготовке, каждый старается проявить себя в соревнованиях в рамках спартакиады постоянного состава, где на протяжении нескольких лет факультет входит в тройку лучших.
Не отстаёт факультет и в вопросах культурной жизни и творческого развития. Курсанты активно участвуют в художественной самодеятельности, номера с их участием неоднократно занимали призовые места в городских и областных конкурсах и фестивалях.
На протяжении последних лет факультет на смотре-конкурсе художественной самодеятельности всегда был в числе лучших в академии. В 2020 году творческий коллектив занял второе место. Посмотрим, как они выступят в этом году. Совсем скоро, в марте, пройдёт общеакадемический этап смотра художественной самодеятельности, посвящённый 60-летию полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
– Как факультет взаимодействует с движением «Юнармия»? В каких мероприятиях военно-патриотической направленности принимают участие курсанты факультета?
– В рамках военно-патриотического воспитания факультет тесно взаимодействует с движением «Юнармия». Он славится наибольшим количеством подшефных юнармейских отрядов, у него их семь. Курсанты организуют уроки мужества, проводят мероприятия военно-профессиональной ориентации допризывной молодёжи в рамках всероссийской информационно-агитационной акции «Есть такая профессия – Родину защищать», приняли активное участие в акции «Наследники Великой Победы».

Фото ВУНЦ ВВС «ВВА»
Воронеж