РОБОТЫ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА

РОБОТЫ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА
РОБОТЫ ВТОРОГО ЭШЕЛОНА

Наземные робототехнические комплексы военного назначения для нужд материально-технического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации

21 февраля 2018 года на базе Главного научно-исследовательского испытательного центра робототехники МО РФ состоялось совместное совещание под руководством начальника 23-го научно-исследовательского отдела (исследования проблем технического обеспечения войск (сил) подполковника В.В. Сергеева по организации разработки наземного робототехнического комплекса военного назначения для выполнения задач материально-технического обеспечения. В мероприятии приняли участие представители Военно-научного комитета Штаба МТО ВС РФ, Научно-технического комитета
ГАБТУ МО РФ, Научно-технического комитета ГРАУ МО РФ, Главного научного исследовательского испытательного центра робототехники Министерства обороны Российской Федерации, 3-го ЦНИИ МО РФ, ООО «СТАНКОМАШ» (г. Челябинск).

      По результатам обсуждений представителями военных организаций и промышленности был подписан протокол, в котором определены дальнейшие шаги по созданию разрабатываемого объекта.

Современные достижения науки и техники в области управления сложными техническими системами, миниатюризация и доступность элементной базы, усовершенствование технологий получения и обработки информации привели к значительному расширению сферы применения робототехники и ее влияния на результативность процесса.

 Сегодня появился целый спектр не только единичных образцов, но и серийных роботизированных средств, в том числе и военного назначения.

Военная робототехника является областью прикладной науки и техники, ориентированной на разработку, создание, исследование и применение робототехнических (роботизированных) средств, комплексов и систем военного назначения (далее — РТК ВН).

 РТК ВН представляют собой совокупность основных
функционально взаимосвязанных элементов: базового носителя в виде образца (изделия) военной робототехники, специализированного навесного (встраиваемого) оборудования в виде набора съемных модулей полезной (целевой) нагрузки, а также средств обеспечения и обслуживания.

Работы по созданию РТК ВН активно ведутся за рубежом, так, к 2034 году в ВС США должны появиться более 170 типов наземных роботов.

РТК ВН предназначены для решения задач боевого (оперативного), технического и тылового обеспечения действий войск в условиях, когда применение экипажных, обитаемых и пилотируемых средств невозможно, нецелесообразно или сопряжено с большими потерями личного состава, вооружения, военной и специальной техники. Это напрямую связано с  высокой скоротечностью боя, преодолением сильно укрепленной обороны противника, ведением разведки, радиационным, химическим или бактериологическим заражением местности, преодолением минно-взрывных заграждений, а также проведением работ в сложных условиях Арктики, на больших глубинах, в горах и в труднодоступных местах.

 Решение подобных задач РТК ВН обеспечивается за счет высокой автоматизации управления, внедрения технологий искусственного интеллекта и достижения на этой основе принципиально новых тактико-технических характеристик, недоступных пилотируемым (экипажным) средствам. Они тесно связаны  с минимизацией возможных потерь личного состава и ограничениями по формам и способам применения традиционных сил.

Одним из объектов РТК ВН, который способен выполнять задачи на поле боя или при воздействии противника в ряде других случаев боевой обстановки, может быть транспортер переднего края. Его основными отличиями являются: выполнение функций транспортировки, низкий силуэт и повышенная защищенность.

Рис. 1. Полноприводный плавающий автомобиль-транспортер ЛуАЗ-967
Рис. 1. Полноприводный плавающий автомобиль-транспортер
ЛуАЗ-967

В качестве одной из первых разработок транспортеров переднего края следует отметить  разработанный в 60-е годы минувшего века ЛуАЗ-967 и ряд его модификаций (рис. 1). Этот полноприводный плавающий автомобиль-транспортер особо малой грузоподъемности, выпускавшийся с 1965 по 1989 год, был создан по заказу ВДВ для эвакуации раненых, подвоза боеприпасов, военно-технического имущества, буксировки, а также установки на нем отдельных видов вооружения.

 В целом по опыту эксплуатации этот автомобиль положительно  оценивается как медицинский эвакуатор. Однако в качестве транспортера переднего края, как было продекларировано разработчиками образца, он был малопригоден. Причины: малая грузоподъемность (около 0,5 т), отсутствие брони, открытый верх, небольшая мощность двигателя — от 27 л. с. (впоследствии 37 л. с.) при собственной снаряженной массе  950 кг (с полной загрузкой 1,35 т). С такими характеристиками автомобиль не мог использоваться в качестве эвакуатора для основных типов ВВТ.

В настоящее время в отечественной военной робототехнике среди эксплуатируемой техники наземные транспортеры переднего края не представлены. Наземные робототехнические комплексы, находящиеся в эксплуатации [1] в Вооруженных Силах Российской Федерации, представлены в виде боевых машин и машин специальных работ, у которых функция транспортировки либо является опциональной, т.е. неосновной («Платформа-М», рис. 2), либо отсутствует («Уран-9», «Разнобой» и др.). Управляются эти РТК ВН дистанционно по радиоканалу.

Рис. 2. Робототехнический комплекс «Платформа-М»
Рис. 2. Робототехнический комплекс «Платформа-М»

Однако среди образцов, разрабатываемых промышленностью в инициативном порядке, уже появились РТК ВН с основным предназначением — транспортировка грузов. Основные из них учтены в справочнике «Робототехнические комплексы военного и двойного назначения» ГНИИЦ РТ [2], и представлены в таблице 1.

Как правило, это платформы с грузоподъемностью от 70 до 500 кг без разработанного грузового модуля (рис. 3), которые могут быть изготовлены на базе существующих вездеходов гражданского назначения (рис. 4). Такие платформы не бронированы, предполагаемые технические характеристики производитель указывает при использовании агрегатов иностранного производства.

Рис. 3. Платформа транспортно-эвакуационная
Рис. 3. Платформа транспортно-эвакуационная

Возможности таких РТК ВН (табл. 1) при применении их как транспортеров переднего края очень низкие. Недостаточная грузоподъемность, малая дальность действия радиоканала, отсутствие   бронирования самого транспортера и броневой защиты груза не позволяют рассматривать предлагаемые РТК ВН как эффективное средство материально-технического обеспечения в условиях огневого воздействия противника. Одной из основных причин этого является игнорирование производителями фаз жизненного цикла изделия: пропускается этап выработки согласованных требований к разрабатываемому образцу.

Рис. 4. Платформа транспортно-эвакуационная «Пелец-300 РК»
Рис. 4. Платформа транспортно-эвакуационная «Пелец-300 РК»

Надо отметить, что за малым исключением отсутствует и  теоретическое обоснование применения роботизированных транспортеров переднего края.

Отдельно можно выделить универсальную роботизированную платформу МТО, разрабатываемую в инициативном порядке предприятием ОАО «Станкомаш» в городе Челябинске совместно с Научно-исследовательским институтом (военно-системных исследований МТО ВС РФ) Военной академии материально-технического обеспечения. Основу роботизированной платформы составляет глубоко модернизированный тягач МТ-ЛБу. Заявленные производителем характеристики приведены в таблице 1. Роботизированная платформа предназначена для выполнения задач подвоза боеприпасов и других материальных средств, эвакуации раненых и ВВТ в тактической зоне непосредственно под огнем противника.

Рис. 5. Перспективная универсальная роботизированная платформа МТО
Рис. 5. Перспективная универсальная роботизированная платформа МТО

Универсальная роботизированная платформа МТО была представлена на специальных учениях МТО в августе 2017 года на полигоне города Луга Ленинградской области, которая выполняла задачу подвоза боеприпасов и ГСМ непосредственно к ротному пункту боепитания.

Выгрузка боеприпасов универсальной роботизированной платформой МТО производилась автоматизировано при дистанционном управлении оператором (рис. 6).

Рис. 6. Автоматизированная выгрузка боеприпасов в специальном контейнере
Рис. 6. Автоматизированная выгрузка боеприпасов в специальном контейнере

Для автоматизации процесса выгрузки-погрузки предприятием промышленности ОАО «Станкомаш» был разработан специальный разборный контейнер (рис. 7). Вместимость транспортера составляла три контейнера для боеприпасов (по 30-мм патронам), вместимость контейнера — 48 цинков, скорость выгрузки — 10 секунд.

Рис. 7. Разборный контейнер
Рис. 7. Разборный контейнер

В ходе учений также была отработана выгрузка ГСМ в специально доработанном пластиковом контейнере типа «Еврокуб» (рис. 8). После его доработки появляется возможность заправки техники непосредственно из контейнера со скоростью 40 литров в минуту. Емкость контейнера после доработки составит 860 литров. Транспортер способен вмещать в себя огрузку трех контейнеров ГСМ.

Рис. 8. Выгрузка ГСМ
Рис. 8. Выгрузка ГСМ

Данная платформа оснащена новой электромеханической трансмиссией и имеет несколько режимов работы. В одном из режимов роботизированная платформа выполняет все свои функции только на электротяге с использованием накопителей энергии. В этом режиме двигатель (силовой агрегат) не заводится, за счет чего значительно снижается уровень шума при эксплуатации роботизированной платформы. Все действия в рамках учений выполнялись именно в таком режиме, только на накопителях энергии. Значительное снижение уровня шума было отмечено участниками учений, однако конкретные объективные измерения по этому параметру не проводились.

Рис.9. Погрузка контейнеров в модернизированный тягач МТ-ЛБу
Рис.9. Погрузка контейнеров в модернизированный тягач МТ-ЛБу

Кроме того, было отмечено еще одно из преимуществ новой электромеханической трансмиссии перед обычным исполнением — это повышение управляемости. При погрузке контейнеров обратно в транспортер оператор передвигал машину с точностью до нескольких сантиметров в процессе движения назад (рис. 9). Надо учесть, что такое умение доступно только опытным водителям, с продолжительной практикой, и при значительной затрате ресурсов (топливо, техника, люди). Срок же обучения оператора управлению этим транспортером составил менее суток.

По результатам проведенных учений прототипу универсальной роботизированной платформы МТО была дана положительная оценка со стороны руководителя учений — заместителя Министра обороны  Российской Федерации Д.В. Булгакова и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Герасимова.

Насущная необходимость создания и внедрения робототехнических комплексов военного назначения играет свою роль в последовательном осуществлении работ по данному направлению в интересах материально-технического обеспечения Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА:

Методические рекомендации. Робототехнические комплексы военного назначения. М.: ГНИИЦ РТ, 2014. — 288 с.

Донченко А.А. Робототехнические комлпексы военного и двойного назначения.// Сборник трудов Всероссийской военно-научной конференции «Роботизация ВС РФ». М.: ГНИИЦ РТ, 2016. — 240 с.

Системные исследования по обоснованию типового ряда, принципов построения и состава оборудования перспективных роботизированных средств МТО ВС РФ: отчет о НИР. СПб.: Науч.-исслед. ин-т ВСИ МТО ВС РФ, 2015.

Исследования по обоснованию состава сил и средств противодействию робототехническим комплексам военного назначения иностранных государств: отчет о НИР. СПб.: Науч.-исслед. ин-т ВСИ МТО ВС РФ , 2016.

В. СЕРГЕЕВ, кандидат военных наук;

А. ЖЕРНАКОВ;

А. АЛЕКСЕЕВ