Робототехника – новое в обучении Вооруженных Сил Российской Федерации

МТО ВС РФ № 11 2022Г.

Ольга Ивановна САПХОДОЕВА

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры

филиала ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулёва (Вольск)

В июле этого года в Москве прошло пленарное заседание форума Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени». Несомненно, организаторы диалога придавали очень серьезное значение столь важному мероприятию. И не только организаторы… С весьма глубоким и насыщенным приветственным словом к участникам пленарного заседания обратился и Президент РФ Владимир Владимирович Путин. Какую мысль стремился донести глава государства до своей аудитории? «Наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории. – в частности, сказал Президент РФ. – И только подлинно суверенные государства могут обеспечить высокую динамику роста. Суверенитет – это свобода национального развития, а значит, и каждого человека в отдельности: технологическая, образовательная состоятельность государства – вот что это такое».

Среди основных стратегических принципов долгосрочного развития нашей страны особо следует отметить технологический суверенитет, которому отводится очень важная роль. Неслучайно ведь и на этом форуме в ходе оживленных дискуссий шел деловой и конкретный диалог, в том числе о проектах создания национально-технологических платформ, на которых должно вестись обучение нового поколения исследователей-инженеров. Замечу: особое внимание участников дискуссий привлекли проекты, связанные с робототехникой и ее освоением, без чего невозможно обеспечить безопасное технологическое будущее государства.

И еще. На форуме Президент РФ Владимир Владимирович Путин, участвуя в обсуждении, подчеркнул важность инженерного дела, «которому мы обязаны уделять необходимое внимание».

– Вся эта работа должна начинаться, конечно, со школы, – заявил глава страны. – И с нового учебного года во многих субъектах Российской Федерации в школах будут открываться инженерные классы. Это очень важно.

В Вольском военном институте материального обеспечения такой инженерный класс уже существует. Он был создан в 2022 году, когда в вузе была организована подготовка военных специалистов инженерного профиля. И здесь, на страницах журнала «МТО ВС РФ», мне бы хотелось подробнее рассказать о пилотном проекте, реализованном в Вольском ВИМО в мае – июле 2022 года.

Все началось с посещения института делегацией «Интеллект Университета» и регионального отделения ВОИР Саратовской области. Во время пребывания был проведен научно-методический семинар «Инновации в образовании», в котором приняли самое деятельное участие представители командного и преподавательского состава. На нем сотрудники «Интеллект Университета» рассказали о своей деятельности в рамках образовательной программы «Космическая робототехника».

Затем, после экскурсии по институту, посещения факультетов и кафедр, общения с преподавателями, был организован весьма действенный, на мой взгляд, диалог с руководством и научно-педагогическим составом Вольского военного института материального обеспечения. Вот тогда-то и возникла идея об организации и проведении совместного пилотного проекта.

Что же такое «Интеллект Университет» и почему он нас заинтересовал? «Интеллект Университет» – онлайн-университет непрерывного дополнительного образования, резидент ИТ-кластера Сколково. Здесь создают систему начальной подготовки квалифицированных кадров в сфере наук и технологий. Он сотрудничает с ДОСААФ России, ВОИР, МФТИ. Известно также, что в его команду входят профессора «Сколкова», легендарного Московского физико-технического института, ученые с мировым именем, Герои Российской Федерации, космонавты, заслуженные испытатели авиационно-космической техники. Кстати, хотелось бы попутно заметить, что по состоянию на июнь нынешнего, 2022 года «Интеллект Университет» запускает образовательные проекты в космической робототехнике для школьников в 20 регионах России, странах Ближнего (Узбекистан, Казахстан) и дальнего зарубежья (ОАЭ, Сербия).

Одним словом, круг деятельности «Интеллект Университета» достаточно широк и разнообразен: среди его проектов много общеобразовательных программ технической направленности. Но главное направление деятельности – робототехника. Так почему бы нам не попробовать связать цели и задачи образовательной программы «Интеллект Университета» с целями и задачами обучения курсантов нашего вуза? Тем более что в современном мире робототехника с каждым днем занимает все более весомое место, в том числе и в военной сфере.

А вот еще один интересный факт – еще в 2013 году доктор технических наук, профессор генерал-майор В.М. Буренок в своей статье «Вопрос дня – роботизация войск» отмечал, что «переход к новому технологическому укладу обеспечивает возможность и диктует необходимость внедрения в войска новых технических средств, позволяющих достичь повышения эффективности, изменения характера, форм и способов ведения вооруженной борьбы. К таким средствам можно с уверенностью отнести и робототехнику.

Роботизация в передовых странах мира рассматривается как одно из важнейших направлений совершенствования и качественного обновления систем вооружения тактических войсковых формирований (подразделений и частей), боевые задачи, задачи технического и тылового обеспечения которых могут результативно выполняться с применением дистанционно управляемых, полуавтономных и автономных робототехнических комплексов военного назначения (РТК ВН)».

Логично было бы предположить, что выпускник нашего вуза, специалист инженерного профиля, должен качественно освоить программу в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – по специальности «Тыловое обеспечение». А мы знаем, что, согласно этим требованиям, специалист должен, помимо прочего, обладать общепрофессиональной компетенцией «ОПК-7 Способность к организации эффективного использования автоматизированных систем управления на основе применения дистанционного мониторинга, робототехнических систем и информационных технологий в сфере профессиональной деятельности».

Эта общепрофессиональная компетенция является обязательной для подготовки кадров высшего образования по всем четырем специализациям: продовольственное обеспечение войск (сил), вещевое обеспечение войск (сил), тыловое обеспечение сил (войск) флота, обеспечение войск (сил) ракетным топливом и горючим.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что робототехника – это комплексная междисциплинарная наука. Для создания и использования робототехнических систем требуются теоретические и прикладные знания механики, физики, химии, электроники, радиотехники, программирования, математики и других инженерных дисциплин. Исходя из этих требований, сегодня уже недостаточно преподавать технические дисциплины «классически», нужно перенастраивать процесс обучения, направлять его в другую, более практическую, прикладную плоскость, направленную, в частности, на формирование профессиональной компетенции, которая предусматривает, что выпускник нашего Вольского военного института материального обеспечения «способен выполнять задания в рамках решения исследовательских (прикладных профессиональных) задач» (ПК-1). И в реализации данного вопроса мы увидели смысл проведения этого пилотного проекта. Он способствует достижению двух целей, как говорится, «убивает двух зайцев»: помогает обучающимся (курсантам) освоить основные понятия физики, электротехники, механики и в то же время способствует развитию навыков конструирования, моделирования, сборки и программирования робототехнических комплексов.

Нам предложили провести с курсантами один из модулей для самостоятельного освоения образовательной программы «Интеллект Университета» на примере курса робототехники начального уровня в онлайн-режиме. Что это такое… Если упрощенно и кратко, то для проведения эксперимента была сформирована команда из 12 курсантов первого года обучения. Отбор участников проводился произвольно, исключительно по личному желанию. Для обучения был выбран начальный курс «Основы схемотехники» из образовательной программы технической направленности «Космическая робототехника. Желтый пояс». Это цикл первого уровня мастерства, рассчитанного на 46 часов, продолжительностью 18 недель. В нашем вузе этот пилотный проект был реализован за 17 дней (с 30 мая по 15 июня).

Для прохождения курса «Основы схемотехники» нам потребовались вот такие составляющие:

1) набор «Основы схемотехники». Всего 68 наименований компонентов общим количеством в 350 деталей;

2) учетная запись на платформе Tinkercad (www.tinkercad.com) для самостоятельного выполнения моделирования электрических схем (платформа бесплатная).

На базе игровой образовательной платформы с курсантами был проведен курс, который состоял из входного тестирования уровня знаний обучающихся, 29 занятий и итогового тестирования уровня знаний. Каждое занятие содержало концентрированный учебный материал с видео, текстовыми материалами и анимированным объяснением (своего рода «мульт-теория») и практическую работу с образовательными наборами, проходившую в два этапа: моделирование и эксперимент. После каждого занятия проводились видеоотчет и тестирование.

Более высокий уровень освоения курса «Основы робототехники» предусматривает программирование уже беспроводного управления и другие алгоритмы работы. Таким образом, на основании проведенного эксперимента мы сделали вывод о том, что введение курса «Основы робототехники» в образовательный процесс института вполне целесообразно и соответствует требованию дня и духу времени.

Материально-техническое обеспечение ВС РФ