Явление народного характера
В современных условиях в воспитании личного состава Вооруженных Сил попрежнему актуально значение патриотизма. Патриотизм понимается как нравственный принцип, характеризующий отношение гражданина к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний и действий, который называется любовью к Родине.
Патриотизм объединяет в неразрывное целое понятия «Родина» и «народ». Это означает, что патриотизм имеет народный характер, принадлежит представителям всех классов, социальных слоев и групп, образующих народ, независимо от их политических воззрений. Об этом свидетельствуют всенародный характер борьбы за свободу и независимость Родины против половцев, татаро-монгольского ига, нашествия крестоносцев, поляков, шведов, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Важнейшей особенностью патриотизма является его деятельный характер. Мало чувствовать любовь к Родине, громко объявлять о ней. Чтобы быть патриотом, надо действовать на благо народа, приносить пользу своей Отчизне. Есть два критерия для определения настоящего, подлинного патриотизма: вопервых, это такой патриотизм, который способствует улучшению жизни народа. Вовторых, патриотической является деятельность, которая направлена на прогрессивное развитие своей Родины, рост ее могущества и славы.
Характерной чертой российского патриотизма является его державный характер. Державность это понимание того, что для России сильное государство всегда было условием ее существования и развития, это гордость за достижения и победы, превращение страны в великую державу, это готовность действовать для повышения ее силы и могущества.
Идея державности российского патриотизма уходит своими корнями в глубь веков. Она зрела и набирала силу со становлением российского государства, выковывалась в ожесточенной борьбе населяющих его народов за независимость. Так, со времени крещения Руси наш народ провел в сражениях с иностранными агрессорами более 400 лет. В них свыше 100 миллионов его лучших сыновей и дочерей отдали свои жизни за честь, свободу и независимость своего Отечества.
Таким образом, идея патриотизма сформировалась долгим историческим опытом, выстрадана судьбой русского государства и как высшая духовная ценность передавалась из поколения в поколение. Патриотизм как понятие известен по письменным источникам с IX века. В литературный оборот термин «патриотизм» вошел во второй половине XVIII века. В то же время возник эквивалент (синоним) понятия «патриот» понятие «сын Отечества». Со времен Петра I патриотизм стал важнейшей частью государственной идеологии России.
Значение патриотизма резко возрастает на переломных этапах развития страны, в годы трудных испытаний.
В период государственных реформ конца XX века состояние патриотизма в России определялось воздействием двух процессов, взаимодополняющих и усиливающих друг друга. Первый из них это стихийное влияние на сознание и поведение россиян складывающихся в ходе либеральных реформ рыночных отношений становление способствовало формированию индивидуализма и эгоизма, порождающих равнодушие к судьбе других людей и страны в целом, стремление подходить ко всем ситуациям с точки зрения личной выгоды. В конечном счете это способствовало разложению традиционных для нашего народа ценностей и привело к значительному снижению уровня патриотизма.
Второй процесс это активная и целенаправленная борьба против патриотизма либо в форме его отрицания, либо в форме его искажения, извращенного толкования его смысла и содержания. Она велась и проводится сейчас определенными политическими силами, группами и личностями и охватывает все сферы духовной жизни российского общества.
В 1991-2000 гг., т.н. эпоху Б. Ельцина, под флагом борьбы с классовым содержанием патриотизма, отбрасыванием всего того, что делало его излишне идеологизированным, тенденциозным, его противники стремились разрушить, отбросить, охаять саму идею патриотизма. Любые проявления патриотизма объявлялись враждебной либеральным идеям идеологией или ностальгией по прошлому. Патриотическое сознание стали выдавать за духовную основу милитаризации страны, а патриотов стали называть великодержавными шовинистами, националфашистами, обвинять в имперских амбициях и т.д.
С приходом к власти В. Путина начался второй этап развития патриотизма. Главная особенность этого этапа резкое сокращение открытых атак на патриотизм. Это прямо связано с укреплением государства и осознанием необходимости воспитания патриотизма как одного из главных условий его силы и могущества.
Но это вовсе не означает, что борьба с патриотизмом прекратилась она лишь приобрела другие, более скрытые формы и проводится новыми, более изощренными методами и средствами. Их суть искажение идеи патриотизма, извращенное истолкование его смысла и содержания. Одной из главных проблем борьбы за патриотизм на этом этапе стала утрата единого и правильного взгляда на патриотизм. Еще Н.Г. Чернышевский справедливо отмечал, что подобно «другим высоким словам, таким как «любовь», «добродетель», «слава», «истина», патриотизм часто употребляется во зло непонимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом».
Конфликт понятий
История учит: стремление к политизации патриотизма на классовой, национальной, религиозной или какойлибо другой основе отрицательно сказывается на духовном состоянии общества, приводит к расколу на «своих» и «чужих», «красных» и «белых», к появлению «людей без Родины». Поэтому патриотическое воспитание сегодня должно осуществляться «в чистом виде», освобожденном от различных политикоклассовых настроений, идеологических симпатий и антипатий.
Это означает, что образ Родины должен ассоциироваться не с тем или иным общественным строем и государственными структурами, а с образом великой страны, с ее материальными и духовными богатствами, культурой, традициями. Только в этом случае идея патриотизма может стать важной объединяющей и мобилизующей силой, побуждающей граждан любить свое Отечество таким, какое оно есть, с его героическим и трагическим, прошлым и настоящим, победами и поражениями.
В настоящее время наиболее распространенным искажением сути подлинного патриотизма является показной патриотизм, когда человек объявляет себя патриотом, но ничего не делает для подтверждения своих слов на практике. Как свидетельствуют проведенные социологические исследования, заявили о своем патриотизме 84% опрошенных россиян, но не все из них стремятся чтото сделать для своей страны.
В последние годы делаются также попытки подменить патриотизм этноцентризмом, что представляет собой стремление дать упрощенное, ограниченное истолкование патриотизма. Ведь этноцентризм это любовь к микронациональной среде, чувство принадлежности к определенной группе с ограниченной сферой общения, с ее местными традициями и ценностями. Для этого так называемого квасного патриотизма (так назвал его П. Вяземский поэт, критик, друг А. С. Пушкина) любовь к Родине ограничивается любовью к своему дому, деревне, городу, словом, к среде обитания. Судя по опросам, сейчас у 45% молодых людей именно такое понимание Родины.
Но настоящий патриотизм гораздо шире и глубже. Он включает и любовь к своему Отечеству, осознание принадлежности к определенному государству, заботу о его сохранении, процветании и защите.
Предпринимаются попытки извратить смысл патриотизма, отождествив его со своеобразно истолкованным национализмом. В основе этого лежит умышленное затушевывание различий между двумя основными видами национализма истинным, положительным и агрессивным, реакционным. Известный ученый П.И. Ковалевский определял истинный национализм как «проявление уважения, любви и преданности до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит». Такой национализм является синонимом патриотизма.
Но есть и другой национализм, который гипертрофирует национальные чувства, превращает их из положительных, созидательных в агрессивные, разрушительные. Это патология национализма, которая выражается в предпочтении своей нации, воспевании ее исключительности, презрении и неприязни к другим народам, что всегда приводит к разжиганию национальной розни и расовой ненависти.
В борьбе за подлинный патриотизм большое значение имеет разоблачение лжепатриотизма (ложного патриотизма). Его представители, неправильно понимая сущность патриотизма, занимают фактически антипатриотическую позицию. Например, в период Гражданской войны 1918-1920 гг. участники Белого движения в массе своей считали себя патриотами, искренне веря, что под лозунгом «За великую, единую и неделимую Россию» они борются с советской властью за независимость, целостность и прогрессивное развитие страны.
Это было во многом искреннее заблуждение, ибо на самом деле они выступали средством осуществления интересов интервентов, стремящихся к превращению России в свою колонию и разделению ее на сферы влияния. Предельно ясно и откровенно об этом заявил У. Черчилль: «Было бы ошибочно думать, что мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело».
В последние годы под предлогом установить в российском обществе межклассовое согласие, устранить раскол на красных и белых, восстановить справедливость в оценке тех, кто боролся против советской власти, делаются попытки возвысить Белое движение, идеализировать, приукрасить его вождей, превратить их в «подлинных патриотов России».
Но превратить их в положительных героев, реабилитировать их в глазах нынешнего поколения россиян не удалось. Для этого представителям Белого движения не хватило главного деятельности в интересах народа и прогрессивного развития страны. Он видели свой долг в том, чтобы восстановить в России государственный строй, отвергнутый народом в октябре 1917 г. Против попыток вернуть старые порядки с помощью интервентов выступило подавляющее большинство народа, что и определило крах Белого движения.
Понимание того, что Белое движение выступало против собственного народа, т.е. встало на антипатриотическую позицию, побудило прогрессивную часть офицерства перейти на сторону советской власти. В рядах Красной армии впоследствии сражалось 43% генералов и офицеров бывшей царской армии (причем каждый пятый из них сначала находился в Белой армии, а потом перешел в Красную армию). Достаточно назвать такие известные имена, как Брусилов, БончБруевич, Егоров, Каменев, Шапошников, Карбышев, Тухачевский и другие.
Но кроме «искреннего заблуждения» (как это было у участников Белого движения) лжепатриотизм может основываться на умышленной подмене подлинной сущности патриотизма с целью обмануть людей и вовлечь их в антипатриотическую деятельность.
Именно такой антипатриотизм стремились пропагандировать во время Великой Отечественной войны 19411945 гг. руководители Русской освободительной армии (РОА) во главе с генералом Власовым. Они пытались вовлечь в эту армию попавших в плен воинов Красной армии, чтобы они сражались на стороне гитлеровской Германии против своей Родины. Для этого они заявляли, что, мол, «они будут воевать для того, чтобы освободить страну от тоталитарного режима Сталина во имя свободы и интересов народа и Отечества».
Сейчас некоторые радикальные молодежные движения с помощью лжепатриотизма оправдывают насильственные действия против мигрантов. Считая, что мигранты мешают развитию России, они утверждают, что такие действия являются проявлением и доказательством их патриотизма.
Стыд здесь неуместен
Антиподом истинного патриотизма выступает т.н. стыдливый патриотизм, получивший широкое распространение в последние годы.
Его сторонники утверждают воспитанию патриотизма мешает то, что пока еще нет признания вины за все то негативное, что было в советском обществе, и покаяния за него в форме публичного осуждения коммунистического режима и его руководителей.
Сторонники концепции стыдливого патриотизма начисто игнорируют то, что любой период истории имеет свое хорошее и плохое, великие свершения и трагические поражения, героическое и позорное.
Одной из наиболее извращенных и вредных разновидностей стыдливого патриотизма является фальсификация истории Великой Отечественной войны, попытки опорочить нашу победу в ней.
Бывший офицер Главного разведывательного управления Генштаба В. Резун, в 1987 г. сбежавший в Великобританию и взявший себе литературный псевдоним В. Суворов, написал несколько книг. Их идейный замысел предатель Родины определил так: «Все мы пытаемся понять наше прошлое, хотя и с разных позиций».
В своих литературных произведениях он стремится лишить наш народ гордости за победу над вероломным агрессором и возложить вину за эту войну на нашу страну, превратить героев в кровожадных захватчиков.
Получается, что не Германия развязала агрессию против Советского Союза. Она, мол, была вынуждена начать превентивную войну, защищая себя и всю Западную Европу от нападения СССР, которое было намечено на начало июля 1941 г. Из этого вытекает, что, по мнению В. Резуна, для нашего народа она не была ни оборонительной, ни справедливой, ни освободительной.
Мнение В. Резуна о готовящемся нападении СССР на Германию поддержал писатель и публицист И. Бунич, который писал: «Все предвоенные годы Сталин только и занимался подготовкой нападения на Германию». Он утверждает: «Красная армия почти по всем показателям имела тройное преимущество над противником классическое преимущество для полного успеха наступательной операции».
Но все эти домыслы В. Резуна и И. Бунича, как это аргументированно доказано трудами наших историков и публицистов, есть не что иное, как грубая фальсификация, основанная на извращении и выдумывании фактов, манипулировании ложными цифрами и необоснованными выводами.
Одним из наиболее используемых видов стыдливого патриотизма является спекуляция на такой щепетильной теме, как потери Красной армии во время войны. Вину за горы трупов и море крови порой приписывают нашим командным кадрам. Так, режиссер фильма «Штрафбат» Н. Досталь утверждает: «Войну выиграли вопреки множеству ошибок наших генералов». Писатель М. Веллер пишет: «С первого дня Великой Отечественной войны до последнего, ни одного часа Россия не выигрывала сражений умом и искусством, наукой и подготовкой. А только и всегда укладывая в несколько рядов больше своих солдат, чем противника. Соотношение потерь на советскогерманском фронте от 4:1 до 10:1».
Тот, кто упрекает наши командные кадры в неумении воевать, игнорирует то, что для объяснения причин потерь Красной армии необходимо не только правдиво, исторически конкретно воссоздать события войны, но и объективно, с учетом подлинного историзма объяснить, почему они произошли именно так, а не иначе.
Большие потери Красной армии были связаны прежде всего с военнополитическим просчетом И.В. Сталина о времени начала войны, что обеспечило немцам преимущество внезапного нападения и обусловило для нашей страны неудачный начальный период войны. Безвозвратные потери наших войск составили за этот период две трети таких потерь за все 4 года войны.
Конечно, одной из основных причин являлась слабая профессиональная подготовка наших командиров, особенно высшего звена, в начале войны. Ведь только с мая 1937 по сентябрь 1938 г. было репрессировано более 40 тысяч человек командного состава армии и флота. Были арестованы (а многие потом и расстреляны) половина командиров полков, почти все командиры бригад и дивизий, все командиры корпусов и командующие военных округов, около половины работников Генерального штаба, многие преподаватели военных академий и училищ.
В результате репрессий к началу 1941 г. лишь 7,1% командноначальствующего состава Красной армии имели высшее военное образование, 55,9% среднее, 24,6% ускоренное образование (курсы) и 12,4% командиров и политработников не имели военного образования. К лету 1941 г. около 75% командиров и 70% политработников находились на своих должностях менее 1 года, т.е. не обладали необходимыми знаниями и опытом для выполнения своих новых должностей. К тому же наши командные кадры в своей массе не обладали достаточным опытом крупномасштабных боевых действий, которые приобрели немцы за два года войны в Европе. В связи с этим за годы войны сменилось 48 командующих фронтами и 260 командующих армиями.
Но профессиональное мастерство наших командных кадров постоянно совершенствовалось. Их превосходство над немецкими военачальниками стало важнейшим фактором победы в войне. Это признавало и руководство гитлеровской Германии. Так, Геббельс в своем дневнике 18 марта 1945 г. записал: «Я сообщаю фюреру о предоставленной мне для просмотра книге немецкого генштаба о советских маршалах и генералах, добавляя, что у меня сложилось впечатление, будто мы вообще не в состоянии конкурировать с такими руководителями. Фюрер полностью разделяет мое мнение».
Мотивы подвигов
В современных условиях большое распространение получила и такая форма искажения настоящего, подлинного патриотизма, как игнорирование патриотизма. Его суть ложное обвинение в отсутствии патриотизма у тех, кто в действительности обладал этим качеством, выступающим главным мотивом поведения воинов Красной армии во время Великой Отечественной войны. Вместо патриотизма поведение воинов Красной армии порой пытаются объяснить другими причинами, которые должны обосновать отсутствие у них патриотизма.
Например, в цикле статей под общим названием «Правду, только правду, всю правду», опубликованных к 60летию победы Красной армии под Москвой, бывший мэр Москвы Г. Попов утверждал, что большое количество попавших в начальный период войны в плен солдат и офицеров Красной армии объясняется тем, что они умышленно сдавались в плен, демонстрируя таким образом свое отношение к советской власти.
Это мнение поддерживает и И. Бунич, который, описывая начало войны, пишет: «Полтора миллиона человек перешло к немцам с оружием в руках. Некоторые целыми соединениями под звуки дивизионных оркестров. Два миллиона сдались в плен, бросив оружие… 1 миллион откровенно дезертировал… Примерно миллион рассеялся по лесам. Оставшиеся 900 тысяч человек в панике откатывались на восток». И. Бунич делает вывод: «С открытием военных действий в Красной армии началось стихийное, никем не управляемое восстание, выражением которого стал массовый переход на сторону противника миллионов офицеров и солдат».
Это гнусная клевета на воинов Красной армии, их патриотизм. Подавляющее их большинство сражались с врагом до последнего патрона.
Факты опровергают ложь об отсутствии патриотизма у большинства наших воинов. Вот что писал немецкий генерал Курт Типпельскирх: «Русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали. Этим они выигрывали время, стягивали для контрударов из глубины страны новые резервы… Противник показал совершенно невероятную способность к сопротивлению».
Потери немецкой армии к концу летнеосенней кампании 1941 г. составили на советскогерманском фронте 800 тысяч человек из отборных частей и соединений. А за это время на других фронтах немецкая армия потеряла всего 9 тысяч человек.
Немецкая армия захватила Польшу за 27 дней, Францию за 39 дней, Норвегию за 23 дня, Грецию за 21 день, Бельгию за 18 дней, Югославию за 12 дней, Голландию за 5 дней, Данию за 24 часа. А к Подмосковью немцы подошли лишь за 100 дней. Это означает, что героизм и мужество воинов Красной армии сорвали план молниеносной войны, а потом привели к разгрому немецкофашистской армии. Их основой был патриотизм, который явился одним из решающих факторов нашей победы в Великой Отечественной войне.
Это признают и наши противники. Так, генералполковник Ганс Фишер в своих воспоминаниях «Проигранные сражения» писал: «Советский солдат сражался за свои политические идеи сознательно и, надо сказать, даже фанатично. Это было коренным отличием всей Красной армии и особенно относилось к молодым солдатам. Отнюдь не правы те, кто пишет, будто они выполняли свой долг только из страха перед погонявшими их политическими комиссарами».
Вот только два примера массового героизма воинов Красной армии, доходящего до самопожертвования ради победы над врагом: подвиг Александра Матросова повторили 1080 человек; воздушный таран совершили 561 летчикистребитель, 19 экипажей штурмовиков и 12 бомбардировщиков.
Намеренное извращение героической истории нашей армии, злобная клевета на ее воинов, обливание грязью ее командного состава все это негативно влияет на воспитание патриотизма у россиян. В этой связи нельзя не вспомнить призыв участника Отечественной войны 1812 г. Ф. Глинки: «Опишите героев бывших и тогда история твоя родит героев времен будущих».
Актуальность этого призыва обусловлена тем, что история могучее средство пробуждения и воспитания патриотизма. Поэтому необходимо правдивое изложение отечественной истории, в том числе Великой Отечественной войны 19411945 гг., трепетное отношение к памяти прошлого при анализе его связи с современностью, принципиальная непримиримость к искажению исторических событий и процессов, деятельности исторических личностей в угоду политической конъюнктуре «текущего момента», к любым попыткам дегероизации прошлого, развенчания патриотизма.
Примиренчество с существующими в настоящее время в России различными враждебными истинному, подлинному патриотизму взглядами, попытками выдать их за разновидность настоящего патриотизма приводят к тому, что они используются определенными политическими силами, группами и личностями в своих узкокорыстных целях для осуществления политических спекуляций, разжигания национальной и социальной вражды, усиления влияния в молодежной среде фашистских, шовинистских и националистических идеологий, не имеющих ничего общего с любовью к Родине, заботой об ее интересах и исторической судьбе.
Таким образом, будущее России как великой и могучей державы, мощь Российской армии прямо зависят от патриотизма граждан страны. Это требует активизации патриотического воспитания, значительного повышения его качества и эффективности.
Полковник в отставке
Игорь ВОЛКОВ,
кандидат философских наук
Оставьте первый комментарий