В своем докладе кратко остановлюсь на особенностях складывающихся международных отношений, обстановке в Сирии и основных итогах деятельности Министерства обороны Российской Федерации в текущем году.
Современная международная обстановка характеризуется дальнейшим нарастанием конфликтного потенциала в отношениях между основными «центрами силы». Расширяются масштабы международного терроризма и радикального экстремизма, распространяются кризисные явления в мировой экономике, обостряется борьба за энергетические, водные, продовольственные и другие ресурсы.
Одним из основных деструктивных факторов, осложняющих международную обстановку, является деятельность Соединенных Штатов Америки, направленная на удержание своей доминирующей роли в мире и исключение других стран из конкурентной борьбы.
Именно в этих целях Вашингтон и его союзники принимают комплексные согласованные меры по сдерживанию России и дискредитации ее роли в международных делах.
В ответ на якобы возрастающую угрозу со стороны России наращивается военное присутствие НАТО у наших границ. В восточноевропейских государствах увеличивается количество подразделений сил первоочередного задействования, строятся элементы противоракетной обороны, подготовлены передовые аэродромы, совершенствуется логистика трансграничных военных перевозок, создается система заблаговременного складирования вооружения и имущества.
В этих условиях нами принимаются все необходимые ответные меры для обеспечения военной безопасности государства. При этом мы не увеличиваем численность Вооруженных Сил и не ввязываемся в разорительную гонку вооружений. Финансирование российских Вооруженных Сил в последние годы остается на уровне 50 млрд долларов и имеет тенденцию к снижению.
Для сравнения военный бюджет Соединенных Штатов Америки больше российского почти в 14 раз. На 2019 год он составляет более 716 млрд долларов, это превышает военные расходы всех остальных стран мира.
В то же время реальную угрозу для мирового сообщества представляет деятельность международных экстремистских и террористических организаций, в первую очередь на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Центральной Азии.
Основной фронт борьбы с ними проходит сегодня в Сирии, где правительственными вооруженными силами при поддержке российских Воздушно-космических сил разгромлена крупнейшая на Ближнем Востоке группировка ИГИЛ.
В 2015 году к началу операции российских ВКС под контролем правительственных войск оставалось около 10% территории Сирии.
При поддержке ВКС России была освобождена большая часть территории страны, возвращены под контроль сирийского правительства ключевые населенные пункты, такие как Пальмира, Алеппо, Акербат, Дейр-эз-Зор, Абу-Кемаль.
В декабре прошлого года активная фаза операции по ликвидации бандформирований на территории Сирии была завершена.
Сегодня боевики ИГИЛ находятся только восточнее Евфрата, на территории подконтрольной США. Остатки вооруженных формирований радикальных группировок во главе с «Джабхат-ан-Нусра» сконцентрированы внутри зоны деэскалации Идлиб и в подконтрольном коалиции во главе с США районе Эт-Танфа.
В течение этого года сирийскими правительственными войсками, получившими значительный боевой опыт под руководством российских военных советников, успешно проведены операции по взятию под контроль зон деэскалации Восточная Гута, Хомс и Южная. При этом уничтожено более 23 тыс. боевиков. От радикальных исламистов освобождено 387 населенных пунктов.
Главным условием являлось избежать жертв среди мирного населения, поэтому операции проводились без применения военной силы.
Определяющую роль при этом сыграл российский Центр по примирению враждующих сторон.
В ходе операций через специально созданные гуманитарные коридоры из зон деэскалации было выведено более 230 тыс. человек.
«Непримиримым» боевикам был обеспечен выезд в провинцию Идлиб и на север провинции Алеппо в город Джераблус.
При этом жертв среди мирных жителей и членов отрядов умеренной оппозиции не допущено. Кроме того, боевиками было добровольно сдано 650 единиц вооружения и военной техники, а более 40 тыс. бойцов вооруженных отрядов «умеренной» оппозиции присоединились к правительственным войскам.
На завершающем этапе освобождения от террористов пригородов Дамаска мы столкнулись с нарастающим сопротивлением проведению гуманитарной операции со стороны стран Запада.
7 апреля 2018 года псевдогуманитарная организация «Белые каски» реализовала постановочный сюжет о якобы применении правительственными войсками химического оружия в городе Дума, что спровоцировало нанесение США и их союзниками ракетного удара по Сирии.
Всего было применено 105 крылатых ракет различного базирования. Сирийские силы противовоздушной обороны этот ракетный удар успешно отразили.
В августе текущего года после полного восстановления контроля над сирийско-иорданской и южной частью сирийско-иракской границы возобновлена деятельность миротворческих сил на Голанских высотах в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1974 года № 350. В интересах обеспечения деятельности данной миссии российские военнослужащие ведут мониторинг обстановки на шести наблюдательных постах, расположенных вдоль так называемой линии «Браво».
Одним из проблемных вопросов остается ситуация, складывающаяся в зоне деэскалации «Идлиб». Это последний крупный оплот террористов на территории Сирии.
В рамках поиска путей урегулирования ситуации в Сирии в сентябре этого года достигнуты договоренности между Россией и Турцией по стабилизации обстановки в зоне деэскалации «Идлиб» и создании вдоль линии соприкосновения правительственных войск и оппозиции демилитаризованной зоны глубиной 15–22 км.
Подписан соответствующий Меморандум, которым предусматривается силами турецкой стороны обеспечить вывод из демилитаризованной зоны тяжелого вооружения и всех радикальных группировок.
Конечно, не все мероприятия удается выполнить в обозначенные сроки, но главное есть результат этой работы. После образования демилитаризованной зоны количество нарушений режима прекращения боевых действий со стороны вооруженной оппозиции значительно сократилось.
Это в очередной раз подтверждает эффективность функционирования астанинского формата, деятельность которого направлена на мирное урегулирование сирийского кризиса.
В рамках именно этого формата 24 ноября реализован «пилотный» проект по обмену задержанными лицами/заложниками между правительством Сирии и вооруженной оппозицией.
На общем фоне стабилизации обстановки в Сирийской Арабской Республике остается ряд нерешенных вопросов, и в первую очередь – связанных с нелегитимным нахождением на территории Сирии американских военных баз.
Возьмем, к примеру, Эт-Танф. Соединенными Штатами вокруг этого населенного пункта организована так называемая 55-километровая зона безопасности, под прикрытием которой продолжают свою террористическую деятельность незаконные вооруженные формирования, периодически осуществляя вылазки против правительственных войск.
В этом же районе находится крупнейший лагерь беженцев «Рукбан», в котором в тяжелейших условиях проживает более 50 тысяч беженцев.
Эксперты ООН, посетившие лагерь с гуманитарным конвоем 3 ноября этого года, в своем отчете отмечают, что наряду с отсутствием безопасности, нехваткой продовольствия и воды беженцы вынуждены обходиться без электричества и медицинского обеспечения. В лагере широко распространены воровство, насилие над женщинами и детьми, рабство и торговля людьми. И это все происходит при попустительстве и молчаливом согласии американских военнослужащих, расположенных в военной базе в 10 километрах от этого лагеря.
Сами американцы оправдывают целесообразность своего военного присутствия в Эт-Танфе необходимостью противодействия Ирану, который якобы использует сирийско-иракский участок границы для перемещения в Сирию вооружения и военной техники.
Мы, со своей стороны, предлагали ликвидировать зону и установить совместный российско-американский контроль над пограничным переходом, но американские партнеры оставили наши предложения без ответа.
Обостряется обстановка на восточном берегу реки Евфрат, где США, опираясь на сирийских курдов, пытаются создать независимое от центральной власти квазигосударственное образование. Ими уже формируется правительство так называемой Демократической федерации северной Сирии. Американцы, подкрепляя сепаратистские настроения курдов поставками вооружения и военной техники, допускают притеснения ими арабских племен.
США нам постоянно говорят о какой-то борьбе с ИГИЛ на востоке Сирии. Но мы наблюдаем обратное. «Спящие» террористические ячейки перешли к активным действиям, в результате ИГИЛ на востоке страны начал расширять зону своего влияния.
На западе Сирии тоже оставались разрозненные группы боевиков, также были «спящие» ячейки ИГИЛ, но сирийские правительственные войска и специальные службы их ликвидировали. Ситуация взята под полный контроль правительства.
На востоке страны такие меры не принимаются. Наоборот, мы видим, как возглавляемая США Международная антитеррористическая коалиция и подконтрольные им отряды Сирийских демократических сил уже в течение шести месяцев не могут завершить разгром формирований ИГИЛ в районе н.п. Хаджин.
При этом речь идет о районе 2,5 на 3 километров, протяженностью 25 километров. По опыту ведения боевых действий правительственными войсками задача такого плана может быть выполнена в течение 1–2 недель.
Кроме того, российскими средствами разведки регулярно фиксируются колонны автомобильной техники с нефтеналивными цистернами, следующие из восточных районов Сирии, подконтрольных Коалиции, на территорию Турции и Ирака. При этом средства от продажи нефтепродуктов идут в том числе и на финансирование террористов ИГИЛ в Заевфратье.
Критическая обстановка остается в г. Ракка. Прошел уже год, как в результате бомбардировок Коалиции во главе с США город был фактически стерт с лица земли. До сих пор в городе не проведено разминирование. От взрывоопасных предметов ежедневно гибнут или получают увечья местные жители.
Восстановление жилья и объектов инфраструктуры не проводится. В городе нет электричества, не работают водопровод, магазины и больницы.
Под завалами остается большое количество незахороненных трупов, что приводит к распространению заболеваний и ухудшению санитарно-эпидемической обстановки.
Такие безответственные действия США показывают полное отсутствие заинтересованности в нормализации обстановки в подконтрольных им районах.
Совсем иная ситуация складывается на территориях, находящихся под контролем законного сирийского правительства. Благодаря помощи российских военных на территорию Сирийской Арабской Республики возвращается мирная жизнь. Восстанавливаются жилые микрорайоны, открываются школы и больницы, ремонтируются дороги, системы энерго- и водоснабжения. Начали выпускать продукцию промышленные предприятия.
Конечно же, еще остается много проблем, и это прежде всего касается восстановления экономики и разрушенной инфраструктуры.
Россия всегда выступала за объединение усилий всего мирового сообщества в восстановлении Сирии. Должен сказать, что многие откликнулись и вместе с нами оказывают помощь сирийскому народу.
Отдельная тема, неразрывно связанная с восстановлением страны, – это возвращение миллионов беженцев и вынужденных переселенцев. Сирийское правительство активно содействует этому процессу.
Россия оказывает необходимую поддержку. Созданы межведомственные координационные штабы по возвращению беженцев. На территории Сирии сформирован Центр приема, распределения и размещения беженцев.
С 18 июля после начала работы Центра только из Ливана и Иордании вернулось более 55 тысяч человек.
Сегодня созданы условия для начала полноценного политического процесса. Мы поддерживаем идею о необходимости активизации процесса формирования сирийского Конституционного комитета.
Его работа станет ключевым этапом в реформировании политической системы Сирии, но главное – искусственно не форсировать его создание.
В работе по обсуждению должны принять участие представители всех слоев населения, в том числе правительство и оппозиция. Важно учесть интересы всех заинтересованных сторон, иначе мы получим нежизнеспособный и нелегитимный организм.
Необходимо отметить, что созданный в начале 2017 года Россией, Турцией и Ираном астанинский переговорный формат позволил в конечном итоге собрать за одним столом все вовлеченные стороны и принять по итогам Конгресса сирийского национального диалога в Сочи решения, которые дали мощный импульс давно забуксовавшему в Женеве политическому процессу.
Все наши усилия в конечном итоге направлены на выполнение Резолюции Совета Безопасности ООН 2254 в интересах возвращения мирной жизни на сирийскую землю.
Наряду с оказанием помощи Сирийской Арабской Республике Вооруженные Силы Российской Федерации в 2018 году решали плановые задачи по повышению своего боевого потенциала.
При этом основные усилия сосредоточивались на поддержании высокого уровня боевой готовности стратегических ядерных и неядерных сил, наращивании эшелонированной системы воздушно-космической обороны, а также на совершенствовании подготовки войск и системы управления.
В условиях наращивания США глобальной системы противоракетной обороны повышались боевые возможности наземных стратегических ядерных сил. Продолжено их перевооружение на современные ракетные комплексы «Ярс», оснащенные высокоэффективными средствами преодоления противоракетной обороны.
Предприятия промышленности России приступили к серийному производству ракетного комплекса «Авангард» с ракетой, оснащенной планирующим крылатым блоком.
Для замены самого мощного из находящихся на вооружении стратегических ядерных сил России ракетного комплекса «Воевода» создается комплекс с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой «Сармат». В этом году успешно проведены бросковые испытания данной ракеты.
В морских стратегических ядерных силах обеспечено непрерывное несение боевого дежурства ракетными подводными лодками стратегического назначения. Они осуществляют периодическое патрулирование, в том числе подо льдами Арктики.
Дальнейшее развитие морских СЯС предусматривается за счет строительства подводных лодок типа «Борей-А», оснащенных баллистическими ракетами, со средствами преодоления ПРО.
Потенциал авиационных стратегических ядерных сил поддерживался путем модернизации ракетоносцев Ту-160 и Ту-95мс, оснащения их более мощными двигателями, современным бортовым оборудованием, а также путем расширения номенклатуры применяемых средств поражения.
При этом развитие стратегических вооружений ведется в строгом соответствии с международными обязательствами, определенными договорами о стратегических наступательных вооружениях.
Для гарантированной защиты территории Российской Федерации от средств воздушно-космического нападения планомерно развивается воздушно-космическая оборона страны.
Повышение возможностей по обнаружению атакующих баллистических ракет осуществляется за счет наращивания космического и наземного эшелонов системы предупреждения о ракетном нападении.
Завершено создание сплошного радиолокационного поля вдоль границ Российской Федерации. В результате обеспечено гарантированное обнаружение баллистических ракет со всех ракетоопасных направлений и по любым типам траекторий их полета.
Увеличены возможности системы разведки и контроля воздушного пространства на Западном и Южном направлениях.
Авиационные соединения и воинские части в этом году получили свыше 140 современных летательных аппаратов. Совершенствуется боевое применение высокоточного гиперзвукового авиационного ракетного комплекса «Кинжал». Продолжается перевооружение зенитных ракетных полков на современные зенитные ракетные системы С-400, обладающие повышенными возможностями по перехвату воздушных целей. В настоящее время на боевом дежурстве по противовоздушной обороне стоят уже более 20 полков, оснащенных этим комплексом.
Приоритетным направлением остается также развитие сил общего назначения.
При этом особое внимание уделяется повышению ударных возможностей, маневренности и автономности боевых соединений.
Это достигается прежде всего за счет переоснащения войск на современные образцы бронетанковой техники, высокоточные ракетные и зенитные ракетные комплексы, а также комплексы РЭБ и системы управления. В этом году соединения и воинские части Сухопутных войск и ВДВ получили более трех тысяч новых и модернизированных образцов вооружения.
В состав Военно-Морского Флота приняты фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и большой десантный корабль «Иван Грен». По итогам года ожидается поступление еще 13 кораблей и боевых катеров.
Продолжаются поставки береговых ракетных комплексов «Бал» и «Бастион», вооруженных противокорабельными ракетами «Уран» и «Оникс».
Кроме того, одним из приоритетов развития Сил общего назначения является совершенствование средств радиоэлектронной борьбы, системы управления войсками и оружием. За этот год нами достигнуты значительные результаты по этим направлениям.
В целом реализация мероприятий государственного оборонного заказа текущего года позволила комплектно оснастить более 30 различных соединений и воинских частей, при этом доля современного вооружения в войсках составила 61,5%. К концу 2020 года этот показатель будет доведен до 70%.
В дальнейшем в рамках реализации новой государственной программы вооружения будет продолжено оснащение стратегических ядерных и неядерных сил, войск ВКО, подразделений разведки, управления и РЭБ перспективными вооружениями. В войска поступят новые образцы высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов и роботизированных комплексов.
В 2018 году продолжена работа по поддержанию укомплектованности войск личным составом на уровне 95–100%.
Численность военнослужащих, проходящих службу по контракту, доведена до 384 тысяч. Это привело к заметному качественному росту боевых возможностей подразделений.
Переход к новой системе комплектования военнослужащими по контракту общевойсковых соединений, а также соединений морской пехоты и ВДВ позволил иметь в их составе необходимое количество батальонных тактических групп, готовых немедленно приступить к выполнению задач по предназначению.
Планируется дальнейшее увеличение численности военнослужащих по контракту.
В целях формирования у военнослужащих высоких морально-боевых качеств, патриотизма и преданности Родине с июля этого года в соответствии с решением Президента Российской Федерации в Вооруженных Силах создана система военно-политической работы. Она призвана формировать сплоченные, слаженные и сильные духом воинские коллективы, способные выполнять задачи в любых условиях обстановки.
В центральном аппарате Минобороны России сформировано Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил. В войсках и силах приступили к выполнению задач соответствующие органы управления.
Минобороны России целенаправленно работает по вопросам повышения качества подготовки военных кадров, внедрения в учебный процесс передового опыта войск. Для этого в учебном процессе используются самые современные педагогические технологии и информационно-образовательные ресурсы.
В этом году проведен первый полноценный выпуск молодых офицеров. В войска направлено более 12 тысяч лейтенантов, поступивших в военные училища в 2013–2014 годах.
В целях развития фундаментальной и прикладной науки, а также создания высокотехнологичных производств продолжается совершенствование Военного инновационного технополиса «ЭРА». В этом году в нем создано 18 новых специализированных комплексов, оснащенных уникальным оборудованием.
К исследовательскому процессу привлечены молодые ученые четырех вновь созданных научных рот, представители более 30 ведущих предприятий промышленности и научных организаций.
Одним из приоритетов в деятельности Вооруженных Сил остается совершенствование подготовки войск (сил). При этом мы не только внедряем опыт участия российских военнослужащих по борьбе с терроризмом в Сирии, которая бесспорно стала отличной школой повышения профессионального мастерства наших офицеров.
В первую очередь мы учим войска вести боевые действия с высокотехнологичным противником, оснащенным современным вооружением, в условиях ведения им всех видов разведки и радиоэлектронного воздействия, массированного применения авиации и высокоточного оружия.
Освоение новых видов вооружения, практический опыт, полученный в Сирии и в ходе различных учений, а также анализ современных военных конфликтов дали импульс в развитии теории военного искусства.
Все это позволяет войскам и силам успешно выполнять задачи по предназначению, в том числе за пределами Российской Федерации.
Многие из вас присутствовали на главном мероприятии подготовки Вооруженных Сил 2018 года – маневрах войск и сил «Восток-2018».
Они стали самыми масштабными по размаху и количеству привлекаемых войск за последние несколько десятилетий.
Основная цель маневров – проверка уровня подготовки органов управления и войск при планировании и ведении операций на Восточном театре военных действий.
Они не были направлены против каких-либо стран. Для отработки учебных вопросов на маневрах была создана условная обстановка, в основу которой положена эскалация противоборства между двумя коалициями условных государств, которые располагались на территории Российской Федерации.
Отличительной чертой маневров стал двусторонний формат их проведения не только на стратегическом, но и на оперативном и тактическом уровнях управления.
Отработаны мероприятия перегруппировки войск на большие расстояния. Достигнуты качественно новые результаты в управлении межвидовыми группировками войск и сил в сложных и незнакомых условиях обстановки, а также применении сил и средств противовоздушной обороны.
Подтверждена необходимость дальнейшего повышения боевых возможностей Воздушно-десантных войск, за счет увеличения в соединениях доли мобильной десантно-штурмовой составляющей, оснащенной современными многоцелевыми вертолетами.
В маневрах приняли участие воинские контингенты Народно-освободительной армии Китая и вооруженных сил Монголии, которые действовали на общем фоне учебной обстановки и в единых боевых порядках с российскими военнослужащими.
В это же время впервые в современной истории России в Средиземном море проведены масштабные учения корабельных сил и авиации «Океанский щит – 2018». В ходе учений была создана крупная межфлотская группировка, способная автономно решать широкий круг задач. В дальнейшем эти учения планируется проводить на постоянной основе.
Наравне с маневрами «Восток-2018» большое внимание уделялось мероприятиям совместной подготовки в рамках Организации договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества.
На высоком уровне проведена стратегическая командно-штабная тренировка по развертыванию сил и средств системы коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе, а также совместные учения с воинскими контингентами Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие-2018», «Нерушимое братство – 2018», «Воздушный мост – 2018». В ходе учений отработаны вопросы подготовки и проведения совместных операций по локализации вооруженных конфликтов в Центральной Азии.
Возросший уровень совместной подготовки показало антитеррористическое командно-штабное учение вооруженных сил государств–членов ШОС «Мирная миссия – 2018».
Значительный профессиональный опыт получили российские и пакистанские военнослужащие в ходе учений «Дружба-2018», которые прошли в октябре этого года в горах под Исламабадом на высоте более тысячи четырехсот метров.
Отмечается высокая подготовка военнослужащих в ходе российско-индийских учений «Индра-2018».
Важной вехой в обеспечении безопасности и доверия стало совместное российско-японское военно-морское учение «Комодо-2018».
Одним из эффективных средств решения задач укрепления боевого содружества, повышения индивидуального мастерства военнослужащих и слаженности подразделений являются Армейские международные игры.
С начала первых игр количество стран-участниц увеличилось в 2 раза: с 16 стран в 2015 году до 32 – в этом. Соревнования проводились на территориях семи государств. В них приняло участие более 189 команд, состоящих из более 4 тысяч 700 участников. Зрительская аудитория с учетом пользователей интернета превысила 70 млн человек.
В этом году уровень подготовки участников был настолько высок, борьба была упорной и бескомпромиссной до последнего дня Игр.
Благодаря созданной системе подготовки команда Вооруженных Сил Российской Федерации в общем зачете заняла первое место, победив в 18 конкурсах. Второе место завоевала команда Китайской Народной Республики, третье – команда Республики Казахстан.
Стабильно выступают постоянно участвующие в Играх команды Азербайджана, Армении, Белоруссии, Венесуэлы, Египта, Ирана, Сербии и Узбекистана. Также отмечается рост профессионального мастерства военнослужащих других стран.
Полученные отзывы иностранных партнеров свидетельствуют о возросшем интересе к Играм. Их расценивают как важную составляющую боевой учебы национальных вооруженных сил.
В августе следующего года планируется провести юбилейные – пятые Армейские международные игры, которые пройдут на территории 10 государств.
В уходящем году особое внимание уделялось международному военному сотрудничеству, которое осуществлялось с 90 иностранными государствами. Итогом этой работы стало расширение перечня стран, с которыми активно взаимодействует Минобороны России. Подписаны новые двусторонние соглашения о военном сотрудничестве с девятью государствами.
Особое внимание при осуществлении международной деятельности уделялось расширению взаимных связей с государствами – участниками СНГ, укреплению коллективных сил ОДКБ, а также развитию военной составляющей ШОС. В августе этого года на совещании начальников генеральных штабов вооруженных сил государств – членов ШОС обсуждены актуальные вопросы международной и региональной безопасности.
В целях дальнейшего развития сотрудничества создан новый механизм взаимодействия оборонных ведомств Шанхайской организации сотрудничества – Экспертная рабочая группа при Совещании министров обороны.
Активно расширяются связи Вооруженных Сил России с военными ведомствами Юго-Восточной Азии.
В рамках заседания Совета министров обороны стран АСЕАН – так называемого «СМОА плюс», проходившего в Сингапуре, до его участников были доведены наши подходы по ключевым вопросам глобальной и региональной безопасности. Предприняты конкретные шаги по углублению двусторонних военных связей с Китаем и Индией.
Продолжена работа по выполнению Россией своих международных обязательств в сфере контроля над вооружениями и разоружения.
К контрольной дате Договора о СНВ (5 февраля 2018 г.) мы полностью выполнили свои обязательства по сокращению стратегических наступательных вооружений.
К сожалению, наши американские партнеры для выхода на установленные Договором количественные параметры на протяжении двух лет осуществляли переоборудование части своих стратегических наступательных средств (по 4 пусковые установки на каждой из 14 подводных лодок типа «Огайо» и 41 ТБ В-52Н) и в одностороннем порядке исключили их из учета по Договору. Это дает им возможность в кратчайшие сроки нарастить потенциал своих стратегических наступательных сил и увеличить количество боезарядов более чем на 1200 единиц.
Надеемся, что Соединенные Штаты взвешенно и конструктивно подойдут к решению проблемы и возобновят диалог о продлении действия Договора СНВ-3.
В то же время ситуация в сфере контроля над вооружениями существенно усложнилась в связи с заявлением Президента США о намерении выйти из Договора о РСМД. Рассматриваем это как весьма опасный шаг, способный негативно повлиять не только на Европейскую безопасность, но и на стратегическую стабильность в целом.
Разрушая очередную договоренность (ранее в 2001 году США вышли из Договора по ПРО) США пытаются переложить вину на Россию, якобы нарушающую свои обязательства.
Обвинения в адрес России – это попытка закамуфлировать истинное положение дел.
Реальная картина выглядит следующим образом. С 2000 года призываем американцев прекратить практику использования ракет-мишеней, имитирующих баллистические ракеты средней и меньшей дальности, при тестировании системы ПРО, что запрещено Договором. Кроме того, развернутые в Румынии и развертываемые в Польше универсальные пусковые установки МК-41 способны запускать крылатые ракеты средней дальности, что является прямым нарушением обязательств по Договору о РСМД.
Есть и другие проблемы, о необходимости исправления которых мы неоднократно говорили американским коллегам.
Учитывая, что в зале находятся официальные представители зарубежных военных ведомств, хотел бы через вас донести до ваших руководителей, что если Договор о РСМД будет разрушен, это не останется без ответа с нашей стороны.
Вы как военные профессионалы должны понимать, что не территория США, а страны, разместившие у себя американские комплексы с ракетами средней и меньшей дальности, окажутся объектами поражения для ответных действий России.
В этот сложный период наших взаимоотношений с США и их союзниками важным механизмом обеспечения военной безопасности остаются соглашения о предотвращении опасной военной деятельности и инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве.
В рамках реализации этих соглашений Национальным центром управления обороной Российской Федерации организованы каналы экстренной международной связи с военными ведомствами ряда государств.
Положительным примером такого взаимодействия стала позитивная реакция минобороны США на просьбу снизить интенсивность оперативной и боевой подготовки НАТО вблизи российских границ в период Чемпионата мира по футболу.
Минобороны России продолжает уделять особое внимание обеспечению транспарентности деятельности Вооруженных Сил.
В этом году организовано более девяти тысяч брифингов, пресс-конференций, интервью и других информационных мероприятий, из них около 800 – с участием руководящего состава Вооруженных Сил.
В пресс-турах в Сирию и в брифингах приняло участие свыше 1 тысячи 800 журналистов из более чем 120 ведущих мировых СМИ.
В Московской конференции по международной безопасности (апрель 2018 г.) участвовало более 850 делегатов из 95 стран. При этом 30 делегаций возглавляли главы оборонных ведомств.
Мероприятия Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018» и Международного форума «Неделя национальной безопасности» посетили 102 официальные военные делегации.
Беспрецедентными по уровню открытости стали маневры «Восток-2018». Перед началом маневров об их целях и задачах было проинформировано более 80 военных атташе из 57 стран, включая представителей военной миссии НАТО и постпредства Европейского Союза в Российской Федерации.
В последующем мы продолжим практику представления самой актуальной информации об основных вопросах повседневной деятельности и перспективах развития российской армии. При этом следует особо отметить, что Минобороны России не ограничивает ни одну из стран в участии в мероприятиях, организуемых для военных дипломатов, аккредитованных в России.
Современные Вооруженные Силы Российской Федерации способны нейтрализовать любые угрозы безопасности государства и гарантированно защитить национальные интересы России и ее союзников.
В дальнейшем будет продолжено поступательное и сбалансированное развитие Армии и Флота для обеспечения мирного социально-экономического развития нашей страны и поддержания стратегической стабильности в мире.
Для достижения этих целей мы открыты к равноправному диалогу по вопросам обеспечения военной безопасности.
В заключение, пользуясь случаем, поздравляю вас с наступающими Рождеством и Новым 2019 годом.