Год от года растет интенсивность боевой подготовки в войсках Южного военного округа. Это и понятно, юго-западное стратегическое направление должно быть надежно защищено от любой возможной агрессии. В полной мере это относится и к военнослужащим 8-й гвардейской общевойсковой армии, солдаты и офицеры которой без устали осваивают боевую технику и вооружение, постигают современные формы и методы ведения боевых действий, а в целом — овладевают тем самым искусством побеждать, заповеданным современным защитникам Отечества еще великим Суворовым. О повседневной учебно-боевой работе личного состава, решаемых задачах и приобретенном опыте читателям журнала «Армейский сборник» рассказал командующий 8-й общевойсковой армией ЮВО генерал-лейтенант Сергей Кузовлев.
— Товарищ генерал-лейтенант, каковы тенденции в организации боевой учебы соединений и частей вашего объединения, какие задачи в последнее время стали наиболее актуальными?
— Как и во многих других соединениях ЮВО во главу угла мы ставим быстрейший ввод в строй и полноценное освоение поступающей новой техники и вооружения, обучаем военнослужащих грамотно и решительно действовать в условиях современного общевойскового боя. Системному анализу подвергаются все наработки и упущения, имеющие место в ходе повседневной боевой учебы. А ее основой, цементирующим началом по праву можно считать действия военнослужащих в ходе полевых занятий, тактических учений, лагерных сборов. По нашему глубокому убеждению, именно там, в поле, куется профессиональное мастерство военнослужащих.
Дабы не быть голословным, приведу такой конкретный пример. Интенсивность боевой подготовки в одном из наших соединений, дислоцированном в Волгоградской области, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 20 процентов.
За предыдущий период обучения на полигоне Прудбой было проведено более 50 тактических учений, около 900 боевых стрельб из вооружения танков и артиллерии, более 1200 огневых тренировок с применением стрелкового оружия и гранатометов.
В ходе занятий по вождению и при совершении маршей бронетанковой и автомобильной техникой пройдено около 10 тысяч километров, при этом не менее половины из них — в темное время суток.
В течение года средняя загруженность учебного центра Прудбой под Волгоградом составила до 100 процентов. На полигоне военнослужащие осваивают навыки применения современного вооружения и военной техники, в том числе боевых машин пехоты БМП-3, танков Т-90А, самоходных артиллерийских установок «Мста-С», «Хоста», бронетранспортеров БТР-82А.
Некогда скучать и нашим танкистам. Интенсивность боевых стрельб танковых подразделений этого соединения в минувшем учебном году выросла почти в 2 раза по сравнению с предыдущим периодом.
Танковые экипажи выполняли упражнения учебно-боевых стрельб и вождение современных танков Т-90А, как правило, в условиях, максимально приближенных к боевым. В среднем ежемесячный наезд одного танка по дорогам различной сложности, в том числе и по пересеченной местности, составил около 500 км.
Увеличение количества времени, отводимого на практические занятия в поле, позитивно повлияло на результаты танкистов: более 90 процентов экипажей уже с третьего занятия выполняют упражнения учебных стрельб и упражнения по вождению боевых машин на оценку не ниже «хорошо».
Танкисты на практике научились организовывать засады, осуществлять маневр с выходом во фланг и тыл противника, вести рейдовые действия, а также слаженно действовать в тесном взаимодействии с мотострелками и артиллеристами в современном общевойсковом бою.
В учебном году с танкистами соединения проведено около 40 тактических учений, свыше 20 боевых стрельб в составе подразделений, более 50 огневых тренировок с практическим выполнением упражнений учебных стрельб и около 300 часов вождения. При этом израсходовано более 50 тонн различных боеприпасов и свыше 10 тысяч литров горюче-смазочных материалов.
Не менее плотно составлен служебный график и у солдат, офицеров других
соединений и частей, полигонных команд. Самое пристальное внимание мы также
уделяем готовности личного состава эффективно вести маневренно-оборонительные и
маневренно-наступательные действия в назначенной полосе с применением
разведывательно-огневых контуров (РОК). Напомню, что тактика РОК является
элементом сетецентрической войны, которая ориентирована на повышение боевых
возможностей перспективных формирований в современных войнах и вооруженных конфликтах за счет достижения
инфокоммуникационного превосходства, объединения участников военных (боевых) действий
в единую сеть. Суть тактики
применения РОК заключается в том, что автоматическая система, на основании
данных, полученных от артиллерийских разведчиков, распределяет огневые задачи
между подразделениями, находящимися на данном участке фронта, исходя из того,
какие артсистемы оптимально подходят для уничтожения той или иной цели.
Тактика РОК предполагает активное использование БПЛА для обнаружения и передачи координат вражеских позиций, огневых точек, скоплений боевой техники и живой силы.
Использование тактики РОК позволяет осуществлять практически моментальную огневую, как точечную, так и массированную поддержку своих подразделений, ощутимо снижает собственные потери и материальные затраты.
— Легко предположить, что умение мастерски выполнять свои профессиональные обязанности в такой обстановке требует незаурядного мастерства?
— О каких-то сверхспособностях тут, наверное, говорить излишне, а вот крепкий профессионализм, умение уверенно реагировать на быстроменяющиеся реалии современного боя, сохраняя при этом хладнокровие и трезвость мысли, конечно, нужны. Эти качества мы и стремимся в полной мере сформировать у солдат и офицеров объединения. Наглядным подтверждением тому стало проведенное в рамках итоговой проверки за учебный год двустороннее тактическое учение с двумя нашими соединениями, дислоцированными в Волгоградской и Ростовской областях.
— Сергей Юрьевич, а какие учебные темы отрабатывались и какие учебные цели ставились?
— Отмечу, что мероприятие проводилось в соответствии с планом подготовки
органов управления, соединений и воинских частей армии в течение девяти суток.
Основными темами учения стали подготовка и ведение обороны и наступления в
различных условиях обстановки. Если говорить конкретнее, одна из сторон, в роли
которой выступило ростовское мотострелковое соединение, отработала подготовку
наступления в условиях действий сил специального назначения и средств радиотехнической
разведки. Также в поле зрения было ведение маневренно-наступательных действий в
назначенной полосе с применением разведывательно-огневых контуров, захват и
удержание выгодного рубежа. Затем — переход к обороне в условиях
соприкосновения с противником, ведение маневренно-
оборонительных действий, выход из боя и отход в условиях угрозы окружения.
Волгоградское мотострелковое соединение отработало подготовку обороны в условиях действий диверсионно-разведывательных групп противника и незаконных вооруженных формирований. Военнослужащие также продемонстрировали свои навыки и знания по ведению маневренно-оборонительных действий в условиях применения РОК. Важным элементом стала подготовка и ведение маневренно-наступательных действий из положения непосредственного соприкосновения с противником и преследование отходящего противника, захват выгодного рубежа.
Благодаря проведенным мероприятиям нам удалось проверить способность групп командования, управления начальников войск и служб выполнять задачи по предназначению в ходе принятия решения и планирования боевых действий с учетом опыта боевых действий в Сирийской Арабской Республике.
Одной из важнейших целей тактического учения ставилось совершенствование навыков командиров и личного состава к выполнению фортификационного оборудования. Мы также стремились научить командиров различного уровня ведению разведки с использованием беспилотных летательных аппаратов, технических средств подразделений разведки и РЭБ, а также средств мотострелковых и танковых подразделений. Следующее важное направление: подготовка командиров и личного состава к боевой работе в условиях применения разведывательно-огневых контуров, а также при подготовке к форсированию водных преград и осуществления таких мероприятий. Важно было научить подразделения вести наступательные боевые действия на разобщенных направлениях с применением глубоких обходов и охватов, фланговых атак, атак по непростреливаемым коридорам, при захвате очагов сопротивления (оборонительных позиций), а в обороне – ведению действий из засад, проведению контратак мелкими подразделениями (до взвода) одновременно с нескольких направлений по принципу «ужалить и отойти», отходу от «наседающего» противника.
— И в какой степени удалось выполнить поставленные перед участниками двустороннего тактического учения задачи?
— Могу сказать, что участники учения показали хорошую полевую выучку.
В ходе организации форсирования водной преграды подразделениями наступающей стороны были наведены десантная, паромная и мостовая переправы, что способствовало стремительному продвижению вперед.
В лучшую сторону отмечены слаженные действия экипажей ПТС-2, с помощью которых была организована десантная переправа войск и переправлена на противоположный берег минометная батарея. Расчеты понтонеров при сборке взводных паромов слаженными действиями превзошли в два раза временные показатели соответствующего норматива по сборке взводного парома.
Передовые части успешно форсировали водную преграду. В ходе розыгрыша тактического эпизода «захват плацдарма на противоположном берегу» хорошую подготовку показал личный состав инженерно-саперного батальона, механики-водители БМП и танков.
Начальник разведки в ходе отработки практических действий по преодолению водной преграды работу организовал, на вводные реагировал правильно, осуществлял оценку противника, своевременно принимал решения по организации разведки (доразведки), постановке задач подчиненным. Практически отработан вывод разведгрупп через водную преграду в тыл противника, оборудован ЗКП. Четко организовал работу по взаимодействию с начальником службы БЛА по воздушной разведке и доведению информации по противнику командиру соединения, с начальником ПВО по воздушному противнику.
Силами и средствами разведки при развитии наступления был своевременно вскрыт передний край охранения, огневые позиции артиллерии, что позволило осуществить маневр и выход во фланг обороняющемуся противнику с нанесением поражения артиллерии противника и выполнением задач наступления.
Разведка воздушного противника была организована силами и средствами зенитных подразделений, выстроена система огня, боевой порядок средств ПВО соответствовал решению командира соединения и обеспечивал полную реализацию боевых возможностей. В ходе отражения ударов воздушного противника огневые задачи ставились своевременно, в том числе по реальным воздушным целям (БЛА противника условно уничтожены). На ПУ ПВО соединения было развернуто автоматизированное выносное рабочее место, обеспечивающее получение воздушной обстановки в реальном масштабе времени.
В качестве положительных моментов действий подразделений РХБ защиты можно назвать принятое нестандартное решение по осуществлению переправы расчета РХБ разведки совместно с разведывательной ротой мотострелковой части, а также отработку вопроса по постановке аэрозольной занавесы ложной переправы.
— Готова ли была столь умелым действием «противника» достойно ответить противоборствующая сторона?
— На мой взгляд, вполне. Хочу особо отметить в этом смысле грамотные действия начальника артиллерии соединения подполковника Н. Боровикова и начальника ПВО подполковника Е. Уса при управлении подчиненными подразделениями и огнем. Неприятные сюрпризы условному противнику подготовили командиры некоторых подразделений, использовав ложные позиции, что ввело его в заблуждение и заставило раньше времени развернуться в боевые порядки, а также применить авиацию по ложным позициям. Немало положительных баллов «обороняющимся» добавили уверенные действия командира подразделения майора В. Легонькова при управлении подразделениями в ходе розыгрыша боевых эпизодов, применение обхода, охвата противника, массирование снайперов, в том числе и в качестве отличных стрелков для нанесения поражения противнику.
Что называется, не ударили лицом в грязь и военнослужащие привлекаемых для оборонительных мероприятий инженерных подразделений.
В ходе практических действий ими выполнены такие задачи инженерного обеспечения, как ведение инженерной разведки, установка инженерных заграждений различными способами, маскировка, скрытие и имитация действий войск.
Кроме того, должным образом было организовано медицинское обеспечение
войск: были развернуты все необходимые функциональные подразделения,
организована сортировка поступивших «раненых». Оказание помощи проводилось с
соблюдением временных показателей.
— И каков же был исход противоборства?
— Думаю, твердая хорошая оценка вполне точно отражает уровень профессионального мастерства и специальной подготовки задействованных в ходе тактического учения военнослужащих. Хотя, конечно, перспективы и возможности для роста и совершенствования есть. Что же до завершающего этапа учения, то обучаемыми в соответствии с созданной учебной обстановкой были приняты решения по сложившимся реалиям, с переходом к другому виду боевых действий.
В этот период командование и личный состав одного из соединений умело задействовали такие элементы, как применение ложного тактического воздушного десанта с ограниченными целями, позволившее скрытно высадить основной десант и обеспечить его выход в район развертывания для выполнения задачи, имитацию жизнедеятельности на ложной позиции, позволившую убедить разведку противника в наличии на ней подразделений соединения. В результате чего второй огневой налет был нанесен противником по ложным позициям. Были также широко применены силы и средства армейской авиации, в том числе для поддержки действий тактического воздушного десанта. Свою роль также сыграло применение обходящего отряда, обеспечившего выполнение поставленной задачи.
Хочу обратить внимание на такой момент. Для оценки умения командиров управлять огнем подразделений и оценки подразделений в огневом поражении противника в ходе учений предусматривалось проведение этапов с боевой стрельбой на трех полигонах – Прудбой, Кадамовский и Кузьминский.
В целях обеспечения качественной подготовки мишенных полей в состав мишенных команд привлекалось более 100 человек.
Для обеспечения выполнения огневых задач общевойсковыми подразделениями и подразделениями родов войск в различных видах и условиях боя всего было изготовлено более 1500 мишеней, в том числе — 572 тяжелых, что позволило при накрытии мишенных полей в полном объеме отразить состав и вероятный характер действий противника в соответствии с принятыми решениями обучаемых командиров.
Вывод по результатам учения был сделан следующий: задействованные подразделения готовы к проведению мероприятий по приведению соединения в высшие степени боевой готовности, перегруппировке в пределах нашего региона и выполнению боевых задач в соответствии с планом боевого применения.
Ю. СЕЛЕЗНЕВ, специальный корреспондент журнала «Армейский сборник»