На Западе обсуждают, что необходимо сделать для повышения боевого духа своих армий
В армиях западных стран, придавая традиционно повышенное внимание военно-техническим вопросам, вместе с тем отдают себе отчёт, что даже самые современные вооружения ничего не стоят без соответствующей морально-психологической подготовки тех, кому весь этот арсенал применять. В этой связи определённый интерес представляет только что увидевшая свет книга военного историка Мартина ван Кревельда «Кошечки. Почему все кому не лень бьют Запад и что с этим делать».
Автор называет ряд социокультурных причин, по которым западные армии, по его мнению, из грозной силы, завоевавшей весь мир, превратились в мягких «кошечек», не имеющих шансов на полях сражений, и предлагает своё решение этой проблемы. При этом он признаёт, что страны Запада существенно отличаются друг от друга, и предложенные им инициативы не универсальны.
Первой причиной автор называет чрезмерную опеку молодёжи в западных обществах, в частности мальчиков. В качестве решения ван Кревельд настаивает на необходимости полностью изменить систему воспитания, в которой мальчики растут плаксами и которая не даёт им становиться мужчинами. Автор утверждает, что нужно предоставить мальчикам возможность быть самими собой, экспериментировать и учиться на собственных ошибках. По его словам, нужно прекратить ругать или наказывать мальчиков за то, что они мастерят оружие и играют в «войнушку».
Ван Кревельд также предлагает ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в школе, чтобы «избавить их от унижения конкурировать с девочками». Учителями будущих воинов в таких школах должны быть только мужчины.
Второй причиной автор называет неправильное воспитание в армии. По его словам, если обучение или тренировка не включают элементы риска, то они превращаются в детскую игру и реорганизуют солдат. Ван Кревельд предлагает снизить средний возраст призыва на военную службу и не нянчиться с призывниками как с младенцами. Кроме того, он подчёркивает, что «страна посылает их на войну, где они будут убивать и, возможно, будут убиты», поэтому нужно снять с солдат мелкие ограничения, например появляться на улицах после 23 часов, пить пиво, носить форму в общественных местах… Автор также требует прекратить осуждать милитаризм, отбросить политкорректность и дать возможность воинам «радоваться своим победам и убийству врагов».
Западное общество призвано прославлять своих героев, вернувшихся домой с войны, а не рассматривать их как «испорченный товар»
Третьей причиной отсутствия боевого духа и боеспособных западных армий ван Кревельд обозначил «феминизацию армии». Большое количество женщин в армии, по мнению автора, приводит к трём основным проблемам.
Во-первых, военнослужащие женского пола имеют больше привилегий, что вызывает недовольство среди личного состава мужского пола. Во-вторых, солдаты мужского пола лишаются конкуренции за лидерство и мужественность. В-третьих, совместная военная служба рождает иски о домогательствах, обвинения в которых пугают солдат западных армий больше, чем враги.
В качестве устранения этой проблемы ван Кревельд предлагает сократить число женщин в армии так, чтобы их было не более 10 процентов от общей численности военнослужащих. По его мнению, необходимо положить конец совместному обучению, а также участию женщин в боевых действиях. Он также пишет, что поводы для всевозможных обвинений в домогательствах исчезнут, если женщины не будут служить среди мужчин.
Четвёртой причиной является вопрос посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). По словам ван Кревельда, на Западе существует убеждение, что война неизбежно калечит души воинов. Тем самым общество не только терпимо относится к ПТСР, но и поощряет его. Вместо этого автор предлагает изменить систему, в которой любой возвращающийся с войны автоматически является страдающим ПТСР. Необходимо, по мнению аналитика, прославлять своих героев, вернувшихся домой с войны, а не рассматривать их как «испорченный товар», тем самым унижая их.
Ван Кревельд признаёт, что война – это страшная вещь. Она разрушает, травмирует, убивает, часто в массовом масштабе. Если ею не управлять, то в людях просыпаются самые худшие инстинкты – садизм и жестокость. Но что было бы, задаётся автор вопросом, если бы спартанцы сдались персам без боя, а Авраам Линкольн смирился бы с институтом рабства и не начал войну против южан?
В книге также отмечается, что профессия военнослужащего в западных демократиях теряет престиж, а само право на самозащиту и применение военной силы табуируются. При этом её автор напоминает фразу древних римлян: «Если хочешь мира, готовься к войне» и подчёркивает, что возрождение военной мощи Запада требует не денег, а прежде всего коренного изменения в менталитете.
Комментируя содержание книги, некоторые западные эксперты отмечают, что «рецепты» Мартина ван Кревельда необходимы не только для повышения боеготовности вооружённых сил, но и в целом для трансформации западного общества. Отмечается, что из-за насаждённой в обществе чрезмерной толерантности и политкорректности мужское население разучилось не только сражаться, но даже защищать себя и своих родных, что становится всё более злободневным в условиях миграционного кризиса. Ведь большинство мигрантов, прибывших в Европу из стран Ближнего Востока – региона, где войны и революции сменяют друг друга, имеют «менталитет воинов» и не считают нужным сдерживать его на новой родине.
Оставьте первый комментарий