Многие полагают, что «Красная звезда» уже родилась в статусе центрального органа то ли Реввоенсовета СССР, то ли Наркомата по военным и морским делам. Но это не так. Издателем газеты в её первом номере значился ВВРС – Высший военно-редакционный совет, орган, отвечавший за качество, литературные кондиции всей печатной продукции военного ведомства.
Идея создания своей газеты, конечно же, принадлежала Реввоенсовету СССР и Наркомату по военным и морским делам. Но им требовалось какое-то время, чтобы посмотреть на своё детище как бы со стороны, убедиться в состоятельности проекта, в том, что «Красная звезда» находит заинтересованного читателя.
Спустя непродолжительное время в военном ведомстве убедились: в реформируемых армии и флоте газету читают, к ней проявляют интерес в народе.
Поздравляя коллектив редакции с 5-й годовщиной газеты, наркомвоенмор и председатель РВС СССР К.Е. Ворошилов в приказе № 416 от 31 декабря 1928 года писал: «За пять лет «Красная звезда» окрепла, создала своё лицо, подготовила кадр военных корреспондентов, проникла в толщу армии, довела число подписчиков до цифры, превышающей 40 000».
Каждая строка приказа отражает стиль давних уже лет, хранит не совсем привычные сегодня для слуха слова и, конечно, отражает гордость наркома за свою газету.
К 10-й годовщине «Красная звезда» удостоилась ордена с таким же, как у неё самой, названием. Это было одно из первых награждений. Орденский знак на Боевом Знамени редакции раритетный. Миллионы «Звёздочек», как именовали награду фронтовики, отливались из серебра, а наша составлена из двух спаянных между собой частей – аверса и реверса.
Второй орден – Красного Знамени – газете вручили в июле 1945 года, после Победы. «За большую и плодотворную работу по политическому воспитанию и боевому совершенствованию личного состава Красной Армии и за активную мобилизацию красноармейцев, сержантов, офицеров и генералов на полный разгром фашистской Германии», – гласит указ Президиума Верховного Совета СССР. Слова на первый взгляд казённые. И всё же. Воспитание, совершенствование, мобилизация… Если вдуматься, становится понятно: роль и задачи газеты и в мирное, и в военное время выходили далеко за рамки всего лишь информационного обеспечения войск и сил флота.
«Красную звезду» в дни войны доставляли в блиндажи, землянки, траншеи вместе с боеприпасами и питанием. На всех её, по воспоминаниям фронтовиков, не хватало: читали вслух. С особым интересом принимали Илью Эренбурга, Константина Симонова, Алексея Суркова, Андрея Платонова…
Бывший командир батальона из 4-й отдельной танковой бригады, вскоре ставшей 1-й гвардейской, полковник в отставке А.А. Рафтопулло в своё время вспоминал, как на марше его БТ-7 нагнал мотоциклист и, постучав по броне, вручил газету. «Нашёл время», – подумалось тогда комбату. Только после боя, в котором Анатолий Анатольевич, тогда ещё капитан, был тяжело ранен, он смог развернуть уже промасленную «Звёздочку» и увидел в ней очерк о себе и указ о присвоении звания Героя Советского Союза. По словам бывшего конника, а затем танкиста, само упоминание имени в газете воспринималось как награда.
На протяжении вот уже 95 лет не было ни единого случая, чтобы очередной номер газеты по какой-то причине не вышел
В сорок первом в сквере у редакционного здания на Малой Дмитровке разорвалась немецкая фугасная бомба. В окнах повылетали стёкла, в стенах появились трещины, но краснозвёздовцы, покинув угольный склад, служивший убежищем при авианалётах, довели работу над номером до конца. На рассвете редакционный пилот М. Степченко вылетел с частью тиража на Западный и Калининский фронты. Рассказать об этом эпизоде хочется для того, чтобы подчеркнуть: на протяжении вот уже 95 лет не было ни единого случая, чтобы очередной номер газеты по какой-то причине не вышел.
Популярность «Красной звезды» в дни Великой Отечественной войны (наша газета первой употребила это словосочетание ещё в июне 1941 года) была объяснимой. «Увидеть панику было нетрудно, – писал уже после войны полковник Константин Симонов, – увидеть беженцев на дорогах, отступающих солдат, неразбериху, бесконечные бомбёжки тоже не представляло особенного труда, достаточно было для этого выехать в прифронтовую полосу, а вот увидеть дивизию, полк, батальон или роту, которая не отступает, которая стоит и дерётся, – для этого надо было залезть не на мнимый, а на действительный передний край. И это было не так просто, и не всем это удавалось, и многие на этом сложили головы». Слову краснозвёздовцев, 16 из которых погибли, фронтовики верили как раз потому, что оно исходило от очевидцев, непосредственных участников событий.
В послевоенные годы «Красная звезда» была награждена орденами Ленина и Октябрьской Революции. При вручении наград речь шла о том, что военная газета, которая учреждалась как сугубо ведомственное издание, рассчитанное на особую читательскую аудиторию, на специалистов военного дела, стала общенациональной. В 1965 году, к 20-летию Победы, её тираж составлял один миллион экземпляров. Половина его (а в семидесятые две трети) отправлялась гражданским подписчикам. Более 100 тысяч экземпляров запрашивала «Союзпечать» для ежедневного распространения через киоски.
В своё время главного редактора «Красной звезды» генерал-лейтенанта Николая Макеева пригласили в США на конференцию специалистов, отвечавших в разных армиях за информационное обеспечение войск. Организатор конференции уже при представлении участников не без умысла подчеркнул: другой такой военной газеты, как «Красная звезда» с её массовым подписчиком, в мире нет. Не свидетельствует ли это о милитаризованности советского общества? Не свидетельствует, ответил Николай Иванович, хотя бы потому, что газету массово выписывают фронтовики, которые своё давно отслужили и отвоевали. «Звёздочка» – их давний и верный друг. При прощании всё тот же заокеанский генерал доверительно сказал Макееву: «Пентагон, разумеется, очень хотел бы иметь что-то похожее на «Красную звезду». Но создать такую же газету невозможно».
Нас же история одарила газетой, которая вот уже 95 лет живёт на едином дыхании с армией и флотом. Газету с такими традициями и заслугами нужно ценить, лелеять, совершенствовать и развивать в духе требований новой эпохи. На юбилейном рубеже не принято говорить о проблемах. Некоторые из них только силами журналистов, без участия учредителя решить невозможно. Для творческого человека сегодня и доброе слово – даже по случаю юбилея – значит немало.
Виталий МОРОЗ, «Красная звезда»