По инициативе Наро-Фоминского отделения Русского географического общества в Верейской художественной галерее (ул. Кировская, д. 23/23) развернута уникальная художественно-историческая экспозиция «Спасённые памятники русского зодчества. К юбилею освобождения Вереи в Отечественных войнах (1812, 1942)», ранее презентованная в рамках культурной программы Минобороны России на «Армейских международных играх – 2017». Представленные фотодокументы и картины современных художников позволяют глубже понять родную историю и оценить подвиг солдат Отечества.
Как рассказала заведующая клубом 1 гвардейского Краснознамённого ордена Александра Невского мотострелкового полка 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии Наталья Образцова, в ходе проведения масштабных армейский мероприятий в подмосковном Алабино с экспозицией уже смогли ознакомиться сотни российских военнослужащих и десятки иностранных делегаций — участниц международных военных игр «Armygames», Международного военно-технического форума «Армия-2017», а также многочисленные представители Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия».
По словам председателя Наро-Фоминского РГО Олега Бараненко, «самый маленький городок Подмосковья, насчитывающий и сегодня не более 5 тысяч местных жителей, славен не только своим неповторимым архитектурным колоритом и древними памятниками, но и богатой военной историей. С момента своего образования в 1371 году он являлся одним из основных форпостов Московской Руси, защищавших её от вражеского нашествия. Располагаясь на важнейшем стратегическом направлении – пересечении Смоленской и Калужской дорог, ведущих к столице, гарнизон этой небольшой крепости на протяжении веков отбивал литовские, польские, татарские набеги на российские земли. Герб города с изображением двух столбов и полуоткрытыми воротами между зубчатыми стенами олицетворял значимость крепости в системе обороны на западных рубежах столицы».
Особую роль Верея сыграла в период Отечественных войн XIX и XX столетий. Город на короткое время попадал в руки превосходящих сил противника, но уже спустя небольшое время освобождался доблестными частями русской и советской армий.
Так было в сентябре 1812 года, когда отборные французские батальоны после захвата Москвы активно использовали этот плацдарм для охраны Смоленской дороги, но были «вынесены на штыках» партизанским отрядом под командованием генерал-майора И.С. Дорохова.
О первой серьёзной победе русского оружия в осенней кампании 1812 года генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов сообщил в донесении императору Александру I: «Генерал Дорохов провёл данное ему предписание с толикою же предприимчивостью, как и быстротою. При сильной потере неприятеля урон с нашей стороны не превосходит 30 чел. убитыми».
Зимой 1942 года подвиг своих славных предков повторили бойцы 33-й армии под командованием генерала М. Г. Ефремова.
Согласно боевым сводкам, в 4 часа утра 17 января 110-я стрелковая дивизия освободила от противника с. Загряжское и с ходу ворвалась на восточную и юго-восточную окраины Вереи. Уже в 4 часа 30 минут остатки немецкого гарнизона были полностью уничтожены. Таким образом, войска 33-й армии после четырехдневных кровопролитных боёв овладели городом.
Находящаяся 92 дня в оккупации Верея подверглась чудовищным разрушениям. Были уничтожены 429 жилых домов, все промышленные предприятия, больницы, культурные учреждения. Сильно пострадали древнейшие архитектурные памятники.
Однако «жемчужина Подмосковья», как и после наполеоновского нашествия, вновь «восстала из пепла». Сегодня она продолжает радовать горожан и десятки тысяч туристов своим неповторимым культурным обликом. «В течение нескольких лет мы пытались воссоздать на художественных полотнах сохранившиеся шедевры национального зодчества, спасенные русскими ратниками, — сказала член правления местного отделения РГО, художник Юлия Литвинова, — и, судя по отзывам многочисленных посетителей выставки, подвиг наших солдат останется в памяти еще множества поколений».
Андрей Петрочинин