Российские военные закрепились на Крайнем Севере
Роль Арктики и ее шельфа возрастает в России с каждым годом, поэтому в регионе жизненно необходимо присутствие военных. Исторически Север так и развивался: строились гарнизоны, затем добывали ресурсы, прокладывали дороги и коммуникации.
В роли гарнизона сегодня — Объединенное стратегическое командование (ОСК) «Север», единственное и самое мощное формирование Военно-Морского Флота России, имеющее статус военного округа. После образования 15 декабря 2014 года на базе Северного флота ОСК к сегодняшнему дню увеличило боевой потенциал и продемонстрировало готовность защищать национальные интересы России в Арктике.
В состав ОСК «Север» входят объединение атомных подводных лодок, объединение разнородных сил, армия ВВС и ПВО, армейский корпус Сухопутных войск, береговые войска, соединения надводных кораблей. Развернуты и круглосуточно несут боевое дежурство подразделения радиотехнических войск на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, в районе населенного пункта Тикси, на острове Врангеля и мысе Шмидта.
Такого не строило ни одно государство
Как заявил в декабре прошлого года на заседании Общественного совета при Минобороны генерал армии Сергей Шойгу, строительство военных объектов в Артике фактически завершено. Министр сдержал обещание, данное им три года назад. За всю историю освоения этой территории такого количества объектов и в таком оснащении, с такими возможностями по энергосбережению, вооружению не строило ни одно государство.
В конце прошлого года сданы еще два комплексных объекта в ключевых точках исключительной экономической зоны Российской Федерации — на архипелаге Земля Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Всего в Арктике на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта возведено 425 объектов общей площадью более 700 тыс. кв. м. В них размещено более одной тысячи военнослужащих, специальное вооружение и техника.
Построены три уникальных комплексных военных объекта типа «Арктический трилистник». При полной изоляции в этом комплексе можно прожить 1,5 года. Общая площадь комплекса 14 000 кв. м. Есть и часовня. Все постройки соединены отапливаемыми переходами. «Трилистник» не единственный комплекс — на острове Котельный функционирует «Северный Клевер».
Продолжается строительство полноценного аэродрома на архипелаге Земля Франца-Иосифа, который будет способен круглогодично принимать самолеты.
Обнаруживаем всех
На вооружении радиотехнических войск в Арктике стоят новейшие радиолокационные станции и комплексы средних и больших высот «Небо-М», «Противник», «Сопка-2», радиолокационные станции малых высот «Подлет-К1» и «Подлет-М», «Каста-2-2», «Гамма-С1», современные комплексы средств автоматизации «Фундамент». Они способны в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать весь спектр воздушных объектов, в том числе выполненных по технологии «стелс». «Эти объекты засекаются на дальности более 400 км и высоте более 100 км, одновременно автоматически обнаруживаются и сопровождаются более 200 целей различных классов: самолеты, вертолеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты и ракеты на малых, средних и больших высотах», — уточняет начальник радиотехнических войск Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-майор Андрей Кобан.
РЛС, помимо обнаружения воздушных объектов, определения их дальности, скорости и высоты целей, определяют их государственную принадлежность.
К сожалению, в России сегодня отсутствуют серийные бортовые радиолокационные комплексы (БРЛК), способные вести оперативную разведку ледовых полей и мониторинг дрейфа айсбергов. Из-за этого снижается эффективность поисково-спасательных операций, обеспечение геологоразведки является недостаточно полным, снижается безопасность судоходства на арктических водных маршрутах.
Информация о гидрометеорологической обстановке на обширной территории Арктики поступает в диспетчерские центры только со спутников дистанционного зондирования Земли и пилотируемых авиационных комплексов, оборудованных оптическими системами мониторинга. Однако в первом случае нет оперативности получения информации, во втором — воздушная разведка сопряжена с большим риском для авиационных экипажей, высокой стоимостью работ, зависимостью от погодных условий, ряда других непрогнозируемых факторов.
Концерн «РТИ» предложил усовершенствовать систему разведки и мониторинга за счет линейки полнополяриметрических двухдиапазонных бортовых радиолокационных комплексов (БРЛК) с длиной волн 3,14 и 68 см для всепогодного и круглосуточного дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). БРЛК могут устанавливаться на вертолеты, самолеты и беспилотники. Это уменьшает стоимость получаемой информации, существенно улучшает ее качество, скорость разведки и оперативность донесения до потребителя, делает воздушную разведку максимально безопасной.
Помимо надводной разведки, двухдиапазонный БРЛК способен оценивать распределение толщины льда и состояние атмосферы по маршруту следования судов, даже обнаруживать несанкционированное проникновение судов-нарушителей различного класса в охраняемые акватории исключительной экономической зоны нашего государства.
С моря и с воздуха
Сухопутные и специальные арктические подразделения способны высаживаться на побережье и острова Северного Ледовитого океана с моря и с воздуха для рейдовых действий. Впервые в истории морские пехотинцы и арктические мотострелки Северного флота высадились на бронетехнике в самой северной части Евразийского материка на мысе Челюскин. Проведены морские десантные операции на островах Котельный и Голомянный. Естественно, при этом используется специальная техника.
В декабре прошлого года начались государственные испытания двухзвенного гусеничного бронированного транспортера ДТ3-ПМ для Арктики. Вездеход разработан ишимбайской машиностроительной компанией «Витязь», входящей в корпорацию «Уралвагонзавод» (ГК «Ростех»). Грузоподъемность вездехода 3 тонны. Он предназначен для транспортировки личного состава, вооружений и военной техники, буксировки артсистем и прицепов армейских подразделений в особо тяжелых природно-климатических условиях — снежной целины, тундры, лесисто-болотной и гористой местности
А вот ГАЗ-3344-29 уже принят на вооружение. Его поставки Минобороны начались в прошлом году. Заказано по меньшей мере 105 таких машин.
На учениях в зимнем варианте экипировки «Ратник» военнослужащие автономно действовали около 40 часов, ведя наблюдение и сбор сведений об условном противнике, организуя засады. Хорошую оценку получили функциональные возможности маскировочного халата, греющего элемента, работающего на основе химической реакции, теплоизолирующего коврика и обуви. По результатам испытаний разработаны рекомендации по применению экипировки в арктических условиях.
Инфраструктура развивается и совершенствуется
Северный флот проводит и огромную океанографическую и исследовательскую работу в Арктике, открывает ранее неизвестные географические объекты, устраняет белые пятна на современных картах, ведет объемную военно-историческую работу.
Для исследования Арктики в составе гидрографической службы Северного флота воссоздана Арктическая океанографическая экспедиция. На ее счету открытие уже двадцати ранее неизвестных географических объектов в районе Новой Земли. Гидрографы обнаружили и нанесли на карты несколько островов, мысов и проливов, которые образовались в процессе таяния ледников.
В 2018 году Северный флот продолжит походы отрядов кораблей в Арктику, будет обеспечивать испытания стратегического ракетоносца проекта «Борей-А» — «Князь Владимир». Запланировано развитие и совершенствование инфраструктуры в Арктике. Корабли и суда совершат очередной арктический поход по морям Северного Ледовитого океана.
В государственной программе вооружения (ГПВ) на 2018–2027 годы упор сделан на адаптацию вооружений для арктических территорий. В этом году в подразделения, действующие в условиях Арктики и Крайнего Севера, поступят зенитная ракетная система С-300В4 и зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор-М2ДТ». Подразделения ПВО общевойсковых соединений получат ПЗРК «Верба».
ЗРК «Тор» на базовом корпусном шасси работает при температурах плюс-минус 50 °C, в нем созданы комфортные условия для боевых расчетов, экипажей. Есть мини-кухня, имеется возможность отдохнуть. Этот ЗРК может нести боевое дежурство в сложных климатических условиях Арктики и Крайнего Севера как в составе зенитного ракетного дивизиона, так и полностью автономно парами боевых машин.
В небе Арктики успешно действует авиация: МиГ-31, Ту-95, Ту-142. Эти воздушные суда способны выполнять задания при низких критических температурах.
Минобороны РФ приняло решение о развертывании на северных базах специальных вертолетных отрядов. Помимо ударных Ми-24, в них включат эскадрильи тяжелых транспортных вертолетов Ми-26. Первое такое подразделение будет дислоцироваться в Анадыре, второе планируется развернуть на Кольском полуострове. Все вертолеты будут использоваться в интересах транспортно-боевого обеспечения заполярной группировки. Одной из важнейших их задач будет, как предполагается, поиск и уничтожение вражеских диверсантов.
Ми-26 станут важным элементом военной логистики в Заполярье. В частности, они обеспечат снабжение удаленных арктических гарнизонов и оперативную переброску войск на угрожаемые направления.
В силу неразвитости этого региона, очень больших расстояний вертолеты будут эксплуатировать практически в отрыве от остального мира. На дальних аэродромах будут созданы запасы топлива, расходных материалов, запчастей.
Летчики дальней авиации ВКС России осваивают аэродромы Крайнего Севера. В 2017 году экипажи дальней авиации впервые совершили посадку на северные аэродромы Анадырь и Воркута, дальние бомбардировщики Ту-22М3 впервые выполняли задачи в акватории Берингова моря.
Начнется формирование армии ВВС и ПВО, которой предстоит контролировать воздушную обстановку на Камчатке, Чукотке и в Арктическом регионе.
Ученые Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») создали принципиально новую конструкцию шасси на воздушной подушке (ШВП), которая позволит круглогодично и безопасно осуществлять взлет и посадку самолетов. При этом обеспечиваются высокие эксплуатационные характеристики транспорта на водных и неподготовленных грунтовых поверхностях равнинной местности, обладающей даже незначительными неровностями.
Ледокол с ракетами
В начале января на Северный флот прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» водоизмещением около 6000 тонн. Это представитель нового поколения многофункциональных судов ледокольного обеспечения базирования и развертывания сил флота в ледовых условиях, самостоятельной проводки кораблей и судов, их буксирного обеспечения, проведения научно-исследовательских и гидрографических работ.
Ледокол будет использоваться для обеспечения деятельности арктической группировки ВМФ России. Длина судна — 85 метров, ширина — 20, осадка — 7 метров, скорость — 15 узлов, ледопроходимость — 1 метр. Ледокол оснащен вертолетной площадкой. Экипаж 32 человека, команда целиком гражданская, все — служащие Министерства обороны. Однако грядут перемены.
Сейчас у России два пути для укрепления своего военного присутствия на Крайнем Севере. Первый подразумевает создание собственных баз, стягивание вооружений и снаряжений, чтобы продемонстрировать мощь и величие российского оружия. Второй путь заключается в «военизации» гражданских судов, то есть их переоснащении в военные.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин рассчитывает, что в ближайшие годы будут построены три новейших российских ледокола типа «Лидер». «Тогда мы вскроем весь Северный морской путь», — заявил Рогозин. Способность преодолевать льды позволит России доминировать в Арктике.
На «Лидере», самом большом в мире атомном ледоколе, планируется разместить в военное время системы вооружения — радары и ракеты, в том числе крылатые, противокорабельные и зенитные, противоракетное снаряжение. В частности, речь идет о контейнерных пусковых установках ракет Х-35 и «Калибр». Возможно также размещение противолодочных, артиллерийских установок, контейнеров для радиооборудования и подводного снаряжения.
И ледокол станет эквивалентным авианосцу с точки зрения военных задач. Тем более что в Арктике практически отсутствуют какие-либо запретные воды. Россия тем самым сможет не только усилить свои позиции в Арктике, но и сдерживать США, препятствуя присутствию на Севере войск НАТО.
До полной очистки
Сегодня военные, наряду с боевой подготовкой, не забывают и об экологической очистке Арктики. На архипелаге Новая Земля, аэродроме Алыкель, островах Котельный и Врангеля очищено 100,74 тыс. кв. км территории. Всего собрано 16 тысяч тонн металлолома, вывезено 10 тысяч. В полном объеме утилизированы все подлежащие сносу 432 здания. Осталось очистить 13 155 кв. км.
В частности, третий год подряд летом на острове Котельный экологический взвод военнослужащих МТО Северного флота собирает металлолом, прессует порожнюю бочкотару для вывоза и утилизации. Подготовлено к утилизации более 65 тысяч бочек, вывезли более 2400 тонн металлолома. Эта работа продолжится до полной очистки Арктики.
«Ходили мы походами»
В 2017 году проведено шесть масштабных проверок арктических гарнизонов. Они подтвердили высокую готовность войск, способность оперативно усиливать подразделения в Арктике, создавать самодостаточные, эффективные группировки.
Военнослужащие арктической бригады Северного флота впервые в истории произвели высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Земля Александры самого северного архипелага России — Земля Франца-Иосифа.
Прошлогодний арктический поход стал самым масштабным и максимально насыщенным событием. Отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота прошел в общей сложности около 6000 морских миль: от Североморска до Новосибирских островов и обратно. Следовали через акватории Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых — по реке Енисей до порта Дудинка. В этом районе бойцы арктической мотострелковой бригады совместно с подразделениями ВДВ и спецназа провели межвидовое тактическое учение по охране и обороне важного промышленного объекта.
За время похода североморцы четырежды высаживались на необорудованном побережье, в том числе на берег Енисея в районе Дудинки. Было задействовано сразу три больших десантных корабля: «Георгий Победоносец», «Александр Отраковский» и «Кондопога». Огневую поддержку оказывал БПК «Североморск», который никогда прежде не входил в эту реку. Впервые десантировали тяжелую технику на мыс Челюскин — самую северную точку Евразийского континента.
Н. ПОРОСКОВ