13 октября Гидрографическая служба ВМФ отметила 191-ю годовщину со дня основания.

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010. Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010.
Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010. Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» проекта 22010.

Военных гидрографов поздравили главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв, командующие флотами.

История гидрографической службы – это прежде всего история освоения Мирового океана российскими моряками. Эта история продолжается, пополняя страницы отечественного мореплавания новыми уникальными данными. Гидрографическая служба Военно-морского флота начинается с момента образования в составе Главного морского штаба Управления генерал-гидрографа. Сегодня это Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, на которое возложено решение задач навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения морской деятельности страны, и прежде всего её военно-морского, транспортного и промыслового флотов, в различных регионах Мирового океана.

Эффективность деятельности Военно-морского флота в Мировом океане, в том числе и задача по военно-морскому присутствию в дальней океанской зоне, напрямую зависит от гидрографического обеспечения. Так было всегда. Поэтому Главное командование ВМФ считает военную гидрографию, океанографические исследования, развитие картографии важнейшими направлениями своей работы. Они регулярно представляются на научных, военно-практических конференциях, где наглядно в выступлениях различного рода специалистов, учёных даётся оценка гидрографической и океанографической деятельности Военно-морского флота. В октябре анализ исследований и освоения Мирового океана озвучивался главнокомандующим ВМФ адмиралом Владимиром Королёвым на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, а также на конференции по океанологии, которая прошла в Главном штабе ВМФ, в Адмиралтействе с привлечением ведущих учёных страны в этой области.
В 2017–2018 годы гидрографы продолжали выполнять океанографические, гидрографические и морские геофизические работы в морях и океанах, обеспечивали качественную работу средств навигационного оборудования и радионавигационных систем, морских средств навигации и океанографии на кораблях и судах ВМФ, на основе результатов исследований издавали новые и корректировали существующие морские навигационные карты, руководства и пособия для плавания.
Огромное внимание уделяется изучению Арктического региона. Ни для кого не секрет, что Военно-морской флот России присутствует и обеспечивает безопасность морской деятельности в Арктической зоне. Большой сегмент работы военных гидрографов отведён именно Арктической зоне. От гидрографических исследований в Арктике напрямую зависит навигационная безопасность мореплавания в её морях. Военные гидрографы выполняют в Арктической зоне огромный спектр исследовательских работ. Так, с 2013 года гидрографическими службами Северного и Тихоокеанского флотов выполняются гидрографические исследования и работы в Баренцевом, Карском, Восточно-Сибирском, Беринговом и Чукотском морях, в том числе в морских водах и на побережье арктических архипелагов и островов, в интересах картографирования морских вод национальной юрисдикции Российской Федерации в Арктической зоне. При выполнении исследований используются самые современные технические средства, в том числе гидрографические комплексы на базе многолучевых эхолотов и отечественных буксируемых гидролокаторов бокового обзора. Сегодня на вооружении гидрографов ВМФ – технические средства, показывающие достаточную надёжность и высокую эффективность использования при выполнении съёмки рельефа дна.
Главное командование ВМФ непрерывно получает и анализирует информацию о гидрографических и океанографических исследованиях, которые ведутся в различных морских и океанских районах. Например, в настоящее время гидрографическое судно «Горизонт» Арктической океанографической экспедиции гидрографической службы Северного флота выполняет комплексные гидрографические работы в северной и восточной частях Баренцева моря. В море Лаптевых выполнено обследование острова Яя, открытого в 2014 году в ходе кругосветной экспедиции океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» через Северный Ледовитый океан. Данное открытие является продолжением деятельности российских гидрографов по приращению территории Российской Федерации. Гидрографическое судно «Пегас» Тихоокеанской океанографической экспедиции завершило гидрографические работы в Чукотском море и возвращается в свой пункт базирования.
В рамках участия Российской Федерации во 2-й международной экспедиции в Индийском океане с декабря 2017 по июнь 2018 года выполнен поход океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» в северо-восточную часть Атлантического океана, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, северную и центральную части Индийского океана и с декабря 2017 по март 2018 года гидрографического судна «Донузлав» в район острова Сокотра. Выполнен большой объём комплексных океанографических исследований.

Наряду с оснащением ВМФ России кораблями и подводными лодками новых поколений продолжается работа по обновлению судового состава Гидрографической службы ВМФ

В настоящее время выполняются плановые технические работы по подготовке океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» к очередной кругосветной океанографической экспедиции в 2019–2020 годах, посвящённой 250-летнему юбилею со дня рождения Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Планируется, что в этой экспедиции также примет участие гидрографическое судно «Маршал Геловани» Тихоокеанского флота. Подготовка и осуществление этой экспедиции находятся на личном контроле главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва.
Одним из приоритетных направлений деятельности гидрографической службы является выполение мероприятий по обеспечению навигационной безопасности плавания кораблей (судов) в водах юрисдикции Российской Федерации.
Эффективность этой деятельности во многом зависит от оснащённости районов гидрографических служб. В рамках гособоронзаказа ежегодно ведётся модернизация светооптической аппаратуры (в среднем 100 аппаратов ежегодно), буёв, вех и источников электропитания. Активно внедряются в районах гидрографических служб ВМФ системы управления и контроля за работой средств навигационного оборудования (более 75 процентов подразделений оснащены перспективными образцами данных систем).
Сегодня Гидрографической службой ВМФ совместно с предприятиями промышленности разработаны и проходят опытную эксплуатацию перспективные образцы светооптических аппаратов с интегрированной системой электрического питания (солнечная панель и химический источник тока). Экономия бюджетных средств после внедрения данных аппаратов составит порядка 30–35 процентов.
В течение 2018 года осуществлён ремонт маячного городка маяка Толбухин (Финский залив) гидрографической службы Балтийского флота. Эти работы выполнены в рамках подготовительных мероприятий, связанных с празднованием в 2019 году 300-летия этого уникального маяка. Дополнительно осуществлён ремонт маячных городков маяков Родшер и Южный Гогландский (Финский залив) гидрографической службы Балтийского флота.
Военно-морской флот не должен забывать свою историю. Она предопределяет дальнейшее развитие и перспективу. В целях сохранения маяков как объектов исторического и культурного наследия России Управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации совместно с Дирекцией Санкт-Петербургского международного культурного форума (далее – МКФ) в ходе проведения VII МКФ (ноябрь 2018 года) впервые в истории данного мероприятия планируется работа секции «Стражи морей: история, использование, сохранение маяков. Российская и международная практика». Ожидаемые результаты данного мероприятия – обобщение опыта сохранения маяков – как объектов культурного наследия и выработка направлений работы заинтересованных организаций (Минобороны России, Минкульта России, Государственной корпорации «Росатом», НОО «Русское географическое общество» и др.) по этому вопросу.
Наряду с оснащением ВМФ России кораблями и подводными лодками новых поколений продолжается работа по обновлению судового состава Гидрографической службы ВМФ. В настоящее время ведётся строительство двух малых гидрографических судов проекта 19910. На АО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (г. Благовещенск) – «Александр Рогоцкий» для Тихоокеанского флота в 2019 году. На АО «Судостроительный завод «Вымпел» (г.  Рыбинск Ярославской области) – «Николай Скосырев» для Северного флота в 2020 году.
Судостроительный завод «Завод Нижегородский теплоход»
(г. Бор Нижегородской обл.) завершил строительство двух больших гидрографических катеров нового проекта 23040Г, которые в этом году войдут в состав Балтийского флота. Завод ведёт строительство ещё двух аналогичных катеров, которые поступят в 2019 году на Черноморский флот.
Кроме того, в 2018 году заложены для строительства два больших гидрографических катера проекта 19920, которые предназначены для Северного и Тихоокеанского флотов.
На АО «КАМПО» (г. Орехово-Зуево Московской обл.) до 2021 года будет построено три больших гидрографических катера нового проекта 23370Г, основной задачей которых будет обслуживание средств навигационного оборудования.

Олег ОСИПОВ,
Геннадий НЕПОМИЛУЕВ
______________
Олег ОСИПОВ – руководитель кругосветной экспедиции на ОИС «Адмирал Владимирский» (2014–2015 годы), заместитель начальника Управления навигации и океанографии Минобороны РФ, капитан 1 ранга.
Геннадий Непомилуев – заместитель начальника Управления навигации и океанографии Мин­обороны РФ.