«Северодвинск» – гордость флота

Программа испытаний уникального атомохода успешно завершена

«Самая передовая российская подводная лодка», «Чудо-оружие XXI века», «Зверь из глубины» – так окрестили западные СМИ атомный подводный ракетный крейсер «Северодвинск». Многоцелевой подводный корабль четвёртого поколения способен выполнять широкий спектр боевых задач. Это поражение стационарных наземных целей, уничтожение всех типов надводных кораблей, борьба с субмаринами и авианосными группировками вероятного противника.
Работа над созданием принципиально новой многоцелевой подлодки началась ещё в Советском Союзе. Заложили головной корабль проекта 885 «Ясень» 23 декабря 1993 года на Севмаше. По различным причинам строительство «Северодвинска» неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. В процессе постройки проект постоянно дорабатывался. И только спустя двадцать лет, 30 декабря 2013 года, Северный флот принял в опытную эксплуатацию этот высокотехнологичный корабль.
Экипаж «Северодвинска» сформировали 10 лет назад. Совершенно новый проект подлодки – полуторакорпусная конструкция, новейшие комплексы связи и навигации, отличная от предыдущих ядерная энергетическая установка – морякам-подводникам пришлось изучать с нуля. Первые четыре года штудировали техническую документацию в учебном центре под Санкт-Петербургом. Затем, прибыв на завод, начали практическое изучение устройства корабля.
По словам командира второго экипажа АПРК «Северодвинск» капитана 1 ранга Александра Гладкова, осваивать новинку отечественного кораблестроения было весьма интересно, хотя и сложно. Заводская сдаточная команда очень помогла. Люди, которые собственноручно собирали атомоход, досконально знающие все нюансы устройства и работы корабля, щедро передавали свои знания военным морякам.
После трёх лет швартовных, заводских, ходовых и государственных испытаний экипаж «Северодвинска» приступил к опытной эксплуатации лодки. Подводники под наблюдением представителей завода и конструкторского бюро отрабатывали применение всех технических средств ПЛА в различных условиях. Надо отметить, что благодаря ряду конструкторских инноваций атомная подводная лодка «Северодвинск» стала самой малошумной атомной подводной лодкой в мире. В ходе опытной эксплуатации личный состав провёл дополнительные акустические испытания корабля на полигоне шумности. Были выполнены все мероприятия, связанные с применением ракетного и торпедного вооружения. А также впервые в российском периоде истории отечественного ВМФ моряки испытали всплывающую спасательную камеру (ВСК) с командой на борту. Проверка ВСК проходила в небольшой акватории губы Западная Лица в условиях, имитирующих аварийную ситуацию. Успешные результаты этого сложнейшего мероприятия боевой подготовки ещё раз подтвердили надёжность атомного крейсера и высокий уровень подготовки личного состава «Северодвинска».
Проведя практически весь прошлый год в морях, экипаж успешно завершил весь цикл программы испытаний атомохода. Позади большой этап работы по введению в строй передовой российской лодки. Все доработки, сделанные в ходе опытной эксплуатации субмарины, учтены, и последующие корабли серии уже строятся по модернизированному проекту 885М.

Благодаря ряду конструкторских инноваций атомная подводная лодка «Северодвинск» стала самой малошумной в мире

04-25-03-16Наблюдая сегодня за тем, как личный состав ПЛА «Северодвинск» готовит корабль к выполнению боевых задач, хочется отметить: спокойными выглядят все – от командного состава до матросов. И спокойствие здесь – синоним уверенности в своём корабле, в себе и своих действиях. А это достигается в процессе непрерывной учёбы. Экипаж подлодки – квалифицированный и отлично подготовленный, способный выполнять любые поставленные перед ним задачи. Но боевая подготовка – процесс цикличный, поэтому подводники постоянно совершенствуют свои навыки.
Еженедельно корабельный боевой расчёт проводит тренировки по уничтожению условного противника. Минёры, ракетчики, штурманы и акустики тренируются в учебном центре дивизии атомных подводных лодок. Моряки отрабатывают и элементы борьбы за живучесть: алгоритм действий при заклинке рулей, в случае поступления забортной воды в отсеки, при аварийном всплытии. И, кстати, на самой субмарине есть встроенные тренажёры. Помимо плановых, каждый месяц проводятся и дополнительные мероприятия по подготовке личного состава: месячники борьбы за живучесть, радиационной безопасности, электробезопасности.
В ближайшее время атомный подводный ракетный крейсер «Северодвинск» с первым экипажем под командованием капитана 1 ранга Сергея Митяева войдёт в состав сил постоянной готовности Северного флота. В историю корабля будет вписана страница, связанная с выполнением боевых задач по защите интересов Российской Федерации в море.

Автор  Анна КОРОЛЬКОВА. Газета «Красная звезда»