Опубликованы малоизвестные факты о прорыве блокады Ленинграда

Министерство обороны России продолжает публиковать на официальном сайте документы времён Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Накануне 75-летней годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады размещена подборка из фондов Центрального архива военного ведомства под названием «Ладожская артерия: превозмогая блокаду».
На днях немецкая журналистка Зильке Бигальке в своей статье «Москва злоупотребляет памятью о Ленинграде» подвергла Россию критике за проведение парада в честь памятной даты. По её мнению, трагедия приобрела характер торжества, а праздничные мероприятия похожи на «танцы на костях».
Бигальке также отметила, что в Германии долго замалчивали правду о блокаде Ленинграда, и назвала эту часть истории «одним из самых чудовищных преступлений вермахта».

Вместе с тем она косвенно обвинила власти Ленинграда, а также лично Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина в том, что они якобы могли сделать больше для спасения жителей осаждённого города. Ленинград находился в блокаде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – на протяжении 872 дней. От голода, холода и бомбёжек погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города.
Представленные на сайте Минобороны архивные документы беспристрастно свидетельствуют о том, что делалось всё возможное для прорыва блокады, эвакуации населения и снабжения осаждённого города.
Материалы скомпонованы в три раздела. Первый блок посвящён Дороге жизни – единственной военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943-го блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. Именно по этой фронтовой трассе проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение.
Раздел открывает постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года «О строительстве зимней автомобильной дороги от станции Заборье Северной железной дороги до Кобона, Южный берег Ладожского озера». Сроки устанавливаются сжатые – всего неделя, до 30 ноября. Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день. Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая». Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе. А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту. Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец.

Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов

Министерство обороны опубликовало цифровые копии схем и карт, которые раскрывают полную обстановку региона того периода. Так, на схеме блокированной территории Ленфронта обозначены трассы водных коммуникаций и ледовых дорог. Представляет интерес и схема эвакуации раненых, больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года.
С важной информацией также можно ознакомиться в постановлении Военного совета Ленинградского фронта от 6 декабря 1941 года. Сразу выделяется правка красным карандашом в оглавлении документа, принадлежащая, скорее всего, Андрею Александровичу Жданову. Первоначальная формулировка «Об эвакуации населения Ленинграда» исправлена так: «Об эвакуации людей Ленинграда по фронтовой дороге».
В документе ставится задача: «Обязать эвакуационную комиссию начать с 10 декабря 1941 года эвакуацию населения из Ленинграда по трассе Ваганово – ст. Заборье, доведя число вывозимых людей к 20.12.1941году до 5000 человек в сутки».
«При отъезде из Ленинграда эвакуируемые сдают в обязательном порядке продуктовые и промтоварные карточки в районные эвакокомиссии, взамен чего они снабжаются специальными дорожными талонами», – говорится далее в постановлении. Приказано по пути следования создать специальные пункты питания, где выдавать взрослым по 400 г хлеба в сутки, горячий чай, а детей до 14 лет дополнительно два раза в сутки обеспечивать супом или щами.
Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов.
Одним из нестандартных инфраструктурных проектов периода блокады Ленинграда стало строительство подводного четырёхдюймового (10 см) бензопровода для подачи нефтепродуктов длиной 35 км (в том числе 25 км под водой). На сайте представлены документы о его создании. Из постановления военсовета Ленинградского фронта от 1 мая 1942 года следует, что это уникальное инженерное сооружение должно быть готово к 20 июня 1942 года. Трубопровод был рассчитан на поставку 300–350 тонн топлива в сутки.
В документе подробно расписаны требования ко всем специалистам, работающим над поставленной задачей. В частности, Экспедиции подводных работ особого назначения Краснознамённого Балтийского флота предписывалось произвести водолазное обследование пути трубопровода, удалить в случае необходимости подводные препятствия, гидрографическому отделу КБФ произвести промер трассы, наметить места створных знаков и обвеховать трассу между берегами.
19 июня правительственная комиссия подписала акт приёмки бензопровода в эксплуатацию, оценив работу всех участников стройки на отлично. Ладожская «артерия жизни» действовала бесперебойно до 1944 года.
На сайте Минобороны размещены документы, раскрывающие работу этого по сути военного объекта стратегического назначения: схема магистрального трубопровода и схема бензоперекачечной головной и наливной станции трубопровода мыс Кореджа – Борисова Грива.
Архивные материалы относительно ещё одной уникальной операции представлены во втором блоке тематической подборки. В 1943 году из Ленинграда в воды Ладожского озера были доставлены железнодорожным транспортом с соблюдением беспрецедентных мер маскировки советские малые подводные лодки М-77 и М-79, выполнявшие разведывательные миссии и другие боевые операции, наблюдавшие за подходами к базам, коммуникациям, побережьям, островам противника.
Субмарины этого класса на флоте прозвали «Малютками». Но несмотря на то, что эти лодки, самые маленькие из стоящих в то время на вооружении нашего флота, были около 40 метров в длину, их перемещение потребовало немалых усилий, хотя их специально конструировали с учётом возможности такой транспортировки даже в собранном виде.
Операция проходила в обстановке строгой секретности. Использовали два состава со сцепкой из двух четырёхосных 60-тонных платформ каждый, помимо обычных грузовых вагонов. Чтобы снизить нагрузку на пути, лодки решили максимально облегчить и сняли с них всё, что только можно, а сами платформы усилили поперечными стальными балками.
Оба состава отправились со станции Дача Долгорукова в июне 1943-го. Чтобы обмануть авиацию, лодки опутали маскировочной сетью, прикрыли ящиками и коробками. Скорость движения не превышала десяти километров в час. На пути следования демонтировали большинство высоковольтных линий электропередачи, пересекающих маршрут, чтобы прошёл негабаритный груз. Поезда отправлялись по очереди. Второй стартовал, только когда первый добирался до промежуточной остановки. Таким образом старались снизить риск гибели обеих «Малюток» в случае воздушного налёта. Благодаря тщательной подготовке и грамотной организации процесса лодки к началу июля без происшествий прибыли к Ладожскому озеру.
В мультимедийной документальной подборке опубликовано Решение народного комиссара Военно-Морского Флота Союза ССР адмирала Льва Галлера
№ 0042 от 14 мая 1943 года о переводе подводных лодок М-77 и М-79 на Ладожское озеро, приведены отчёты о боевой деятельности экипажей субмарин, о количестве выходов, выполненных задачах с описанием событий и схемами передвижения подводных судов. Так, в отчёте о боевой деятельности Ладожской военной флотилии за период с 1 июля по 31 декабря 1943 года отражено участие подводных лодок в высадке разведывательно-диверсионных групп на побережье противника, успешное проведение двух боевых операций по высадке и съёмке разведчиков в районе южнее Кексгольма и Видлицы. Отмечается, что за шесть месяцев экипажи субмарин провели двенадцать боевых выходов.
31 августа 1944 года приказом командующего Краснознамённой Ладожской флотилией контр-адмирала Черокова подводные лодки М-77 и М-79 были исключены из состава Ладожской флотилии. Этот документ также размещён в оцифрованном формате на сайте военного ведомства.
Заключительный блок материалов представлен одним документом: приказом войскам Ленинградского фронта № 1 от 27 января 1944 года о снятии блокады. Он демонстрируется в двух вариантах: первый написан явно второпях, от руки, а второй напечатан на машинке.
В тексте приказа сообщается, что войска фронта штурмом овладели важнейшими узлами сопротивления и опорными пунктами противника под Ленинградом: городами Красное Село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Мга, Ульяновск, Гатчина и другими, отбросили врага от Ленинграда по всему фронту на 65–100 километров. «Наступление наших войск продолжается, – говорится далее. – В итоге боёв решена задача исторической важности: Ленинград полностью освобождён от блокады и варварских артиллерийских обстрелов противника». Командующий
войсками Ленинградского фронта генерал армии Говоров, члены Военного совета генерал-лейтенант Жданов, генерал-лейтенант Кузнецов и генерал-майор Соловьёв, начальник штаба фронта генерал-майор Гусев поздравляют мужественных и стойких ленинградцев со знаменательным днём великой победы. За отличные боевые действия объявлена благодарность всем участвовавшим в боях войскам фронта и морякам Краснознамённого Балтфлота.
В ознаменование одержанной победы и в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января в 20 часов город салютовал 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.
Блокада Ленинграда стала одной из самых чёрных страниц русской истории, а потому освобождение города – важная дата для нашего народа. Беспримерный подвиг жителей и защитников города на Неве остаётся символом отваги, стойкости, величия духа и любви к Отечеству. Попыткам переписать историю военное ведомство России противопоставляет системную работу по противодействию фальсификациям. В этом плане особое значение уделяется публикации в широком доступе рассекреченных материалов Центрального архива Минобороны. В них – историческая правда.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»