В приоритете – защита социальных гарантий

В российском военном ведомстве внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином РФ по сокращению численности Вооруженных Сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. Об этом говорится в сообщении Минобороны России. В Совет Безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства.

Особый вид государственной службы

«На сегодняшний день численность и структура Вооруженных Сил Российской Федерации установлена Верховным Главнокомандующим ВС РФ и определена, исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства, — отмечено в сообщении российского военного ведомства. — Сформирована устойчивая система комплектования, которая сбалансирована по количеству должностей, замещаемых военнослужащими и гражданскими специалистами».

Предложение Минфина России по сокращению данных должностей, отмечается в сообщении, приведет к «нулевому» экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

В военном ведомстве также прокомментировали предложения по переводу отдельных должностей военнослужащих на гражданскую службу. «Опыт проведенной работы в 2007–2012 годах по сокращению военнослужащих органов обеспечения показал свою неэффективность и привел к многочисленным проблемным вопросам, влияющим на боеспособность Вооруженных Сил, — подчеркнуто в информации Минобороны России. — В ходе проводимых Вооруженными Силами боевых операций, учений и маневров необходимость содержания на них военнослужащих наглядно подтверждается».

Прокомментировали в Минобороны России и высказанные предложения по корректировке системы пенсионного обеспечения военнослужащих.

«Правовые нормы пенсионного обеспечения закреплены действующим законодательством и служат основой мер социальной поддержки военнослужащих и членов их семей, — отмечено в сообщении военного ведомства. — Предложение Минфина РФ об установлении максимального размера денежного довольствия, который учитывается при исчислении военных пенсий, не выше 80 %, говорит о непонимании порядка исчисления военных пенсий».

В военном ведомстве в связи с этим выступили с разъяснением о том, что в настоящее время размер военных пенсий зависит от выслуги лет и составляет от 50 % денежного содержания за выслугу 20 лет до 85 % за выслугу 32 и более лет.

«С учетом осуществленного увеличения для различных категорий военнослужащих предельного срока военной службы на пять лет в Минобороны России совместно с другими федеральными органами исполнительной и государственной власти ранее детально прорабатывался вопрос о возможности повышения минимальной выслуги лет, дающей право для выхода на пенсию с 20 до 25 лет, при условии реализации компенсационных норм и механизмов, повышающих общий уровень социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров, — отмечено в сообщении Министерства обороны России. — Однако Минфином России данная инициатива была не поддержана. Таким образом, обсуждение вопроса увеличения выслуги лет для выхода на пенсию военнослужащими без компенсационных мер бессмысленно».

Что же касается предложения увеличить на пять лет срок возникновения основания для включения в накопительно-
ипотечную систему жилищного обеспечения офицеров, солдат и сержантов, то они, как отмечают в Минобороны России, не проработаны и не поддерживаются.

 «По нашим расчетам, реализация этого предложения только увеличит в долгосрочной перспективе расходы на обеспечение служебным жильем и выплаты компенсаций военнослужащим», — говорится в сообщении военного ведомства.

В целом, как отмечают в Министерстве обороны РФ, реализация предложений Минфина России не приведет к какому-
либо экономическому эффекту, но при этом значительно ухудшит материальное благополучие и социальный статус военнослужащих. В военном ведомстве еще раз обращают внимание на то, что военная служба — это особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

«Характер данной службы предполагает выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также другими специфическими условиями прохождения службы» — подчеркивает Минобороны России.

Руководством военного ведомства высказано неприятие предложенных Минфином России мер и озвучено намерение продолжать комплексную работу, направленную на расширение действенных мер социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Каждый рубль — под строгим контролем

«Красная звезда» не раз рассказывала о сути реализуемой в военном ведомстве стратегии, направленной на выполнение установленных государством обязательств в отношении людей в погонах и тех, кто уже завершил службу.

Руководством Министерства обороны России особое внимание уделяется повышению уровня социальной защиты, развитию системы льгот и преференций для военнослужащих и членов их семей. Одной из важнейших задач военного ведомства Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу рассматривает повышение уровня жизни военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил и военных пенсионеров.

В 2019 году, подчеркнем, Министерство обороны обеспечило уровень денежного довольствия военнослужащих не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики. С 1 октября прошлого года денежное довольствие личного состава было проиндексировано на 4,3, а военные пенсии — на 6,3 %. В этом году денежное довольствие возросло еще на 3 %. Соответственно выросли и военные пенсии. Дополнительно для повышения престижности военной службы контрактников по наиболее дефицитным специальностям установлена надбавка за особые достижения в службе в размере 30 % от оклада по воинской должности. Введена еще одна надбавка в 50 % от должностного оклада военнослужащим, занимающим воинские должности с первого по четвертый тарифный разряд. Кроме того, установлена выплата денежной компенсации за наем жилых помещений солдатам и сержантам в повышенном размере, по аналогии с офицерами и прапорщиками.

В ходе рабочих поездок в войска генерал армии Сергей Шойгу постоянно уделяет особое внимание социальной ситуации в военных гарнизонах, строительству жилья, обеспечению детей военнослужащих местами в детских садах и трудоустройству членов их семей. В качестве приоритетных рассматриваются вопросы предоставления военнослужащим постоянного жилья и формирования служебного фонда, строительства и ремонта социально значимых объектов, развития всей системы социальных гарантий.

Отметим также, что Минобороны России продолжает обеспечивать выполнение Указа Президента от 7 мая 2012 года № 604 в части поддержания денежного довольствия военнослужащих на уровне не ниже уровня оплаты труда работников организаций ведущих отраслей экономики.

Военным ведомством налажен строгий контроль за эффективным расходованием выделенных бюджетных средств. Такая система, связанная с контролем за расчетами по гособоронзаказу, функционирует с 2015 года и показала себя действенным инструментом профилактики нецелевого использования бюджетных средств, направляемых на нужды обороны.

Основным инструментом госконтроля стала Единая информационная система гособоронзаказа. Благодаря ей госзаказчик имеет возможность получать полную и достоверную информацию о том, как работает каждый бюджетный рубль.

Напомним, кроме того, о проводимых в Минобороны России дополнительных мероприятиях по повышения эффективности расходования средств бюджета, выделенных на оборонные нужды. Речь, в частности, идет о программе «Эффективная армия», в рамках которой внедряются новые технические, организационные, технологические решения, обеспечивающие экономический эффект от расходования государственных ассигнований на оборону.

Непродуманно, поспешно, легковесно

Предложения Минфина России об урезании расходов на Вооруженные Силы страны и кардинальном реформировании отдельных служб и направлений в военной сфере ставят под угрозу саму безопасность государства. Такое мнение высказало абсолютное большинство экспертов, комментирующих нынешнюю ситуацию. «Предложения Минфина по сокращению численности Вооруженных Сил, переводу отдельных должностей военнослужащих на гражданскую службу, увеличению пенсионного возраста военнослужащих и отмене индексации пенсионных выплат мы не поддерживаем», — заявил председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев.

По его словам, Минобороны России высказало аргументированную позицию по данным вопросам, с которой Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности полностью согласен.

«Численность и структура Вооруженных Сил России установлены Верховным Главнокомандующим Российской Федерации исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства, — напомнил Виктор Бондарев. — Сформирована устойчивая система комплектования, которая сбалансирована по количеству должностей, замещаемых военнослужащими и гражданским персоналом.

Инициатива Минфина о сокращении должностей военнослужащих к прогнозируемому им экономическому эффекту не приведет. Во-первых, на реформу структуры Вооруженных Сил и на выплату компенсаций сокращенным военнослужащим будет потрачена значительная сумма, нивелирующая экономию. Во-вторых, хочу напомнить, что средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на списочную, а не на штатную численность».

«Предложение по переводу отдельных должностей военнослужащих на гражданскую службу также кажется нам нецелесообразным, — добавил глава Комитета Совета Федерации. — Аналогичная оптимизация уже проводилась в 2007–2012 годах (тогда сокращение военнослужащих проводилось в подразделениях обеспечения) и привела к многочисленным проблемам, влияющим на боеспособность Вооруженных Сил».

 «В части пенсионного обеспечения скажу следующее, — продолжил сенатор. — Нормы закреплены действующим законодательством и служат основой мер социальной поддержки военнослужащих и членов их семей. Хочу напомнить, что индексация пенсий для всех категорий граждан предусмотрена Конституцией Российской Федерации».

Виктор Бондарев также отметил, что с учетом уже осуществленного увеличения для различных категорий военнослужащих предельного срока военной службы на пять лет Минобороны России прорабатывало вопрос о возможности повышения минимальной выслуги лет, дающей право для выхода на пенсию, с 20 до 25 лет при условии реализации компенсационных норм и механизмов, повышающих общий уровень социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. «Однако Минфин эту инициативу не поддержал, — сказал сенатор. — А обсуждать увеличение необходимой выслуги лет для выхода на пенсию и не предусматривать при этом компенсационные меры мы считаем неправильным».

«Вообще хочу напомнить, что военная служба — особая профессия. Это не просто работа, а призвание. Люди, выбравшие военную службу, рискуют жизнью и здоровьем, подчас терпят значительные неудобства и ограничения, связанные со спецификой службы. И мне кажется неправильным и непорядочным принимать меры, направленные на ухудшение их социального обеспечения. Напротив, Минобороны России будет продолжать комплексную работу, направленную на расширение действенных мер социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. И наш Комитет на законодательном уровне будет этому всячески содействовать», — подчеркнул Виктор Бондарев.

О категорическом неприятии предложений, инициировать которые пытается Министерство финансов РФ, заявил также заместитель председателя комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швыткин. При этом он выразил как позицию комитета, так и свою личную — как военного пенсионера, ветерана боевых действий.

«Мы, профильный комитет Госдумы, традиционно выражали и выражаем свое категорическое несогласие с такой позицией Минфина, — подчеркнул парламентарий. — Мы отстаиваем конструктивное взаимодействие с Министерством обороны РФ. И мы солидарны с руководством военного ведомства и в том, что нынешние структура и состав Вооруженных Сил оптимальны и полностью отвечают тем вызовам и угрозам, которые отражены в оборонной доктрине РФ». Исходя из этого, отметил депутат, любое сокращение, будь то на 10 или на 2 %, болезненно скажется на боеспособности нашей армии и качестве выполнения задач по защите интересов в области обороны и безопасности страны.

Вторая опасность, по мнению Юрия Швыткина, заключается в том, что реализация предложенных инициатив вызовет серьезную социальную напряженность среди военнослужащих и членов их семей. Равно как и недовольство со стороны военных пенсионеров в связи с предложенной отменой индексации пенсий. Индексация военных пенсий должна производиться в соответствии с указом Президента РФ, который ранее был подписан.

«Позиция Минобороны России в этом вопросе совершенно оправданна, и подобные шатания, которые имели место в недалеком прошлом, ни в коем случае не идут на пользу ни Вооруженным Силам, ни обороноспособности страны в целом, — подчеркнул зампред думского Комитета по обороне. — В данном случае позиция Минфина не отвечает принципам государственности и попросту некорректна, — считает он. — Стоит отметить, что в случае оформления данной инициативы в качестве законопроекта под сомнение будут поставлены целый ряд существующих законов и других правовых документов, которые, очевидно, вступят с ним в противоречие».

Комитет Госдумы РФ по обороне традиционно поддерживает социальный статус военнослужащих и членов их семей, включая вопросы финансового, жилищно-бытового и пенсионного обеспечения, подчеркнул также Юрий Швыткин. «Мы в этом вопросе шагаем в ногу с Минобороны России и будем и в дальнейшем отстаивать прежде всего интересы военнослужащих, — подчеркнул он. — Мы не допустим подобной финансовой дискриминации данной категории граждан».

Так, известный политолог член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков обращает внимание на то, что без развитой системы материально-технического обеспечения, как и без надлежащего медицинского обеспечения, обороноспособность и боевые возможности Вооруженных Сил будут резко подорваны. Дело в том, что в своем письме Минфин России предлагает перевести представителей этой сферы из числа военных специалистов в гражданские.

Кроме того, по его мнению, серьезным ударом, прежде всего по военной науке, может стать и реализация высказанной со стороны Минфина идеи об исключении из выслуги лет военнослужащего периода его обучения в военном вузе.

«Сегодня интерес российской молодежи к военной науке упал. Число кадров, которые непосредственно занимались этими вопросами, резко сократилось, — с сожалением констатировал Константин Сивков. — А между тем военные теория и практика переживают революцию».

Критике подверг предложения Минфина РФ о сокращении численности Вооруженных Сил России и урезании финансирования расходов на военные нужды и заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» депутат Госдумы РФ Дмитрий Саблин.

«Инициативу Минфина о сокращении 10 % состава Вооруженных Сил в сегодняшних геополитических условиях, мягко говоря, трудно назвать продуманной, — отметил политик. — А попытки мелочной экономии на еде и форме для солдат напоминают лихие 90-е и отношение к армии и ветеранам, в том числе ветеранам Великой Отечественной, в то время».

О том, что секвестрование армии и флота нерационально, особенно в условиях нынешней непростой ситуации в мире и у границ нашей страны, напомнил главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

«Сокращение численности Вооруженных Сил не отвечает существующим реалиям, учитывая все более напряженную ситуацию на российских границах, открытый курс США и НАТО на военную конфронтацию с Россией, а также дугу нестабильности, возникшую последнее время по периметру границ РФ, — отметил эксперт. — Существующая структура Вооруженных Сил оптимальна, чтобы парировать все существующие угрозы, а также те, которые могут возникнуть в ближайшей исторической перспективе».

Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец эмоционально назвал предложения Минфина России провокационными. По его мнению, такие идеи настраивают служивый народ против власти.

Раскритиковал предложения финансового ведомства по реформированию Вооруженных Сил и лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич. «Армия сегодня — это защитница наших людей и целостности нашего государства, а поэтому рушить и трогать ее нельзя, — отмечает он. — Она и так находится в очень тяжелом положении на фоне того, что происходит в мире. В этих условиях решать таким образом все свои вопросы — значит взорвать общественное мнение. Я с этим никогда не соглашусь».

Франц Клинцевич также обратил внимание на такой озвученный «реформаторами» из Минфина аспект, как корректировка порядка индексации военных пенсий. Его также предлагается радикально изменить — естественно, в сторону уменьшения выплат. Как отмечает лидер движения российских «афганцев», «армия — это мост между безопасностью государства и благополучием наших людей», а потому дискуссии на темы непродуманной оптимизации в этой сфере лучше прекратить.

Кстати, ряд специалистов разделяет позицию Минобороны России о том, что предложенные меры способны привести к экономическому эффекту.

Так, военный эксперт Владислав Шурыгин подсчитал, что сокращение штата Вооруженных Сил на 10 % позволит сэкономить не более 5 миллиардов рублей в год. В то же время проблем, по его мнению, такой секвестр может принести куда больше. Он, в частности, приведет к некомплекту в боевых подразделениях. «Если их укомплектовать, то не хватит людей в тыловых частях, и мы опять погрузимся в ситуацию, когда приходилось, например, собирать сводные экипажи кораблей, чтобы выйти в море», — напоминает Владислав Шурыгин.

Учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев прямо называет высказанные Минфином России идеи противоречащими законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

К примеру, эксперт обращает внимание на то, что сразу же после принятия присяги курсанты военных вузов не просто приступают к учебе, но и привлекаются к выполнению задач военной службы. На них так же распространяются ограничения, как и на всех военнослужащих, отмечает юрист. Следовательно, время обучения в таких учебных заведениях должно входить в военный стаж по закону.

«Предложенные Минфином реформы, касающиеся Вооруженных Сил, вызывают, мягко говоря, недоумение, — замечает председатель президиума Общероссийской организации «Офицеры России» Герой Российской Федерации Сергей Липовой. — Понятно, что задача Министерства финансов — оптимизировать бюджет. Но оптимизация — это улучшение, а предложенные инициативы могут существенно подорвать обороноспособность страны и заложить не самые лучшие тенденции развития Вооруженных Сил».

Сергей Липовой также критически отнесся к идее повысить пенсионный возраст военнослужащих и не включать в выслугу лет время обучения в военном вузе. По его мнению, из-за этого у курсантов и учебных заведений могут появиться дополнительные юридические трудности.

О том, что предлагаемые Минфином меры «оптимизации» расходов на Вооруженные Силы могут снизить престижность военных профессий, заявила доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ имени Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева.

«Нововведения должны быть обоснованы не только экономически, но и социально-психологически, организационно, иметь четкую, обоснованную расчетную базу, — отмечает она. — Решение, основанное на нехватке экономических ресурсов, не может не привести к негативным последствиям. Необходимо искать другие источники решения назревших проблем. При всех сложностях социальный пакет и условия трудовой среды военных не должны быть ухудшены».

Неприменимым к области государственных расходов на оборону назвал подход, предлагаемый Министерством финансов, военный эксперт главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«На мой взгляд, предложение Минфина абсолютно нереалистично, оно не учитывает особенности и специфику Вооруженных Сил, особенности военной службы и текущую ситуацию с укомплектованностью военнослужащими по контракту, офицерами, — полагает он. — Это бухгалтерский подход, который применим, наверное, где-нибудь на бирже финансовой, но не к области государственных расходов на оборону».

Так же негативно оценил инициативу Минфина и зампредседателя Общероссийского движения «Сильная Россия» Герой Российской Федерации Александр Головашкин. В том числе в том, что касается выслуги лет, из которой предлагается исключить период обучения в военном вузе.

«Человек с первого курса, после принятия военной присяги, привлекается к решению любых задач, связанных с выполнением служебного долга. Там тоже может быть нанесен вред здоровью, задачи сопряжены с риском для жизни. А по логике Минфина курсант военного училища — бездельник и ничем не занимается пять лет, раз ему стаж не положен!».

Внимательно смотреть, по мнению Александра Головашкина, нужно и на предложения, связанные в целом с увеличением выслуги, необходимой для выхода военнослужащего на военную пенсию.

По материалам газеты «Красная Звезда»