22 октября – День финансово-экономической службы Вооружённых Сил РФ
В 2017 году исполняется 99 лет со дня образования финансово-экономической службы Вооружённых Сил Российской Федерации. 22 октября у нас будет ещё один повод, чтобы встретиться с нашими ветеранами, заслуженными специалистами, поздравить их, вспомнить тех, кого уже с нами нет.
Современное поколение военных финансистов настроено сохранять и приумножать традиции службы, накопленные за десятилетия достойной работы в интересах государства.
Я от всей души поздравляю с 99-летием финансово-экономической службы Вооружённых Сил наших ветеранов, всех военных финансистов.
Желаю всем крепкого здоровья, счастья, радости и благополучия.
Новых вам успехов и свершений на благо России!
Заместитель министра обороны РФ Т.В. ШЕВЦОВА
В августе 2015 года Президент России, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Владимир Путин подписал указ об установлении в Вооружённых Силах Российской Федерации Дня финансово-экономической службы, который будет отмечаться ежегодно 22 октября.
Некий отдалённый прообраз финансовой системы армии и флота появился ещё при Петре I, который издал указ, учредивший должность генерал-комиссара и направленный на централизацию материального и денежного обеспечения русского войска. При Петре I были введены и первые оклады жалованья для военнослужащих регулярной армии, зависящие от должностного положения, звания и даже рода войск. Пётр I не скупился на вознаграждение солдат и офицеров, отмечая их не только медалями, но и деньгами – дифференцированно, в зависимости от чина и боевых заслуг.
Однако именно 22 октября 1918 года, 99 лет назад, приказом Реввоенсовета Республики впервые в истории армии и флота было принято положение о финотделе и введён в действие юридический документ о самостоятельном финансовом органе.
Во все времена в обязанности военных финансистов входили реализация важнейших функций по обеспечению жизнедеятельности и боеготовности войск, эффективному расходованию средств, а также участие в решении социально-бытовых проблем личного состава. За прошедшее время накоплен внушительный потенциал, выстроена чёткая система, позволяющая военным финансовым органам осуществлять свою деятельность, решая весь комплекс задач.
Надо сказать, что каждое поколение военных финансистов вносило свою лепту в историю становления военной финансово-экономической службы, энергично и последовательно воплощало в жизнь актуальные реформаторские идеи в бюджетной сфере. Поистине золотыми строками вписаны в историю службы имена многих ветеранов Великой Отечественной войны, которые своим самоотверженным трудом внесли весомый вклад в обеспечение общей победы над врагом, создали задел преемственности поколений. В годы
войны военные финансовые органы стали одним из ключевых элементов системы, позволившей создать эффективный механизм мобилизации экономических ресурсов государства, перевода экономики страны на военные рельсы и чёткого планирования бюджетных расходов.
Великая Отечественная война легла тяжёлым бременем на государственный бюджет. Военные расходы составили более половины всех трат государственного бюджета. Для качественного и своевременного перераспределения денежных средств в составе фронтов и армий были сформированы финансовые отделы. Кроме того, на всех предприятиях оборонно-промышленного комплекса были созданы военные представительства Наркомата обороны для приёма вооружения и военной техники и решения задач финансирования и ценообразования.
В кратчайшие сроки было организовано кассовое и расчётное обслуживание в действующей армии, сформированы полевые учреждения Госбанка: на фронтах – конторы, в армиях – отделения, в соединениях – кассы. Была энергично проведена работа по ведению безналичного расчёта. Уже в 1943 году удельный вес таких расчётов составил 75 процентов от всего объёма денежных средств, выплачиваемых на фронте. В это же время были введены аттестаты офицерскому составу на семьи, организованы подписка на госзаймы, взносы в фонды обороны, успешно развивалась система вкладных операций при выплате денежного довольствия.
Свои требования война предъявила и к личному составу финансовых органов. И в том, что военные финансисты выдержали выпавшие на их долю испытания, обеспечили бесперебойное финансирование фронтов и военных округов, заслуга подготовки кадров для финансовой службы в предвоенные и военные годы. Достаточно сказать, что за четыре года войны выпускниками училищ, курсов и стажировок, получившими соответствующие специальности, стали более 10 тысяч военнослужащих.
Свою оценку качества работы финансовой службы Красной Армии дал министр финансов СССР Арсений Григорьевич Зверев, который в своём докладе в 1945 году подчеркнул: «Победа в Великой Отечественной войне, потребовавшая колоссального напряжения во всех сферах деятельности государственного механизма, – это не только историческая, но и блестящая военно-экономическая победа, в достижении которой огромную роль сыграли финансисты». По признанию многих руководителей того периода, известных военачальников, благодаря грамотной работе государственных финансовых органов, в том числе военных финансистов, были успешно решены задачи по созданию сильнейшей армии в мире. Тот же Арсений Зверев, занимавший пост министра финансов СССР в 1935–1960 годах, отмечал: «Где сильный финансист – там сильное государство».
На разных исторических этапах система финансового обеспечения Вооружённых Сил гибко реагировала на изменения в подходах к строительству армии и флота, на экономическую ситуацию в стране
На разных исторических этапах система финансового обеспечения Вооружённых Сил гибко реагировала на происходящие изменения в подходах и приоритетах к строительству армии и флота, а также на экономическую ситуацию в стране.
В первые послевоенные годы страна направляла колоссальные ресурсы на восстановление народного хозяйства. Перед армией и флотом стояла задача развивать и использовать возможности экономики Вооружённых Сил. Отсюда – ускоренное развитие различных направлений (строительное, промышленное и сельскохозяйственное производства, военная торговля, внутреннее хозяйство войск и прочие сферы). Соответственно усиливалась роль финансовой службы Министерства обороны СССР, которая постепенно превращалась в финансово-экономическую. На годы «холодной войны» приходится развитие в войсках своего собственного внутреннего хозяйства, самостоятельных служб обеспечения, в том числе финансовых, а также широкое развитие сети полевых банков. Важно подчеркнуть, что военные финансисты участвовали в различных военных кампаниях, успешно справляясь с возложенными на них задачами. Афганистан, Северный Кавказ, Южная Осетия, Крым, Сирия.
В наше время военные угрозы никуда не исчезли, они лишь изменили характер. В условиях, максимально приближенных к боевым, в рамках проведения в этом году совместного стратегического учения «Запад-2017» осуществлялась практическая отработка вопросов финансового обеспечения и банковского обслуживания войск (сил) при их переводе на организацию и состав военного времени. Всё это проводилось под руководством заместителя министра обороны Российской Федерации Татьяны Шевцовой с привлечением соответствующих центральных органов военного управления, финансово-экономических органов военных округов, а также федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов России, Федерального казначейства) и Банка России.
По итогам учения сделаны важные выводы: финансово-экономические органы способны в установленные сроки привести себя в высшие степени боевой готовности и готовы к выполнению задач по обеспечению войск и сил в военное время.
В этом году финансово-экономический блок Минобороны России начал масштабную работу в рамках исполнения решения Президента Российской Федерации по изменению подхода к формированию бюджета военного ведомства. Предложен принципиально новый подход, обеспечивающий взаимоувязку базовых расходов Минобороны РФ по различным направлениям. Таким образом, созданы предпосылки для повышения эффективности использования бюджетных средств с достижением конкретных результатов.
В заключение важно отметить, что обеспечение обороноспособности страны – одна из важнейших государственных задач, требующая значительных финансовых средств. При этом жизнеобеспечение армии и флота зависит не только от объёма выделенных на военную организацию финансовых ресурсов, но и от того, как выстроено их использование. В связи с этим на плечи военного финансиста возложена громадная ответственность, с которой, как убеждает время, он успешно справляется.