10 июня в Новороссийской военно-морской базе пройдет торжественная церемония подъема Андреевского флага и приема в состав ВМФ России уникального по своей многофункциональности спасательного буксирного судна (СБС) проекта 22870 «Профессор Николай Муру».
СБС построено на Астраханском филиале Центра судоремонта «Звездочка» и названо в честь выдающегося отечественного кораблестроителя Николая Муру. Проект судна разработан конструкторским бюро «Вымпел» в соответствии с техническими требованиями Главного командования ВМФ России.
Основным предназначением спасательного буксирного судна «Профессор Николай Муру» является буксировка и работы по снятию с мели кораблей и судов, борьба с пожарами на аварийных кораблях, судах и объектах береговой инфраструктуры флота. Оснащение судна специальным оборудованием позволяет ему проводить эвакуацию экипажей аварийных кораблей в море и оказывать комплексную неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Энергетическое оборудование судна «Профессор Николай Муру» позволяет ему организовать подачу электроэнергии на обесточенное аварийное судно или корабль.
СБС «Профессор Николай Муру» обладает возможностями для поддержания аварийных кораблей на плаву и выполнения сложных водолазных работ на глубинах до 60 метров. Помимо этого, судно может выполнять задачи по сбору нефтепродуктов с поверхности моря, а также вести поисковые и обследовательские работы.
Особенностью СБС «Профессор Николай Муру» является наличие системы динамического позиционирования, обеспечивающей удержание судна в назначенной точке моря без использования якорей. Это позволяет с большей точностью производить обследование объекта на глубине подводными аппаратами с борта судна, что особенно важно при спасательных и судоподъемных операциях.
Основные характеристики спасательного буксирного судна «Профессор Николай Муру» проекта 22870: водоизмещение 1200 тонн; длина наибольшая 57 метров; ширина 14 метров; высота борта 5,4 метра; осадка 3,2 метра; скорость хода 14 узлов; тяга на швартовых 500 кН.
Судно может находиться в автономном плавании 20 дней, экипаж около 30 человек. В ходе проведения поисковых и спасательных операций может принять на борт свыше 60 человек.
Головным судном этого проекта является «СБ-45», которое 6 августа 2014 года было введено в состав Каспийской флотилии.
СБС «Профессор Николай Муру» будет выполнять задачи в составе Черноморского флота. На ближнесрочную перспективу планируется строительство еще двух таких судов.
Справочно:
Заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор технических наук, профессор капитан 1 ранга в отставке Николай Петрович Муру (1921 — 2004гг) — ведущий учёный страны в области судоподъёма, подводной и надводной непотопляемости кораблей и судов.
Николай Петрович родился в Орле в семье рабочего. В 1939 году окончил с «золотым» аттестатом среднюю школу, а в 1944-м первым по выпуску, с занесением на мраморную доску почёта — кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского.
В 1942 году он участвовал в достройке и испытаниях подводных лодок XII серии в г. Молотовске (ныне Северодвинск), а в 1943-м — в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в г. Поти. За успешный ремонт повреждённого авиабомбой лидера «Харьков» и освоение метода ремонта винторулевой группы без докования путём установки кессона был награждён почётной грамотой народного комиссара ВМФ Н.Г. Кузнецова. В 1950 году Муру пришёл в училище, которое окончил, на научную и педагогическую работу. Блестяще вёл курсы статики подводных лодок и надводных кораблей, был образцом научной компетентности и требовательности. В 1956–1957 гг. Николай Петрович работал главным инженером экспедиции особого назначения (ЭОН-35) по подъёму линкора «Новороссийск», затонувшего на рейде Севастополя. Несколько десятилетий Н.П. Муру был членом бюро НТО им. А.Н. Крылова, президиума научно-технического совета Морского регистра СССР, трёх специализированных советов по присуждению учёных степеней. Был награждён четырьмя орденами и 17 медалями. Его перу принадлежит около 200 научных трудов. Среди работ такие монографии и учебники, как «Обеспечение непотопляемости корабля», «Статика корабля», «Прикладные задачи статики корабля», «Теория подводной лодки», «Непотопляемость надводного корабля», «Статика судоподъёма», «Основы непотопляемости корабля», «Незабываемые годы», «Катастрофа на внутреннем рейде». Многим из тех, кто учился во флотских вузах, известны эти труды.
Оставьте первый комментарий