Готовность бронетанкового вооружения и техники общевойсковых формирований к использованию по назначению (боевому применению)
А. КОЛЕСНИК, кандидат технических наук, полковник в отставке,
В. ПЕРЕБЕЙНОС, подполковник в отставке,
В. ЛЕСИНА
Современные сложные и высокотехнологичные образцы бронетанкового вооружения и техники (БТВТ), состоящие на вооружении войск, требуют организации эффективной их эксплуатации. В условиях повседневной деятельности войск поддержание БТВТ общевойсковых формирований (ОВФ) в готовности к использованию по назначению организуется в соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации, наставлений, директив, эксплуатационной и ремонтной документации на объекты БТВТ и др. [1].
Поддержание объектов БТВТ в необходимой степени готовности к использованию по назначению является этапом эксплуатации, в течение которого осуществляется комплекс работ, описанных в эксплуатационной и ремонтной документации, и направленных на поддержание объектов БТВТ в установленной степени готовности к использованию по назначению.
В основу поддержания объектов БТВТ в готовности к использованию по назначению положена планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТОиР), предусматривающая обязательное проведение установленных видов контроля их технического состояния, технического обслуживания, ремонта по потребности и планового ремонта в зависимости от наработки, сроков и условий эксплуатации этих объектов.
Готовность объекта БТВТ к применению по назначению определяется видом его технического состояния (исправное, работоспособное, неработоспособное), наличием запаса ресурса до очередного планового ТОиР, наличием подготовленного экипажа, укомплектованностью положенными запасными частями, инструментом, приспособлениями, заправкой горючим, смазочными и другими эксплуатационными материалами, необходимыми для обеспечения выполнения планируемых задач.
Основой обеспечения поддержания объектов БТВТ в определенной степени готовности к использованию по назначению в ОВФ является своевременное, полное и качественное проведение всех видов контроля технического состояния, технического обслуживания и войскового ремонта, которые определяются и утверждаются решением командира ОВФ на плановый период (рис. 1).
Планирование и проведение контроля технического состояния (КТС) и ТоиР БТВТ осуществляется, как правило, для всех составных частей объекта БТВТ с привлечением специалистов соответствующих служб, ответственных за их техническое состояние.
Цель и задачи КТС по поддержанию БТВТ в готовности к использованию по назначению показана на рисунке 2.
Контроль технического состояния является неотъемлемой частью комплексной системы технического обслуживания и ремонта БТВТ.
Работы по контролю технического состояния БТВТ проводятся отдельно или совмещаются с проведением работ видов технического обслуживания и ремонта при использовании по назначению, определения потребности в проведении неплановых ремонтных работ, уточнения сроков и объемов работ по техническому обслуживанию или ремонту образца БТВТ.
Принятая в войсках система мониторинга технического состояния БТВТ имеет цель информационного обеспечения должностных лиц ОВФ для подготовки принятия соответствующих решений при обеспечении требуемой технической готовности БТВТ в процессе эксплуатации. При этом предусматривается и выполнение государственных контрактов по сервисному обслуживанию образцов БТВТ, в рамках которого осуществляются сбор, систематизация и анализ информации о степени функциональной готовности образцов БТВТ к использованию по назначению, степени обеспеченности войск БТВТ, техническом состоянии образцов БТВТ, организации эксплуатации и ремонта.
В условиях повседневной деятельности войск основными видами контроля технического состояния объектов БТВТ являются:
- контрольный осмотр (КО);
- контрольно-технический осмотр (КТО);
- техническое диагностирование (ТД).
В соответствии с требованиями уставных и руководящих документов по бронетанковой (автобронетанковой) службе контрольный осмотр организуют командиры подразделений ОВФ. Его проводят экипажи (расчеты) БТВТ с целью определения степени готовности объектов БТВТ к применению по назначению и сохранности при установке на хранение.
К основным работам на объектах БТВТ, выполняемым при контрольном осмотре, как правило, относят проверку функционирования основных агрегатов и узлов, оборудования и ЗИП.
Контрольно-технический осмотр организуется и проводится с целью определения технического состояния объекта БТВТ, а также объема работ по ТО или ремонта.
КТО проводится:
- для машин боевой и строевой групп эксплуатации — при подготовке их к сезонной эксплуатации или к хранению;
- для машин учебно-боевой (учебно-строевой) группы эксплуатации — перед каждым номерным видом технического обслуживания (ТО).
Техническое диагностирование проводится с целью получения информации о фактическом техническом состоянии объекта БТВТ (агрегатов, узлов, приборов, деталей) и определения номенклатуры работ по приведению его в готовность к использованию по назначению, прогнозирования изменения технического состояния объекта БТВТ и его сборочных единиц.
ТД проводится комиссией ОВФ с участием специалистов ремонтных предприятий и (или) предприятий-изготовителей машин в соответствии с договорными обязательствами, предусмотренными государственными контрактами в пункте технического обслуживания и ремонта, или в специально оборудованном для этих целей пункте технического обслуживания.
Основными работами ТД являются: углубленный контроль параметров, характеризующих техническое состояние объекта БТВТ и его сборочных единиц с использованием встроенных средств контроля, применением штатных контрольно-измерительных приборов, инструмента и приспособлений, диагностического оборудования и оборудования подвижных регулировочно-настроечных машин.
В соответствии с положениями, изложенными в нормативных документах по автобронетанковой службе, техническое обслуживание объекта БТВТ является составной частью обеспечения его готовности и включает: чистку, мойку, заправку (дозаправку), регулировку, наладку, проверку укомплектованности, проверку на соответствие параметров техническим условиям, промывку, смазку, консервацию, а также разборку, сборку, замену комплектующих изделий, устранение частичных отказов и повреждений в объеме текущего ремонта.
Нужно подчеркнуть, что техническое обслуживание БТВТ с периодическим контролем (ТО ПК) является обобщающим названием всех видов ТО, перед которым выполняется КТС, определяющий объем дополнительных (по отношению к плановым) работ, выполняемых при проведении номерного вида ТО [2].
Виды и цели технического обслуживания БТВТ, при их использовании по назначению в условиях повседневной деятельности войск, показаны на рисунке 3.
Как правило, объемы проведения работ при номерных технических обслуживаниях и СО уточняются по результатам КТО или ТД.
В соответствии с требованиями руководящих документов сроки проведения ТО-1, ТО-2 и СО устанавливаются планами эксплуатации и ремонта ВВТ ОВФ. Их периодичность и объем
совмещаются по времени и месту с очередными КТО и ТД. При этом очередные номерные виды технического обслуживания образцов БТВТ совмещаются с проведением на них СО.
При СО на объектах БТВТ проводится очередной вид технического обслуживания (ЕТО, ТО-1, ТО-2), кроме того, дополнительно организуются работы, предусмотренные в эксплуатационной документации машин при их подготовке к осенне-зимним или весенне-летним условиям.
Проведение технического обслуживания БТВТ организует командир (начальник) ОВФ [3, ст.82] с целью:
поддержания боеготовности БТВТ ОВФ в течение всего периода их эксплуатации за счет обеспечения исправного (работоспособного) состояния и обеспечения запаса ресурса образцов БТВТ на основе рационального использования производственных возможностей РВО общевойсковых формирований во взаимодействии с предприятиями промышленности, ремонтными предприятиями и другими сервисными организациями;
- своевременного проведения КТС и установленных видов ТО и ремонта БТВТ;
- обеспечения рационального распределения объемов работ ТО и ремонта образцов БТВТ между РВО войск и сервисными организациями.
В соответствии с календарным план-графиком выполнения мероприятий сервисного обслуживания ВВТ в ОВФ осуществляется сервисное обслуживание БТВТ, целью которого является поддержание и восстановление работоспособного или исправного состояния образца БТВТ.
При сервисном обслуживании выполняются работы в сроки и в объемах, предусмотренных условиями государственных контрактов.
Категории образцов БТВТ для технического воздействия на них в форме сервисного обслуживания представлены на рисунке 4.
Техническому воздействию в форме сервисного обслуживания подлежат образцы БТВТ в целом, а также ремонтные комплекты ЗИП к ним.
В условиях повседневной деятельности войск сервисное обслуживание БТВТ осуществляется сервисными организациями в войсковых (с участием специалистов ОВФ) и (или) заводских условиях в соответствии с заключенным государственным контрактом.
Другой составной частью обеспечения готовности БТВТ к использованию по назначению является ремонт, который проводится для восстановления работоспособного (исправного) состояния, полного или частичного ресурса образца БТВТ путем замены (ремонта) или восстановления любых его составных частей.
Виды и цели ремонта БТВТ при их использовании по назначению в условиях повседневной деятельности войск показаны на рисунке 5.
Немаловажное значение в обеспечении готовности БТВТ ОВФ к использованию по назначению в условиях повседневной деятельности войск принадлежит технической и специальной подготовке личного состава.
В процессе технической подготовки личный состав ОВФ, на оснащении которого находится БТВТ, приобретает и совершенствует знания, вырабатывает умения, практические навыки и профессиональное мастерство, необходимые для грамотной эксплуатации, поддержания в постоянной готовности к использованию по назначению (боевому применению), полной реализации боевых и технических возможностей БТВТ.
В ходе специальной подготовки личный состав ОВФ и РВО совершенствует знания и умения по применению стационарных и подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации БТВТ, их производственного и технологического оборудования.
Личный состав экипажей БТВ и БТТ, специалисты РВО ОВФ постоянно совершенствуют практические навыки в техническом обслуживании, ремонте и эвакуации машин, особенно в полевых условиях.
Техническая и специальная подготовка, обучение вождению БТВТ экипажей БТВ и БТТ, специалистов РВО ОВФ осуществляются на плановых занятиях, полевых выходах, тактических учениях и на специальных учебных сборах в соответствии с программами боевой подготовки и планами подготовки войск.
В организационном аспекте важным является своевременное обеспечение ремонтных подразделений и подразделений обслуживания ОВФ требуемым количеством специалистов ТТО, соответствующих ВУС с необходимым (заданным) уровнем их подготовки (переподготовки), тренажерными системами с учетом поступлений в войска современных (модернизированных) и перспективных образцов БТВТ.
Необходимо подчеркнуть, что от квалификации и навыков специалистов-ремонтников и оснащения РВО ОВФ современными средствами контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта (включая подвижными) в значительной степени будет зависеть время нахождения объектов БТВТ в ремонте и минимизации сроков возвращения восстановленной техники в строй.
ЛИТЕРАТУРА:
Артемьев Д.А. Основы планирования бронетанковой и автомобильной служб // Информационно-технический бюллетень ГАБТУ МО РФ. — 2020. — № 1. — С. 24.
Клочков В. КАСКО для танков // Военно-промышленный курьер. — 2018. — № 13 (726). — С.1, 6.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М: Воениздат. — 2007. — 416 с.