СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, «МАХАЧКАЛА»!

Малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала»
Малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала»

Отрадно, что в последнее время боевой состав Военно­Морского Флота пополняется новыми кораблями, произведенными по самым современным технологиям. Один из них ­ малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала», который в этом году вступил в строй Кронштадтского соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военно­морской базы Балтийского флота.

Экипаж МАК «Махачкала»
Экипаж МАК «Махачкала»

Что собой представляет новый корабль? Об этом я спросил у начальника технического управления ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Ильи Мухутдинова.

­ Тысячи людей: конструкторы, производственники, специалисты смежных организаций вложили свой огромный труд, частичку своей души в создание малого артиллерийского корабля «Махачкала», ­ рассказал Илья Михайлович. ­ Первыми к нему приложили руку проектировщики в ОАО «Зеленодольское проектно­конструкторское бюро». Рабочее название корабля ­ «Буян» (проект 21630). Он относится к судам класса река­море, имеет водоизмещение 500 тонн, способен развивать скорость до 28 узлов, преодолевать свыше 2770 километров и автономно выполнять задачи в течение 10 суток. Корабль примечателен тем, что построен с применением технологий, придающих ему малую заметность для средств радиолокационного наблюдения противника. На нем установлено мощное  вооружение ­ 100­мм артустановка «Универсал», зенитный комплекс под ракеты «Игла» или «Игла­М», ракетная система залпового огня «Град­М» из 40 стволов, две шестиствольные артиллерийские установки калибра 30 миллиметров, а также две пулеметные установки калибра 14,5 миллиметра.

«Буян» спустили на воду еще в конце апреля прошлого года. На всех этапах проведенных после спуска на воду заводских и государственных испытаний корабль показал себя грозным оружием в руках умелого экипажа. 4 декабря 2012 года в судостроительной фирме ОАО «Алмаз» был подписан акт о его приемке в состав ВМФ РФ, и он стал третьим кораблем проекта 21630. Первые два судна ­ «Астрахань» и «Волгодонск» ­ в то время уже несли  службу в составе Каспийской военной флотилии.

Благодаря малой осадке и высокой маневренности эти корабли способны решать широкий круг задач в море, на реке и в устье, а также в других «узких» акваториях.

Из нашей беседы с командиром корабля капитаном 3 ранга Аюпом Дадаевым я узнал, что во время приемки корабля он больше года находился в служебной  командировке с задачей ввести МАК в строй.

­ За это время в Кронштадте, Балтийске, Астрахани мы через многое прошли, многое выдержали, ­ откровенно рассказал офицер. ­ Проверяя на прочность, «издевались» над кораблем как могли. Был момент, когда вышли из строя рулевые механизмы, и судно болтало влево ­ вправо. Под сильной нагрузкой в ходе испытаний обнаруживались и другие недостатки. Будучи проинструктированным бывалыми сослуживцами, мол, «не верь представителям завода, по любому они надуют, заставят принять корабль с недостатками», я никому не давал спуску, подходил к делу взыскательно. Но руководство фирмы к своим специалистам относилось еще строже, требуя  своевременного устранения недостатков. Это делает им честь. Поэтому могу сказать заводчанам за этот прекрасный корабль только искреннее спасибо.

Говоря о боевых возможностях «Махачкалы», командир отметил, что он способен наносить мощные огневые удары по кораблям и самолетам противника, по береговым укреплениям для расчистки плацдарма при высадке морского десанта.

Капитану 3 ранга Аюпу Дадаеву чуть больше тридцати лет, родом он из Республики Дагестан. В свое время окончил Морской корпус Петра Великого ­ Санкт­Петербургский Военно­морской институт, затем ­ Высшие специальные офицерские классы ВМФ РФ. Офицерскую службу проходил на кораблях Каспийской флотилии. Командовал базовым тральщиком имени Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева и ракетным катером «Ступинец».

На мой вопрос, что способствовало выбору им профессии морского офицера, Дадаев ответил коротко: «Пример Магомеда Гаджиева ­ знаменитого нашего дагестанца, Героя».

Чувствуется, это не просто красивые слова. Еще будучи курсантом, Дадаев лидировал в учебе, а в 2003 году стал чемпионом ВМФ России по армейскому рукопашному бою и удостоился звания мастера спорта. Став офицером, неизменно продолжает поддерживать себя в отличной физической форме. Такого же отношения он требует и от своих подчиненных. «Личный пример ­ это первый учитель», ­ считает он.

Офицер хорошо помнит тот день, когда его вызвал командующий Каспийской флотилией и прямо спросил: «Хотите служить на новом корабле?»

­Так точно, товарищ командующий, ­ по­ военному коротко ответил Дадаев.

­ Полагаем, что будет правильно и глубоко символично, ­ сказал командующий, ­ если кораблем, названным именем столицы республики, будете командовать именно вы ­ дагестанец, земляк всеми нами почитаемого Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Верю в вас, что не подведете…

«До сих пор не могу не волноваться, вспоминая этот момент, ­ признался офицер. ­ Оказанное доверие ко многому обязывает…»

Я поинтересовался, как проходило комплектование экипажа корабля.

­ Набрали мы личный состав в Махачкале и Астрахани. Команда получилась многонациональная, ребята отборные, ­ поведал Дадаев. ­ В период слаживания, естественно, были определенные трудности. Но постепенно в процессе боевой подготовки удалось превратить экипаж в сплоченный коллектив. Отрадно, что офицеры и матросы корабля полюбили  «Махачкалу», сумели успешно отработать все тестовые задачи. Особенно отличились главный старшина Ренат Гасратов, матросы Михаил Линев, Тимур Аджимурзаев, Руслан Курмагомедов.

После первого торжественного подъема Андреевского флага, состоявшегося в марте, корабль временно остался решать учебные задачи в составе Балтийского флота и принял участие в Международном военно­морском салоне, прошедшем в июле в Санкт­Петербурге. Теперь «Махачкала» перейдет по внутренним водным путям к месту постоянного базирования в Астрахани, где вместе с упомянутыми выше «родственниками» ­ сторожевиками «Астрахань» и «Волгодонск» ­ личному составу корабля предстоит охранять и защищать 200­мильную экономическую зону Российской Федерации в Каспийском море.

Остается пожелать экипажу корабля счастливого плавания и семь футов под килем!

 

Низамидин КАИНБЕКОВ

Фото автора.

Санкт ­ Петербург ­ Кронштадт

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий