Отрадно, что в последнее время боевой состав ВоенноМорского Флота пополняется новыми кораблями, произведенными по самым современным технологиям. Один из них малый артиллерийский корабль (МАК) «Махачкала», который в этом году вступил в строй Кронштадтского соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военноморской базы Балтийского флота.
Что собой представляет новый корабль? Об этом я спросил у начальника технического управления ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» Ильи Мухутдинова.
Тысячи людей: конструкторы, производственники, специалисты смежных организаций вложили свой огромный труд, частичку своей души в создание малого артиллерийского корабля «Махачкала», рассказал Илья Михайлович. Первыми к нему приложили руку проектировщики в ОАО «Зеленодольское проектноконструкторское бюро». Рабочее название корабля «Буян» (проект 21630). Он относится к судам класса рекаморе, имеет водоизмещение 500 тонн, способен развивать скорость до 28 узлов, преодолевать свыше 2770 километров и автономно выполнять задачи в течение 10 суток. Корабль примечателен тем, что построен с применением технологий, придающих ему малую заметность для средств радиолокационного наблюдения противника. На нем установлено мощное вооружение 100мм артустановка «Универсал», зенитный комплекс под ракеты «Игла» или «ИглаМ», ракетная система залпового огня «ГрадМ» из 40 стволов, две шестиствольные артиллерийские установки калибра 30 миллиметров, а также две пулеметные установки калибра 14,5 миллиметра.
«Буян» спустили на воду еще в конце апреля прошлого года. На всех этапах проведенных после спуска на воду заводских и государственных испытаний корабль показал себя грозным оружием в руках умелого экипажа. 4 декабря 2012 года в судостроительной фирме ОАО «Алмаз» был подписан акт о его приемке в состав ВМФ РФ, и он стал третьим кораблем проекта 21630. Первые два судна «Астрахань» и «Волгодонск» в то время уже несли службу в составе Каспийской военной флотилии.
Благодаря малой осадке и высокой маневренности эти корабли способны решать широкий круг задач в море, на реке и в устье, а также в других «узких» акваториях.
Из нашей беседы с командиром корабля капитаном 3 ранга Аюпом Дадаевым я узнал, что во время приемки корабля он больше года находился в служебной командировке с задачей ввести МАК в строй.
За это время в Кронштадте, Балтийске, Астрахани мы через многое прошли, многое выдержали, откровенно рассказал офицер. Проверяя на прочность, «издевались» над кораблем как могли. Был момент, когда вышли из строя рулевые механизмы, и судно болтало влево вправо. Под сильной нагрузкой в ходе испытаний обнаруживались и другие недостатки. Будучи проинструктированным бывалыми сослуживцами, мол, «не верь представителям завода, по любому они надуют, заставят принять корабль с недостатками», я никому не давал спуску, подходил к делу взыскательно. Но руководство фирмы к своим специалистам относилось еще строже, требуя своевременного устранения недостатков. Это делает им честь. Поэтому могу сказать заводчанам за этот прекрасный корабль только искреннее спасибо.
Говоря о боевых возможностях «Махачкалы», командир отметил, что он способен наносить мощные огневые удары по кораблям и самолетам противника, по береговым укреплениям для расчистки плацдарма при высадке морского десанта.
Капитану 3 ранга Аюпу Дадаеву чуть больше тридцати лет, родом он из Республики Дагестан. В свое время окончил Морской корпус Петра Великого СанктПетербургский Военноморской институт, затем Высшие специальные офицерские классы ВМФ РФ. Офицерскую службу проходил на кораблях Каспийской флотилии. Командовал базовым тральщиком имени Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева и ракетным катером «Ступинец».
На мой вопрос, что способствовало выбору им профессии морского офицера, Дадаев ответил коротко: «Пример Магомеда Гаджиева знаменитого нашего дагестанца, Героя».
Чувствуется, это не просто красивые слова. Еще будучи курсантом, Дадаев лидировал в учебе, а в 2003 году стал чемпионом ВМФ России по армейскому рукопашному бою и удостоился звания мастера спорта. Став офицером, неизменно продолжает поддерживать себя в отличной физической форме. Такого же отношения он требует и от своих подчиненных. «Личный пример это первый учитель», считает он.
Офицер хорошо помнит тот день, когда его вызвал командующий Каспийской флотилией и прямо спросил: «Хотите служить на новом корабле?»
Так точно, товарищ командующий, по военному коротко ответил Дадаев.
Полагаем, что будет правильно и глубоко символично, сказал командующий, если кораблем, названным именем столицы республики, будете командовать именно вы дагестанец, земляк всеми нами почитаемого Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Верю в вас, что не подведете…
«До сих пор не могу не волноваться, вспоминая этот момент, признался офицер. Оказанное доверие ко многому обязывает…»
Я поинтересовался, как проходило комплектование экипажа корабля.
Набрали мы личный состав в Махачкале и Астрахани. Команда получилась многонациональная, ребята отборные, поведал Дадаев. В период слаживания, естественно, были определенные трудности. Но постепенно в процессе боевой подготовки удалось превратить экипаж в сплоченный коллектив. Отрадно, что офицеры и матросы корабля полюбили «Махачкалу», сумели успешно отработать все тестовые задачи. Особенно отличились главный старшина Ренат Гасратов, матросы Михаил Линев, Тимур Аджимурзаев, Руслан Курмагомедов.
После первого торжественного подъема Андреевского флага, состоявшегося в марте, корабль временно остался решать учебные задачи в составе Балтийского флота и принял участие в Международном военноморском салоне, прошедшем в июле в СанктПетербурге. Теперь «Махачкала» перейдет по внутренним водным путям к месту постоянного базирования в Астрахани, где вместе с упомянутыми выше «родственниками» сторожевиками «Астрахань» и «Волгодонск» личному составу корабля предстоит охранять и защищать 200мильную экономическую зону Российской Федерации в Каспийском море.
Остается пожелать экипажу корабля счастливого плавания и семь футов под килем!
Низамидин КАИНБЕКОВ
Фото автора.
Санкт Петербург Кронштадт
Оставьте первый комментарий