Аэродром Чкаловск вернулся в боевой состав Балтийского флота. Уже полтора месяца лётчики морской авиации успешно выполняют здесь учебно-боевые задачи.
Масштабная модернизация взлётно-посадочной полосы, начатая в конце 2013 года, завершена: увеличены рулёжные дорожки, места для стоянки самолётов, обновлены дренажная система и коммуникации, заменено бетонное покрытие. Это позволяет воздушной гавани флота принимать все типы военных и гражданских самолётов.
Подразделения, которые ранее размещались на военном аэродроме в Черняховске, полностью перебазировались в Калининград.
— Что касается объектов для лётчиков, то они пока ещё в планах, — рассказал командир авиа-ционной базы гвардии полковник Сергей Саушкин.
Уходящий год, проинформировал офицер, связан с освоением лётчиками и инженерно-техническим составом Су-30.
— Этот самолёт очень интересный. В морской авиации ВМФ России он с 2014 года. Обладает возможностями как штурмовика, так и истребителя. По сути, это многофункциональный истребитель. Су-30 — лучшее, на чём я летал, — сказал С.Саушкин.
Сохранности подобной дорогостоящей авиационной техники, вне всякого сомнения, способствует введение в строй новой взлётно-посадочной полосы.
— Сегодня мы полностью работаем из областного центра, — отмечает Сергей Саушкин. — В Черняховске используем аэродром как запасной. Оттуда пока не переведена техническая эксплуатационная часть. Там проводится окончание регламентных и ремонтных работ. Как только они будут завершены, оставшиеся самолёты также перегоним в Чкаловск.
Как отметил гвардии полковник С.Саушкин, морская авиация Балтийского флота получила в Калининграде высококлассный аэродром, на котором можно выполнять полёты практически при всех метеоусловиях, днём и ночью.
— Мы сейчас заняли часть аэродрома. Места ещё предостаточно. Эксплуатация техники стала в несколько раз безопаснее, — продолжил он. — Без проблем обеспечивается работа бомбардировочной, стратегической, оперативной авиации.
Взлётно-посадочная полоса аэродрома длиной около 3 км. Она построена из бетона повышенной прочности. Плоскостные покрытия новые, старые демонтированы. Несмотря на то, что полоса располагается на том же месте, где и предыдущая, она возведена фактически с нуля.
— На многие площадки могут приземляться самолёты разных типов, но не везде их могут не только принять, но ещё и разместить. Мы — можем! В этом заключается уникальность, — подчеркнул гвардии полковник С.Саушкин. — В России много аэродромов с различными ёмкостями. Чкаловск — реально большой. Когда воздушное судно село, оно должно где-то разгрузиться, подготовиться к повторному вылету. Здесь для этого всё есть. И в этом отношении нам можно позавидовать.
За полтора месяца на новом месте были проведены массовые полёты. По словам офицера, теперь для Калининграда они станут обычным явлением.
— Ветераны, проживающие в Чкаловске, отмечали, что рады вновь слышать гул самолётных двигателей, — сказал командир. — Я убедил местных жителей, что лётчики соблюдают необходимые правила при построении маршрутов. Пролёт осуществляется только на безопасных высотах. Да, наша работа слышна. Теперь это станет особенностью, о которой вроде бы позабыли за те пять лет, пока шла реконструкция. Кто-то будет гордиться, кто-то брюзжать. Но морскую авиацию ждёт расширение. А это значит, что станет больше авиационной техники, лётного и технического состава, полётов, учений.
Можно долго спорить о «тишине» калининградского неба. Однозначно одно: с введением в строй военного аэродрома в Чкаловске Калининградская область получила ещё один современный воздушный причал. Учитывая неустойчивую погоду Балтики, дополнительная площадка для посадки самолётов не будет лишней, она позволит более безопасно осуществлять полёты как военной, так и гражданской авиации.
Этого же мнения придерживается и начальник группы руководства полётами гвардии майор Иван Мудреченко. В 2006 году он окончил Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище лётчиков имени В.М.Комарова по специальности «инженер по управлению воздушным движением». В 2013 году стал руководить полётами в Черняховске, в 2015-м перевёлся в посёлок Донское, теперь — в Чкаловске. Опыта у него не занимать.
— Сегодня у меня обязанности те же, что и год назад, но вот скорости, с которыми приходится работать, выросли, — говорит офицер.
А старший лётчик авиационного звена гвардии капитан Иван Сапыгин вспоминает, как после выпуска из военного училища в 2013 году он осваивал технику и ждал перебазирования в Чкаловск. Теперь выполняет полёты в составе дежурных сил. Ему нравится новый аэродром: большой, длинный, высокий. Совершать взлёты и посадки в Чкаловске комфортно. А вот в Черняховске аэродром хотя и неплохой, но требует ремонта.
— Мы довольны, что вернулись в Чкаловск, будем и дальше охранять нашу Родину, выполнять полёты в составе дежурных сил, но уже ближе к морским рубежам, — делится он.
То, что аэродром в Чкаловске находится на 100 километров ближе к морю, чем прежний, является отличным бонусом. Время полёта эскадрильи до российской границы сократилось до минимума.
Старший лётчик авиационного звена гвардии капитан Александр Борисевич говорит о социальном аспекте перевода сил морской авиации в областной центр. У большинства военнослужащих — семьи в Калининграде. Как приятно быть рядом с ними! Также лётчик отмечает хорошее светотехническое оборудование и отличную полосу. Габариты аэродрома — это ещё один плюс в безопасности полётов.
— Даже просто катиться по взлётно-посадочной полосе — удовольствие, — делится А.Борисевич, — едешь по ней в самолёте, как в автомобиле.
Лётчик авиационного звена гвардии старший лейтенант Дмитрий Зенков, имеющий опыт полётов на других аэродромах, где также было проведено капитальное строительство, в лучшую сторону отмечает качество покрытия ВПП в Чкаловске.
— В копилку дежурного звена можно добавить быстрое включение оборудования. Оно работает надёжнее, — говорит Д.Зенков. — Мы выполняем полёты в составе дежурных сил практически еженедельно.
Командир авиационного звена гвардии майор Василий Антипин более эмоционален, чем его молодые коллеги. Он летал в Чкаловске ещё в 2012 году.
— Это один из немногих аэродромов, который находится не просто вблизи большого города, а на его территории, — подчёркивает В.Антипин. — Здесь очень интересно выполнять полёты ночью, когда многотысячный Калининград светится огнями. Мало где встретишь такой красивый заход. Летишь и думаешь: «Как в Лас-Вегасе!» Вообще, район полётов здесь интересный. Уходишь на запад — море, побережье, много примечательных ориентиров. И в целом аэродром просторный, а это важно для безопасности полётов.
Командир эскадрильи гвардии подполковник Евгений Долгов отмечает улучшение социально-бытовых условий размещения личного состава, уменьшение жилищных проблем.
В смешанной авиационной и вертолётной эскадрильях в этом году боевой подготовки было предостаточно. Прошли лётно-тактические учения на полигонах флота. Подавляющее большинство — с применением оружия. В небо поднималось максимальное количество летательных аппаратов. Истребители, бомбардировщики, вертолёты отрабатывали задачи боевого применения с пуском ракет, сбрасыванием бомб и торпед. Продолжилось освоение нового вида лётной подготовки — дозаправки топливом в воздухе. Кроме этого, корабельные вертолёты и группа многофункциональных истребителей Су-30 морской авиации флота участвовали в главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге, на котором присутствовал Президент России Владимир Путин. Действия балтийцев получили высокую оценку.
Газета «Страж Балтики»
Юрий ДМИТРИЕВ, фото автора.