Метод оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей и курсантов

Сведение об авторе: Геннадий Анатольевич Ильин – доцент Военного учебного центра Российского Государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, полковник запаса, кандидат педагогических наук (г. Москва).

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические технологии по разработке фонда оценочных средств, характеристики его структурных частей, а также этапы разработки. Это позволит успешно и результативно выполнить существующие требования к порядку проведения текущей успеваемости и промежуточной аттестации, а также повысить их эффективность и создать условия для наиболее объективной оценки результатов обучения курсантов (слушателей).

Ключевые слова. Фонд оценочных средств, текущий контроль, промежуточная аттестация, компетенции, оценки.

ASSESSMENT METHOD OF THE CURRENT CONTROL

PROGRESS AND INTERMEDIATE CERTIFICATION OF LISTENERS AND CADETS

Information about the author.

Mitrofanov Mikhail Valerevich – deputy head of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny, candidate of technical sciences, associate professor.

Lauta Oleg Sergeevich – teacher of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny, candidate of technical sciences.

Lepeshkin Oleg Mihaylovich – professor of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny, doctor of technical sciences, professor.

Belov Konstantin Grigorievich – undergraduate of the 32 department of the Military Academy of Communications named after marshal of the Soviet Union S. Budyonny.

Abstract. The article discusses approaches to the development of a fund of valuation tools, characteristics of its structural parts, as well as the development stages. This will allow to successfully and effectively fulfill the existing requirements for the order of current performance and intermediate certification, as well as increase their effectiveness and create conditions for the most objective assessment of the results of training cadets (listeners).

Методическая деятельность образовательной организации включает восемь форм работы [1]. Учитывая модернизацию высшего образования в сторону увеличения применения технического прогресса, важнейшей формой указанной деятельности в настоящее время образовательной организации является разработка и внедрение в образовательный процесс образовательных технологий, а также их совершенствование.

Образовательная технология – комплекс, состоящий из модели исходного состояния обучающегося (курсанта), планируемых результатов обучения, содержания обучения, адекватного планируемым результатам, средств контроля текущего уровня подготовленности, материально-технических ресурсов, педагогических методов, гарантирующих освоение всеми или подавляющим большинством курсантов запланированных компетенций, знаний, умений и навыков в установленные сроки при оптимальных затратах ресурсов.

Некоторые авторы считают, что технология это одно и тоже, что и методика. Однако между методикой и технологией имеется ряд существенных различий:

методика позволяет ответить на вопрос: каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении; а технология – на вопрос: каким образом обеспечить гарантированность результативности;

методика основывается на целевых и содержательных, качественных, вариативно-ориентированных сторонах процесса обучения и воспитания, а технология – на воспроизводимости, устойчивости результатов, отсутствии многих условий;

методика – наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания, т.е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету), а технология – раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения;

в методике предполагаемый результат неустойчивый, возникает при обобщении опыта или изобретении нового способа представления знаний, а в технологии результат задан изначально, устойчивым.

Понятие «образовательная технология» в образовательном процессе кафедры целесообразно употреблять на трех уровнях:

1. Кафедральный уровень – целостный образовательный процесс всех дисциплин кафедры, разрабатываемый при преподавании учебных дисциплин одного цикла.

2. Дисциплинарный уровень – совокупность методов и средств для гарантирования достижения целей обучения в рамках одной учебной дисциплины.

3. Локальный уровень – технология отдельных частей образовательного процесса (модуля, контроля результатов обучения, вида занятия и т.д.).

Структурный анализ работ [2, 3, 4, 5, 6], ведущихся в области разработок современных технологий обучения, показал, что ни одна из них в процессе внедрения в педагогическую практику не сохраняется в «стерильном» виде. Преподаватель, опираясь на наиболее часто встречающиеся в педагогической практике проблемы и ситуации, отбирает различные элементы нескольких «чистых» технологий, может спроектировать и внедрить необходимую технологию для соответствующего предмета.

При разработке таких технологий следует исходить из конкретных условий, в которых проходит образовательный процесс и руководствоваться:

парадигмой образования, то есть совокупностью теоретических, методологических и иных установок, принятых научными сообществом и нормативными документами, которыми руководствуются в качестве образца (стандарта, модели) при решении проблем (компетентностная модель выпускника, модульное представление и т.д.);

ролью и местом учебной дисциплины в системе подготовки выпускника.

Описание образовательной технологии на дисциплинарном уровне должно включать в себя:

1. Факторы образовательной деятельности, обусловившие проектирование данной образовательной технологии.

2. Идентификацию технологии согласно классификации (принятой).

3. Содержание образования, адекватное целям подготовки.

4. Процессуальные характеристики (используемая система основополагающих дидактических принципов, особенности методики) и необходимые материально-технические ресурсы.

5. Виды, формы и средства контроля результатов обучения.

Практика проектирования образовательной технологии дисциплинарного уровня показывает, что наиболее предпочтительным является следующий алгоритм работы разработчика:

1. Анализ факторов образовательной деятельности, обусловивших проектирование образовательной технологии.

2. Уточнение целей обучения – диагностичное описание требуемых результатов обучения результата (ФГОС, КТ, учебная программа).

3. Формулировка названия и классификационных параметров проектируемой технологии.

4. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности выпускника по предназначению (модель выпускника, модель деятельности), структурирование содержания учебной дисциплины в соответствии с проектируемой технологией.

5. Определение требуемых исходных уровней подготовки курсантов.

6. Разработка процессуальной стороны обучения, выбор видов и форм контроля результатов обучения.

7. Проведение (при необходимости) педагогических экспериментов для проверки эффективности разработанной технологии.

Анализ факторов образовательной деятельности, обусловивших проектирование образовательной технологии, включает в себя:

1.      Факторы процесса обучения:

общая характеристика специальности подготовки;

предназначение выпускников;

целевое назначение учебной деятельности;

место учебной дисциплины в структурно-логической схеме подготовки специалистов;

требования к результатам освоения дисциплины;

компетентность преподавательского состава;

бюджет рабочего времени учебной работы преподавательского состава;

уровень организации самостоятельной работы обучающихся;

организация и виды контроля результатов обучения.

2.      Факторы среды обучения:

учебно-материальная база;

комфортность окружающей среды при проведении занятия;

материальное и моральное стимулирование постоянного и переменного состава за результаты деятельности;

материальное и бытовое обеспечение курсантов;

организация внеучебной работы с обучающимися и учет ее результатов в интегральной рейтинговой оценке;

разграничение ответственности между учебными дисциплинами, кафедрами и структурными подразделениями академии за качество подготовки выпускника.

3.      Факторы обучающихся:

психологические особенности контингента курсантов, обучающихся по данной специальности;

мотивация к обучению и военной службе;

формирование навыков самостоятельной работы с источниками и информацией;

возможности курсантов по освоению учебной дисциплины;

организованность и состояние воинской дисциплины в курсантских подразделениях;

плановость и системность в образовательной деятельности.

Существует большое количество подходов к классификации технологий обучения. Как правило, они классифицируются по следующим признакам:

по уровню применимости;

по философской основе;

по научной концепции;

по характеру содержания и структуры.

Технологии обучения зависят от целей, которые ставит общество перед образованием (заказчика перед нами). Важной задачей является проектирование технологии, адекватно соответствующей цели образования. То есть для их проектирования необходимо отобрать базовые технологии, соответствующие целям образования, и на основе их разработать свою технологию.

Рекомендуемые названия образовательных технологий для преподавания дисциплин:

1.      Для учебных дисциплин профессионального цикла военно-профессионального модуля – «Компетентностная военно-профессиональная технология преподавания дисциплины (название дисциплины)». Эта технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для их будущей военно-профессиональной деятельности компетентностей, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению на должностях офицерского (сержантского) состава.

2. Для общепрофессиональных учебных дисциплин и дисциплин профессионального цикла профессионального модуля (базовая часть) – «Компетентностная военно-ориентированная технология преподавания (название дисциплины)». Эта технология, обеспечивающая формирование у курсантов знаний, умений и компетентностей, обеспечивающих их качественное  обучение по дисциплинам-потребителям в училище.

3. Для учебных практик.

а) практико-ориентированная технология преподавания (название дисциплины) или проведения практики (название практики). Технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для их будущей профессиональной деятельности умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению на должностях офицерского (сержантского) состава.

б) прагматическая военно-ориентированная технология преподавания (название дисциплины). Эта технология, обеспечивающая формирование у курсантов значимых для их будущей профессиональной деятельности умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному предназначению на должностях офицерского (сержантского) состава.

В качестве параметров наиболее предпочтительных образовательных технологий для применения при обучении можно рассматривать:

1. Уровень применения технологии – дисциплинарный уровень (технология преподавания одной дисциплины).

2. Философская основа – технократические (приоритет отдается использованию технических средств, главным образом компьютеров или технических приемов деятельности), обучающие и воспитывающие, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, проникающие технологии, а также монотехнологии и политехнологии.

3. Методологический подход к образовательному процессу – компетентностный и практико-ориентированный подход.

4. Ориентация на личностные структуры обучающихся – прикладные (практические) (формирование действенно-практической сферы), информационные и операционные технологии.

5. Ведущие факторы развития личности – совокупное влияние биогенных, социогенных и психогенных факторов.

6. Научная концепция освоения опыта – деятельностная концепция (объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач).

7. Вид педагогической деятельности – обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии, а также технологии контроля результатов обучения.

8. Тип управления образовательным процессом – современное традиционное обучение, компьютерное обучение и система «малых групп».

9. Методы и способы обучения и воспитания – развивающие, информационные, интерактивные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные.

10. Организационные формы – индивидуальные (курсовые работы, выпускная квалификационная работа), групповые технологии.

11. Средства обучения и воспитания – вербальные, наглядные, аудиовизуальные, программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и другие технологии.

12. Подход к обучающемуся – субъект-субьектные, деятельностно-ориентированные технологии.

13. Направление модернизации – образовательные технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся, технологии.

Противники идеи «технологизации» считают недопустимо рассматривать творческий, педагогический процесс как технологический. Любое планирование противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, то есть уже является началом технологии.

Ни одна из разработанных педагогических технологий в процессе внедрения в педагогическую практику не сохраняется в классическом виде. Преподаватель, ориентируясь на опыт своих коллег, отбирает различные элементы нескольких «чистых» технологий, может спроектировать и внедрить требуемую технологию преподавания предмета.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации».
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: – М.: Изд-во Института профессионального образования России, – 1995. – 336 с.
  3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. – М.: Высш. Шк., 1991. – 207 с.
  4.  Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий: – М. : 1979. – 183 с.
  5.  Плющ Н.Г., Митрофанов М.В., Костенко А.И. Контроль результатов обучения в образовательном процессе компетентностного формата.  Методическое пособие.  Рязань: РВВДКУ, 2012. – 98 с.
  6. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: – М. -1986. – 135 с.