«Белые лебеди» обретают новую жизнь в Казани

До 2027 года Министерство обороны получит 10 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160

На проходной Казанского авиационного завода (КАЗ) имени С.П. Горбунова гостей встречает большой плакат. На нём изображён легендарный Ту-160 с красноречивой подписью внизу – «Надёжные крылья России». Звучит на самом деле несколько скромно, потому что в метрах ста от въезда на территорию КАЗ на постаменте покоится другое детище предприятия – дальний бомбардировщик Ту-22М3. В Казани не просто конструируют надёжные крылья России, здесь создают грозное оружие, которое обеспечивает безопасность нашей Родины. Пусть только кто-то попробует потревожить «Белых лебедей»…

В четверг за полётом новой машины с заводским номером 804 в Казани наблюдали Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации, Президент России Владимир Путин и министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Это первый собранный по программе возобновления производства Ту-160 в Казани.
Предприятию пришлось серьёзно модернизировать оборудование и восстановить ряд уникальных технологий, например сварку крупногабаритных элементов из титана. И 804-й ракетоносец подтвердил готовность КАЗ к продолжению одного из самых сложных производств в мире.
С 1981 по 1992 год были построены 36 таких самолётов. После распада СССР на Казанском авиазаводе осталось несколько заделов Ту-160 в разной степени готовности, однако из-за экономических трудностей работы над ними пришлось остановить. В результате один самолёт достроили лишь к 2000 году, второй – к 2008-му. Без малого целое десятилетие казанское предприятие не поднимало на крыло «Белых лебедей».
К счастью, это безвременье закончилось: в ноябре прошлого года заводчане выкатили модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М. Из цеха окончательной сборки его перевезли на лётно-испытательную станцию. Первый полёт был намечен на февраль, но в КБ Туполева решили провести испытания на несколько недель раньше. Передать его военным лётчикам запланировано до конца 2018 года.
После демонстрационного полёта заместитель министра обороны Юрий Борисов и руководитель Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь в присутствии Владимира Путина и Сергея Шойгу подписали государственный контракт на изготовление и поставку 10 модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160 военному ведомству до 2027 года. Контракт оценивается в 160 миллиардов рублей. Это позволит полностью загрузить предприятие до указанного срока.
По словам представителей российского ОПК, Ту-160М способен выполнять все те же задачи, что и ныне находящиеся в строю «Белые лебеди».
На модель с литерой М установят новую информационную систему управления, преимущество которой в возможности сбора, обработки и вывода полётной информации в единой системе. Обновятся пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, автоматическая бортовая система управления, бортовая радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия. Будут также усовершенствованы комплекс контроля и управления топливом и центровкой, система управления двигателями. Благодаря этому эффективность Ту-160М увеличится на 60 процентов.


Ту-160М с заводским номером 804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Героя Российской Федерации генерала армии Петра Дейнекина


Впоследствии Ту-160М будет модернизирован до уровня Ту-160М2. Эту модификацию ракетоносца планируется разработать к 2020 году. Как рассказал заместитель министра обороны Юрий Борисов, боевая эффективность Ту-160М2 вырастет в 2,5 раза. Его оснастят новейшей электроникой, космической связью, мощным комплексом бортовой обороны и высокоточным оружием.
Ту-160 способен преодолевать расстояние более 12 тысяч километров на одной заправке. Чтобы обеспечить работу самолётов над территорией всей Земли, отечественное авиастроение в рамках Госпрограммы вооружений создаёт модернизированный самолёт-топливозаправщик Ил-78, первый полёт которого состоялся в этот же день в Ульяновске. Вместе эти воздушные комплексы обеспечивают решение боевых задач стратегической авиации.
Отметим, что Ту-160М, лётные испытания которого начались на Казанском авиазаводе, получил имя первого главнокомандующего ВВС России Героя России генерала армии Петра Дейнекина, ушедшего из жизни в августе 2017 года.
Примечательно, что Президент РФ, Верховный Главнокомандующий Владимир Путин имеет хорошее представление о стратегическом бомбардировщике. В августе 2005 года он летал на Ту-160. Во время 5-часового полёта два «Белых лебедя», в том числе самолёт с президентом на борту, поразили крылатыми ракетами цели на военном полигоне Пембой под Воркутой. Глава государства, с его слов, смог даже «немножко попилотировать». «Должен сказать, что это очень приятное чувство. Думаю, что так летают во сне», – признался он тогда после приземления.


Пришло время подумать о гражданской версии Ту-160


О своих воспоминаниях о полёте на стратегическом бомбардировщике глава государства рассказал на встрече с лётчиками-испытателями и другими сотрудниками КАЗ. «Незабываемые ощущения; я тогда сказал, могу и сейчас повторить: как во сне», – вздохнул Владимир Путин, признав, что лётчикам в известной степени можно позавидовать. «Конечно, их работа связана с риском, но очень интересная, содержательная», – пояснил глава государства.
Говоря о модернизированном Ту-160, Верховный Главнокомандующий отметил, что это серьёзный шаг в развитии высокотехнологичной сферы и в укреплении обороноспособности страны. «Это же один из элементов нашей ядерной триады в воздухе», – напомнил он, назвав работу по созданию самолёта «большим успехом коллектива завода». Президенту же предложили через год-полтора совершить полёт на этом самолёте.
Беседуя со специалистами в одном из цехов КАЗ, Владимир Путин выразил уверенность в слаженности дальнейшей работы по Ту-160 и вновь заявил о необходимости развивать и гражданскую авиацию, в том числе подумать о гражданской версии Ту-160. По мнению президента, такой самолёт будет востребован, хотя для его создания потребуется большая работа.
«Надо сделать гражданскую версию, – подчеркнул он. – Ту-144 почему сошёл с производства? Билет на перелёт должен был соответствовать какому-то среднему заработку в стране. А сейчас ситуация другая. Сейчас крупные компании появились, которые могли бы использовать этот самолёт», – сказал Владимир Путин, обратив внимание, что в наше время быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калининграда до Владивостока. Глава ОАК Юрий Слюсарь после этого сообщил президенту, что у корпорации уже есть проект подобного сверхзвукового гражданского лайнера.
Отвечая на вопросы сотрудников Казанского авиационного завода, Верховный Главнокомандующий заметил, что при использовании Ту-160 в боевых условиях операции в Сирии вопрос о модернизации встал очень остро. По оценке главы государства, это реально большой успех, большой шаг вперёд. «Он только внешне выглядит, как тот Ту-160, на котором я летал, но это совсем другая машина и перспективы развития у неё большие», – пояснил глава государства.
В завершение встречи на предприятии один из его работников выступил с предложением законодательно закрепить возможность приравнивать службу в армии по призыву к работе над гособоронзаказом. «Надо подумать», – сказал глава государства после небольшой паузы и добавил, что служба в армии по призыву станет заменяться другой работой чаще, когда будет увеличено количество тех, кто служит в армии по контракту. А затем напомнил о существующих нескольких вариантах прохождения службы в армии по призыву.
«Сейчас только министр обороны докладывал, я согласовал создание практически технопарка, куда будут призывать молодых специалистов, молодых учёных», – сообщил глава государства, обратив внимание, что стране тем не менее необходимо обеспечивать призыв. «Балетные говорят «нельзя призывать», музыканты говорят «куда же его забирать, мы же его шесть лет учили», – с улыбкой перечислял президент, делая акцент на том, что подобных исключений и так набирается очень много.
Тема оснащения армии новыми вооружениями поднималась Верховным Главнокомандующим и накануне, когда он посещал Уфу, где провёл совещание по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями ОПК. Проходило оно на площадке ПАО «Объединённая двигателестроительная корпорация – Уфимское моторостроительное производственное объединение».
Так, Владимир Путин сообщил, что принята новая Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2018–2027 год, и заверил, что ОПК в эти годы будет работать стабильно и ритмично. Как известно, месяц назад на итоговой Коллегии Министерства обороны РФ глава государства заявил, что особый акцент в ГПВ будет сделан на оснащении войск высокоточным оружием воздушного, наземного и морского базирования, беспилотными ударными комплексами, а также средствами индивидуальной экипировки военнослужащих, новейшими системами разведки, связи и радиоэлектронной борьбы.
Планируется, что в предстоящие 10 лет оборонщики продолжат работы по созданию нового ракетного комплекса стратегического назначения «Сармат», новейшей зенитной ракетной системы С-500, гиперзвуковой ракеты «Циркон» и успешно завершат создание бронетанковой техники в рамках проектов «Армата», «Курганец» и «Бумеранг». В авиационной отрасли предстоит решить ряд задач по созданию перспективного дальнего перехватчика (ПАК ДП) и перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА), принятию на вооружение истребителей Су-57 (ПАК ФА), МиГ-35, модернизации «стратегов» Ту-95, Ту-160 и ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3. Заложено в Госпрограмму вооружения и развитие флотской составляющей оборонного потенциала страны.
На реализацию ГПВ до 2027 года предусмотрено 20 трлн рублей, из них 19 – на закупки, ремонт и разработку вооружения, военной и специальной техники.
При этом выпуск гражданской продукции должен максимально занять мощности оборонных предприятий, особенно после 2020 года, когда пик поставок в рамках гособоронзаказа будет пройден. Глава государства напомнил о мерах, которые уже приняты, для успешного решения задачи по диверсификации ОПК. В частности, президент отметил, что Внешэкономбанком и Фондом развития промышленности предусмотрено льготное финансирование для поддержки диверсификации, которая, по мнению Владимира Путина, не должна ограничиваться отдельными успешными проектами. «Важно поставить её на системную основу, а руководители и весь коллектив предприятий должны подходить к выпуску гражданской продукции столь же ответственно, как и к выполнению гособоронзаказа», – сказал он. И добавил, что только так можно решить стратегическую задачу – повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30 процентов от общего объёма продукции ОПК, а к 2030-му – до 50 процентов.
При этом, общаясь с работниками Уфимского моторостроительного производственного объединения, президент подчеркнул, что в России расходы на оборону сокращать не планируется.

Газета «Красная звезда» 

26 января 2018 г.