25 января – День штурмана ВМФ

Штурманы получили передовой опыт в ходе решения задач межфлотских переходов надводных кораблей и подводных лодок ВМФ
Штурманы получили передовой опыт в ходе решения задач межфлотских переходов надводных кораблей и подводных лодок ВМФ

Взяв начало более трёхсот лет назад с Навигацкой школы, штурманское дело продолжает развиваться и совершенствоваться.

В канун профессионального праздника главный штурман Военно-Морского Флота России контр-адмирал Эдуард ЛУЙК ответил на вопросы корреспондента нашей газеты, рассказав об обмене между специалистами передовым опытом и новыми методиками, направленными на рост безопасного мореплавания.

– Эдуард Эндельевич, каким для штурманской службы ВМФ был 2023 год? Какие наиболее значимые походы кораблей состоялись?
– Минувший, 2023 год был не менее сложным и напряжённым, чем предыдущие. Штурманская служба ВМФ принимала активное участие в обеспечении проводимых мероприятий оперативной подготовки.
Основными из них явились внезапная проверка боевой готовности Тихоокеанского флота, стратегическое командно-штабное учение «Океанский щит – 2023», тактическое учение «Финвал-2023», исследовательское командно-штабное учение, проведённое на Балтийском флоте. В ходе указанных мероприятий был получен опыт обеспечения применения кораблями ВМФ различных видов оружия из заданных районов Мирового океана. Наряду с другими флотскими специалистами штурманы успешно решили поставленные задачи в обстановке, максимально приближенной к боевой.

– Какой опыт ещё был признан передовым и где он был получен?
– Штурманы также получили передовой опыт в ходе решения задач межфлотских переходов надводных кораблей и подводных лодок ВМФ. Следует отдельно отметить штурманский поход учебного корабля «Перекоп» Балтийской военно-морской базы. В период с 20 июня по 26 августа 2023 года проведена штурманская практика курсантов Военно-морского института – Морского корпуса Петра Великого, Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова и Военно-морского политехнического института. Учебный корабль «Перекоп» в ходе первого этапа осуществил переход по маршруту: Кронштадт – Гавана (Куба) – Блуфилдс (Никарагуа) – Маракайбо (Венесуэла) – Ла-Гуайра (Венесуэла) – Кронштадт. Общая протяжённость маршрута составила 15 625 миль.

Контр-адмирал Эдуард ЛУЙК.
Контр-адмирал Э. ЛУЙК.

– Как вы охарактеризуете уровень подготовки корабельных специалистов штурманской службы? Какой флот признан лучшим в штурманском деле?
– Уровень подготовки корабельных специалистов позволил в 2023 учебном году исключить навигационные происшествия и аварии с кораблями и судами Военно-Морского Флота. Также, несмотря на возрастающую с каждым годом интенсивность плавания кораблей и судов ВМФ, упорный и добросовестный труд штурманов всех без исключения флотов и Каспийской флотилии (КФл) позволил надлежащим образом выполнить главную задачу по поддержанию установленной боевой готовности штурманских служб соединений и объединений флотов. Все поставленные задачи перед штурманскими службами флотов и КФл выполнены успешно. В лучшую сторону по итогам решения задач в 2023 году отмечены штурманские службы Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов.

Штурманы получили передовой опыт в ходе решения задач межфлотских переходов надводных кораблей и подводных лодок ВМФ

– Насколько высокие требования сегодня предъявляются к офицерам штурманской службы?
– Ко всем флотским специалистам сегодня предъявляются достаточно высокие требования, офицеры-штурманы в этом смысле не являются исключением. Помимо хороших организаторских способностей, крепкого флотского здоровья, офицеры штурманской специальности должны обладать аналитическим складом ума, иметь хорошее техническое мышление, быть аккуратными, внимательными и наблюдательными, уметь быстро ориентироваться в сложных ситуациях. Вместе с тем необходимо быть предельно дисциплинированными и ответственными, а также творчески подходить к решению профессиональных задач. В настоящее время выстроенная в ВМФ система подготовки офицеров-штурманов позволяет развивать и поддерживать на необходимом уровне указанные важные навыки и качества.

– Какие военные вузы сейчас ведут подготовку штурманов ВМФ? Насколько высокий конкурс на эту специальность? На какой учебно-материальной базе готовят курсантов?
– В настоящее время подготовку штурманов осуществляют пять образовательных организаций ВМФ. Среди них Военно-морской институт ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова, Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. Также дополнительное профессиональное обучение штурманы проходят в военном институте дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» и в самой Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова. Там специалисты получают подготовку, необходимую для исполнения обязанностей на ключевых руководящих должностях в штурманской службе Военно-Морского Флота.
Конкурс на штурманскую специальность составляет порядка четырёх-пяти человек на место. Учебно-материальная база, используемая при обучении, на 90 процентов соответствует образцам вооружения, установленным на кораблях ВМФ. В ходе обучения также используются различные тренажёры и специализированные обучающие компьютерные программы.

Наряду с другими флотскими специалистами штурманы успешно решили поставленные задачи в обстановке, максимально приближенной к боевой

– Расскажите об особенностях штурманской практики. Как используются учебные корабли для обучения курсантов?
– Штурманскую практику курсанты проходят как на учебных, так и на боевых кораблях ВМФ. В настоящее время для обеспечения учебной практики курсантов используются два учебных корабля Балтийского флота: «Смольный» и «Перекоп». В текущем году на этих кораблях пройдут учебную практику более тысячи курсантов и воспитанников образовательных организаций ВМФ.
В ходе практики курсанты, помимо освоения практических навыков по кораблевождению, будут привлечены к научно-исследовательской работе по испытаниям возможностей и уточнению ТТХ перспективных навигационных комплексов. Также для обеспечения учебной практики курсантов в 2024 году главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Анатольевич Евменов утвердил планы дальних штурманских походов.
Во время предстоящей штурманской практики курсанты традиционно пройдут по трансокеанским маршрутам. Один из спланированных этапов дальних походов будет длиться более трёх месяцев, а его общая протяжённость составит 23 тысячи морских миль.

Ракетный крейсер 1 ранга “Маршал Устинов” проекта 1164 Северного флота ВМФ России. 

– Поступают ли новые учебные тренажёры для подготовки личного состава штурманских боевых служб?
– Все учебные организации ВМФ имеют в составе учебно-материальной базы современные тренажёры и специализированные компьютерные программы. План поставки тренажёров в образовательные организации утверждён и выполняется.
В подготовке специалистов штурманской службы широко используются такие тренажёры, как тренажёр «Регель», позволяющий отрабатывать практические навыки по ведению навигационной прокладки, решению задач тактического маневрирования при одиночном и совместном плавании.
Для отработки практических навыков по исполнению обязанностей в составе расчётов ГКП — БИП — штурман используется учебный тренажёр «Мостик», который также позволяет отрабатывать весь комплекс штурманских задач.
Следует отметить, что все курсанты и слушатели при поступлении на обучение обеспечиваются персональными компьютерами с необходимыми учебными программами и электронными учебными пособиями, позволяющими более качественно осваивать учебную программу, готовиться к сдаче экзаменов и зачётов.

– Какое навигационное оборудование используется сегодня на кораблях? Насколько оно современное, надёжное, ремонтопригодное и модернизируемое?
– В настоящее время на кораблях и судах ВМФ применяется большое количество сложных современных морских средств навигации. Их развитие и поставка не прекращаются.
На современных надводных кораблях и подводных лодках широко используются навигационные комплексы, основанные на свойствах инерции тел. Эти комплексы являются автономными, то есть они вырабатывают навигационные данные движущихся в трёхмерном пространстве объектов без поступления информации от внешних источников. Данные комплексы позволяют более качественно осваивать учебную программу, выполнять задачи вдали от берега и применимы при использовании вероятным противником средств радиоэлектронного подавления.
Как любая техника, морские средства навигации требуют своевременного и качественного технического обслуживания. Для их использования нужны твёрдые теоретические знания и практические навыки по эксплуатации. Это, в свою очередь, обязывает поддерживать на высоком уровне готовность технических средств к использованию по назначению.

– Правда ли, что большинство командиров кораблей – это выпускники штурманского факультета? Насколько важно командиру разбираться в штурманском деле при нынешнем уровне развития различных навигационных приборов?
– Все флотские специальности по-своему сложные и важные. Я бы не стал делать акцент на специальности штурмана. Возможность стать командиром корабля в равной степени имеется у всех корабельных офицеров командного профиля. В первую очередь перспективы карьерного роста зависят от наличия у офицера необходимых качеств, которыми он должен обладать, его стремления решать и добиваться высоких результатов, желании быть командиром и лидером.
Штурманское образование позволяет молодым офицерам проявить лучшие морские качества. Находясь на корабле, они не только решают навигационные задачи кораблевождения, обеспечивают безопасность корабля и экипажа, но и являются элементом управления кораблём. Не случайно первый штурман на корабле – это командир. Полученный практический штурманский опыт создаёт возможность роста офицеров на руководящих должностях ВМФ.
Штурманы гордятся тем, что представители их специальности стали знаменитыми адмиралами и флотоводцами. Среди них главнокомандующие ВМФ СССР и России Сергей Григорьевич Горшков, Владимир Иванович Куроедов, Владимир Иванович Королёв, Николай Анатольевич Евменов.

Уровень подготовки корабельных специалистов позволил в 2023 учебном году исключить навигационные происшествия и аварии с кораблями и судами ВМФ

– Насколько часто проходят учебно-методические сборы руководящего состава штурманской службы ВМФ и какой результат они дают?
– Как правило, учебно-методические сборы руководящего состава штурманской службы ВМФ проходят два раза в год в подготовительных периодах обучения. В ходе сборов подводятся итоги штурманской подготовки, доводятся задачи штурманским службам флотов и Каспийской флотилии. Также мы анализируем итоги решения задач подготовки кадров для штурманской службы ВМФ в образовательных организациях.
В ходе сборов штурманы делятся полученным передовым опытом, обмениваются различными новыми методиками, подходами к решению тех или иных задач, направленных на повышение уровня обеспечения безопасности плавания и кораблевождения в различных условиях обстановки и районах Мирового океана.

– Как в современных политических условиях урегулируются вопросы, касающиеся мореплавания в стратегически важных проливах и в районах Северного морского пути (СМП)?
– Россия ведёт активную работу по изучению и освоению Северного морского пути уже не первый век и в связи с этим занимает лидирующие позиции в Арктическом регионе.
В настоящее время некоторые страны во главе с США крайне негативно реагируют на то, что наша страна устанавливает условия пользования СМП для мирового сообщества. Но при рассмотрении вопроса правомерности России по установлению разрешительного порядка использования СМП необходимо понимать основные два условия.
Во-первых, Северный морской путь является выгодной транспортной коммуникацией, которая простирается в непосредственной близости к северным территориям России. Это позволяет говорить о том, что иностранные суда в любом случае не смогут пройти весь СМП без согласия нашей страны на их пропуск через свои суверенные воды.
Во-вторых, неарктическое государство не сможет осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства предоставить свою территорию для швартовки иностранных судов, обеспечить их средствами связи, проводить спасательные операции в случае стихийных бедствий, реализовывать в случае необходимости природоохранные мероприятия и совершать прочие действия, необходимые для безопасного использования СМП.
Вывод здесь однозначный: контроль за Северным морским путём со стороны России необходим, исходя из принципов целесообразности, логичности, продуктивности и безопасности.
Действия России по регламентированию судоходства по СМП следует считать действиями, направленными на защиту морской среды и обеспечение международной экологической безопасности. Наша страна никогда не уступит свой приоритет в использовании и управлении СМП, который складывался на протяжении нескольких веков.

– Что вы пожелаете штурманам Военно-Морского Флота в их профессиональный праздник?
– Пожелаю только верных курсов, расчётных и безопасных манёвров, крепкого флотского здоровья, благополучия и новых успехов во благо нашей великой Родины – России и её славного Военно-Морского Флота.

Ольга ВОРОБЬЕВА, «Красная звезда»

Санкт-Петербург