Выступление начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковника Сергея Рудского на VII Московской конференции по международной безопасности

Сирийский кризис начинался с реализации классического сценария цветной революции.

Мирные митинги против действующей власти в дальнейшем переросли в боестолкновения протестующих с правительственными войсками и силами правопорядка. При этом вмешательство стран Запада способствовало трансформации различных бандгрупп в хорошо вооруженные и оснащенные отряды боевиков, которые к 2015 году создали единый фронт борьбы с правительственными силами.

Необходимо отметить, что Российская Федерация не вмешивалась во внутрисирийский конфликт, до тех пор, пока противники Сирии не стали задействовать для борьбы с законным правительством страны потенциал террористических формирований.

Именно в целях предотвращения дальнейшего распространения терроризма, недопущения разрушения сирийского государства и превращения его в территорию хаоса, как это произошло в Ливии, руководством Российской Федерации было принято решение откликнуться на просьбу правительства Сирии об оказании военной помощи в борьбе с формированиями международных террористических организаций.

30 сентября 2015 года авиация Воздушно-космических сил России в соответствии с решением Президента Российской Федерации приступила к нанесению ударов по местам расположения и объектам террористических группировок на территории Сирии.

К этому времени сирийские вооруженные силы контролировали не более 10% территории страны.

Особо подчеркну, что нахождение российской группировки войск на сирийской территории абсолютно легитимно, чего нельзя сказать о международной антитеррористической коалиции под руководством США.

В Сирии мы столкнулись с подготовленным противником.

Лидеры террористических формирований проходили подготовку в специальных лагерях под руководством опытных инструкторов. В отрядах действовали военные советники из стран Ближнего Востока и ряда западных государств.

Бандформирования террористов были хорошо организованы, вооружены не только стрелковым оружием, но и военной техникой, у них не было недостатка в запасах боеприпасов и материальных средств, которые постоянно пополнялись из-за рубежа. Помимо террористических способов боевики применяли и войсковую тактику, действовали грамотно и нешаблонно, особенно в городских условиях.

Сходные методы борьбы с правительством и собственным народом, не останавливаясь перед применением показательных широких репрессивных мер и террористических актов в отношении мирного населения, применяли и некоторые отряды вооруженной оппозиции.

На этом фоне стратегия действий Российской Федерации в Сирии заключается в непримиримой борьбе с терроризмом и диалоге с умеренной оппозицией.

Говоря об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в разрешении сирийского конфликта, можно сказать, что все основные районы, где правительственные силы и отряды народного ополчения вели боевые действия по разгрому ИГИЛ, были освобождены благодаря непосредственному участию российских военных советников в планировании операций и руководству ими, авиационной поддержке Воздушно-космических сил России, действий наших Сил специальных операций.

Уже через два месяца после начала применения по террористам нашей боевой авиации сирийскими правительственными войсками были освобождены населенные пункты в провинции Латакия, восстановлен контроль над стратегическим дорожным направлением Алеппо – Хама, разблокирован аэродром Квайрес в провинции Алеппо.

В дальнейшем при поддержке Воздушно-космических сил России в марте 2016 года была освобождена Пальмира, представлявшая собой сильно укрепленную, заминированную со всех направлений крепость.

В декабре 2016 года освобожден крупнейший промышленный центр – город Алеппо. При этом его освобождение было осуществлено не по классической военной схеме.

Чтобы не допустить жертв среди мирного населения и уберечь город от разрушения, несмотря на активное противодействие стран Запада, Российской Федерацией во взаимодействии с Ираном была проведена беспрецедентная гуманитарная операция, в ходе которой из восточной части Алеппо удалось вывести более 130 тыс. человек, в том числе около 31 тыс. боевиков и членов их семей. Эвакуация боевиков проходила под личные гарантии наших офицеров.

В конечном счете, это позволило избежать ненужных жертв и масштабных разрушений.

В этот же период отряды ИГИЛ воспользовавшись тем, что основные усилия сирийской армии были сосредоточены вокруг Алеппо, нанесли внезапный контрудар и отбили у правительственных войск Пальмиру.

С учетом этого в план операции были внесены необходимые коррективы.

В марте – апреле 2017 года при активной поддержке Воздушно-космических сил России сирийской армией были взяты под контроль находившиеся у ИГИЛ важные в стратегическом плане нефтегазовые поля Хаян, Джизель, Шаэр и повторно освобождена Пальмира.

В августе 2017 года в результате ударов по сходящимся направлениям правительственным войскам удалось окружить террористов в районе Акербата и в дальнейшем ликвидировать самый крупный очаг сопротивления ИГИЛ в центральной части Сирии. Кроме того, сирийская армия овладела важным населенным пунктом Эс-Сухне и продолжила наступление на Дейр-эз-Зор по двум направлениям: вдоль правого берега Евфрата и из района Пальмиры.

В конце октября 2017 года деблокирован г. Дейр-эз-Зор, который находился в окружениии более трех лет.

В дальнейшем группировка боевиков была окружена плотным кольцом, расчленена и уничтожена по частям. Одновременно сирийские войска форсировали Евфрат, овладели городами Меядин, Абу-Кемаль и 6 декабря 2017 года завершили разгром ИГИЛ на западном берегу реки.

Эти важные победы достигнуты сирийскими войсками благодаря помощи России и Ирана и позволили правительству Сирии приступить к восстановлению экономики страны, а также дали мощный импульс процессу политического урегулирования.

Необходимо отметить, что одной из особенностей военной операции в Сирии стало развитие в ходе ведения боевых действий политического диалога между противоборствующими сторонами. Изначально данную задачу мы планировали решить во взаимодействии с Соединенными Штатами Америки.

В соответствии с Совместным заявлением России и США в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии с 27 февраля 2016 г. вступил в силу режим прекращения боевых действий.

Однако, довольно скоро мы убедились, что американцы не имеют реальных инструментов влияния на боевиков оппозиционных группировок. Например, они так и не смогли развести формирования «Джабхат ан-Нусры» и вооруженные отряды, так называемой «умеренной» оппозиции.

Установленный режим примирения был использован боевиками для восстановления боеспособности и вывода своих отрядов из-под ударов российской авиации и правительственных войск.

Российской Федерацией с целью прекращения боевых действий на территории Сирии в феврале 2016 года был создан Центр примирения враждующих сторон, на который возложены задачи по содействию соблюдения режима прекращения боевых действий, оказанию гуманитарной и медицинской помощи местному населению, успешно решаемые по настоящее время.

При активном участии офицеров Центра примирения враждующих сторон проведены уникальные гуманитарные операции в Алеппо и Восточной Гуте, в результате которых спасены сотни тысяч жизней мирных жителей.

Совершенно противоположные подходы были продемонстрированы Соединенными Штатами Америки при освобождении города Ракка.

Этот город просто сравняли с землей, уничтожив около 90% инфраструктуры, а о проведении эвакуации мирных жителей из города командование коалиции даже не задумывалось. При этом была введена и до сих пор действует полная информационная изоляция мировой общественности о происходящих там событиях.

В настоящее время, по данным ООН, в Ракке сложилась критическая гуманитарная ситуация. В городе до сих пор находится большое количество неразорвавшихся боеприпасов, в результате подрывов на минах и самодельных взрывных устройствах практически ежедневно гибнут или получают увечья мирные жители. Кроме того, под неразобранными завалами находятся незахороненные останки погибших, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

В 2017 году процесс политического урегулирования в рамках женевской площадки практически остановился. Переговоры с участием оппозиционеров, не имеющих влияния «на земле», не приводили к желаемому результату, и активные боевые действия продолжались с прежней интенсивностью.

Для выхода из наметившегося тупика по инициативе Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу был запущен процесс создания в Сирии зон деэскалации. В ходе переговоров в рамках Международных встреч в Астане страны-гаранты режима прекращения боевых действий Россия, Турция и Иран договорились о создании трех зон деэскалации. Четвертая зона была образована в соответствии с соглашением между Россией, США и Иорданией.

В результате запуска процесса функционирования зон деэскалации удалось значительно разрядить обстановку и остановить масштабные боевые действия. Лидерам вооруженной оппозиции был дан уникальный шанс остановить кровопролитие, отделиться от террористов, сесть за стол переговоров и решить противоречия мирным путем.

Предполагалось, что в этих зонах «умеренная оппозиция» продолжит борьбу с радикальными группировками, такими как ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра». Вместе с тем в полной мере достичь целей создания зон деэскалации не удалось. Так, в Восточной Гуте экстремисты «подмяли под себя» вооруженные формирования оппозиции, которые перешли под полный контроль террористов, действующих с ними по единому замыслу против правительственных войск.

Боевики «Джабхат ан-Нусры» и примкнувшие к ним формирования умеренной оппозиции, которые заявили о готовности выполнять резолюцию Совета Безопасности ООН 2401 от 24 февраля 2018 года о прекращении огня, на деле продолжали систематические обстрелы жилых кварталов Дамаска, насильно удерживали местных жителей, используя их в качестве «живого щита» и жестко подавляли протестные акции населения, которому под угрозой смерти было запрещено покидать данный район. Естественно, что в этих условиях правительство Сирии вынуждено было принять меры по уничтожению террористов.

В сложившихся условиях перед правительственными войсками встала задача предотвратить гибель мирного населения.

Важную роль в данном случае сыграл опыт, полученный нами в ходе проведения гуманитарной операции в Алеппо, который позволил провести в Восточной Гуте еще более масштабную гуманитарную операцию.

На сегодняшний день российским Центром примирения враждующих сторон совместно с сирийскими властями, через специально созданные гуманитарные коридоры выведено 156 620 человек.

В освобожденных от незаконных вооруженных формирований районах налаживается мирная жизнь. В населенные пункты Восточной Гуты возвращаются беженцы, покинувшие их по гуманитарным коридорам несколько дней назад. На сегодняшний день в свои дома вернулось порядка 45 тысяч человек.

Сейчас осуществляется вывод боевиков из последнего подконтрольного незаконным вооруженным формированиям населенного пункта – Думы.

В течение нескольких дней гуманитарная операция в Восточной Гуте должна быть завершена.

Важнейшим мероприятием для «оживления» женевского процесса в конце января этого года в Сочи по инициативе Российской Федерации состоялся Конгресс сирийского национального диалога, который создал необходимые условия для активизации процесса политического урегулирования конфликта.

Сочинский Конгресс на сегодняшний день является самым представительным форматом сирийского урегулирования, в котором приняли участие все социальные, политические и этно-конфессиональные группы сирийского общества, широкий спектр представителей оппозиции.

В настоящее время мы продолжаем наблюдать  попытки «размыть» результаты сочинского конгресса, предоставить эксклюзивное право «эр-риядской» группе сирийской оппозиции диктовать свои условия при ведении переговоров по политическому урегулированию. Но это абсолютно не конструктивный подход.

В этой связи важная роль отводится женевской площадке, на базе которой наработки Конгресса по созданию конституционной комиссии должны трансформироваться в полноценный процесс политического урегулирования в рамках резолюции Совбеза ООН № 2254.

Сегодня мы можем говорить, что основными результатами военной операции Воздушно-космических сил России являются: разгром группировки ИГИЛ на территории Сирии, которая после понесенных потерь фактически прекратила свое существование; создание условий для завершения гражданской войны; запуск процесса мирного урегулирования конфликта и восстановления государственных институтов власти на освобожденных территориях.

Всего в результате действий сирийских правительственных войск при поддержке России и Ирана освобождено от незаконных вооруженных формирований около 113 тысяч квадратных километров территории и 1245 населенных пунктов; уничтожено около 65 тысяч боевиков; разминировано более 6 500 гектаров земли, более 1,5 тысяч километров дорог, около 17 200 зданий и сооружений; доставлено более 2,5 тысяч тонн гуманитарных грузов и обеспечена проводка 263 гуманитарных конвоев ООН.

В настоящее время созданы все условия для возрождения Сирии как единого, неделимого государства. Но для достижения этой цели необходимо приложить усилия не только России, но и другим членам мирового сообщества.

При этом совершенно неприемлемым видятся устремления США, направленные на создание квазигосударства на восточном берегу Евфрата. Мы видим, что в этих районах создаются не только местные органы власти, подконтрольные США, но и формируются свои вооруженные силы. США взяли курс на расчленение Сирии, уже сейчас закладывают конфликтный потенциал, который рано или поздно трансформируется в новую войну, где все будут против всех.

Основные уроки, которые мы вынесли из сирийского конфликта, заключаются в следующем.

Недопустимо использование террористических формирований для достижения политических целей кем бы то ни было.

Второй – терроризм можно победить только объединенными усилиями государств, это общий враг человечества.

И, наконец, без политического урегулирования, полагаясь только на военные меры, разрешить конфликт в Сирии нельзя. Только посредством мирного урегулирования можно объединить сирийский народ и прекратить кровопролитие.