Выступление Министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Шойгу на конференции MCIS-2018

Уважаемые дамы и господа!

Приветствую вас на Московской конференции по международной безопасности.

В седьмой раз здесь собрались руководители оборонных ведомств и военачальники из различных регионов мира, чтобы в открытой и доверительной обстановке обсудить широкий спектр актуальных проблем глобальной безопасности, обменяться мнениями по вопросам укрепления международного военного сотрудничества.

Приятно отметить, что интерес к нашей конференции с каждым годом растёт.

Постоянно увеличивается количество экспертов, представителей международных организаций и средств массовой информации, которые внимательно следят за работой форума, детально анализируют его итоги.

И это не случайно. Сегодня мир проходит через переломный этап. Меняются взаимоотношения между государствами, всё чаще делается ставка на силовое разрешение противоречий.

Претензии отдельных стран на исключительность подталкивают к новой гонке вооружений.

На фоне этого усиливается антироссийская риторика, активизируется недружественная военная деятельность вблизи наших границ.

В этих условиях руководство Российской Федерации предпринимает шаги по обеспечению национальной безопасности. Основной упор делается на борьбу с террористической угрозой, масштабы которой за последние годы значительно расширились.

В сентябре 2015 года Россией было принято решение об оказании помощи законному правительству Сирии в борьбе с ИГИЛ и другими террористическими организациями.

Хотели бы напомнить, что до этого так называемую войну с боевиками вела возглавляемая США антитеррористическая коалиция.

В неё входило более 30-ти передовых в военном отношении государств, задействованы значительные ресурсы, в том числе авиация и силы специального назначения.

Однако зримых результатов достигнуто не было. При этом территории, подконтрольные ИГИЛ в Ираке и Сирии, только расширялись.

Трудно поверить, что мощнейшая коалиционная группировка не смогла справиться с террористами.

Видимо, цель была другая – расшатать ситуацию в регионе, закрепить в нём своё военное и экономическое присутствие.

Положение изменилось после начала операции российских Воздушно-космических сил и создания реального антитеррористического альянса с участием Ирана, России и Турции. Освобождена бо?льшая часть территории Сирии от террористов, с остальными идут детальные переговоры по сложению оружия, сорваны планы образования псевдохалифата.

Очевидно, что при объединении наших усилий с коалицией историю с ИГИЛ в регионе удалось бы закончить значительно раньше и с меньшими потерями.

Борьба с международным террором неразрывно связана с решением гуманитарных проблем. В качестве примера приведу ситуацию Восточной Гуте.

Несмотря на создание зоны деэскалации, «Джебхат ан-Нусра» и примкнувшие к ней бандформирования продолжали обстреливать Дамаск из миномётов и стрелкового оружия, удерживали мирное население в захваченных районах.

Гуманитарная помощь и медикаменты до жителей Восточной Гуты не доходили, а использовались для нужд террористов или выставлялись на продажу.

В такой обстановке перед сирийскими правительственными войсками стояла непростая задача вывода из анклава мирных граждан, которая решалась под руководством российского Центра по примирению враждующих сторон.

На сегодня в безопасные места перемещено более 155 тысяч человек. Два дня назад мы начали возвращение граждан в свои дома, впервые за многие годы 12 тысяч школьников сели за парты.

Российские военнослужащие обеспечили их питанием, медицинской помощью, временным жильём.

Мы продолжаем создавать условия для беспрепятственного прохода гуманитарных конвоев ООН. Только в город Ду?ма они доставили 445 тонн гуманитарной помощи.

Это реальный вклад Российской Федерации в выполнение положений резолюции 2401 Совета Безопасности ООН.

Данная работа проводится в тесном взаимодействии с ООН,Международным Комитетом Красного Креста и Сирийским Арабским Красным Полумесяцем.

Важно отметить, что после разгрома так называемого Исламского государства члены бандформирований из Сирии и Ирака перебираются в другие регионы.

Повышается террористическая активность в Африке, «джихадисты» возвращаются в Азию и Европу.

Как следствие, растёт трансграничная преступность, формируется питательная среда для экстремистских и сепаратистских движений по всему миру.

В большинстве регионов планеты, в том числе в Юго-Восточной Азии, создаются террористические ячейки.

Без преувеличения можно сказать, что сегодня угроза терроризма носит глобальный характер.

Ни одно государство не может чувствовать себя полностью защищённым.

Данная ситуация осложняется ещё и тем, что террористы используют современные средства поражения – ударные беспилотные летательные аппараты.

Так, беспилотники, применяемые боевиками в Сирии, оснащены боеприпасами и способны действовать на расстояния свыше 100 км. Их создание невозможно без технического содействия развитых стран. В течение последних трёх месяцев мы уничтожили 17 таких аппаратов.

Применение подобных средств поражения в густонаселённых районах может иметь катастрофические последствия как для населения, так и для объектов критической инфраструктуры.

В этом контексте террористы не должны получить доступ к оружию массового поражения и отравляющим веществам.

Сирийский опыт показывает, что химсредства зачастую используются бандформированиями в провокационных целях, чтобы посеять хаос среди населения, сформировать у мирового сообщества ложное представление о конфликте.

К сожалению, порой такие приёмы срабатывают. Например, постановочная химатака в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 г. послужила поводом для нанесения военно-морскими силами США массированного ракетного удара по авиабазе Шайрат.

Попытки организовать подобные провокации в Сирии отмечаются и сегодня.

Полагаем, что при оценке случаев применения оружия массового поражения не должно быть двойных стандартов, необходимо проводить тщательный и всесторонний анализ в строгом соответствии с нормами международного права.

Пришло время объединить усилия мирового сообщества, в том числе оборонных ведомств, для нейтрализации глобальной угрозы, исходящей от терроризма.

Видим хорошие перспективы в налаживании обмена информацией, изучении опыта противодействия терроризму, поддержании контактов по линии спецслужб и разведывательных структур.

Уважаемые дамы и господа!

В этом зале присутствуют наши коллеги из стран Африки. К сожалению, в настоящее время в этом районе складывается сложная ситуация.

Фактическая дезинтеграция Ливии привела к усилению террористической угрозы в северной и центральной частях континента.

Её рост негативно влияет на состояние региональной безопасности в целом.

Мы поддерживаем усилия африканских государств по стабилизации обстановки и борьбе с террористами.

Рассчитываем, что во время дискуссий представители стран Африки поделятся своими оценками ситуации на континенте.

Также сегодня большое внимание уделяется положению в Латинской Америке.

Мы приветствуем стремление региональных государств к расширению взаимодействия с Россией, в том числе по линии оборонных ведомств.

Примером такого сотрудничества служит наша совместная работа с аргентинскими коллегами по поиску пропавшей подводной лодки.

Подходы к обеспечению безопасности всегда имеют региональную окраску и должны быть учтены при формировании глобального ви?дения проблемы.

Признательны нашим друзьям из Южной Америки за участие в форуме.

Традиционно в программу конференции включены вопросы безопасности в Азиатском регионе, который сегодня является локомотивом мирового экономического развития.

За последние годы сотрудничество военных ведомств России и стран Азии существенно активизировалось. В этом плане показательны наши стратегические отношения с Китаем, Индией, Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой.

Новое развитие получает взаимодействие с Брунеем, Камбоджей, Малайзией, Индонезией, Филиппинами – причём как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах по линии АСЕАН.

Партнёрство востребовано ещё и потому, что в Азии сохраняются вызовы в сфере безопасности, которые требуют совместных действий.

В первую очередь это кризис вокруг Корейского полуострова, в который вовлекается всё больше государств, стремящихся закрепить своё влияние в регионе.

Полагаем, что военного решения корейской проблемы нет.

Давление и угрозы не являются действенными средствами урегулирования кризиса.

Более того, постоянное нагнетание ситуации и демонстрация военной силы могут привести к инцидентам и даже вооружённому конфликту, последствия которого затронут весь регион.

Продолжает ухудшаться ситуация в Афганистане.

Более чем пятнадцатилетнее присутствие в этой стране контингентов США и НАТО так и не привело к нормализации обстановки.

По сути, США стремятся на любых условиях закрепиться в Центральной Азии, чтобы иметь возможность проецировать силовое влияние на сопредельные с Афганистаном страны.

Это не отвечает интересам региональных государств и служит глобальным фактором дестабилизации.

Сохраняется угроза безопасности для государств – союзников России по ОДКБ.

Афганистан может стать новым прибежищем не только для боевиков ИГИЛ, но и для других террористических организаций, откуда они будут перемещаться по всему Евразийскому континенту.

Сегодня в Афганистане насчитывается около четырёх с половиной тысяч игиловцев, и их число постоянно растёт.

Афганский конфликт нельзя завершить на поле боя. Для его решения необходимы новые, нестандартные подходы. Следует задействовать потенциал всех региональных стран и международных организаций, включая ОДКБ и ШОС. При этом совместные усилия должны быть сосредоточены на создании правового государства и соответствующих институтов власти.

Ещё одно важное условие стабильности – невмешательство во внутренние дела государств, противодействие политике цветных революций, гибридных войн и так называемой мягкой силы.

Дестабилизация внутриполитической обстановки под видом демократизации ведёт не к процветанию народов, а к созданию новых конфликтных зон, «заповедников» для террористов всех мастей.

Уважаемые дамы и господа!

В марте в своём Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин подробно остановился на нынешнем плачевном состоянии европейской безопасности. Основными причинами этого стали:

  • наращивание воинских контингентов НАТО вблизи российских границ;
  • изменение доктрины США по применению ядерного оружия;
  • выход Вашингтона из Договора по ПРО;
  • развёртывание элементов глобальной системы противоракетной обороны, в том числе за пределами национальной территории США – на Европейском континенте и в Азии.

Сегодня ни у кого нет сомнений, что американская ПРО – это серьёзный дестабилизирующий фактор, стимул для гонки вооружений, грубое нарушение международных обязательств, в том числе Договора о ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия.

Также вызывает озабоченность безостановочное усиление группировки американских войск в Восточной Европе. Складывается парадоксальная ситуация. НАТО стремится нарастить и модернизировать военную инфраструктуру у российских границ. При этом в общественном мнении формируется миф о возрастающей для Европы опасности.

То есть сами себя запугивают несуществующей российской угрозой, а затем планомерно увеличивают военный потенциал.

Сегодня в Прибалтике и Польше уже размещён десятитысячный контингент, имеющий все виды наступательных вооружений.

Активизируется деятельность флотов США и других стран НАТО в Чёрном и Балтийском морях.

Количество учений и тренировок Североатлантического альянса существенно выросло. При этом они носят явно антироссийскую направленность.

Повысилась интенсивность полётов натовской авиации вдоль российских границ. Начиная с января истребители ВКС России поднимались на перехват более 25-ти раз.

В итоге резко возросла опасность провокаций и военных инцидентов.

В этих условиях Минобороны России неоднократно предлагало НАТО начать диалог.

Однако в Брюсселе к уважительному разговору не готовы.

В свою очередь мы не собираемся стучаться в закрытую дверь, но и оставлять без внимания попытки силового давления на нас не намерены.

Боевой потенциал наших Вооружённых Сил будет поддерживаться на уровне, гарантированно обеспечивающем военную безопасность России и её союзников.

Уважаемые дамы и господа!

Вызовы и угрозы в сфере безопасности меняются. Это требует их постоянного анализа и поиска совместных решений.

Сейчас как никогда важно вместе думать над тем, какая структура международной стабильности способна обеспечить устойчивое развитие цивилизации.

Российская сторона уверена, что основу системы глобальной безопасности не могут составлять претензии на исключительность, неуважение к интересам других государств, пренебрежение нормами международного права.

Краеугольным камнем такой системы должен быть принцип неделимости безопасности. То есть безопасность одного государства не должна обеспечиваться за счёт безопасности другого.

Рассчитываем, что в ходе конференции прозвучат конструктивные идеи, которые могли бы лечь в основу столь необходимой сегодня обновлённой системы всеобщей безопасности.

Желаю вам успешной работы, интересных дискуссий и приятного пребывания в Москве!