Военные лётчики из края вулканов успешно осваивают модернизированные вертолёты Ка-29

Военные лётчики из края вулканов успешно осваивают модернизированные вертолёты Ка-29

Полгода назад Камчатский смешанный авиационный полк войск и сил на северо-востоке был усилен двумя отрядами вертолётов Ка-29. Вместе с винтокрылыми машинами в край вулканов прибыла часть лётного состава, в том числе два командира отряда. О том, как происходит освоение летающих боевых единиц, каких успехов достигли вертолётчики, нам рассказал командир эскадрильи подполковник Александр Леденцов.

Вертолётная составляющая авиаполка представлена винтокрылыми машинами семейства Милей и Камовых. Свойственные задачи здесь выполняют экипажи вертолётов Ми-8 (в том числе новейшего Ми-8АМТШ ВА) и Ка-27 (противолодочные и поисково-спасательные). А с недавних пор парк винтокрылых машин ощутимо увеличился.

— Основная задача эскадрильи на вертолётах Ка-29 — обеспечение Камчатской отдельной бригады морской пехоты, — рассказывает подполковник Александр Леденцов. — В частности, переброска десанта, мобильных групп, прикрытие и поддержка огнём морских пехотинцев, а также уничтожение диверсионных групп с воздуха. И вертолёты Ка-29, как показала наша скромная по срокам практика, прекрасно с этим справляются. Транспортно-боевой вертолёт Ка-29 — дальнейшее развитие Ка-27 — предназначен для переброски личного состава и грузов (в том числе на внешней подвеске) морской пехоты, а также поддержки чёрных беретов с воздуха. Принятая в конце 80-х годов прошлого столетия на вооружение машина прошла относительно недолгий, но сложный путь, который в один момент мог бесславно оборваться.

На определённом этапе развития Вооружённых сил страны Ка-29 оказался у роковой черты: вертолёту попросту не находилось применения. В результате одни винтокрылые машины были переданы в подведомственные структуры МВД, другие доживали свой век на штатных местах, не имея возможности подниматься в небо. Однако совсем недавно вертолёты получили вторую жизнь. Оставшиеся машины были отремонтированы и модернизированы на заводе в Кумертау (Республика Башкортостан) и переданы в несколько воинских частей Вооружённых сил РФ для выполнения свойственных задач. Так два отряда вертолётов Ка-29 попали в край вулканов.

Несмотря на то, что день рождения новой камчатской эскадрильи 1 декабря, дебют модернизированных винтокрылых машин на полуострове состоялся несколькими месяцами ранее: два Ка-29 приняли участие в крупномасштабном двустороннем бригадном тактическом учении, в котором были задействованы два соединения морской пехоты. Тогда состоялось первое в истории современных Вооружённых сил РФ боевое применение Ка-29 в крупном учении. Но об этом чуть позже.

Как только в полку узнали, что поступят новые вертолёты Ка-29, командование сразу же отправило часть личного состава на обучение в Центр боевого применения и переучивания лётного состава в городе Ейске Краснодарского края. В числе первопроходцев оказались сам комэск, который до этого летал на вертолётах Ка-27 и в совершенстве овладел этой винтокрылой машиной, а также два командира отряда. Теоретическая подготовка заняла месяц, после чего три экипажа вернулись в полк и приступили к практическому освоению Ка-29, параллельно передавая знания коллегам, не прошедшим переподготовку. В авангарде эскадрильи, как и положено, стал комэск, именно он первым на Камчатке совершил самостоятельный вылет на новой машине.

— По технике пилотирования разницы между Ка-29 и Ка-27 нет, — рассказывает подполковник Александр Леденцов. — Даже по инструкции для лётчиков «двадцать девятых» учебно-тренировочным является Ка-27. Тем не менее первый полёт оставил у меня незабываемые ощущения. Несмотря на то, что 29-й создавался на базе Ка-27 — на нём, например, стоят те же двигатели, — это совершенно разные машины и по авионике, и по вооружению, и по защищённости, и по лётным характеристикам. Вертолёт более устойчивый, чем его старший собрат. Отчасти это достигается за счёт небольших крыльев — они же внешние точки подвески вооружения. Также за счёт аэродинамических особенностей машины до 60 градусов увеличены крены. У Ка-29 лучше аэродинамическая компоновка. Он тяжелее 27-го, но в то же время более устойчив на зависании и при работе на минимальных высотах. Новый вертолёт более эргономичен, в нём удобные кресла, есть система кондиционирования и обогрева стёкол. Кабина лётчиков полностью герметична, что позволяет выполнять задачи на заражённой местности. К тому же он всепогодный и оснащён системой стабилизации при стрельбе.

Ещё одним неоспоримым достоинством новой машины подполковник Александр Леденцов назвал его защищённость от пуль и осколков. Определённую степень безопасности пилоту и штурману, а также двигателям обеспечивают несколько бронированных плит. Однако главный козырь модернизированной винтокрылой машины — его арсенал. На различных точках подвески Ка-29 может быть размещено стрелковое, пушечное, ракетное и бомбовое вооружение. Неудивительно, что у вертолёта есть восемь вариантов боевой загрузки в зависимости от поставленных задач. Винтокрылая машина способна нести, например, до четырёх блоков с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). В каждом таком цилиндрическом контейнере размещается двадцать сигарообразных снарядов. Причём боевые части НАРов могут быть зажигательными, осколочными или осколочно-фугасными.

Серьёзную угрозу для противника — его легкобронированной техники и живой силы — несут спаренные 23-мм авиационные пушки, равно как и подвесные зажигательные бомбы. Кроме этого, у экипажа всегда под рукой пулемёт калибра 12,7-мм. Одним словом, впечатляющее вооружение. Вертолёт даже внешне выглядит грозно и мощно. — У Ка-29, впрочем, как и у всех винтокрылых машин, в основе которых соосная система винтов, потрясающая живучесть, — отмечает подполковник Александр Леденцов. — Даже если из строя выйдут два двигателя, машину можно посадить. Главное — не потерять оборотов несущих винтов. Сегодня этим и другим навыкам пилотирования посвящена большая часть времени подготовки лётного состава эскадрильи. Опытные лётчики и штурманы совместно с приглашёнными инструкторами из Управления морской авиации ВМФ и учебного авиационного полка вышеупомянутого Ейского центра поднимают на крыло сослуживцев.

Те, кто был готов на Ка-27, идут по сокращённой программе вплоть до основных — огневых задач. Перед огневыми упражнениями экипажи вертолётов выполняют так называемую фотострельбу из всех видов оружия. Установленное на борту Ка-29 специальное оборудование, прицельный комплекс фиксируют все этапы стрельбы. После выполнения задачи на основе собранных данных производится анализ действий экипажа и принимается решение о готовности лётчиков к огневым упражнениям с реальной боевой стрельбой. По словам подполковника Александра Леденцова, на сегодняшний день в эскадрилье к стрельбе днём подготовлено несколько экипажей. Соответствующие практические действия личный состав эскадрильи отрабатывает на собственном авиаполигоне.

Апофеоз огневой подготовки на Ка-29 — стрельба в ночных условиях. Лётчиков, у которых есть соответствующий допуск, не так уж и много. Среди них — подполковник Александр Леденцов. Он был вторым в стране, кому покорилась эта вершина. Весьма интересно, что пальма первенства по этому показателю принадлежит его старшему брату — полковнику Дмитрию Леденцову, который в своё время служил в Камчатском смешанном авиаполку, а сейчас командует корабельным вертолётным полком на Северном флоте. По словам подполковника Александра Леденцова, инструкторский состав Управления морской авиации ВМФ РФ и учебного авиационного полка центра боевой подготовки и переучивания лётного состава в Ейске оказал большую практическую и методическую помощь личному составу эскадрильи, чтобы в кратчайшие сроки освоить новую технику. Сейчас ставший на крыло личный состав совершенствует профессиональное мастерство и нацелен на покорение новых высот. Лётчики сдают различные допуски с тем, чтобы на практике раскрывать огромный боевой потенциал Ка-29 и полноценно представлять эскадрилью в мероприятиях боевой подготовки полка.

Например, в феврале эскадрилья, представленная двумя Ка-29, приняла участие в лётно-тактическом учении (ЛТУ) авиаполка. В первый день новые винтокрылые машины выполняли задачу по прикрытию Ка-27, который приземлился на загородную трассу и высаживал противодиверсионную группу. Экипажи отработали различные тактические приёмы и элементы пилотирования. На следующий день одному из Ка-29 было поручено уничтожить диверсионную группу условного противника, которая передвигалась на автомобильной технике и бронетранспортёре. В помощь лётчикам был придан авианаводчик. По его данным вертолёт оперативно прибыл в заданный район и условно уничтожил колонну «неприятеля», не оставив шанса ни живой силе, ни технике. Об этом красноречиво свидетельствовали данные фотострельбы, которые были проанализированы позже.

Ещё одним испытанием на зрелость для эскадрильи стало участие в батальонном тактическом учении Камчатской бригады морской пехоты. В этих манёврах пара Ка-29 выполняла задачи по обеспечению прикрытия и огневой поддержки подразделений морской пехоты, которые, по сценарию, на побережье Тихого океана отражали атаку вражеского десанта. Винтокрылые машины успешно отработали несколько эпизодов с применением фотострельбы. Объективные данные контроля подтвердили уничтожение всех целей, в том числе имитировавших моторизованную колонну противника. Ка-29 действительно мощная и грозная техника, способная заставить трепетать любого врага. В этом вашему автору удалось убедиться воочию во время двустороннего бригадного тактического учения, в котором приняли участие Камчатское и Приморское соединения морской пехоты.

Это была премьера боевого применения вертолётов Ка-29 в масштабном учении. И, забегая вперёд, отметим, что первый показ прошёл на ура. Одним из участников тех событий стал подполковник Альберт Горобец. Сегодня он командует отрядом на вертолётах Ка-29. Именно благодаря ему и его коллегам вся страна узнала, на что способен новый вертолёт в условиях, максимально приближенных к реальным, какой огневой мощью он обладает. Это было первое на постсоветском пространстве практическое применение Ка-29 по целям, имитировавшим и живую силу противника, и его технику.

— До известных событий мы с коллегами, задействованными в учении, проходили службу в Приморье и там осваивали Ка-29, — вспоминает подполковник Альберт Горобец. — В пункте постоянной дислокации нам приходилось принимать участие в манёврах, но гораздо менее масштабных и только с фотострельбой. Поэтому для нас было большой честью и ответственностью первыми продемонстрировать боевой потенциал Ка-29. На Камчатке в рамках учения мы отработали различные элементы по нанесению ударов ракетным и стрелково-пушечным вооружением, а также тактические приёмы. Работали парой, последовательно, действовали по данным с командного пункта и передовых авианаводчиков. Также выполняли посадки на необорудованные площадки, выбранные с воздуха. За время учения — в течение десяти дней — экипажи Ка-29 ежедневно выполняли до четырёх вертолёто-вылетов.

Главной особенностью, по мнению подполковника Альберта Горобца, стала отработка элементов временного базирования на так называемых площадках подскока. Для этого в лесном массиве установили плиты ПАГ-18, оборудовали необходимую передвижную инфраструктуру для бесперебойного энергопитания, заправки, заряжания оружия и технического обеспечения винтокрылых машин. Таким образом, на практике было подтверждено, что вертолёты Ка-29, изначально позиционировавшиеся как палубная авиация, способны эффективно работать с временных площадок далеко от пунктов базирования, при условии должного обеспечения и снабжения.

— Практически все задачи мы выполняли на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности и попутной разведкой, — рассказывает подполковник Горобец. — Это требовало от лётчиков максимальной концентрации внимания и большого напряжения сил, ведь 95 процентов полётов проходило не по приборам, а визуально. При этом нужно было постоянно работать с прицелом, прослушивать эфир и вести радиообмен, держать контакт с командным пунктом и авианаводчиком. В итоге винтокрылые штурмовики успешно справились с поставленными задачами, подтвердив высокий боевой потенциал Ка-29, возможность их применения в нестандартных ситуациях и условиях.

— По итогам учения мы получили большой и бесценный практический опыт, который сейчас передаём своим подчинённым, — резюмирует подполковник Альберт Горобец. По словам подполковника Александра Леденцова, учебный процесс проходит штатно и по плану. В нём задействован весь личный состав. Особое внимание инструкторы уделяют вчерашним выпускникам военных училищ, и те показывают неплохие результаты. А это значит, что преемственность поколений эскадрильи обеспечена, вертолёты Ка-29 на Камчатке ждёт большое будущее. Что касается перспектив, то эскадрилье предстоит большая работа в арктических широтах зоны ответственности Тихоокеанского флота. Так что подчинённые подполковника Александра Леденцова готовятся и к этому.

Юрий РОССОЛОВ

Фото автора

«Суворовский натиск»