Верным фарватером сквозь все шторма

2016 03.31. День дивизии.
2016 03.31. День дивизии.

10 февраля своё 80-летие отметит адмирал Игорь Касатонов

Эта фамилия одна из тех, которые известны на флоте всем, и, пожалуй, не нуждается в особом представлении. Касатоновы – дед, отец, сыновья и конечно же в будущем внуки служили и будут служить Отечеству на морских просторах. В этом  убеждён сегодня глава военной династии, готовясь разменять девятый десяток, более шестидесяти лет он посвятил флоту и Андреевскому флагу. И несмотря на то что он давно уже сошёл на берег, в душе оставить службу так и не смог – просто сменил военную тужурку на гражданский пиджак.

На службе Отечеству уже четвёртое поколение Касатоновых.

На службе Отечеству уже четвёртое поколение Касатоновых.

Сегодня в должности советника начальника Генерального штаба Игорь Касатонов продолжает решать важные государственные задачи, активно участвуя в проектах по развитию и строительству флота. А в свободное время весь накопленный за многие десятилетия багаж знаний и опыта отражает на бумаге. Потом из заметок, которыми исписано множество пухлых блокнотов, рождаются книги – наследие потомкам, нынешним и будущим морякам…


Игорь Касатонов

В плотном графике адмиралу Касатонову не сразу удалось выкроить свободную минутку для встречи с корреспондентом «Красной звезды».

Отсчитывая десятилетия назад и вспоминая былое, он, говорит, что ни на минуту не жалеет ни об одном своём решении, начиная с первоистоков – выбора профессии. Хотя, по собственному его признанию, выбора как такового у него и не было. У сына адмирала просто не могло быть иного пути, кроме как стать военным моряком. И рассчитывать на протекцию и авторитет отца, как многие могут подумать, ему не приходилось. Скорее напротив – вес столь известной фамилии не мог его не давить. Оттого и обучаясь в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова, которое он, кстати, окончил с отличием, и преодолевая одну за другой ступени служебной лестницы, ни одну из которых он не пропустил, ему приходилось обретать двойной запас прочности, знаний, характера. И он чётко осознавал это всегда.

За плечами бывалого моряка – 15 дальних океанских походов, задачи 10 боевых служб, начиная с самой первой в истории ВМФ СССР в 1964 году. В «географии» – неоднократное пересечение меридианов 0° и 180°. Он поднимался выше 75° северной широты в проливе Вилькицкого у мыса Челюскина в Заполярье. Босфор и Дарданеллы форсировал 32 раза. Общая наплаванность превышает 200 000 морских миль.

Свою офицерскую службу на флоте Игорь Касатонов начинал командиром стартовой батареи эскадренного миноносца «Гневный». На ракетном эсминце «Упорный» совершил переход из Севастополя вокруг Европы и Северным морским путём на Тихоокеанский флот.

После окончания офицерских классов был назначен старшим помощником командира большого противолодочного корабля  «Проворный» и спустя два года возглавил его экипаж. Его имя вписано в историю БПК «Очаков», считавшегося шедевром конструкторской мысли в 1970-е годы. Судьбой ему было уготовано стать его первым командиром.

1974 июнь Очаков с МО СССР Гречко А.А.

1974 июнь Очаков с МО СССР Гречко А.А.

Хлебнув сполна солёной морской воды дальних походов, он был назначен начальником штаба дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота, а после окончания Военной академии Генштаба вернулся в Севастополь на прежнее место службы уже в должности её командира.

Ему не раз ещё потом приходилось быть первым, тем, на чьи плечи возлагались самые ответственные, самые приоритетные задачи, такие как, например, создание Кольской флотилии разнородных сил Северного флота. Он стал первым её командующим. Нельзя не отметить, что Касатонову, под руководством которого оказалось десять бригад подводных лодок и надводных кораблей и два полка на острове Кильдин и полуострове Рыбачий, около 150 кораблей, огромный тыл, восемь пунктов базирования, разбросанных по всему Кольскому побережью, – чуть ли не половина Северного флота, пришлось всё начинать с нуля. Шесть лет он выстраивал жизнедеятельность огромного организма – крупнейшего объединения военно-морского флота, крепил боевую готовность флотилии, выводил в море корабли и конечно же налаживал повседневный быт моряков и их семей в гарнизоне и городе Полярном, почётным гражданином которого сегодня является.

С честью выдержав этот экзамен, он стал первым заместителем командующего Северным флотом, не подозревая, что, спустя несколько лет вновь вернувшись в Севастополь, столкнётся с намного более суровым испытанием, когда от верности принятых им решений будет зависеть не только судьба Черноморского флота, но и всего Южного стратегического направления. В 1991–1992 годы, в период распада Советского Союза, ему было суждено командовать Черноморским флотом. Всего год, но какой!

1992 08.03 Ялтинские соглашения.

1992 08.03 Ялтинские соглашения.

– Как командующий флотом, я глубоко осознавал свою ответственность в той ситуации перед Россией, правопреемницей СССР, и в той же степени перед своими подчинёнными. Поэтому неоднократно направлял доклады и запросы о дальнейших действиях флота руководству России и Вооружённых Сил. Однако никаких ответов на них не получал. Между тем обстановка складывалась так, что существовала реальная угроза буквально в ближайшие сутки, а то и часы весь Черноморский флот потерять. Это, безусловно, стало бы для России национальной катастрофой. Исходя из этого, я самостоятельно принял решение и 4 января 1992 года на свой страх и риск объявил Черноморский флот российским, подчиняющимся исключительно Президенту России и главнокомандующему Вооружёнными Силами СНГ маршалу авиации Евгению Шапошникову.

Одновременно я запретил приём украинской военной присяги на кораблях и в частях флота. Это решение было единогласно поддержано военным советом флота, – вспоминает события тех дней адмирал Касатонов. – Мы заявили, что отказываемся выполнить указание Киева о переприсяге до тех пор, «пока не будет найдено политическое решение проблемы флота на уровне президентов двух государств. Черноморский флот будет сохранять статус-кво и подчиняться главнокомандующему Вооружёнными Силами СНГ маршалу авиации Евгению Шапошникову и главнокомандующему ВМФ адмиралу Владимиру Чернавину». На что заместитель начальника главного штаба вооружённых сил Украины Георгий Живица заявил, что «этим заявлением я превратил себя для Украины в персону нон грата». Тем временем в поддержку решения военного совета на флоте выступили собрания командиров кораблей и частей, офицерские собрания соединений и частей. Так что, как бы трудно ни было, я в тот момент почувствовал дружную и мощную поддержку подчинённых.

1992 День ВМФ — вопреки.

1992 День ВМФ — вопреки.

Будучи уже первым заместителем главнокомандующего Военно-морским флотом России, Касатонов в 1996 году возглавил океанский поход отряда боевых кораблей во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Именно тогда ТАВКР впервые в своей истории выходил на боевую службу в Средиземное море с палубной авиацией на борту. Велика роль Игоря Владимировича и в судьбе другого корабля – флагмана «Петра Великого». Возглавив Правительственную комиссию, Касатонов ввёл в состав флота России этот тяжёлый атомный ракетный крейсер, который продолжает демонстрировать  Андреевский флаг на просторах Мирового океана и в 2012 году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина награжден орденом Нахимова.

Всё это лишь штрихи к портрету адмирала. Ведь жизнь человека, судьба которого навеки связана с флотом крепким морским узлом, не уместить в газетный формат. Лучше предоставить слово тем, с кем он плечом к плечу служил.

Вспоминает капитан 1 ранга Сергей Галкин, профессор, кандидат технических наук, проходивший в своё время службу на кораблях Черноморского флота, в том числе на БПК «Очаков»:

– В самом конце сентября 1972 года в связи с назначением командиром дивизиона БЧ-5 я представился командиру «Очакова» капитану 2 ранга Игорю Касатонову. Тогда и свела меня судьба с одним из лучших офицеров и командиров нашего флота, настоящим моряком-профессионалом и просто замечательным человеком.

В Касатонове подкупили профессионализм и высокая культура – за три года совместной службы даже в очень сложной обстановке я не слышал от него грубого слова, не видел его раздражённым. Единственное, что он мог сказать: «Хотели ведь как лучше…»

Запомнил и само представление. После моего традиционного доклада он сказал, как будто размышляя вслух: «Старший лейтенант, командир дивизиона – это красиво… Ты – самый молодой в этой должности на флоте. Чего хочешь в дальнейшем?»

Я сказал, что попрошусь в академию. Затем он поинтересовался, есть ли у меня квартира. Я ответил, что, естественно, нет.

Касатонов сказал, раздумчиво: «Сформируем экипаж, достроим и выведем корабль, сдадим курсовые задачи, сходим на боевую службу – просись в академию. Квартиру по ходу получишь».

Он сдержал слово: квартиру я получил уже в феврале 1974 года, в академию он отпустил меня в июне 1975 года сразу после прихода с первой боевой службы «Очакова»…

В переломные моменты эпохи роль личности – сильной, цельной, волевой – всегда предельно высока

– Когда пришло время принимать первый авианосец ВМФ России – ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» от завода, обстановка сложилась непростая, – это уже рассказ капитана 1 ранга Николая Иванова, в то время заместителя командира по работе с личным составом. – Сложно было с офицерами, мичманами, матросами. Масса проблем и никаких решений, начиная с того, что мы, северяне, служили на юге, не получая там никаких надбавок, а семьи, оставшиеся на севере, продолжали испытывать невзгоды сурового края. Строился корабль долго, офицеры теряли перспективу службы, профессионализм, так как разнообразная техника, уже стоявшая на корабле, по многим обстоятельствам не могла быть принята от промышленности и использоваться по назначению. Всё служебное время было занято решением социальных проблем берегового и корабельного житья, и что уж говорить, проблемы с воинской дисциплиной оказались главными и практически неразрешимыми. Черноморские штабы различного уровня не очень-то стремились осваивать новую технику чужого флота. Помогали, хотя корабль числился черноморским, очень пассивно. И тогда я с докладом об этом напрямую обратился к первому заместителю командующего Северным флотом…

Первым заместителем командующего в ту пору был вице-адмирал Игорь Владимирович Касатонов. Его реакция на обращение корабельного замполита была незамедлительной. Более трёхсот наших матросов и старшин отправили к местам прежней службы. Командирам, приславшим их, вместе с взысканиями за непонимание интересов флота было приказано прислать на замену действительно самых лучших специалистов.

После первого вмешательства в судьбу корабля Касатонов взял «Кузнецова» под личный контроль. И в следующий приезд он ломает штаты, «срисованные» с устаревших артиллерийских крейсеров. В течение нескольких суток возглавляемая им группа офицеров расписывает новые обязанности каждого члена экипажа заново, создаёт уникальные в нашем Военно-морском флоте корабельные расписания.

Во время многодневных командировок с Северного флота Касатонов лично обучал командное звено практике корабельной службы. Тогда же он, имея колоссальный опыт службы на авианесущих кораблях, заложил баланс отношений между экипажем корабля, командиром и лётным составом, как входящим в состав экипажа корабля, так и пребывавшим в составе наземного эшелона, а главное, с корабельными лётчиками. Он же несколько позже подобрал и старпома, капитана 1 ранга Челпанова, а потом и его подтолкнул к трапу на ходовой. Во время очередной командировки Игорь Владимирович сумел перевернуть Одесское отделение тыла, где на довольствии стоял корабль, заставив снабдить крейсер всем необходимым, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность, несмотря на то что количество подаваемого на ТАВКР имущества исчислялось астрономическими цифрами и многие этому потоку сопротивлялись.

Были приглашены и представители ряда конструкторских бюро, институтов, предприятий, чтобы обсудить, как на корабле практически организовать борьбу за живучесть, обеспечить пожаробезопасность, оборону, как нести дежурство и вахты в интересах соединения. Было выработано много предложений, которые в последующем нашли практическое воплощение. И наконец, под его руководством была подготовлена и с хорошей оценкой сдана самая сложная – первая курсовая задача.

– Мне выпала большая честь пройти свой служебный путь от лейтенантских нашивок до погон вице-адмирала под руководством Касатонова, поступить и освоить все уровни его школы, что позволило возглавить Новороссийскую ВМБ и стать заместителем командующего Черноморским флотом, – вспоминает ведущий инспектор группы инспекторов ОСК ЮВО вице-адмирал Евгений Орлов. – Среди 26 выпускников военно-морских училищ 1972 года я начал службу на качественно новом строящемся корабле БПК «Очаков», первым командиром которого был капитан 2 ранга Касатонов. В кратчайший срок наш корабль стал одним из лучших в Военно-морском флоте. За этим стоял личный пример командира и его способность добиваться максимальных результатов, работая на высоких параметрах, смелость и решительность в принятии решений, строгость и внимательное отношение к подчинённым. Эти непревзойденные качества и стали основой этой «школы Касатонова».

Я, как и все её «выпускники», благодарен своему первому командиру корабля за науку, за конкретную помощь в моём становлении как офицера. Со временем, став командиром этого корабля, я всегда убеждался, что жизненный компас Касатонова никогда не подводит, всегда указывает курс к верным решениям, позволяет формировать команду единомышленников, способную добиваться порой невозможного.

Особенно ярко это проявилось в сложнейший период 1991–1992 годов, когда командующий Черноморским флотом, видя в нас, командирах соединений, своих надёжных соратников, принимал стратегически верные решения, которые позволили сохранить флот для России. Я, как и все причастные к этому историческому событию, горжусь, что в это сложное время всегда был в команде этого выдающегося флотоводца.

Все знания и опыт, полученные в этой школе, позволили мне успешно решать сложнейшие задачи создания системы базирования ВМФ России на кавказском побережье, а также при выполнении обязанностей заместителя командующего Черноморским флотом.

Меня всегда восхищал и продолжает восхищать творческий потенциал Касатонова. Глубина и масштаб проблем, поднятых в его научных трудах по истории отечественного флота, не только вызывают читательский интерес, но и представляют практическую ценность для дальнейшего развития морской мощи государства.

Свой богатейший опыт служения Отечеству и результаты научных исследований он в полной мере реализует в должности советника начальника Генерального штаба Вооружённых Сил, и я благодарен судьбе за то, что снова работаю рядом с ним в одной системе, по-прежнему следуя его советам и рекомендациям. 

Редакция газеты благодарит за оказанное содействие в подготовке материала полковника юстиции Кирилла Касатонова

Юлия КОЗАК, «Красная звезда»