В Центральном Военно-Морском Музее открылась выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского

В Центральном военно-морском музее состоялась церемония открытия уникальной выставки «Морская симфония Ивана Айвазовского», посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

 

Участие в ней приняли представители Военно-Морского Флота,  государственного музея-заповедника «Петергоф», предметы из собрания которого дополнили экспозицию выставки, а также ветераны флота, курсанты военных училищ и гости музея.

Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королев приветствовал открытие выставки, отметив, что «полотна великого художника-мариниста Ивана Айвазовского укрепляют любовь к морю у поколений, которые служили в Военно-Морском Флоте, служат в настоящее время и собираются завтра встать на мостики боевых кораблей. Айвазовский любил море с такой силой, как сейчас его любит матрос, штурман, командир корабля, как любят его те, кто посвятил свою жизнь службе на надводных кораблях и подводных лодках. Картины художника учат уважать море. Без этого уважения не было бы великого множества впечатляющих Побед Российского флота. Выставка Айвазовского открыта здесь, в Музее, в 10 минутах ходьбы от здания Адмиралтейства, где расположено Главное командование ВМФ, откуда ведется управление Флотом в океанах и морях, силу которых передавал в своих работах Иван Константинович Айвазовский. Это для нас, военных моряков, очень важно»

Как сообщил начальник Центрального Военно-Морского Музея Руслан Нехай: « Впервые  на выставке представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». 14 рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севастополя исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составлению видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, параллельно с живописными полотнами возникали натурные графические листы. Помимо документальной тщательности их отличает виртуозность исполнения. Для Санкт-Петербурга эта выставка имеет особое значение. Это Морская столица России, где хранятся на эталонном уровне традиции Флота».

В свою очередь, заместитель директора Центрального Военно-Морского музея по научно-экспозиционной и выставочной работе Людмила Худякова, «обращаясь к гостям и участникам церемонии, отметила некоторые особенности представленной Центральным военно-морским музеем выставки: «  Наш музей попытался найти свой взгляд на творчество мастера, представив работы, которые обычно не увидишь в постоянной экспозиции музея. Здесь Айвазовский не только мастер батальной марины, столь привычной для посетителей Центрального военно-морского музея. Он здесь еще и  романтичный, тонкий, нежный.  Особый колорит выставке придают работы мастера, предоставленные нам музеем-заповедником «Петергоф», на которых Айвазовский предстает не только летописцем морских побед и сражений, а тонким, полным лиризма художником, – сказала Людмила Худякова.

О представленных на выставке работах мастера, представляющих особый интерес для любителей и знатоков творчества Ивана Айвазовского, рассказала заведующая фондовым отделом ГМЗ «Петергоф» Ольга Захарова:

«Поклонники творчества Айвазовского на выставке смогут увидеть работы, которые обычно не представлены в постоянной экспозиции, так как акварели требуют особого ухода за собой и условий хранения и их нельзя долго выставлять».

«Сегодня же у всех желающих появилась счастливая возможность открыть для себя новую грань таланта Ивана Айвазовского. Появилась она благодаря сотрудничеству двух музеев, которое, надеюсь, и впредь будет давать столь же прекрасные результаты», – отметила Ольга Захарова, пожелав выставке успешной работы.

Выставка предлагает зрителю ещё раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остаётся одним из наиболее востребованных и любимых в мире.

В экспозиции выставки представлены полотна исторического и батального жанров, жизни и быта моряков в мирное время. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», «Захват пароходом «Россия» турецкого транспорта «Мерсина» –  картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминаниям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведения, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Черноморского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Иван Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого формата (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севастополя Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императором и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии.

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пересекал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, –  они и стали излюбленными мотивами, из которых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией моря.

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации