В постоянной готовности

Спасатель должен быть начеку ежеминутно.
Спасатель должен быть начеку ежеминутно.

Аварийно-спасательный отряд в составе УПАСР Северного флота был сформирован в конце 2012 года.

Сейчас на его вооружении находятся более тридцати спасательных, буксирных и килекторных судов, водолазных и пожарных катеров, а также других плавучих средств, составляющих так называемый корабельный парк, выполняющий задачи поискового и аварийно-спасательного обеспечения.

Одно из таких судов – спасательный буксир СБ-406, на котором мне недавно выпало побывать и даже постоять на капитанском мостике. Это, пожалуй, самое таинственное место на судне. Здесь можно понять, как и для чего всё устроено, и даже в какой-то мере почувствовать себя капитаном.
Но капитан на судне уже есть – Вячеслав Крысанов. Вместе со старшим помощником Андреем Налимовым он подробно рассказал об устройстве и оборудовании необычного судна.
Оказывается, СБ-406 построен в 1984 году. Но, несмотря на почтенный возраст, он в отличной форме, его техническое состояние можно признать отличным. Конечно, в этом огромная заслуга всей команды буксира.
Основное орудие, которым оснащено судно, – буксирные установки. Судно-спасатель имеет автономный медицинский блок, предусматривающий госпитализацию и постоперационное наблюдение пострадавших, подводно-технический комплекс, рассчитанный на выполнение работ на глубине до 60 метров, две лебёдки для буксировки больших и малых объектов, пожарный комплекс с четырьмя лафетами, каждый из которых в течение часа может подать до 500 тонн воды под высоким давлением, крановые установки, способные передать груз на расстояние до 18 метров. В общем, имеется всё, что может понадобиться для спасения терпящих бедствие на море.
Специалисты судна СБ-406 оказывают помощь терпящим бедствие подводным лодкам и над­водным кораблям, проводят в случае необходимости поисковые операции и выполняют сложные водолазные работы, занимаются тушением пожаров, эвакуацией экипажей лежащих на грунте субмарин.
– Ситуации могут быть самые разные: пожар на борту, потеря хода, эвакуация и оказание помощи раненым, водолазные работы различной степени сложности. Выносливость, оперативность и смелость – без этих качеств не обойтись ни одному спасателю, – поясняет капитан судна Вячеслав Крысанов.


Выносливость, оперативность и смелость – без этих качеств не обойтись ни одному спасателю


 За кормой спасательного буксира десятки тысяч морских миль, обеспечение дальних походов отрядов кораблей Северного флота. Кроме этого, экипаж СБ-406 неоднократно участвовал в государственных испытаниях строящихся и модернизирующихся атомных подводных лодок, выполнял задачи поисково-спасательного обеспечения сил флота в дальней океанской зоне. География присутствия – от моря Лаптевых до Аденского залива, включая трансатлантические переходы в акватории Карибского моря.
По итогам выполненных задач в Средиземном море несколько членов экипажа СБ-406 были награждены медалью «За трудовую доблесть». Такой чести удостоились второй помощник капитана Евгений Тимилов, второй электромеханик Владимир Попович, боцман Сергей Мысовский и старший матрос Александр Мендрик. А медалью «За боевое содружество» в свою очередь были отмечены первый электромеханик Виталий Гуменюк и начальник радиостанции Михаил Пирожников.
В начале декабря этого года спасательный буксир вернулся из дальнего похода в главную базу Северного флота. Как рассказал Вячеслав Крысанов, экипаж СБ-406 обеспечивал межфлотские переходы фрегатов Черноморского флота «Адмирал Григорович» и «Адмирал Макаров», которые проходили программу испытаний в акватории Баренцева моря. Спасательный буксир за время дальнего похода прошёл более 12 тысяч морских миль.
– Во время этого похода наш экипаж провёл ряд тренировок по оказанию помощи кораблям, терпящим бедствие в условиях штормового моря в районах Северо-Восточной Атлантики, – рассказывает Вячеслав Крысанов.
По словам старшего помощника капитана Андрея Налимова, работа военного спасателя сложная, тяжёлая, но интересная.
Чтобы спасение было своевременным и эффективным, экипаж корабля-спасателя постоянно совершенствует морскую выучку, тренируется в условиях штормового моря. Личный состав судна регулярно отрабатывает действия по оказанию помощи экипажу аварийной подводной лодки и спасению её личного состава, обследованию корпуса лодки с помощью необитаемых подводных аппаратов, организации эвакуации экипажа и его подъёма на поверхность с помощью глубоководного спасательного аппарата и, конечно, оказанию квалифицированной медицинской помощи.
Ежедневное совершенствование профессиональных навыков военных спасателей Северного флота – главный залог успеха. Спасатель должен быть начеку ежеминутно.

Автор  Владлена КЛЮШИНА.