В небе — огненный «Уран»

Корвет «Стойкий» произвёл боевую стрельбу противокорабельным ракетным комплексом «Уран».

Выход в море — ранним утром. На улице колючий мороз и тьма, едва расцвеченная прожекторами соседних кораблей. До района стрельбы идти часа четыре. За это время экипажу необходимо провести подготовительную работу и получить допуск на выполнение боевого упражнения.

— Учебная тревога! Ракетная атака! Ракетное ударное оружие к бою! Начать предстартовую подготовку! — на ГКП звучат чёткие команды командира корабля капитан-лейтенанта Артура Гарибяна.

Сколько раз экипаж отрабатывал действия по этим командам, выполняя электронные ракетные пуски по имитированным целям! Но сегодня — реальная стрельба по морской мишени, находящейся на удалении семи километров. В туманной дымке практически не видна линия горизонта, что уж говорить о мишени. А вот на экранах корабельных РЛС она — под пристальным наблюдением моряков.

Ракетное, артиллерийское, торпедное вооружение новейшего многоцелевого корабля с помощью цифровых вычислительных комплексов связано воедино с радиолокационными и гидроакустическими станциями, благодаря этому современный корвет способен контролировать на большом удалении от себя десятки различных целей: воздушных, надводных и подводных. Контролировать и при необходимости вести по ним огонь.

— Товарищ командир, данные целеуказания введены! — докладывает техник БЧ-2 мичман Александр Бухачёв и готовится специальным ключом открыть кнопку пуска. В динамиках боевой корабельной трансляции гремит командирское:

— Включить цепь стрельбы! Стрельбу разрешаю! Командиру боевой части два — залп!

— Есть залп! — эхом проносится на ГКП голос командира БЧ-2 капитан-лейтенанта Романа Александрова.

Нажата маленькая кнопка на приборной панели, слышится гул реактивного двигателя, и корабль, содрогнувшись, будто выталкивает ракету, устремляющуюся к морскому мишенному щиту. Корвет «Стойкий» атакует надводную цель. Для её поражения потребуется несколько секунд.

Вообще, скорость современного морского боя — почти как скорость звука. На принятие решения командиру отведены секунды, экипажу для реализации командирского замысла — максимум минуты. И подводя итог действиям своих подчинённых, капитан-лейтенант Артур Гарибян с удовлетворением отмечает, что при выполнении ракетных стрельб экипаж действовал слаженно, боевой расчёт работал на высоком профессиональном уровне, замечаний по работе личного состава, материальной части не было. В целом с поставленной задачей моряки справились на оценку «отлично».

Командир на «Стойком» — с мая прошлого года. Примерно в это же время на корвет прибыли командир ракетно-артиллерийской боевой части капитан-лейтенант Роман Александров и техник БЧ-2 мичман Александр Бухачёв. А в июне корабль уже выполнял задачи боевой службы. Совместно с танкером «Кола» и морским буксиром «Виктор Конецкий» за 27 походных суток было пройдено 6,5 тысячи миль в Балтийском, Северном и Норвежском морях. Правда, без выполнения боевых упражнений. Нынешняя ракетная стрельба для каждого из них — ещё один экзамен на профессиональную зрелость.

— Комплекс «Уран» отработал на отлично, — с гордостью делится итогом выполненного боевого упражнения командир БЧ-2. Офицерскую службу по окончании Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф.Ушакова в 2012 году Роман Александров начинал в Кронштадте на МПК «Зеленодольск». Через пару лет — курсы переподготовки Военного института дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге. Затем — новейший корвет.

— Комплекс «Уран» отработал на отлично, — с гордостью делится итогом выполненного боевого упражнения командир БЧ-2. Офицерскую службу по окончании Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф.Ф.Ушакова в 2012 году Роман Александров начинал в Кронштадте на МПК «Зеленодольск». Через пару лет — курсы переподготовки Военного института дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге. Затем — новейший корвет.

— Радует, что у нас есть такой комплекс, очень простой, но при этом надёжный, — с твёрдостью в голосе говорит Денис. — Все мои четыре стрельбы — с оценкой «отлично».

Молодой человек начал службу в 2006 году в Севастополе. После учебного подразделения был переведён в Балтийск. В 2007 году подписал контракт. Сейчас в его обязанности входит эксплуатация вверенной техники, оружия, технических средств, а также обучение подчинённого личного состава. Сегодняшние действия боевого расчёта мичман Д.Ильинский оценивает на отлично. Опытный ракетчик говорит, что всё было выполнено слаженно, аккуратно, организованно. Что может быть приятнее, чем оценка коллеги по оружию?

Вот тут, казалось бы, можно было поставить точку. Корабль, проведя стрельбу, возвращается в родную базу. Но разве будет правильным не упомянуть о вкладе в общий успех других военнослужащих? Разве, например, командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Алексей Минаков на командном посту энергетики и живучести трудился меньше, чем ракетчики? При нахождении в море здесь обеспечивали работу двигателей и вспомогательных механизмов вахтенные мотористы. Контроль за энергетической установкой, подачей электропитания всем корабельным потребителям, соблюдением параметров сети осуществляли вахтенные электрики. Трюмные обеспечивали бесперебойную работу топливных, масляных и водяных систем, оборудования охлаждения, взрывопожаробезопасности.

— Какая бы ни была погода, какие бы задачи ни решал корабль, наша работа всегда одинакова, и мы должны выполнять её одинаково качественно, — говорит капитан-лейтенант А.Минаков.

О роли штурмана в результативности выполнения задачи командир корабля рассказал отдельно.

— Капитан-лейтенант Антон Бекешев, можно сказать, талант в своём деле. Я не оговорился. По отношению к нему любые другие определения будут просто бессмысленны. Перед каждым выходом в море командир БЧ-1 расписывает на карте все основные моменты будущей боевой задачи с учётом всех возможных нештатных ситуаций. А такие ситуации, правда, в учебном варианте, обычно начинаются сразу же по выходу из ограждённой зоны Балтийской ВМБ, будь то уклонение от обнаруженной плавающей мины, преодоление скрытно выставленной неприятелем минной банки или маневрирование при уклонении от атаки воздушного противника.

— В наиболее напряжённые минуты боя капитан-лейтенант А.Бекешев сохраняет хладнокровие, а его расчёты наиболее точные. Видно, что он как специалист умеет мыслить не только в плоскости карты, но и в пространстве всего события, — характеризовал капитан-лейтенант Артур Гарибян своего штурмана.

Заместитель командира корабля по военно-политической работе капитан 3 ранга Евгений Мунтян отмечает, что экипаж корвета комплектуется военнослужащими контрактной службы: дело в руках профессионалов. Во время стрельб все на своих местах: механики обеспечивают корабль энергией, штурманы занимаются прокладкой курса, ракетчики непосредственно выполняют стрельбу. А разве коки не участвуют в общем деле?! Они кормят моряков! Сытый военнослужащий трудится с большим энтузиазмом. Так что каждый вносит вклад в выполнение общей задачи.

— Сегодня быть военным моряком престижно, — продолжает Е.Мунтян. — У нас хорошие условия: корабль новый, на нём вкусно кормят, денежное довольствие солидное. Где ещё найти такую работу? Ну, и мы постоянно выполняем задачи в море, а в этом есть своего рода морская романтика.

Средний возраст военнослужащих — 27 лет. Молодой корабль — молодой экипаж. А вот задачи, которые перед ним стоят, далеко не простые. Их успешное выполнение зависит от каждого, вплоть до матроса, например, от 19-летнего Сергея Бушуева из боцманской команды. Он занимается швартовками, хозяйственными вопросами, поддержанием корвета в надлежащем состоянии. Родом юноша из столицы Чувашии. В Чебоксарах учился в техникуме строительных технологий, планировал стать газосварщиком, но во время службы по призыву, которую проходил на флоте, решил поменять профессию. Сергей уже побывал в Северном море, пересёк нулевой меридиан, назвав это событие важнейшим в своей биографии, и не сомневается, что его ждёт увлекательная, интересная служба.

Хозяйственными вопросами на корвете занимается и вестовой офицерской кают-компании старший матрос контрактной службы Сергей Корнеев, тоже оставшийся на корабле после срочной службы. Один из его талантов — умение готовить вкуснейший кофе, который по флотской традиции подаётся в стаканах с медными подстаканниками, — на «Стойком» известен всем. Бодрящий напиток — важное дело для моряка, уверен Сергей, особенно во время выхода в море, когда необходимо, чтобы зрение было острым, а реакция — молниеносной.

Юрий ДМИТРИЕВ, фото автора, корвет «Стойкий», Балтийское море.

Газета “Страж Балтики”